Архитектура Санкт- Петербурга XVIII в.



Новой столицей Российского госу­ дарства стал Санкт-Петербург. Днем рождения города считается 16 (27) мая

 

1 Бельведер — площадка или помещение на­ верху здания.


1703 г. — дата закладки первого камня в основание крепости на маленьком острове в дельте Невы. Петербург рас­ положен на       островах,     прорезанных многочисленными реками и каналами. Над возведением и украшением его архитектурных ансамблей и памятни­ ков трудились лучшие зодчие и живо­ писцы России и Европы.

Художественный облик петров­ ского Петербурга связан с именами иностранных архитекторов: итальянца Б. Ф. Растрелли, француза Ж. Б.А.Ле- блона и др. Автором одного из гене­ ральных планов Петербурга, согласно которому стали заселяться различные районы города по принципу «сетки», восходящему еще к московской Не­ мецкой слободе, являлся итальянец из

Швейцарии Доменико Трезини (ок. 1670— 1734; в Петербурге с 1703). Он был глав­ ным архитектором почти всех постро­

ек петровской поры самого различ­ ного назначения (крепости, дворцы, типовые жилища, фортификационные сооружения и др.). Лучшие работы Тре­ зини — Петропавловский собор, Пет­ ровские ворота Петропавловской кре­ пости, Стрелка Васильевского остро­ ва, Летний дворец Петра в Летнем саду.

Надо сказать, что Летний сад (Лет­ ний огород), занимавший территорию нынешнего Летнего и Михайловского садов, со скульптурами, фонтанами и гротами — один из первых регулярных парков России (заложен в 1704 г.). Над его созданием много потрудился лич­ но Петр I.

В облике Петербурга нашли яркое отражение   прогрессивные принципы градостроительного           мастерства того времени. Блестяще была решена трех­ лучевая планировка центра города (Нев­ ский и Вознесенский проспекты и воз­ никшая     несколько    позже Гороховая улица). Главным был Невский про­ спект, начинающийся от  Адмиралтей­


ства. Нерасторжимое архитектурно-ху­ дожественное единство каменных ан­ самблей и водных поверхностей пред­ ставляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразную красоту Петербурга.

К числу самых знаменитых соору­ жений Петербурга относится Петро­ павловский собор (1712—1733). Это ба- зиликальная трехнефная церковь с внутренним пространством зального характера. Апсида с восточной сторо­ ны храма отсутствует. Интерьер укра­ шен живописными панно и золоченой резьбой. Резной иконостас, исполнен­ ный архитектором и скульптором Ива­ ном Зарудным в Москве (1722— 1726), похож на торжественную триумфаль­ ную арку.

По плану Трезини собор был за­ вершен в западной части колокольней с 34-метровым шпилем. Она является одной из главных архитектурных до­ минант города и представляет собой не привычный русскому глазу восьме­ рик на четверике, а единый массив в несколько       ярусов-этажей, напомина­ ющий европейские колокольни. Взлет шпиля подготовлен пропорциями и архитектурными формами колокольни. Игла собора имеет конструкцию вось­ мигранной усеченной пирамиды, увен­ чанной «яблоком» и фигурой ангела. Высокая колокольня Петропавловско­ го собора была задумана как символ величия русского государства.

Задачей шпилей было не только украшать архитектурные ансамбли, но и связывать здания с окружающим ландшафтом. Шпилю Петропавлов­ ской крепости вторила игла Адмирал­ тейства (1727—1738). С начала XVIII в. стало модным возведение шпилей в го­ родах России.

Активно велась застройка на Васи­ льевском острове, особенно на его Стрелке (месте слияния Большой и Малой Невы), задуманной как адми­


нистративно-торговый и научный центр города. Большой вклад в формирова­ ние ее архитектурного ансамбля внес Д. Трезини. Он создал здесь несохра- нившийся Мытный (позже Гостиный) двор и существующее ныне здание Две­ надцати коллегий. Оно обращено боко­ вым фасадом к Неве, а главным — к Петропавловской крепости. Пилястры композитного ордера, объединяющие

 

 

 

Д. Трезини. Петропавловский собор. Санкт- Петербург


два первых этажа, придают целостность весьма протяженному строению.

Организующим центром Васильев­ ского острова стало здание Фондовой биржи (архитектор Ж. Тома де Томон). Оно построено по типу древнегрече­ ского храма: широкая парадная лест­ ница ведет к главному входу, а выше, на уровне второго этажа, фасад укра­ шен скульптурной группой. Другие по­ стройки расположены симметрично по отношению к зданию Биржи.

Академия художеств (архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Дела­ мот) занимает целый квартал Василь­ евского острова и представляет собой в плане четырехугольник с круглым внутренним двором. Это один из яр­ ких образцов стиля раннего классициз­ ма в русском зодчестве. Особенно впе­ чатляет           пропорциональность частей главного фасада.

Вдоль реки на стороне Адмиралтей­ ства, выше верфи, располагались цар­ ские дворцы и резиденции сановни­ ков. Одно из значительных каменных сооружений петровского Петербурга — трехэтажный            Меншиковский             дворец (архитекторы Д. М. Фонтана и И. Г. Ше- дель) на высоком цоколе. Он украшен пилястрами,     балконами,     скульптурой на парапете и относится к новому типу усадебной архитектуры. В интерьере дворца были                              использованы          лучшие достижения итальянской и француз­ ской архитектуры: одиннадцать типов сводов, сквозной парадный зал вто­ рого этажа, анфиладное расположение комнат. Некоторые комнаты были це­ ликом облицованы изразцами. Орехо­ вый     кабинет Меншикова украшали резные деревянные панно с золоченым орнаментом и живописный плафон на потолке.

В одном ряду с Меншиковским дворцом на берегу Невы находится Кунсткамера — первый русский есте- ственно-научный музей. Его строитель­


ство было начато при Петре. Здание Кунсткамеры — интересный образец раннего русского барокко. Два трех­ этажных корпуса соединены ступенча­ той башней. Над балюстрадой ее тре­ тьего            уступа поднимается      изящная восьмигранная башня, которая увен­ чана высоким                  куполом,     заканчива­ ющимся сферой, символизирующей древний астрономический инструмент.

Расцвет архитектуры середины XVIII столетия связан со стилем ба­ рокко, и в частности с именем Бар­ толомео Франческо Растрелли, или Растрелли-сына, прозванного в Рос­ сии    Варфоломеем     Варфоломеевичем (1700— 1771). Он построил много двор­ цов, в том числе Большой в Петерго­ фе и Зимний дворец в центре Петер­ бурга, Большой, или Екатерининский, в Царском Селе. Несомненной удачей Растрелли стал комплекс Воскресен­ ского (Смольного) монастыря. Главный въезд был задуман им в виде огром­ ной башни-колокольни, строительство которой, к сожалению, не было осу­ ществлено. Растрелли проникся тради­ циями русского церковного зодчества, его духовностью и богатством форм, поэтому собор монастыря, задуманный первоначально одноглавым, впослед­ ствии стал пятиглавым.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754—1762) — образец стиля рус­ ского барокко. Это последнее и наи­ более совершенное произведение Ра­ стрелли. Трехэтажное каменное здание, почти квадратное в плане с внутрен­ ним    замкнутым парадным двором, выделялось своими размерами, пыш­ ным наружным убранством и рос­ кошной отделкой внутренних помеще­ ний, особенно парадных залов второго этажа.

Во внешнем облике Зимнего двор­ ца на фоне светло-зеленой окраски стен особенно были заметны стройные белые колонны: одинарные, парные  и


даже собранные в пучки. Они распо­ лагались в два яруса (первый ярус — дорические колонны, второй — ком­ позитные), причем верхние колонны охватывали второй и третий этажи. Стены были прорезаны длинными ря­ дами окон, очень больших и широких во втором этаже, меньших в третьем и нижнем, цокольном. Привлекала вни­ мание пышная декоративная лепнина: головки амуров, маскароны'.             Вдоль крыши, на каменном парапете, раз­ мещались           аллегорические фигуры нимф, морских божеств, статуи рыца­ рей и красивые вазы. Середина фасада была отмечена наверху треугольным фронтоном с часами и скульптурами бога морей Нептуна и его жены Ам­ фитриты на крыше.

Со стороны Невы, на северном фасаде дворца главный вход с колон­ нами немного выступал из общей ли­ нии. Здесь основным украшением стен служили ряды белых колонн, установ­ ленные в два яруса. Дополняли декор статуи и вазы.

Зимний дворец входил в архитек­ турный ансамбль Дворцовой площади.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!