ИСКУССТВО РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.




Для многих видов искусства XIX век стал поистине золотым. Богатый вы­ дающимися произведениями изобра­ зительного искусства, музыки, прозы и поэзии, он оставил значительный след в русской и мировой  художествен­


ной культуре. Победа России в Отече­ ственной войне 1812 г., кризис фео­ дально-крепостнической системы и отрицание самодержавия и крепост­ ничества в наиболее прогрессивных общественных кругах, воздействие пе­


редовых идеалов — все это в большой мере определило характер русского искусства XIX столетия.

Высокий духовный потенциал XIX в. в изобразительном искусстве выража­ ется в общем подъеме гражданствен­ ного пафоса, разнообразии индивиду­ альных живописных концепций, в сме­ лости и размахе градостроительства. Все это значительным       образом       отличает новую эпоху от предыдущего этапа, более однообразного по стилистиче­ ским и жанровым подходам.

Историю русского изобразительно­ го искусства XIX в. в научной литера­ туре принято делить на два достаточ­ но отчетливо различимых периода — первую и вторую половину XIX в. Раз­ деление это является, естественно, несколько условным по временным границам. Например, первая полови­ на столетия захватывает 1850-е годы. Тем не менее такое деление верно от­ ражает своеобразие процесса развития художественной культуры.

Пафос искусства первой половины XIX           в.  определялся  общественным подъемом, вызванным избавлением от тирании Павла I, расширением нацио­ нально-освободительных  движений. Огромное влияние на художественную культуру этого времени имело разви­ тие   передовых   социальных    идеалов декабристов.

В этот период стремление к прямо­ му отражению окружающей действи­ тельности становится ведущим в жи­ вописи.

В русской культуре первой полови­ ны XIX в. большое значение приобрел романтизм. В ведущих странах Запад­ ной   Европы         он подвергал    критике идеи Просвещения, а в России часто выступал в тесной связи с ними. Вера в просветительские идеалы        разума, прогресса, прав личности — все это было еще актуальным в русской об­ щественной жизни.


Развитие романтических идеалов в русском искусстве можно разделить на два этапа. В первой трети века русский романтизм в изобразительном искус­ стве свободен от крайностей индиви­ дуализма. Часто в одном произведении романтические          черты сочетаются   с классицистическими. Во многих про­ явлениях русский романтизм этого вре­ мени близок сентиментализму, что луч­ ше всего выразилось в жанре портрета. В центре внимания художников нахо­ дится натура яркая,          неповторимая, значительная в силу своих личностных, а не сословных достоинств. Особенно существенна была роль романтизма в формировании эстетических взглядов

О. А. Кипренского, менее отчетливо он повлиял на творчество А. Г. Венециа­ нова, В.А.Тропинина и др.

Романтизм нашел воплощение и в пейзаже. В первой трети XIX в. в рус­ ской живописи возникает жанр пей­ зажа (творчество С. Ф. Щедрина).

Определенные романтические чер­ ты можно обнаружить и в архитектуре, и скульптуре начала века. Важно отме­ тить, что весь цикл своего развития, от становления до упадка, романтизм совершает именно в пределах первой половины XIX в., хотя предромантиче- ские веяния появились в конце XVIII в.

Во второй трети XIX в. романтизм на русской почве переживает новый этап развития. В это время и черты ро­ мантизма в изобразительном искус­ стве (противопоставление идеала про­ зе жизни, гиперболизм образов, на­ пряженность колорита, контрасты све­ тотени, динамика                пространственных построений и др.) становятся более чет­ кими. Однако отнюдь не всегда роман­ тизм открывал новые, перспективные пути в искусстве. Порой он приобре­ тал мистическую экзальтированность в церковной живописи или снижался до ложного величия в жанровых кар­ тинах на итальянские сюжеты.  Одним


из характерных признаков русского романтизма по-прежнему остается тес­ ная связь с классицизмом.

Роль классицистического наследия в романтизме была противоречивой. С одной стороны, романтизм впитал в себя веру в прекрасную и благородную природу человека, которая заключалась в этических и эстетических идеалах высокого классицизма. Многие клас­ сические        средства                  художественной выразительности (строгость    рисунка, четкость    построения  формы             и         др.) были взяты на вооружение художни- ками-романтиками. Позитивную роль наследия классицизма можно обнару­ жить в творчестве К. П. Брюллова, Ф.А. Бруни и А. А. Иванова. С другой стороны,   классицизм, воспринятый только как сумма художественных ка­ нонов, безусловно, тормозил разви­ тие романтизма.

Важной особенностью романтизма рассматриваемой эпохи является то, что в его сфере зарождаются историзм и ре­ ализм. Ярчайший пример — творчество Александра Иванова. Он также показы­ вает эволюцию пейзажного жанра: от классицистического понимания пейза­ жа как героического аккомпанемента действиям человека художник идет к глубокому проникновению в объектив­ ные закономерности жизни природы.

В это же время происходит накоп­ ление реалистических черт и в плас­ тических искусствах.

В начале XIX в. господствующим сти­ лем в русской архитектуре и скульптуре стал ампир. Это поздняя стадия клас­ сицизма, именуемая обычно зрелым, или высоким, классицизмом. Класси­ цизм сохраняет свои позиции в этих ви­ дах искусства вплоть до начала 1840-х годов.    Именно       высокий      классицизм придает           единство искусству первой половины XIX в.

В этот период бурно развивалось градостроительство. Здание  подчиня­


лось городскому ансамблю — улице, площади или набережной, и поэтому укрупнялись  архитектурные                  формы. Зодчие отказывались от мелких де­ коративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру. Твор­ чество А. Н. Воронихина, А.Д.Захаро­ ва, Ж. Тома де Томона, О. И. Бове, К. И. Росси, их достижения в области синтеза скульптурного и живописно­ го декора, убранства интерьеров — ог­ ромный вклад русского искусства пер­ вой трети XIX в. в мировую культуру.

Из периферийных городов Россий­ ской империи особенно быстро строи­ лись, а главное — получили превосход­ ную планировку Одесса, Керчь, Пол­ тава. После пожара 1812 г. интенсивно отстраивалась Тверь, в восстановлении которой участвовал К. И. Росси.

Академия художеств несомненно остается в начале XIX в. главным худо­ жественным центром России. Возрас­ тает популярность академических вы­ ставок. Постепенно интерес к изобра­ зительному искусству охватывает все более широкие общественные слои.

В изобразительном искусстве наблю­ дается стремление сблизить искусство с жизнью, которое тесно связано с об­ щей демократизацией культуры этой эпохи. О. А. Кипренский. В.А.Тропи- нин, А. Г. Венецианов и его ученики активно работают над портретами дру­ жеского, интимного характера. Фор­ мируется жанр бытовой картины, ро­ доначальником которого становится

А. Г. Венецианов. Одновременно разви­ вается в творчестве художников вене- циановской школы жанр живописно­ го интерьера.

 

 

Архитектура

Первая треть XIX в. — высшая фа­ за в почти вековом развитии архитек­ туры классицизма, так  называемый


русский ампир. Новизну и стилистиче­ ское своеобразие этого этапа в преде­ лах общего классицистического кано­ на определяют преобладание в архи­ тектурном творчестве градостроитель­ ных задач и господство общественных сооружений.

Необходимость учитывать большие пространственные перспективы при­ вела     к     укрупнению      архитектурных форм и членений, сокращению эле­ ментов, членящих объем. Таким обра­ зом подчеркиваются монументальные качества архитектуры. Наиболее полно эти черты выразились в проектах и со­ оружениях Ж. Тома де Томона, А. Д. За­ харова и чуть позднее В. П. Стасова.

Пространственный размах предоп­ ределяет характерную для архитекту­ ры ампира протяженность фасадов, все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доми­ нанте.

Утверждение пространственных цен­ ностей над ценностями объема и фор­ мы явилось источником специфиче­ ских трудностей и противоречий,сде­ лавших ампир одновременно высшим и критическим моментом в развитии русского классицизма. В связи с этим следует обратить внимание на то, что крупнейшие       сооружения ампирной эпохи в столицах — это перестройки или перепланировки существовавших прежде комплексов. Таковы в Петер­ бурге Адмиралтейство А. Д. Захарова, Горный институт А. Н. Воронихина, здание Главного штаба К. И. Росси, в Москве — Торговые ряды О. И. Бове на Красной площади, здание Москов­ ского университета Д.Жилярди. По­ скольку при этом архитектурная задача сводилась к оформлению уже имею­ щихся  зданий   классическими  фаса­ дами со стороны парадных магистра­ лей      и        площадей, возникала угроза фасадного, декоративно-оформитель­ ского                  понимания    архитектуры. Эта


тенденция отчетливо видна в творче­ стве К. И. Росси и В. П. Стасова, одна­ ко А.Д. Захарову и Ж. Тома де Тома удалось преодолеть названные труд­ ности.

1830—1850-е годы в русской архи­ тектуре                  были           временем     разложения классицистической системы и оформ­ ления новых принципов              эклектики. Гигантомания — один из признаков упадка стиля, так как она приводит к потере чувства пропорций за счет об­ щего впечатления грандиозности. От­ части диспропорциональностью отме­ чен      облик Исаакиевского             собора в Петербурге архитектора О. Р. де Мон- феррана (1818— 1858). Следствием сво­ бодного выбора форм явилось распро­ странение «неостилей».

Петербургский архитектор А. И. Шта- кеншнейдер,                 построивший дворец князей                Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1846—1848), был одним из инициаторов необа­ рокко.

В составе «неостилей» особенно за­ метным был так называемый неорус­ ский стиль,      распространившийся с 1830-х годов в культовых и дворцовых сооружениях. Наиболее отчетливо чер­ ты этого стиля можно проследить в постройках К. А.Тона (Большой Крем­ левский дворец, здание Оружейной палаты в Кремле). В них причудливо сочетаются классицистическая регуляр­ ность планировки с декоративными мо­ тивами древнерусского зодчества. Храм Христа Спасителя в Москве (1839 — 1883) К. А. Тона также не лишен эк­ лектичности неорусского стиля.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!