Глава 16. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА



 

В социальной философии под движущими силами истории понимают существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечиваю­щие развитие общества. А историческим процессом называют развитие культуры и общества во времени.

Движущие силы развития общества связаны прежде всего с деятель­ностью людей. Человеческая деятельность выступает своеобразным центром, вокруг которого и в связи с которым складывается, живет, функционирует общество. Развитие общества есть естественноисторический процесс, совершающийся по объективным законам. Объективность этих законов отнюдь не означает отрицания роли и значения человеческой деятельности. Так, в каждый момент исторического времени в обществе имеется определенный уровень материальной и духовной культуры. Это и определенная степень развития материального производства, его материально-технической вооруженности, и реальная система экономических отношений собственности, и определенный характер и структура институтов общественного управления, и огромный массив достижений духовной жизни. Это достигнуто усилиями всех предшествующих поколений и достается в наследство каждому новому поколению. И каждое новое поколение изменяет современный ему мир, опираясь на те возможности, которые уже имеются, на те тенденции изменения объективного мира, которые в нем самом прочерчены. Нельзя от феодальной мельницы перейти к компьютерной технологии, от организации первобытной охоты шагнуть к современной научной организации труда, от мифологического мышления перейти к теории относительности и т.д. и т.п. Изменение любой стороны общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. Возврат общества к старым, изжившим себя формам существования называют регрессом. Иначе говоря, в обществе, в его наличной материальной и духовной культуре, в объективных законах ее развития как бы воплощена объективная программа человеческой деятель­ности в целом, которая и выступает как ее самая глубокая объективная основа.

История закономерна, ибо она подчиняется объективной логике социальных преобразований, в то же время сама эта закономерность осуществляется только через деятельность людей. Нет этой деятельности - нет ни общества, ни его истории. Уже сам по себе этот факт - свидетельство фундаментальной значимости человеческой деятельности в обществе.

Вместе с тем нельзя забывать, что история общества - это не только однонаправленная логика ее всеобщего развития, но и огромная палитра самых разнообразных возможностей исторически конкретного развития событий, определяемая по существу бесконечным сочетанием различных обстоя­тельств, социальных сил, общественных интересов и т.д.

Рассмотрим некоторые концепции эволюции (развития) общества. Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами - провидением, Богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. Согласно этой концепции все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству. Первоначально фатализм развивался в мифологии как представление о неотвратимой подчиненности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла и цели. Учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей называют телеологией. Телеология выражается в идеалистической антропоморфизации природных предметов и процессов, связывая их с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей.

Качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования, называют революцией. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в обществе в целом, и наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен. Таким образом, эволюция и революция - соотносительные понятия.

Свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели называют целесообразностью. Целесообразность проявляется по-разному в различных областях: в органической природе - в форме приспособляемости и регуляции организмов, направленности процессов развития; в общественной жизни - в отмирании изживших себя социальных порядков и возникновении новых, способствующих дальнейшему развитию общества, в целевой определенности деятельности людей.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!