Каковы внешние признаки совершенства?



 

नयनं गलदश्रुधारया वदनं गदगदरुद्धया गिरा
पुलकैर्निचितं वपुः कदा तव नाम-ग्रहणे भविष्यति

найанам̇ галад-аш́ру-дха̄райа̄
ваданам̇ гадгада-руддхайа̄ гира̄
пулакаир ничитам̇ вапух̣ када̄
тава на̄ма-грахан̣е бхавишйати

 

АНВАЯ

(О мой Господь!) тава на̄ма-грахан̣е — во время повторения Твоего святого имени; (мама — мои); найанам — глаза; галад-аш́ру-дха̄райа̄ — переполняют потоки слез; ваданам̇ — мне горло; гадгада — перехватывает; руддхайа̄ гира̄ — прерывается голос; вапух̣ — по всему телу; пулакаих̣ ничитам — волосы поднимаются дыбом от экстаза; када̄ бхавишйати — когда же это произойдет?

 

ПЕРЕВОД

«О Прабху! Когда из глаз моих польются потоки слез, когда голос мой прервется, а волосы на теле поднимутся дыбом от восторга при повторении Твоего святого имени?»

 

***

 

ШРИ САНМОДАНА БХАШЬЯ

 

В пяти первых шлоках описывалось последовательное развитие парама-дхармы. Это выражение означает «посредством бхакти как проявления хладини-шакти обнаружить изначальную вечную природу дживы». Этот процесс, начинающийся со шраддхи, описан в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15—16):

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ништ̣ха̄ ручис татах̣
атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати
са̄дхака̄на̄м айам̇ премнах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣

Вера приводит к общению со святыми, то есть садхусанге, и человек вступает на путь бхакти, состоящий из девяти анг, таких как шравана — слушание, киртана — повторение, смарана — памятование, пада-севана — служение лотосным стопам Господа, арчана — поклонение Господу в храме, вандана — вознесение молитв и предложение поклонов, дасья — беззаветное служение Господу, сакхья — дружба с Ним, атма-ниведана — полное предание Господу. Практикуя эти составляющие бхакти, можно достичь самоосознания, атма-сварупы, и избавиться от невежества в форме анартх (анартха-нивритти). После этого последовательно наступают ништха (непоколебимость), ручи (вкус), асакти (привязанность к Господу) и в итоге — бхава. Бхакти на уровне бхавы достигает своего чистого состояния, которое более не меняется. Бхаву также называют рати и сравнивают с ростком премы, а саму прему — с полностью распустившимся цветком бхакти. Если на стадии садхана-бхакти из всех составляющих бхакти наиболее важны шравана и киртана, то на стадии бхава-бхакти особое значение приобретает шри-кришна-нама-санкиртана.

 

ДЕВЯТЬ ПРИЗНАКОВ БХАВЫ

 

В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.25—26) описываются следующие девять признаков бхавы:

кша̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́ӯнйата̄
а̄ш́а̄-бандхах̣ самуткан̣т̣ха̄ на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣
а̄сактис тад-гун̣а̄кхйа̄не прӣтис тад-васати-стхале
итй-а̄дайо ’нубха̄ва̄х̣ сйур джа̄та-бха̄ва̄н̇куре джане

1) кшанти —преданный остается спокоен, несмотря на причину для волнения; 2) авьяртха-калатва — он не теряет понапрасну время, полностью посвящая себя бхакти;

3) виракти — он не привязан к объектам чувственного наслаждения; 4) мана-шуньята — он свободен от гордыни;

5) аша-бандха — он имеет нерушимую надежду достичь Бхагавана; 6) уткантха — он имеет сильное стремление к Господу; 7) нама-гане-сада-ручи — он испытывает сильный вкус к повторению святого имени; 8) асактис-тад-гунакхьяне — он имеет привязанность к слушанию и повествованию о качествах Бхагавана; 9) притис-тад-васати-стхале — он испытывает любовь к местам, где Господь проводил Свои трансцендентные игры.

 

ПРИРОДА БХАВЫ

 

Бхава-бхакти описывается в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.1):

ш́уддха-саттва-виш́еша̄тма̄ према-сӯрйа̄м̇ш́у-са̄мйа-бха̄к
ручибхиш́ читта-ма̄ср̣н̣йа-кр̣д асау бха̄ва учйате

Когда сердце тает под влиянием ручи, или сильного желания достичь Господа, садхана-бхакти сменяется бхавабхакти. Бхава представляет собой проявление вишуддхасаттвы. Это самопроявляющаяся функция чит-шакти, состоящей из энергий хладини, сандхини и самвит. Посредством этих энергий Господь являет Себя преданному вместе со всем Своим окружением. Это означает, что бхава не подвержена влиянию материальной природы и сравнивается с лучом (кираной) солнца према-бхакти. Из приведенного выше стиха следует, что бхава-бхакти, или рати, — это росток премы, ее частица. Это подтверждается следующими двумя стихами из тантры и «Падма-пураны», которые цитируются в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.2-3):

премн̣ас ту пратхама̄вастха̄ бха̄ва итй абхидхӣйате
са̄ттвика̄х̣ свалпа-ма̄тра̄х̣ сйур атра̄ш́ру-пулака̄дайах̣

дхйа̄йам̇ дхйа̄йам̇ бхагаватах̣ па̄да̄мбуджа-йугам̇ тада̄
ӣшад-викрийама̄н̣а̄тма̄ cа̄рдра-др̣шт̣ир абхӯд асау

«Према на начальной стадии называется бхава, когда вызванные шуддха-саттвой проявления экстаза, такие как слезы, волосы, вставшие дыбом, и другие присутствуют в очень незначительной степени. Эти проявления экстаза берут начало в вишудха-саттве и называются саттвика-бхавами. Во время медитации на лотосные стопы Бхагавана на уровне бхавы, сердце тает, и слезы текут из глаз».

Согласно этому утверждению, анубхавы и саттвикабхавы, с огромной силой проявляющиеся на уровне премы, на уровне бхавы выражаются в незначительной степени.

 

АНУБХАВЫ БХАВА-БХАКТИ

 

То, что служит внешним выражением духовных эмоций в сердце, называется анубхавами. Существует тринадцать анубхав, и все они описаны в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.2.2):

нр̣тйам̇ вилут̣хитам̇ гӣтам̇ крош́анам̇ тану-мот̣анам
хун̇ка̄ро джр̣мбхан̣ам̇ ш́ва̄са-бхӯма̄ лока̄н апекшита̄
ла̄ла̄сраво ’т̣т̣а-ха̄саш́ ча гхӯрн̣а̄-хикка̄дайо ’пи ча

1) нритьям — танцевать, 2) вилутхитам — кататься по земле, 3) гитам — петь, 4) крошанам — пронзительно кричать, 5) тану-мотанам — корчиться, 6) хункаро — рычать, 7) джримбханам — открывать рот, 8) шваса-бхума — вздыхать, 9) локанапекшита — не замечать окружающих, 10) лаласрава — пускать слюну, 11) аттахаса — хохотать, 12) гхурна — испытывать головокружение, 13) хикка — икать.

 

САТТВИКА-БХАВЫ БХАВА-БХАКТИ

 

В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.3.16) описывается восемь саттвика-бхав, проявлений экстаза, вызванных вишуддха-саттвой:

те стамбха-сведа-рома̄н̃ча̄х̣ свара-бхедо ’тха вепатхух̣
ваиварн̣йам аш́ру-пралайа итй ашт̣ау са̄ттвика̄х̣ смр̣та̄х̣

1) стамбха — оцепенение, 2) сведа — испарина, 3) романча — волосы дыбом, 4) сварабхеда — прерывающийся голос, 5) кампа — дрожь, 6) вайварнья — бледность, 7) ашру — слезы, 8) пралая — прекращение всякой жизнедеятельности и потеря сознания. Из всех видов саттвика-бхав и анубхав на стадии бхавы особенно заметны танец, пение, слезы, волосы дыбом и прерывающийся голос.

Драгоценный камень среди наставников, Шри Чайтанья Махапрабху, описал состояние бхавы: «О Кришна! О Нанданандана! Когда же потоки слез хлынут из моих глаз при повторении Твоего святого имени? Когда от волнения мне горло сдавит и голос прервется? Когда волосы на моем теле поднимутся дыбом? О Натха! Пожалуйста, яви свою милость, чтобы эти признаки экстаза поскорее проявились во мне при повторении Твоего святого имени».

 

ШРИ ЧАЙТАНЬЯ-ЧАРИТАМРИТА

(Антья-лила, 20.37)

«према-дхана вина̄ вйартха даридра джӣвана
‘да̄са’ кари’ ветана море деха према-дхана»

«Без богатства любви к Богу (према-дханы) эта жалкая жизнь не имеет смысла. О Прабху! Пожалуйста, прими меня Своим слугой и даруй сокровище премы».

 

ШИКШАШТАКА

Песня шестая (Гитавали)

апара̄дха-пхале мама, читта бхела ваджра-сама,
тува̄ на̄ме на̄ лабхе вика̄ра
хата̄ш́а хаӣйе хари, тава на̄ма учча кари’,
бад̣а дух̣кхе д̣а̄ки ба̄ра-ба̄ра

дӣна дайа̄майа карун̣а̄-нида̄на
бха̄ва-бинду деи ра̄кхаха пара̄н̣а

кабе тава на̄ма учча̄ран̣е мора
найане джхараба дара-дара лора

гадгада-свара кан̣т̣хе упаджаба
мукхе бала а̄дха а̄дха бахира̄ба

пулаке бхараба ш́арӣра ха̄ма̄ра
сведа-кампа-стамбха хабе ба̄ра-ба̄ра

виварн̣а-ш́арӣре ха̄ра̄оба джн̃а̄на
на̄ма-сама̄ш́райе дхарабун̇ пара̄н̣а

милаба ха̄ма̄ра кийе аичхе дина
роойе бхактивинода мати хӣна

«О Прабху! В результате оскорблений мое сердце стало тверже, чем удар молнии. Оно не тает, когда я повторяю Твое святое имя. Я пребываю в глубоком унынии. Удрученный страданиями, я снова и снова взываю к Тебе, повторяя Твое имя: Ты необычайно милостив, даруй же мне каплю бхавы и спаси мою жизнь от тревог.

Наступит ли тот благословенный день, когда потоки слез хлынут из моих глаз при повторении Твоего святого имени? Когда мне перехватит дыхание и речь станет невнятной? Когда волосы на моем теле поднимутся дыбом от экстаза? Когда же все мое тело покроется испариной? Когда меня охватит дрожь? О Прабху! Когда я замру в оцепенении? Когда, переполненный бхавой, я побледнею и потеряю сознание? Придя в себя, я буду поддерживать свою жизнь силой Твоего святого имени. Проливая потоки слез, этот Бхактивинода, утративший всякий разум, спрашивает: “Наступит ли такой день для этой несчастной души?”»

 

ВИВРИТИ

 

«О Гопиджана-валлабха! Когда же слезы любви потоком хлынут из глаз этой гопи, воспевающей Твое святое имя? Когда мой голос прервется, и волосы на теле поднимутся дыбом от экстаза? Когда меня охватит это состояние?» Такая молитва — это пример лаласамайи-вигьяпти. Слово вигьяпти означает один из видов просьбы или смиреной молитвы. Молитва бывает трех видов: 1) сампрартханатмика — молитва от чистого сердца, когда Господу предлагают свое тело, ум — все, чем человек обладает. Так молится тот, у кого еще не пробудилась рати, или бхава, но он жаждет ее обрести; 2) дайньябодхика — молитва, обнаруживающая собственную ничтожность и бесполезность;

3) лаласамайи — это молитва того, в ком пробудилась рати. Слово лаласа означает сильное желание. С появлением в сердце рати приходит сильное желание служить Господу определенным образом согласно своей стхайибхаве. Это молитва о служении, которое преданный всегда жаждет.

Пример лаласамайи-вигьяпти дается в «Бхакти-расамритасиндху» (1.2.156):

када̄хам̇ йамуна̄-тӣре на̄ма̄ни тава кӣртайан
удва̄шпах̣ пун̣д̣арӣка̄кша рачайишйа̄ми та̄н̣д̣авам

[Нарада Муни обращается к Господу]: «О Пундарикакша (лотосоокий Господь Кришна)! Когда же при пении Твоего святого имени мой голос прервется и горло сдавит от экстаза? Когда во власти глубоких духовных чувств я буду танцевать на берегу Ямуны, как безумный, не замечая никого вокруг?»

Что же касается санкиртаны (повторения) второстепенных имен Господа, таких как Брахма, Параматма, Ишвара, Джаганнатха и так далее, то она не позволит испытать прему. Только главные имена Господа, такие как Кришна, Говинда и Рама, пробуждают прему. Поэтому Шри Гаурасундара сказал: ш́рутам апй аупанишадам̇ дӯре харикатха̄мр̣та̄т йан на санти дравач-читта-кампа̄ш́ру-пулака̄дайах̣ — «Упанишады не касаются исполненных нектара тем о Господе Хари. Поэтому они не могут растопить сердце живого существа или дать ему пережить экстатическую дрожь, слезы или поднимающиеся дыбом волосы».

 

КОММЕНТАРИЙ

Повторение второстепенных имен (гауна-намы) не приносит премы, потому что в этих именах отсутствуют лилы и мамата, чувство близких отношений с Господом. Чувство маматы служит главной характеристикой премы. Близкие отношения влекут за собой множество прекрасных игр. Без этого чувство премы не приходит. Повторение мукхья-намы и медитация на игры Кришны с гопи даруют особый вид премы, под влиянием которой преданный забывает не только о своем теле, но и обо всем на свете. Иногда он катается по земле, иногда плачет, смеется, танцует или поет. Такого не происходит во время повторения гаунанамы, потому что эти имена не содержат лилы и маматы. Когда вы поете имя «Яшода-нандана»: ха̄ ш́рӣ йаш́ода̄танайа прасӣда — «О сын Яшоды, будь доволен мной», сердце переполяют многие чувства, которые не возникают, когда вы поете «Ишвара».

* * *

 

Тема Брахмана, обсуждаемая в Упанишадах, неизмеримо далека от нектарных рассказов о Господе Хари. Во время хари-катхи сердце может растаять, и на теле проявятся восемь саттвика-бхав, таких как слезы, дрожь по телу, поднимающиеся волосы и так далее. Этот стих не относится к тем, кто плаксив по природе, как например, женщины, и тем, кто любит выставлять напоказ свои чувства, не находясь на уровне рати или бхавы. Такая демонстрация называется бхава-абхасой, а не шуддха-бхакти.

Но в сердце чистого преданного есть спонтанное желание служить Господу, и его ум и все тело, которые теперь доставляют удовольствие Кришне, подчиняются нитья-бхаве, переполняющей его. Его сердце, свободное от всех анартх, тает, и в теле проявляются саттвика-бхавы и другие признаки экстаза.

Те, кому недостает веры, подражают поведению махабхагават и имитируют признаки экстаза, обманывая людей. Такие ложные чувства не имеют никакого отношения к шуддха-бхакти. У чистого преданного, в котором пробудилась рати и который практикует бхакти, идя по стопам своих учителей, саттвика-бхавы и анубхавы проявляются естественным образом.

 

СТИХИ «ШРИ БХАДЖАНА-РАХАСЬИ»

 

Стихи из «Шримад-Бхагаватам» (11.3.30—31) говорят о необходимости самоотверженно практиковать намабхаджан и киртану в обществе чистых преданных, чтобы обрести бхава-бхакти:

параспара̄нукатханам̇ па̄ванам̇ бхагавад-йаш́ах̣
митхо ратир митхас тушт̣ир нивр̣ттир митха а̄тманах̣

смарантах̣ сма̄райанташ́ ча митхо ’гхаугха-харам̇ харим
бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄ бибхратй утпулака̄м̇ танум

«Общение с чистыми преданными дает возможность постоянно воспевать и обсуждать славу и трансцендентные игры Господа, по своей природе очищающие и дарующие высочайшие добродетели. Такое общение приносит три результата: оно усиливает чувство заботы и любви между преданными, позволяет им испытать взаимное счастье и вдохновляет их помогать друг другу освободиться от всех материальных привязанностей и страданий. Всему этому можно научиться в общении с преданными.

Таким образом, преданные постоянно помнят о Господе Хари, уничтожающем все грехи. Они помогают друг другу хранить в сердце память о Господе. Благодаря према-бхакти, пробуждающейся посредством садхана-бхакти (бхактйа̄сан̃джа̄тайа̄-бхактйа̄), они постоянно памятуют о Бхагаване, и в их телах проявляются трансцендентные признаки экстаза, такие как поднявшиеся дыбом волосы».

В связи с этим Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Бхаджана-рахасье» (6.12):

бхакта-ган̣а параспара кр̣шн̣а катха̄ га̄йа
та̄хе рати, тушт̣и, сукха параспара па̄йа
хари-смр̣ти нидже коре, анйере кара̄йа
са̄дхане удита бха̄ве пулака̄ш́ру па̄йа

«Преданные постоянно обсуждают между собой темы, связанные с Господом Кришной. Они целенаправленно погружаются в такие обсуждения, которые создают настоящую основу взаимных любовных отношений, удовлетворения и счастья. Они помнят о Бхагаване Шри Хари и помогают это делать другим. Поскольку они непрерывно следуют садхане, в их сердцах проявляется бхава, вызывающая восемь саттвика-бхав, таких как слезы и поднявшиеся дыбом волосы».

Признаки экстаза на стадии бхавы описаны в «ШримадБхагаватам» (11.3.32):

квачид рудантй ачйута-чинтайа̄ квачид
дхасанти нанданти вадантй алаукика̄х̣
нр̣тйанти га̄йантй ануш́ӣлайантй аджам̇
бхаванти тӯшн̣ӣм̇ парам этйа нирвр̣та̄х̣

«Преданные на стадии бхавы практикуют бхакти совершенным образом. Они свободны от ложного отождествления себя с телом и отличаются от мирских людей тем, что постоянно поглощены глубокими размышлениями о Господе. В этом состоянии они плачут, смеются, радуются, взывают к Господу, танцуют, поют или разыгрывают сцены о трансцендентных деяниях Господа Хари. Обретя непосредственное общение с Господом, они успокаиваются и замолкают».

В связи с этим Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Бхаджана-рахасье» (6.14):

бха̄водайе кабху ка̄нде кр̣шн̣а чинта̄ пхале
ха̄се а̄нандита хайа, алаукика-бале
на̄че га̄йа, кр̣шн̣а-а̄лочане сукха па̄йа
лӣла̄-анубхаве хайа, тушн̣ӣм-бхӯта пра̄йа

«Преданный, в сердце которого пробудилась бхава, глубоко погружается в мысли о Кришне, и на глазах у него выступают слезы. Пребывая в глубоком экстазе, иногда он смеется, радуется, странно говорит, танцует или поет. Иногда он ликует от счастья, непосредственно увидев Кришну, или замолкает, созерцая игры Господа в своем сердце». В такие минуты можно наблюдать, что значат для этого преданного места, дорогие для Шри Кришны. Об этом говорится в следующем стихе «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.156):

када̄хам̇ йамуна̄-тӣре на̄ма̄ни тава кӣртайан
удва̄шпах̣ пун̣д̣арӣка̄кша рачайишйа̄ми та̄н̣д̣авам

[Нарада Муни обращается к Господу]: «О Пундарикакша! Когда же мне сдавит горло и голос прервется от экстаза при пении Твоего святого имени? Когда во власти глубоких духовных чувств я буду танцевать на берегу Ямуны, как безумный, не замечая ничего вокруг?»


Шлока седьмая


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!