Глава 13. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ



 

Человек является природным существом. Он рождается, живет, воспроизводит свое потомство и умирает, как и все живое в этом мире.

Вместе с тем человек - общественное существо. Его общественная сущность заключается в том, что он разумное, социальное существо. Общественная сущность человека пронизывает всю его жизнедеятельность.

Благодаря своей уникальной телесно-душевной-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным действиям и творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения.

 Под структурой личности понимают физический, душевный и духовный уровни. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Способности - это психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Формирование способностей предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития способов деятельности. Таким образом, способности человека определяются не только деятельностью его мозга, наследуемыми анатомо-физиологическими особенностями индивида, задатками, умениями, навыками, но прежде всего степенью достигнутого человечеством исторического развития.

Социально значимым качеством человека являются потребности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности и реализуется в процессе ее удовлетворения, активного освоения и потребления. Неудовлетворение потребностей может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. Специфическими для человека являются потребности социальные, порожденные развитием общества, - потребность в труде, общении с другими людьми и т.п. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее, более развиты потребности людей.

Каждая личность принадлежит к той или другой, а, как правило, сразу к целому ряду социальных общностей, т.е. к исторически сложившимся и получившим устойчивый характер объединениям людей - нациям, семьям и т.д. Каждый человек уникален и неповторим; каждый преследует в жизни свои собственные цели и интересы, т.е. причины действий индивидов, определяющие их поведение. Следует отметить обусловленность интересов различных социальных групп их объективным положением в обществе.

С представлением о развитой личности связывается наличие многообразия социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость. Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своём занятии различные дарования и обладать способностью в случае необходимости быстро овладевать другими видами деятельности - таково, пожалуй, наиболее ёмкое выражение индивидуальной развитости. Уместно в качестве примера привести эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и математиком, механиком, инженером. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором. Вообще сообщество деятелей культуры Возрождения было как бы провозвестием того, каким должно стать в будущем всё человечество: бесконечным многообразием многогранно одарённых индивидуальностей.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство, человек, однако, всю оставшуюся жизнь существует, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти; более того, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.

Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть основной “линией” жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то общество в целом, или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья. Отклонения от этой “линии” нередко приводят к мучительным моральным коллизиям в его жизнедеятельности, а ее утрата - к нравственной, а то и физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназна­чения, а следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что могут и чего не могут не при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество. В науке принято понятие табу, под которым понимают нравственно-социальные запреты принятые в том или ином обществе.

Тем не менее, если человек руководствуется в своей жизни определенными нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях может добиваться желаемого результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена как добро, правда, справедливость. И возникает вопрос: что ж, жизнь его - единственная и неповторимая - в какой-то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно, бессмысленно и безнравственно, творит ложь, зло и несправедливость? Вопрос этот тем более значим, что жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием. Не теряют ли вследствие этого смысл определения ее в нравственных категориях добра и зла, правды и лжи, справедливости и несправедливости? Все ли проходит в бытии человеческом и все ли “уравнивается” в небытии? Люди всегда искали выхода из этого удручающего противоречия, которое, казалось, должно подорвать нравственные основы человеческого бытия. И находили его вначале в религиозном постулате о бессмертии души и загробном воздаянии, а потом - в представлениях об “ абсолютном разуме “ и “ абсолютных моральных ценностях “, создающих якобы основу нравственного существования человека.

Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и религии, философия апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествую­щий опыт человечества в такого рода поисках.

От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает “целей” жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно не реализуемое адекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда “ сама жизнь оказывается лишь средством к жизни “. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр. ). Именно поэтому призвание и назначение всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, внести свой посильный вклад в историю, в становление более справедливого общества, совершенствование культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни, человечества в целом.

 

Глава 14. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

 

Термин “культура” латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее “культивирование”, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека. Уже в этом первоначальном содержании термина выражена очень важная особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало, акцентировано внимание на единстве человека и его деятельности.

В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!