Концепция информационных революций



 

Человеческая история движима необходимостью развития информационной деятельности, реализации ее возможностей. Тремя важнейшими функциями этой деятельности являются сохранение (накопление), обмен (коммуникация) и обработка (создание) информации. Когда способ осуществления одной из этих функций качественно меняется, оказывая влияние на две другие, происходит смена исторических эпох развития человеческой цивилизации. Такое изменение будем называть информационной революцией. В процессе Первой информационной революции возникает человеческое сообщество. В современную эпоху мы являемся участниками Пятой информационной революции, открывающей для человечества принципиально новые возможности работы с информацией. Рассмотрим последовательно все пять информационных революций.

Первая информационная революция.

Объективной предпосылкой человеческой деятельности является информационная активность, повсеместно распространенная в растительном и животном мире. Все организмы воспринимают информацию из внешней среды и от собственного тела, хранят и перерабатывают ее в своей нервной системе, передают друг другу. Информация объективна и циркулирует во всей природе. Работа с информацией (информационная активность) не является исключительным свойством человека. Высокоорганизованные животные используют простые языки – понятные им системы кодирования информации, общаются между собой; их центральная нервная система хорошо развита и способна обрабатывать сложную информацию. Наличие языка, возможностей хранения и передачи информации не являются достаточными условиями человеческой деятельности.

Исторический переход от органической информационной активности к собственно человеческому способу работы с информацией, а вместе с ним и к человеческому сообществу происходит, когда принципиально меняется способ сохранения (накопления) информации. Все организмы, и даже неживые объекты, могут хранить информацию в своем теле (материальной форме). Это свойственно и человеку, но не это делает его человеком, а способность накапливать большие объемы информации посредством искусственно созданных объектов, предназначенных специально для ее хранения. С реализации этой способности начинается человеческая история и сама информационная деятельность.

В первобытном обществе сохраняются все функции высокоорганизованной животной стаи. Каждый его член накапливает и обрабатывает информацию в своем теле, осуществляет обмен ею с помощью естественных органов коммуникации. В то же время все большее значение приобретают внетелесные формы хранения жизненно важной информации. Они эволюционируют по трем основным направлениям: культ стариков, традиции и артефакты.

В животном мире не наблюдаются случаи, когда стареющие особи, уже не способные самостоятельно добывать пищу, берутся под защиту стаи. Так происходит только в человеческом сообществе: стариков оберегают, кормят, почитают, им доверяют решение важных вопросов. За свою относительно долгую жизнь они накапливают большие объемы информации и потому являются носителями порядка, определенности, структурности жизни племени. Старики хранят и воспроизводят информацию не только о своей жизни, но и о жизни всего племени, об окружающей среде. Владея информацией, они реализуют ее, определяя необходимые порядки вещей и отношений: знают, как изготовить орудие труда и охоты, провести обряд, установить связь с духами умерших, как поступить в той или иной ситуации и т.д. Информация хранится, главным образом, в их собственной памяти, как и у животных. Однако появляется и принципиально новый фактор, не свойственный животному миру. Накопление информации поддерживается постоянным содействием и заботой других людей. Члены сообщества используют память стариков как органическое вместилище информации, необходимой для жизни.

Традиции и артефакты представляют собой уже сугубо неорганические способы накопления информации. К традиции относится то, что не создано индивидом, не является его собственным представлением, что существует объективно, независимо от него и передается от поколения к поколению. Традиция поддерживается совместной деятельностью людей в таких формах, как обряд, ритуал, праздник и др. Она обладает большой информационной емкостью и может включать в себя религиозные представления, сложные образы и символы. Традиции формируют коллективную память сообщества, сохраняемую в строго упорядоченных действиях людей и передаваемую от поколения к поколению.

Важнейшим средством неорганического накопления информации являются артефакты – искусственно созданные объекты. Среди них ведущую роль играют символы – предметы-продукты человеческой деятельности, которые указывают на другие предметы. Также к артефактам – носителям жизненно важной информации – относятся орудия труда, одежда и украшения, предметы быта, произведения искусства, другие продукты и средства деятельности. Все они содержат важную для человека информацию.

Первая информационная революция принципиально меняет способ хранения информации. С этого начинается древнейшая история, включающая такие стадии развития человека, как: австралопитек (обезьяно-человек), человек умелый (изготавливавший примитивные орудия труда), питекантроп (применявший огонь) и синантроп (одевавшийся в шкуры и изготавливавший каменные орудия труда). Когда информация накапливается вне тела первобытного человека в относительно больших количествах, возникает необходимость работать с ней по-новому. Эту историческую задачу решает новая информационная революция.

Вторая информационная революция.

Она создает уже собственно человеческий способ работы с информаций, основанный на знаках и знаковых операциях, и приводит к появлению членораздельной речи. Зачатки членораздельной речи формируются у неандертальца, а свободное владение ею начинается примерно 50 тыс. лет назад и свойственно человеку современного типа – кроманьонцу.

Вторая информационная революция осуществляется в историческом переходе от артефактов к знакам как основным средствам работы с информацией. Артефакт – самый простой и физически обремененный носитель информации. Он представляет собой искусственно созданный объект, в котором содержится важная информация о другом объекте и который также несет всю информацию о самом себе. Например, орудие труда. В нем есть информация о способах его изготовления, о создавшем его человеке, оно может быть художественно украшено и доставлять определенное эстетическое удовольствие. И все же главное его предназначение заключается в его применении для соответствующих трудовых действий. Еще один пример – наскальный рисунок, который многое может рассказать нам об образе жизни первобытных людей. Но создавался он не для этого. Наскальное изображение успешной охоты играло важную роль в магическом ритуале подготовки к ней. Каждый артефакт имеет особое практическое применение. Его собственное значение и материальная форма самоценны.

В отличие от артефакта знак устроен иначе. Он также указывает на другой объект и обладает формой. Однако его материальное наполнение не имеет существенного значения. Все его содержание указывает на нечто, существующее вне его. Само это указание составляет значение (содержание) знака, и никакого другого значения у него нет. Знак – это артефакт без собственного содержания, что делает его исключительно перспективным для работы с информацией. Все содержание знака выносится за его собственные пределы, что позволяет соединять знаки в последовательности, создавать речевые высказывания в звуковой форме и обмениваться ими.

Устная речь становится формой хранения информации наряду с артефактами. Но ее основное значение в том, что она открывает принципиально новые возможности работы с информацией. Чтобы составить речевое высказывание – привести знаки в некоторую последовательность, имеющую значение, – необходимы определенные правила, известные и тому, кто сохраняет информацию в нем, и тому, кто ее извлекает из него. Членораздельная речь представляет собой процесс оперирования знаками по определенным правилам.

Суть Второй информационной революции в том, что впервые появляются правила работы с информацией, которая хранится и накапливается вне органического тела. Они устанавливаются первоначально в речевой деятельности, но их значение выходит далеко за пределы языка. Правила работы со знаками определяют все другие правила создания новых порядков и разнообразий в мире. Из этой способности работать со знаками по правилам, знать их и устанавливать новые правила оперирования знаками рождаются предметно-практическая деятельность и мышление.

Третья информационная революция.

Историческое развитие членораздельной речи, мышления и труда, возникновение все большего количества речевых сообщений и рост разнообразия их значений инициируют Третью информационную революцию. Она, так же как и Первая, связана с принципиальным изменением способа хранения (накопления) информации, но уже на новой основе. Первая информационная революция открывает возможность хранения информации в артефактах, Третья – в письменных текстах.

Сообщения (устные тексты) обладают большими информационными возможностями, чем артефакты. Тексты легко соединяются друг с другом, что позволяет накапливать большие объемы информации. Их дифференцированная знаковая структура обеспечивает точность и полноту воссоздания порядков и разнообразий внешнего мира. Артефакт не обладает такими возможностями, он громоздкий и статичный. Однако в сравнении с сообщениями у него есть одно большое преимущество. Благодаря своей прочной материальной основе, он способен длительно сохранять информацию. Знак же, в его звуковом выражении, нестабилен: произнесенное слово долго не живет. Это противоречие между новыми информационными возможностями текста и ограниченностью его существования реальным временем устной речевой деятельности исторически разрешается с появлением письменности.

Третья информационная революция приводит к рождению культуры, государства, городской жизни, системы образования, разделению труда, появлению классов и сословий. Она фактически создает человеческую цивилизацию и завершает собой древнейшую историю. Письменные тексты так же стабильны, как и артефакты, но реализуют принципиально новые возможности накопления информации. Соединяясь друг с другом, они образуют культуру – сложноорганизованную текстовую реальность, мир знаков – «семиосферу» (Ю.М. Лотман). Культура формирует «вторую природу» (Шеллинг), которая отражает в своих текстах первую природу (объективную, естественную, существующую до и независимо от человека). Весь мир, порядки и разнообразие Вселенной могут быть ею воспроизведены. Также культура способна отражать саму себя. Ее информационная емкость теоретически не имеет границ.

Большие возможности накопления информации в сочетании с прогрессивными способами ее обработки – членораздельной речью и мышлением – вступают в противоречие с первобытной социальной организацией, основанной на кровном родстве. Культура и составляющие ее письменные тексты создаются в информационной деятельности, а сама эта деятельность возможна только в обществе. Родоплеменная общность малочисленна, закрыта, социальные отношения в ней всецело ориентированы на выживание ее членов – она малопригодна для развития культуры и способна обеспечивать работу с относительно небольшими объемами информации. Необходимость реализации новых возможностей зарождающейся культуры обусловливает исторический переход от родоплеменной общности к народу и государству – новым субъектам информационной эволюции, эффективно поддерживающим развитие своих культур. Эпоха первобытнообщинного строя завершается.

Этнос (народ) – большая социальная группа, объединенная языком, общей исторической памятью, ценностями, религиозными верованиями, экономической жизнью, территорией проживания, ментальностью и другими факторами, которые в целом можно определить как культуру материальную и духовную. Единство этноса обеспечивается культурой и поддерживается государственным устройством. Этнос – общность нового типа, чья коллективная память, социальные отношения, ценности и цели, характер деятельности всецело определяются содержанием культуры, носителем которой он является. Культура превращает разнородные массы индивидов в единый народ, именно она формирует устойчивое во времени общество, состоящее из миллионов людей, которые свободно коммуницируют, понимают и поддерживают друг друга, обогащаются знаниями и практиками, получают другие блага, необходимые для жизни. В свою очередь этнос существует, чтобы обеспечивать существование и развитие культуры, накапливать, сохранять, передавать и обрабатывать информацию для получения новой информации в границах своего языка, истории и традиций.

Этносу, как субъекту развития культуры, требуется собственное государство. Необходимость в нем исторически обусловлена, в первую очередь, «ручным» способом создания и обработки письменных текстов. «Ручное» воспроизводство культуры предполагает, что ее тексты создаются и копируются на аналоговой основе – переписываются от руки или печатаются с использованием типографской техники. Тексты физически концентрируются в специальных местах (библиотеках, школах, университетах, архивах, книжных магазинах и т.д.). Они стоят немалых денег и доступны не всем, их создание и перемещение от автора к читателю – длительный, сложный и дорогостоящий процесс. От возникновения письменности примерно в V – IV тыс. до н.э. и до ХХ в. деятельность по созданию, хранению, доставке, обработке текстов сложна, трудоемка, требует постоянного напряжения человеческих сил. Рабочими инструментами культурной деятельности являются перо (заостренная палочка, стилус, карандаш, шариковая ручка, печатная машинка) и бумага (папирус, глиняная табличка, пергамент, навощенная доска). Тексты пишутся и переписываются вручную. Появление печатного станка удешевляет и ускоряет процессы их издания, но не делает легче саму работу с ними. Она включает создание текстов, их обработку, распространение, чтение, анализ, поиск необходимой информации, ее использование для создания новых тестов.

Следствием сложности работы с информацией становится специализация. Появляются те, кто посвящает жизнь работе с текстами (писцы, жрецы, философы, священнослужители, правоведы, чиновники, ученые, художники и др.), и те, кто производит материальные блага. Происходит разделение материального и информационного производства. Социальное расслоение, общественное разделение труда обеспечивают высокий уровень культурной динамики. Чтобы это разделение возникло и могло быть устойчивым, необходима особая социальная сила в лице государства. Этнос может существовать и без собственного государственного устройства, но тогда развитие его культуры не происходит интенсивно.

Четвертая информационная революция.

Три предшествующие революции были вызваны принципиальными изменениями в способах хранения и обработки информации. При этом способ ее распространения практически не менялся с древнейших времен. Самым быстрым средством доставки оставалась верховая лошадь, при этом количество перемещаемой информации было небольшим. При повышении скорости и увеличении расстояния резко падали объемы передаваемой информации. Например, с помощью сигнальных костров можно было сообщить минимальную информацию (всего один бит в современном измерении).

Со второй половины XIX в. и в течение всего ХХ в. возникают и развиваются транспортные и коммуникационные технологии. Появляются телеграф, радио, железнодорожное сообщение, затем – телефонная связь, телевидение, системы спутниковой связи; быстрыми темпами развивается автомобильное, авиационное, морское сообщение. Скорость перемещения самой информации, а также людей и товаров – ее носителей – резко повышается, а стоимость этих услуг неуклонно снижается, устраняются пространственные и временные ограничения в отношениях между людьми, социальными и экономическими субъектами. Способы передачи информации и перемещения ее носителей революционно меняются.

Большие объемы информации, исторически накопленные культурой, в сочетании с развитием коммуникационных и транспортных технологий становятся причиной возникшего во второй половине ХХ в. информационного взрыва – постоянного увеличения скорости и объемов производимой информации как внутри национальных культур, так и в масштабах всей планеты. При этом обработка информации все еще осуществляется традиционным способом – средствами членораздельной речи и глубоко связанного с ней индивидуального мышления. Речемыслительная деятельность человека с первобытных времен оставалась основной технологией обработки информации. Однако, когда культура накапливает большие данные, а коммуникационные технологии обеспечивают их относительно быструю передачу, мозг человека оказывается «слабым звеном» в этих плотных и все возрастающих потоках информации, перемещаемых по всей планете. Это противоречие разрешается еще одной информационной революцией.

Пятая информационная революция.

Большие массивы информации, передаваемые с высокой скоростью, создают необходимость в машинах, способных обрабатывать ее по определенным алгоритмам. В ответ на эту потребность появляется компьютер. Суть Пятой информационной революции заключается в автоматизации процессов работы с информацией. С появлением компьютеров информация во все больших объемах и с нарастающей скоростью обрабатывается в мобильных интеллектуальных системах «человек – компьютер», свободно объединяемых в сети разных типов и уровней.

Пятая информационная революция приводит к появлению информационного общества, технологической основой которого является автоматизация информационной деятельности в части хранения (накопления), распространения (поиска) и алгоритмизированной обработки информации (порядков символических и физических элементов). Человек все более специализируется на процессах создания новой информации. Осуществление творческой деятельности, реализация личностных способностей к интеллектуальному, социальному, культурному и духовно-нравственному развитию становятся его важнейшей задачей. Мысля и совершенствуясь, работая и созидая, человек увеличивает информацию – устанавливает новые порядки в обществе, культуре, экономике и природе, жизни и мышлении.

По мере развития информационного общества все более проявляется его сетевой характер. Оно организуется множествами сетевых структур разных типов, функционирующих согласованно в пространстве национальной жизни. Сеть является универсальным принципом и основной формой организации современной информационной деятельности. Она представляет собой гибкую и открытую социальную структуру, обеспечивающую производство информации (порядков и разнообразий) определенного вида. Ее основой являются цифровые технологии хранения (накопления), распространения (поиска) и алгоритмизированной обработки больших объемов информации. Сеть организуется как продуктивная социальная общность с чрезвычайно высокой степенью мобильности, адаптивности, креативности, открытости, внутренней динамики отношений, форм и содержания.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!