Семь превосходных результатов



Шри-Кришна-Санкиртаны

 

1. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ — очищается зеркало сердца

В первых словах чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ говорится об истинной природе дживы. Согласно Шри Дживе Госвами, индивидуальное живое существо представляет собой крошечную частицу Верховной Абсолютной Истины, а именно, Его энергии джива-шакти. Подобно атомарным частицам света, которые исходят от солнца, живые существа являются крошечными частицами духа, изошедшими из Абсолютной Истины, которая всегда пребывает в Своей сварупе и является олицетворением всей трансцендентной расы.

Шри Баладева Видьябхушана, автор «Шри Говинда-бхашьи», комментариев к «Веданта-сутре», также описывает Верховного Господа как вибху-чайтанью, всепронизывающее сознание, а дживу — как ану-чайтанью, крошечное сознание. Верховный Господь вечно обладает бесчисленными трансцендентными качествами, дарующими благую удачу. Его чистое эго проявляется одновременно как абсолютное знание и как обладатель знания*.

* Здесь эго означает «я».

Подобным образом джива тоже в некоторой степени обладает трансцендентными качествами и чистым эго, которое проявляется как знание и как обладатель знания. Это не противоречит логике, потому что отличительные качества солнца, такие как тепло и свет, присущи также частицам солнечного света.

В отношении Господа и живых существ можно сказать, что Господь один (то есть, Ему нет равных), Он независим, Он — вместилище всех энергий. Он входит в материальную природу и управляет ею. Он создает материальный мир и поддерживает его. Он является средоточием духовного блаженства. Он вечно пребывает в Своей сварупе и посредством бхакти дарует према-расу тем, кто хочет изведать ее вкус.

Дживам нет числа. Как в обусловленном, так и в освобожденном состоянии они находятся в разнообразных условиях жизни. Как только они отвлекают свое внимание от Господа, они оказываются в плену у материальной природы. Когда дживы обращают свой взор к Господу, завеса майи, скрывающая их чистую природу и качества, спадает. Тогда они становятся способны непосредственно осознать свое духовное тело.

Отсюда следует, что дживы являются частицами духовного сознания. Они обладают духовной природой, которая состоит из чистого эго, чистого сознания и духовного тела. Когда они отвлекают свой взор от Господа и отдаются иллюзорным материальным наслаждениям, их чистое эго и чистое сознание оскверняются невежеством.

В этом стихе сердце сравнивается с зеркалом. В зеркале, покрытом пылью, невозможно увидеть собственное лицо, и точно так же живое существо не может увидеть свой истинный образ в сердце, оскверненном невежеством. Когда преданный обращается к практике бхакти, он вовлекается в процесс слушания и так далее. Тогда шри-кришна-санкиртана проявляется сама собой и полностью уничтожает невежество.

Таким образом джива обретает чистое сознание и утверждается в своем чистом эго. Это позволяет ей увидеть в зеркале своего чистого сознания следующие пять истин:

1) ишвару — Верховного Господа;

2) дживу — живое существо;

3) пракрити — материальную природу;

4) калу — время;

5) карму — деятельность ради плодов.

Когда зеркало сердца становится абсолютно чистым, в нем можно увидеть свою сварупу и осознать свой изначальный долг, свадхарму, который состоит в служении Бхагавану, бхагават-дасье.

 

2. Бхава-маха̄да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ — гасит лесной пожар материального бытия

Постоянные усилия в служении Бхагавану приводят к тому, что материалистические наклонности дживы преобразуются в склонность служить Господу Кришне. Здесь слово бхава означает материальное существование, поскольку джива вынуждена снова и снова рождаться в материальном мире. Повторяющиеся рождение и смерть сравниваются со всепожирающим лесным пожаром (маха̄да̄ва̄гни). Этот пылающий лесной пожар невозможно погасить никаким иным способом, как только шри-кришна-санкиртаной.

Здесь может возникнуть вопрос: прекращает ли повторять святое имя тот, кто познал свою свадхарму? Ответ: нет, никогда. Хари-санкиртана является нитья-дхармой живого существа. Выражение ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам используется в качестве определения и указывает, что повторение святого имени является вечным, естественным и характерным занятием живого существа.

 

3. Ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ — сияет лунным светом бхава-бхакти во имя высшего блага дживы

Живые существа, пойманные в ловушку майи, жаждут лишь материальных наслаждений и потому находятся в круговороте рождения и смерти, подвергаясь трем видам страданий материального мира. В противоположность этому уход от майи и полная преданность в служении Шри Кришне являются наивысшим достижением (ш́рейах̣) и в данном стихе сравниваются с белым лотосом кумудини, распускающимся в лучах успокоительного лунного света. Точно так же благодаря шри-кришна-санкиртане, которая сияет лунным светом бхава-бхакти, распускается белый лотос великой удачи дживы.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.3.31) говорится: бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄ — бхакти рождается из бхакти. Это означает, что прежде всего необходимо следовать процессу садхана-бхакти, занимаясь слушанием, повторением и так далее. На этом уровне преданный практикует абхасу, подобие истинной бхакти, благодаря чему в его сердце проявляется шуддха-бхакти. Здесь шри-кришна-санкиртана сравнивается с луной. Как в лучах лунного света распускается белый лотос, так и благодаря шри-кришна-санкиртане в сердцах уверовавших джив пробуждается бхава, или рати как проявление хладини-шакти, дарующая все возможные благословения.

 

4. Видйа̄-вадхӯ-джӣванам — является жизнью всего трансцендентного знания

Здесь возможен вопрос: когда те, кто достиг шуддхабхакти, обретут чистое духовное тело? В ответ Шри Шачинандана Гаурахари говорит: видйа̄-вадхӯ-джӣванам — «Санкиртана является самой жизнью трансцендентного знания». В действительности, у Бхагавана есть только одна шакти, которая действует двояко: как видья (знание) и авидья (невежество). Внутренняя энергия Господа, или йогамайя-сварупа-шакти, называется видья. Внешняя энергия, или махамайя, называется авидья, поскольку она отвечает за создание материального мира и покрывает (иллюзией) изначальный духовный образ живого существа и присущие ему качества.

Когда в сердце садхака-дживы, постоянно занятой слушанием и повторением, проявляется шуддха-бхакти, Бхактидеви, которая не оставляет в сердце ничего, кроме желания служить Господу, срывает с нее покров авидьи. Посредством видья-вритти, энергии знания, Бхакти-деви уничтожает грубое и тонкое тела дживы. Вместе с тем она проявляет изначальный чистый духовный образ дживы, и преданный обретает чистое духовное тело гопи, если его духовные качества позволяют ему наслаждаться мадхурья-расой*.

* Можно обрести тело в одной из пяти рас, будь то шанта, дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья согласно изначальной стхайибхаве.

Это доказывает, что шри-кришна-киртана является жизнью всего трансцендентного знания, которое сравнивается с вадху, супругой. Это сравнение сварупа-шакти с супругой Шри Кришны приобретает особое значение в контексте Его любовных игр, известных как лила-виласа.

 

КОММЕНТАРИЙ

Бхакти является функцией сварупа-шакти Господа. Шуддха-саттва — это сочетание таких аспектов сварупашакти, как хладини и самвит. Вместе с шуддха-саттвой приходит бхакти. Шуддха-саттва проявляется в сердце садхаки благодаря практике различных методов садханабхакти, таких как слушание, повторение и так далее, осуществляемой под руководством вечных спутников Господа, в сердцах которых пребывает шуддха-саттва.

Шуддха-саттву называют также рати или бхава. Практика бхакти на уровне рати позволяет бхава-бхакти перейти в према-бхакти. Сутью према-бхакти является бхава*, а сутью бхавы — махабхава. Эта махабхава принимает образ Шримати Радхики, или, другими словами, Шримати Радхика является олицетворением махабхавы. Поэтому там, где есть махабхава, присутствует Радхика.

* Не путать с бхава-бхакти; в данном случае речь идет о ступенях развития премы, таких как рати, снеха, ман, праная, рага, анурага, бхава, махабхава.

Шримати Радхика является олицетворением хладинишакти, вечного аспекта сварупа-шакти Шри Кришны. Шри Кришна — сарва-шактиман, и Шримати Радхика — Его шакти. Следовательно, Они едины по Своей природе. С целью лила-виласы, трансцендентных игр, Они вечно существуют как две личности. Далее Шримати Радхика проявляет Себя в многочисленных образах гопи. Бхакти как основная функция сварупа-шакти всегда присутствует в сердцах гопи. Именно Шримати Радхика является олицетворением сварупа-шакти и, соответственно, бхакти. Поэтому сварупа-шакти, также как и бхакти, сравнивается с возлюбленной супругой Шри Кришны.

 

5. А̄нанда̄мбудхи-вардханам — увеличивает океан блаженства

С полным уничтожением грубого и тонкого тел становится очевидно, что джива по своей природе бесконечно мала. Это может создать впечатление, что изначально присущая ей способность испытывать блаженство также бесконечно мала. Чтобы развеять это сомнение, Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что святое имя постоянно увеличивает океан блаженства, а̄нанда̄мбудхи-вардханам. То есть шри-кришна-санкиртана, совершаемая в освобожденном состоянии (в духовном теле), под влиянием энергии хладини беспредельно увеличивает трансцендентное блаженство дживы.

 

6. Прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам — позволяет на каждом шагу вкушать нектар во всей полноте

В этом состоянии джива, навечно утвердившаяся в одной из трансцендентных рас (дасье, сакхье, ватсалье или мадхуре), на каждом шагу вкушает нектар во всей полноте, поскольку ее привязанность к Шри Кришне постоянно усиливается. Шри Кришне присущи четыре исключительных качества: 1) лила-мадхурья — Он подобен волнующемуся океану удивительных игр, самой пленительной из которых является раса-лила; 2) према-мадхурья — Он окружен преданными, которые обладают несравненной мадхурапремой, возрастающей до уровня махабхавы; 3) вену-мадхурья — сладостный звук Его флейты привлекает ум каждого в трех мирах; и 4) рупа-мадхурья — Его необыкновенная красота приводит в изумление все движущиеся и неподвижные существа. Эти четыре исключительных качества Бхагавана Шри Кришны обладают неиссякаемой новизной. Дживы, у которых пробудилась према к Шри Кришне, постоянно наслаждаются этими четырьмя качествами Господа, никогда не чувствуя пресыщения и жаждая этой сладости все больше и больше. Они непрестанно пьют этот нектар, исполненный бесконечного разнообразия.

 

7. Сарва̄тма-снапанам̇ — премананда совершенно чиста

Здесь может возникнуть сомнение: желание собственного удовлетворения противоречат вишуддха-преме. Вкушая блаженство премы, джива испытывает наслаждение. Возможно ли это состояние назвать безупречным духовным блаженством премы? Чтобы рассеять это сомнение, Шри Чайтанья Махапрабху, драгоценный камень среди санньяси, сделал следующее истинное утверждение: сарва̄тма-снапанам — «Шри-кришна-санкиртана омывает живое существо как изнутри, так и снаружи, даруя ему чистоту и покой».

Ананда Кришны в состоянии премы полностью чиста. Другими словами, поскольку джива в состоянии премы приносит Шри Кришне чистейшее блаженство, она не имеет эгоистических желаний собственного наслаждения. Обретя духовное тело, джива становится служанкой Шримати Радхики — олицетворенной хладини-шакти, всегда погруженной в восторг махабхавы, — и черпает безграничное духовное блаженство в према-виласе Божественной Четы. Джива не имеет ни малейшего следа камы, материальных желаний, поскольку это противоречит природе премы.

Два слова сарва̄тма-снапанам указывают на высшую чистоту, лишенную таких недостатков, как растворение в безличном Брахмане (саюджья-мукти) и эгоистическое удовлетворение чувств.

Таким образом, шри-кришна-санкиртану украшают семь трансцендентных качеств. Она воплощает в себе вечность, блаженство и знание. Пусть же шри-кришна-санкиртана одержит полную победу, явив изумительные игры любви Шри Шри Радхи-Кришны!

 

КОММЕНТАРИЙ

Харинама подобна распускающемуся бутону лотоса. При постоянном повторении харинамы в сердце садхаки прежде всего проявляется имя (нама), а вслед за ним — образ Кришны, Его трансцендентные качества, игры и спутники, такие как гопы и гопи. Преданный непосредственно созерцает все это в своем сердце. Он познает также виласу, любовные игры Господа, в которые входит, оставляя свое материальное тело и обретая вечно духовное. В этом заключается особая слава святого имени, которое раскрывает према-виласу Шри Шри Радхи-Кришны.

 

ШРИ ЧАЙТАНЬЯ-ЧАРИТАМРИТА

(Антья-лила, 20.11, 13—14):

на̄ма-сан̇кӣртана хоите сарва̄нартха-на̄ш́а
сарва-ш́убходайа, кр̣шн̣а-премера улла̄са

сан̇кӣртана хоите па̄па-сам̇са̄ра-на̄ш́ана
читта-ш́уддхи, сарва-бхакти-са̄дхана-удгама

кр̣шн̣а-премодгама, према̄мр̣та-а̄сва̄дана
кр̣шн̣а-пра̄пти, сева̄мр̣та-самудре маджана

«Шри-кришна-санкиртана очищает сердце от всех видов анартх. Она избавляет от последствий грехов, совершенных на протяжении многих жизней, и материального бытия с присущим ему круговоротом рождения и смерти. Шри-кришна-санкиртана дарует все благословения, вдохновляя преданного практиковать все виды садханы, ведущие к према-бхакти. Когда приходит кришна-према, он познает ее нектарный вкус и обретает Шри Кришну. В конечном итоге, он целиком погружается в сладостный океан служения Шри Кришне и достигает безупречной чистоты и покоя».

 

ШИКШАШТАКА

Песня первая (Гитавали)

пӣта-варан̣а кали-па̄вана гора̄
га̄оуаӣ аичхана бха̄ва-вибхора̄

читта-дарпан̣а парима̄рджана-ка̄рӣ
кр̣шн̣а-кӣртана джайа читта-виха̄рӣ

хела̄ бхава да̄ва-нирва̄пан̣а-вр̣тти
кр̣шн̣а-кӣртана джайа клеш́а-нивр̣тти

ш́рейах̣-кумуда-видху джйотсна̄-прака̄ш́а
кр̣шн̣а-кӣртана джайа бхакти-вила̄са

виш́удха видйа̄-вадхӯ-джӣвана рӯпа
кр̣шн̣а-кӣртана джайа сиддха-сварӯпа

а̄нанда-пайо-нидхи-вардхана-кӣрти
кр̣шн̣а-кӣртана джайа пла̄вана-мӯрти

паде-паде пӣйӯша-сва̄да-прада̄та̄
кр̣шн̣а-кӣртана джайа према-видха̄та̄

бхактивинода сва̄тма-снапана-видха̄на
кр̣шн̣а-кӣртана джайа према-нида̄на

Шри Шачинандана Гаурахари, охваченный настроением Шримати Радхики и сияющий золотистым блеском Ее тела, — верховный освободитель обусловленных душ Калиюги — в глубоком эмоциональном состоянии повторял святое имя Шри Кришны. Его могущественная киртана дарила освобождение не только грешникам Кали-юги, но и животным, птицам, насекомым и червям. Раскрывая славу святого имени, Он говорил: «Шри-кришна-санкиртана полностью очищает зеркало сердца. Она с легкостью гасит бушующий лесной пожар материального бытия и навечно избавляет от тройственных страданий: адхьятмики — страданий, приносимых собственным телом и умом; адхибхаутики — страданий, приносимых другими живыми существами; адхидайвики — страданий, приносимых материальной природой (полубогами).

Если благодаря мягкому лунному свету распускается белый лотос, то благодаря святому имени распускается белый лотос бхава-бхакти, дарующий дживам наивысшее благо. Победа шри-кришна-санкиртане, исполненной бхакти!

Вишуддха-бхакти, чистая преданность, является воплощением высшего знания, которое сравнивается с молодой женой (вадху). Шри-кришна-санкитрана — сама жизнь трансцендентного знания в форме бхакти. Победа пению святого имени Шри Кришны, благодаря которому проявляется вечный изначальный образ живых существ!

Шри-кришна-санкиртана увеличивает бездонный и бескрайний океан трансцендентного блаженства. Победа пению святого имени Шри Кришны, которое способно весь мир затопить трансцендентным блаженством! Шри-кришнасанкиртана позволяет на каждом шагу наслаждаться нектаром.

Слава пению святого имени, которое дарует кришнапрему! Тот, кто повторяет его, погружается в океан премы. Победа шри-кришна-санкиртане, сокровищнице любви к Богу!»

 

ВИВРИТИ


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!