Глава 20. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ



 

Всемирный рынок труда, сырья, промышленной продукции, услуг, капитала и информации, возникший в результате развития индустриального производства, в течение четырех последних столетий связал некогда разрозненные человеческие сообщества, существовавшие в виде отдельных независимых государств, племен, наций и народностей, в единую всемирную общность людей. Впервые почти за 5 миллионов лет своего существования люди, расселившиеся по всем земным континентам, стали чем-то единым - человечеством. Планета Земля, бывшая некогда местом обитания разобщенных племен и народов, стала единым домом человечества, возник совершенно особый исторический феномен - всемирности или глобальности. Внутреннюю сторону этого феномена образуют глубинные экономические связи, опирающиеся на постоянно растущее взаимодействие людей, обусловленное особенностями научно-технического процесса. Его внешнюю сторону образуют многочисленные и разнообразные политические и культурные контакты и взаимодействия, в которых проявляется глубинная зависимость различных этнических, социально-экономических и политических образований, развивающихся и распространяющихся по нашей планете.

Философия активно исследует феномен глобальности, поскольку он ставит принципиально новые проблемы перед человечеством, многие из которых не существовали прежде и решение которых совершенно неотложно, так как с некоторыми, наиболее острыми из них, связаны самые драматические вопросы человеческого бытия, вопросы о самом существовании человека. Порождены эти вопросы его деятельностью, ставшей по своей мощи и последствиям не только сопоставимой с геотектоническими процессами, приводящими к возникновению, деформации и даже разрушению целых материков, но и подчас способной превзойти их как по своим творческим, так и по разрушительным результатам. Поэтому философский анализ и осмысле­ние глобальных проблем составляют важную предпосылку их разрешения во имя сохранения и дальнейшего развития человечества. Под глобальными проблемами понимают комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и отдельные регионы и страны.

Область взаимодействия современного человека с природой колоссально возросла, а вместе с тем возросли, увеличились до необычайных масштабов порождённые этим взаимодействием проблемы. Чтобы понять эти проблемы, следует яснее представить себе структуру природы и типы отношений к ней человека.

Современная наука выделяет в этой структуре несколько сфер, или качественно обособленных областей, находящихся в более или менее тесной взаимосвязи. Первая из них - это геосфера, т.е. вся поверхность Земли, необитаемая или пригодная для обитания человека. Второй является биосфера - вся совокупность живых организмов на поверхности Земли, в реках, озёрах, морях и океанах, а также в почве и атмосфере. Она представляет собой своего рода тонкий живой слой, обитающий и размножающийся на сферической поверхности Земли.

Третья область - космосфера, т.е. околоземное космическое пространс­тво, в котором уже находятся созданные людьми космические аппараты, живые организмы, запущенные туда людьми, а также та область космоса, которая может быть заселена людьми в исторически обозримое время.

Выделяется особая сфера - ноосфера - область разумной деятельности человека, определяемая в конечном счёте уровнем человеческого интеллекта и объёмом перерабатываемой и вырабатываемой информации. Наконец, к этому перечню следует добавить ещё одну чрезвычайно важную область - техносферу, представляющую собой совокупность всех феноменов и процессов, созданных человеком, т.е. всю систему артефактов. К техносфере относятся города, дороги, машины, корабли, искусственные спутники Земли, шахты, искусственные насаждения, ирригационные сооружения, дамбы, насыпи, каналы, искусственные озёра и острова, отдельные сооружения, домашний инвентарь, бытовые и промышленные инструменты, произведения искусства, коммуникационные и вычислительные устройства и т.д. Уже из этого, далеко не полного, перечня видно, что техносфера во многих пунктах пересекается с гео-, био- и космосферой, и именно в этом пересечении заключается подлинная тайна и причина существующих глобальных проблем и процессов.

Вся совокупность природных сфер, т.е. космо-, гео- и биосфера, может рассматриваться как естественная среда обитания человека. Напротив, техносфера, также составляющая условия жизни и среду обитания человека, но представляющая собой продукт его деятельности, результат его умения и мастерства, может быть названа искусственной средой обитания. Таким образом, человек одновременно обитает как бы в двух средах - естественной и искусственной. Более того, мы можем представить себе соотношение этих сфер почти наглядно, практически. Одна из них, чрезвычайно большого диаметра, представляет собой естественную среду обитания, другая, концентрически в неё вложенная, - искусственная среда. В едином же центре этих обеих сфер находится человек. Радиус первой, большей сферы, как бы велик он ни был, практически не изменяется. Это означает, что естественная среда обитания, в которой несомненно происходит развитие и совершаются качественные и количественные преобразования, в сущности, не имеет тенденции к какому-то резкому расширению, т.к. ни поверхность Земли, ни околоземный космос, ни, наконец, количество живых организмов принципи­ально и качественно, по крайней мере за период существования человечества, не возрастают, ни видоизменяются. Напротив, “радиус” сферы, изображающей искусственную среду обитания, со временем увеличивается. Она является функцией гигантского множества количественных и качественных трансфор­маций, создаваемых человеком целенаправленно, а также вызываемых им помимо собственной воли и желаний. Вследствие этого возрастания “радиуса” стремительно растёт и объём техносферы, так что “зазор” между его объёмом и объёмом естественной среды обитания, хотя и остаётся ещё достаточно большим, с каждым десятилетием и даже с каждым годом стремительно убывает. Сложность этой ситуации связана с рядом особых обстоятельств.

Как природное, биологическое существо, как продукт природы, человек не может быть вне естественной среды обитания. Он нуждается в кислороде, создаваемом растениями, причём культурные растения не могут восполнить ущерба, наносимого продуцированию кислорода, вызываемого вырубанием лесов и гибелью морских растений. Как естественное существо, для выравнивания своих биоэлектрических потенциалов человек должен соприкасаться с земной поверхностью, с почвой, как это делают все животные, но обитание в полярных и субтропических зонах, в городских условиях, в труднодоступных для жизни местностях заставляет его иногда круглосуточно ходить в обуви, изолирующей от этого электропотенциала. Человек должен получать естественно произрастающую пищу, к которой за миллионы лет приспособился его организм, но необходимость производить культурные растения и домашних животных с помощью химических удобрений, пестицидов, гербицидов, биогормональных препаратов и т.д. приводит к сильным химическим воздействиям на его организм и наследственность, угрожая жизни и здоровью нынешнего и последующих поколений.

Расширение искусственной среды обитания содержит в себе множество положительных возможностей. Благодаря строительству современных жилищ, созданию современной одежды, возможностям транспорта, средствам связи, фармакологии, медицинской и информационной техники и т.д. жизнь людей становится легче, комфортабельнее, продолжительнее, появляется возможность для более разнообразного и творческого труда, лучше организованного досуга, нового, более интенсивного общения, для ускоренного развития интеллекта, для творческой самореализации личности. Поэтому человек не в состоянии отказаться от достижений техносферы, сдержать, а тем более приостановить, её стремительное развитие. Поскольку же в настоящее время продолжается так называемый демографический взрыв и население Земли быстро увеличивается, приходится постоянно интенсифици­ровать производство продовольствия и различных материальных благ. И без того стремительное развёртывание “радиуса” техносферы получает новые допинги, новые стимулы ускорения. А в результате этого “зазор” между естественной и искусственной средой обитания ещё больше сокращается, порождая всё новые и новые глобальные проблемы. Так, в исторических судьбах человечества, в земном, а быть может, и в космическом бытии разума обостряется трагическое противоречие: с одной стороны, человек как продукт природы, как её часть, как живое существо, не может обходиться без естественной среды обитания в её, так сказать, нетронутом, изначальном, или почти изначальном, виде; с другой стороны, для самосохранения и саморазвития, он должен расширять искусственную среду своего обитания, нанося подчас непоправимый ущерб естественной среде.

Обычно говорят об экологическом кризисе, т.е. нарушении естественных процессов в природных сферах, опасности физического самоуничтожения и т.п.

Будучи биосоциальным существом, человек одновременно включен в две взаимно пересекающиеся экологические системы - систему природной и социальной экологии. Экологическое сознание - это особая форма общест­венного сознания, отражающая взаимодействие этих двух систем в условиях их общего кризиса. По своим целям и ориентациям это сознание направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы. Глобальный характер этой стратегии следует подчеркнуть особо, так как предотвращение этой катастрофы невозможно на чисто локальном или региональном уровне.

Чтобы сохранить себя как носителя культуры, как личность, как творческую и вместе с тем критическую индивидуальность, человек должен добиваться не господства, а гармонии и сотрудничества с природой, не относиться к ней с позиций утилитаризма - концепции, определяющей ценность вещи с точки зрения ее полезности. Важно осуществить реабилита­цию, восстановление и реконструкцию естественной окружающей среды, по крайней мере в том объеме, в каком это допускается интересами человека и возможностями науки и технологии. Человек должен жить в гармонии с самим собой. Если человек действительно хочет жить в гармонии с природой и спасти себя от биологического исчезновения и деструкции, то он должен прежде всего создать такую гармонию в социальных отношениях. Таким образом, достижение социальной справедливости и рациональной организации общественной деятельности образует реальные предпосылки установления гармонических отношений между обществом и природой.

Общество и природа, особенно живая, эволюционируют и притом совместно. Такой процесс называется коэволюцией. Это означает, что не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа и, прежде всего биосфера, приспосабливается к человеку, к техносфере. В процессе коэволюци не только исчезают многие дикорастущие растения и виды животных, но и появляются новые, домистицированные (т.е. одомашненные) биологические виды. В сфере же микроорганизмов вообще могут появиться виды, не существовавшие ранее. Еще большую проблему, связанную с коэволюцией, порождают биотехнология и информационная технология. Первая из них теснейшим образом связана с генной инженерией и базируется на ней. Генная инженерия, позволяющая на основе рекомбинации элементов молекул ДНК переписывать наследственную информацию и создавать новые гены, открывает возможность для появления принципиально новых живых существ. Поскольку в настоящее время предвидеть гигантский спектр связанных с этой деятельностью изменений практически невозможно, есть основания предполагать, что вследствие неполноты знаний, просчетов могут возникнуть такие жизнеустойчивые и способные к быстрому размножению организмы, которые со временем будут представлять большую опасность как для человека, так и для других биологических видов, появившихся в результате естественной эволюции и коэволюции.

Другой потенциальный элемент коэволюции, включающий человека,- это важнейший и даже системообразующий для всей современной технологии процесс - развитие и внедрение во все сферы общественной жизни информационной технологии. Одним из высших ее достижений является создание различных, в том числе и автономных, систем искусственного интеллекта (ЭВМ).

Огромное воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. Аналогично аграрной революции в неолите и промышленной революции конца XVII - начала XIX века она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории.

Научно-техническая революция открывает широкий простор для всестороннего, целостного развития человека и соответственно возрастания роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества. Однако реализация этой возможности может быть плодотворной лишь в последователь­ной борьбе гуманистического подхода к достижениям науки и техники против технократического подхода, низводящего человека до роли “винтика” в социальных и технологических системах. Концепцию, согласно которой технические средства производства представляют собой решающий фактор, определяющий все стороны общественной жизни, называют технологическим детерминизмом, под технократией понимают определение существенных сторон общественной жизни господством техники.

Коэволюция, осуществляемая по новой схеме, с участием интеллектуаль­ных систем, возможно, и явится той стадией, когда мощные разрастающиеся интеллектуальные средства позволят максимально экономно расходовать природные ресурсы и даже восстановить значительную часть потерянного.

К числу важнейших глобальных проблем человечества относится демографическая проблема, т.е. проблема быстрого прироста населения Земли.

В 1987 г. на Земле был зарегистрирован пятимиллиардный житель. По прогнозам специалистов, к началу будущего века население Земли может достигнуть более 6 млрд. человек. Наиболее быстрый прирост населения происходит, как правило, в наименее развитых в социальном и экономическом отношении странах Азии, Африки и Латинской Америки. Именно в этих странах, прежде всего на Азиатском и Африканском континентах, острее всего чувствуется нехватка продовольствия, жилья, возможностей для образования и поддержания современного уровня здравоохранения. По существующим подсчетам, около трети населения Земли живет в условиях хронической бедности, около 800 миллионов - в условиях голода или недоедания. В то же время в ряде стран Европы показатели рождаемости постоянно снижаются. По имеющимся подсчетам, сохранение этой тенденции уже в будущем столетии может привести к резкому сокращению численности населения многих европейских стран.

Население в тех странах, где жизненный и культурный уровень ниже, растет существенно быстрее, чем в экономически и культурно более развитых обществах. Объяснение этому следует искать в том, что в более богатых странах воспитание ребенка - чрезвычайно дорогостоящий процесс, поскольку в условиях научно-технического прогресса на это требуется расходовать очень много средств, связанных с затратами на общее и профессиональное обучение. Воспитать же, прокормить и одеть ребенка при крайне низких общесоциальных и культурных требованиях в бедных странах легче, и к тому же уровень сознания и сила традиций, отрицающих регуляцию рождаемости, не позволяют принять обществу меры, ограничивающие быстрый прирост населения. Но прирост населения не может продолжаться неограниченно, т.к., во-первых, запасы пригодных для сельского хозяйства земель ограниченны и площади их вследствие эрозии почв непрерывно сокращаются. Во-вторых, овладеть сельскохозяйственной технологией и производственной культурой нелегко. В-третьих, многие развивающиеся страны продолжают тратить значительную часть своих финансовых и людских ресурсов на региональные войны и внутренние конфликты. В-четвертых, поверхность земли, пригодная для проживания людей, ограниченна, прирост же населения будет вести к созданию новых городов и к уменьшению площади сельскохозяйственных угодий. Наконец, в-пятых, прирост населения упирается в ограниченность ресурсов пресной воды, атмосферного кислорода и т.п.

Проблема регулирования населения и темпов его прироста становится глобальной проблемой. Отсутствие контроля в этом вопросе сможет привести к непредсказуемым негативным последствиям, связанным не только с нехваткой продовольствия и жизненных ресурсов, но и с неспособностью образовательной системы подготовить подавляющую часть народонаселения Земли к требованиям современного научно-технического прогресса.

Осуществление демографического контроля и разумного регулирования народонаселения должно быть научно обоснованным. Это потребует изменения культурных и поведенческих стереотипов в системе брачно-семейных отношений в глобальном масштабе.

Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разрешения самой широкой коалиции социальных сил и общественных движений, одновременно создавая объективные условия и субъективные предпосылки для их сотрудничества. Если откладывать решение этих проблем на десятилетия, то не исключено, что в результате вообще некому и нечего будет решать.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!