Глава 17. МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ, ЦИВИЛИЗАЦИИ,



ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

 

Как в определениях самого феномена культуры, так и в классификациях различных культур и выявлении закономерностей их развития сегодня имеет место значительный разнобой. Одни культурологи понимают культуру в основном как плод духовного творчества людей и потому сводят ее к культуре духовной. Другие же, опираясь на сложившиеся в антропологии и этнографии традиции, включают в понятие культуры все стороны жизни общества, кроме разве тех, которые совершенно выходят за рамки сознательной деятельности (например, показатель плотности населения).

Под типологией культур в современной научной литературе понимается классификация различных культур, выявление закономерностей их развития.

Ответить на вопрос о том, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. В западной социологии существует по крайней мере три альтернативных теорий культуры. Это, пользовавшаяся большой популярнос­тью в XIX в., теория однолинейной эволюции, которая заключается в том, что все общества проходят одни и те же этапы культурного развития. Теория культурного релятивизма исходит из того, что пути развития отдельных культур уникальны, и потому настаивает на необходимости изучать прежде всего их индивидуальные черты. Теория многолинейной эволюции допускает, что, хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, уникальность развития культур все же сохраняется.

Наука о своеобразии и характерных особенностях культур как духовно-материальных комплексов называется культурологией.

Изложим вкратце суть некоторых теорий развития культуры, разработан­ных современными социологами и культурологами.

В 1944 г. американский культуролог А.Крёбер поставил перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к высшей ступени развития своей культуры. В результате проведённого на большом фактическом материале исследования он пришёл к выводу, что в основе каждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя только то, что соответствует её характеру и особенностям. С течением времени возможности модели исчерпываются, и она уже не может оказывать влияния на новые области и отрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется стадией повторения старого, регресса, упадка, и устаревшая модель культуры в конечном счете погибает. “ Смерть культуры “ не означает её полного исчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревавшей в лоне старой культуры.

Исследование А. Крёбера содержит немало интересных наблюдений, однако не даёт ответа на самые главные вопросы. Крёбер затрудняется, например, в решении проблемы закономерного возникновения основной модели культуры той или иной конкретной исторической эпохи. Без ответа остаются и вопросы о причинах долговременности модели культуры, смены стадий в её развитии.

Ряд исследователей (Ф.Нортроп, П.Сорокин и др.) предприняли попытки установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех или иных типов культуры, а также вскрыть главный элемент, который определяет данный тип, независимо от того, является ли он уникальным или же в той или иной степени присущ различным культурам. Так, Ф.Нортроп положил в основу своей попытки методологический принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта, норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило различить два типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным, эмоциональ­ным, непосредственным восприятием мира, вторые - интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций. Первый тип культуры создаёт нетехнические цивилизации с их описательными науками и импрессионистским искусством. Время в таких цивилизациях воспринимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и природа, и качественно не отличающаяся от неё история. Поэтому-то в восточных культурах популярны концепции переселения душ и - как высшего блага -слияния с природой.

Второй тип культуры порождает технические цивилизации с их концепциями равенства людей, равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой и демократией. Искусство технических цивилизаций основано на геометрических формах и перспективе. Базу для их развития заложили древние греки, открывшие логическую дедукцию как новый метод познания, а также европейцы Нового времени, начиная с Галилея (1564-1642) и Ньютона (1643-1727).

П.Сорокин, в свою очередь, выделяет три основных типа культур: идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизменного абсолюта, поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные. Второй тип признаёт единственной реальностью вечно изменчивый материаль­ный мир, и поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Наконец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Строго говоря, это вовсе не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за другом. Так, возникшая в рамках античного мира идеальная культура сохраняется до XIII в., а затем уступает своё место идеалистической культуре (XIV-XVI вв.), которую, в свою очередь, сменяет чувственная культура, достигающая расцвета в XIX в. веке и приходящая в упадок в XX веке.

П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры её истины подавляют истины других систем, также имеющих право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестаёт удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная система.

В данной концепции интересна мысль о закономерном характере развития культуры. Однако и здесь не решены вопросы о причинах возникновения и смены тех или иных систем истин, лежащих в основе конкретных типов и фаз развития культур.

Говоря о культуре, нельзя обойти вниманием такое понятие, как “традиция”. У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая, “консервативная“ и развивающаяся, новаторская, стороны. Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах люди, усваивая культуру, воспроизводят её образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то лишь в рамках традиции. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых стереотипных программ ( обычаев, ритуалов, навыков и т.д. ) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в этих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Видимо, такая устойчивая культурная традиция в определённых условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамичные типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурной традиции вообще. Культура не может существовать без традиции. Более того, культурная традиция - как историческая память - непременное условие не только существования, но и развития культуры даже в случае созидания качественно новой культуры.

Обращаясь к понятию “цивилизация“, необходимо ввести термин «социальный опыт», под которым понимается общественная деятельность индивида. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Другой особенностью первобытной социальности был её “естественный“ характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения, “естественно” возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функцио­нирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

В понятие «цивилизация» часто вкладывается самое различное содержание. Его употребляют и как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как нечто бездушное, вещное в противоположность культуре как началу духовному. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О.Шпенглеру (1880-1936), цивилизация - это этап упадка культуры, её старения. Он противопоставлял цивилизацию - как совокупность технико-механического - культуре, как царству органически жизненного. Такое понимание разделяется сейчас многими: цивилизация – это совокупность достижений техники и связанного с ним «комфорта».

В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной философии, в том числе у А.Тойнби (1889-1975), понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и времени (цивилизация Древнего Египта или Вавилона, арабская цивилизация и т.д.), или как фиксация определённого уровня технического и технологического развития.

Одним словом, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие “культура” используется для характеристики меры развития человека, способов его самовыражения в деятельности и творчестве, то понятием “цивилизация” характеризуют социальное бытие самой культуры.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!