Глава 21. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ



 

Предвидение - это знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития (материально-технических условий, различного рода ресурсов, интеллектуаль­ного потенциала, определенных целей, которые ставят перед собой люди в своей деятельности, соотношения социальных и политических сил и т.д.). Еще в древности существовало представление о конце света. Конец света - это религиозная концепция конца мировой истории.

Таким образом, еще древний человек стремился узнать свое будущее. В какой мере, однако, способен человек предвидеть будущее, предвосхищать реальные исторические перспективы? Обладает ли он необходимыми для этого научными методами и средствами познания в условиях, когда цена продвижения вперед традиционным способом социальных проб и ошибок может стать непоправимой? На эти вопросы философия дает положительный ответ: в настоящее время человечество располагает, хотя и несовершенными, но адекватными научными методами и средствами познания исторических перспектив человечества. При этом определенность, достоверность и вероятность научного предвидения зависит от того, о каком будущем идет речь - непосредственном, обозримом или отдаленном.

Будущее человечества - это не аморфное и неопределенное грядущее, без каких либо временных рамок и пространственных границ, в котором может произойти все, что подскажет фантазия. Социальное прогнозирование, т.е. научное предвидение будущего, должно содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может реально совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Вот почему определенная периодизация не менее важна для научного предвосхищения перспектив человечества, чем для научного исследования его прошлого. Выделяя применительно к перспективам человечества этапы его поступательного развития, правомерно говорить о непосредственном, обозримом и отдаленном будущем. Под непосредственным будущим понимают завтрашний день. Обозримое будущее - это большая часть следующего столетия. Отдаленное будущее находится за пределами следующего столетия.

Такая периодизация не произвольна, а продиктована характером наших знаний о будущем, которые, в свою очередь определяются объективными обстоятельствами. Знания о будущем по мере удаления от настоящего становятся все менее конкретными и точными, все более общими и предположительными, как и знания о далеком прошлом человечества. Эта возрастающая неопределенность в предвосхищении будущего в конечном счете связана с самой природой социального развития, с многовариантностью и альтернативностью реального исторического процесса, с непредсказуемостью конкретного хода и исхода отдельных событий в общественной жизни, с их неоднозначной хронологической последовательностью. Непосредственное будущее уже во многом содержится в настоящем, хотя и не предопределяется им фатально, тогда как обозримое и тем более отдаленное будущее в возрастающей мере станет определяться не столько тем, что уже существует в реальной действительности, сколько тем, чему еще предстоит свершиться.

Относительно непосредственного будущего наука уже сейчас располагает многими конкретными данными, которые позволяют составлять обоснованные, весьма достоверные прогнозы на 20-30 лет вперед.

Демографы уверенно прогнозируют, что на земном шаре в 2000 г. будет жить 6 млрд., а в 2025 г. - 8 млрд. человек; на этот же срок рассчитаны и численность населения отдельных стран, его возрастная структура, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и т.п. Достоверные запасы минерального сырья ( то есть доступные и экономически рентабельные при современной технике их добычи ) также определяются, как правило, на два-три десятилетия вперед. Теперь уже не только прогнозы, но и многие долгосрочные, крупномасштабные программы (энергетические, экологические, продовольственные, демографические, градостроительные, научно-технического прогресса и т.п.) выходят за пределы нашего столетия, а некоторые соглашения о международном сотрудничестве заключаются на два десятилетия и более долгий срок. Поскольку от научного открытия до его внедрения в массовое производство в среднем обычно проходит около 20 лет, то мы в целом можем достоверно судить о технологическом уровне экономики в начале следующего столетия.

Что же касается обозримого будущего, то наши знания о нем покоятся на весьма неполной индукции, и к ним следует подходить, тщательно определяя их вероятность. Ожидается, что быстрый рост мирового населения, по всей вероятности, прекратится во второй половине следующего столетия и его численность достигнет к 2100 г. от 10 до 12,5 млрд. человек. Для оценки обеспеченности производства минеральными ресурсами принимаются во внимание их потенциальные запасы в недрах земли. Технологический уровень производства будет определяться теми научными открытиями и изобретения­ми, которые предстоит сделать в рамках этого обозримого будущего и которые сейчас трудно предсказать, во всяком случае хронологически. Именно на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения в планетарном масштабе таких долговременных исторических процессов, как демографичес­кая революция, преодоление современной экономической отсталости развивающихся стран (хотя это не значит, что все они станут одинаково передовыми по критериям конца XXI в.), переход к гуманному и демократи­ческому обществу. Вместе с тем мало оснований для того, чтобы ограничивать пределами следующего столетия завершение таких процессов, как отмирание государства, устранение различий между творческим и исполнительным трудом, а тем более социальная и культурная интеграция человечества.

Относительно же отдаленного будущего за пределами следующего столетия в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм воплощения в жизнь. Правомерно поэтому сказать, что наше незнание об отдаленном будущем заведомо преобладает над знанием. Дело в том, что к тому времени радикально изменится социальная жизнь общества, экономическая деятельность подвергнется глубоким технологическим преобразованиям, трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, так что проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в другом виде, чем в обозримом будущем.

Исследование будущего, как принято сейчас называть составление социальных прогнозов и выявление перспектив развития человечества, стало за последнюю четверть века относительно самостоятельным, междисципли­нарным направлением в науке, что вызвано реальной потребностью современного общества.

Основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти:

-экстраполяция;

-историческая аналогия;

-компьютерное моделирование;

-сценарии будущего;

-экспертные оценки.

Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограниченна применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого. Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические представления, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.

Предвосхищение будущего так или иначе влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в социальных прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение. И в этом слиянии двух функций - познавательной и идеологической - может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа:

-поисковые;

-нормативные;

-аналитические;

-прогнозы-предостережения.

Поисковые прогнозы ( иногда их называют “изыскательскими” или “реалистическими” ) составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности.

Нормативные прогнозы ориентированы на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.

Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.

Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.

Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.

Нынешний этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже

70 - 80 гг., многие ученые называют “микроэлектронной революцией”. Ведь как раз благодаря “миниатюризации” информационных систем, то есть воплощению возрастающих объемов научного знания во все меньшем физическом объеме, становится возможным создание как суперкомпьютеров, так и микропроцессоров. И если суперкомпьютеры позволяют нам приблизиться к созданию “искусственного интеллекта”, иначе говоря, таких технических средств обработки информации, которые станут могущественным усилителем интеллектуальных способностей человека, то вездесущие микропроцессоры начинают вторгаться в орудия труда, умножая его производительность, буквально проникают во все поры материальной и духовной жизни общества.

Новому этапу развертывания научно-технической революции должен соответствовать и новый этап социального состояния общества. Этот вывод диктует объективная логика истории. Грядущее общество, с точки зрения преобладающих в нем видов деятельности, будет таким, в котором будут доминировать приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования, а также его технологическое и человеческое применение (в том числе в медицине и здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения и социальном обеспечении, в средствах массовой информации и в сфере досуга и т.п.).

Информатизация общества происходит не в социальном “вакууме”. В обозримой исторической перспективе научно-техническая революция будет разворачиваться в мире, в котором сосуществуют различные социальные системы, экономически развитые и развивающиеся страны. Это, несомненно, скажется и на характере и направлениях научно-технического прогресса в глобальном, общечеловеческом масштабе, причем как в позитивных, так и негативных своих проявлениях. Прогнозирование будущего и в этом аспекте предполагает учет многокомпонентных факторов, так как именно их взаимодействие определит исторические перспективы научно-технического прогресса и его социальные последствия, их человеческое измерение.

Научно-техническая революция открывает широкий простор для всестороннего, целостного развития человека и соответственно возрастания роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества. Однако реализация этой возможности может быть плодотворной лишь в последователь­ной борьбе гуманистического подхода к достижениям науки и техники против технократического подхода, низводящего человека до роли “винтика” в социальных и технологических системах. Если определить главную социальную проблему, которую научно-техническая революция ставит в настоящем и будущем перед человечеством, то она лаконично выражается в формуле - “высокое соприкосновение”. Эта терминология из лексикона компьютерной технологии приобретает более широкий смысл: чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть и степень развития общества, самого человека в их взаимодействии с природой; соответственно развиваются новая цивилизация и новая гуманистическая культура, исходящая из того, что человек - “самоцель” общественного развития. Применительно к отдельной личности “высокое соприкосновение” означает гармоничное соединение в ней высокой квалификации, предельной компетенции в своей специальности, виртуозного овладения техникой с научным мировоззрением, социальной ответственностью и общечеловечес­кими нравственными ценностями. Под общечеловеческими ценностями понимают ценности, имеющие одинаковое значение для любых культур и индивидов.

Научно-техническая революция уже внесла в развитие производительных сил общества беспрецедентную инверсию: темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Все более расширяются сферы деятельности, где на протяжении трудовой активности человека происходит смена нескольких поколений техники. Этот процесс необратим и предъявляет к работникам требование постоянного повышения квалификации и непрерывного образования. Образно говоря, “живое знание”, носителем которого являются работники, должно в своем развитии опережать знание, овеществленное в новой технике, ибо в противном случае обществу угрожает технологическое отчуждение.

Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им, опираясь на экологические, социальные и политические императивы нашей эпохи, встроенные в научно-технический прогресс.


ЛИТЕРАТУРА

1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.

2. Введение в философию / Под. ред. И.Т. Фролова. Ч.1, М., 1989.

3. Современная философия. Словарь. М.. 1996.

4. Рассел Б. История западной философии. М., 1995. Т.2.

5. Современная западная философия. Словарь. М.. 1995.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

8. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

9. Ницше Ф. Сочинения. Т. 1-2. М., 1991.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!