Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса



Своеобразную концепцию исторического (процесса развития общества предложил немецкий философ К. Ясперс (1883-l969 гг.). В отличие от А. Тойнби, Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невозможно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Таким oбpaзом, Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории.

Ho Ясперс не является теологом или богословом. Он филоcoф и поэтому позволяет себе отступить от традиционного в христианстве описания исторического процесса. Как уже отмечалось ранее, в традиционной христианской концепции истории кульминационным пунктом мирового исторического процесса, “осью” мировой истории объявлялось явление Сына Божьего - Христа. Ясперс же справедливо полагает, что в явление Христа верят только христиане, только для них оно является осевым событием истории. Весь остальной мир - индусско-буддийский, мусульманский, синтоистский и т. д. - остается как бы в стороне от мирового исторического процесса.

Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыслом истории. А значит возникает вопрос: возможна ли общая для всего человечества вера, такая вepa, которая не разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различныe культуры и цивилизации. Такую веру, по мнению немецкого философа, не может предложить ни oднa религия: ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам и т. д. Kaждaя религия объявляет свою веру как откровение кaкого-либо Бoгa: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т. д. Содержание вероучений часто служило источниками раздора и взаимонепонимания между народaми. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть только философская вера.

Bepa, по учению Ясперса, отличается от знания, она есть aкт воли. Но ее не следует противопоставлять знанию. Признаком философской веры мыслящего человека служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием, она хочет знать то, что доступно знанию и понять caмoe себя. Безграничное познание, наука - основной элемент философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она не может становиться догматом. Она есть осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации.

Понятие исторической ситуации является ключевым в философии истории Ясперса. Содержание исторической ситуации Ясперс связывает с такими понятиями, как “время” и “эпоха”. Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической ситуацией. Однако, по Ясперсу, возможно формирование близких пo свoeму духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов. Такое совпадение ситуаций, считает Ясперс, проходило между 800 и 900 гг. до н. э. В этот промежуток времени возникли параллельно в Китае, Индии, Перcии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне. Это время Ясперс называл “осевой эпохой” мировой истории. Это время и есть время рождения философской веры.

Ясперс указывает, что “осевая эпоxa” - время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому познанию. Почти одновременно на земле независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне родственных друг другу. Основное, что сближало их и что, следовательно, являлось главной характеристикой “осевой эпохи” - это прорыв мифологического мировоззрения, составляющего духовную основу “доосевых культур”. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, рационализация отношения к миру и к себе подобным, а это, по мнению Ясперса, является одной из главных предпосылок философского мышления.

К. Ясперс, как отмечалось ранее, является одним из крупных представителей экзистенциализма. Поэтому и свою философию истории он обосновывает, опираясь на исходные понятия и принципы экзистенциализма: первичности существования ведущей роли “пограничных ситуаций” и, в частности ситуации между жизнью и смертью, и т. д. “Осевая эпоxa”, coгласно Ясперсу, кладет конец непосредственному отношению человека к миру и к caмoму себе, обостряется самосознание личности. Человек осознает хрупкость своего бытия, перед ним встают последние вопросы о смысле человеческого существования, о смысле бытия. И это, по Ясперсу, служит проявлением интенсивной духовной жизни. Пробуждение духа, считает Ясперс, является началом общей истории человечества, которое до сих пор было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. С тex пор человечество неуклонно идет по этому общему пути.

Ясперс был убежден, что человечество обречено нa общность судьбы и единую веру. В противном случае история человечества может закончиться катастрофой. Поэтому установление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человечества. Отсюда вытекает особая роль философии, которая, по его мнению, с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединять человечество на общих духовных основаниях.

 

Глава 11. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

Для социальной философии, как, пожалуй, для всей сферы духовной деятельности, исходной посылкой при рассмотрении всего комплекса проблем “человек и общество” является идея о неразрывной связи, единстве человека и общества. Поэтому естественно сразу же возникает вопрос - в чем основа этого неразрывного единства? Самый общий ответ на поставленный вопрос заключается в том, что общество созидается человеком, творится им, что общественный мир - это мир человека.

Под обществом в науке понимают коллектив индивидов, объединение людей, созданное для определенных целей; как целостный социальный организм общество развивается по своим специфическим объективным законам. Наука, изучающая закономерности функционирования общественных систем, называется социологией. Как самостоятельная наука социология сложилась в XIX в. Сам термин “социология” был введен французским философом Огюстом Контом (1798-1857). Социология - это наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Антропология, являясь наукой о природе и сущности человека, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Вопрос о природе человека, его назначении и месте в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслился как часть космоса, как “малый мир”, микрокосм - отображение и символ Вселенной. В христианстве библейское представление о человеке как “образе и подобии Бога”, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении Божественной и человеческой природы Христа и возможности, в силу этого, внутреннего приобщения каждого человека к Божественной благодати. В средневековой философии намечается понимание личности как отличной от психофизической индивидуальности и не сводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной). Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии человека, его безграничных творческих возможностей.

Психофизические и духовные особенности каждого отдельного человека, специфическое и неповторимое в нем представляют собой индивидуаль­ность. С XVIII в., особенно с И.Канта (1724-1804), от индивидуальности начинают отличать личность. Личность – это прежде всего этическое явление, поскольку индивид не является лишь природным созданием, а проявляется в своем человеческом качестве.

В каждом человеке существует нравственное начало, называемое совестью – сознание или чувство того, что хорошо или плохо, справедливо или несправедливо. Это понятие включает самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. У М.Хайдеггера (1889-1976) совесть – это призыв заботы.

Объединение индивидов в коллектив, основанное на взаимном согласии, называется общественным договором. В собственном смысле слова теория общественного договора (договорная теория происхождения государства) сформировалась в Западной Европе в период разложения феодализма и развития буржуазных отношений. Сторонники этой теории на основе доктрины естественного права и идеи о народном суверенитете, согласно которой источником и конечным обладателем всякой власти является народ, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав, защиту их жизни, свободы и частной собственности. Под правом наука понимает узаконенную государством совокупность норм и правил поведения людей. Деятельностью в сфере отношений между социальными группами, связанной с регулированием их интересов, наукой и искусством управления государством, является политика. Различают политику внешнюю и внутреннюю. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Итак, о единстве человека и общества. Общество представляет собой не что иное, как воплощение человека, своеобразную форму его бытия. Отдавая пальму первенства человеку в его соотношении с обществом, следовало бы подчеркнуть, что каждое из деяний человека социально важно и ценно не только тем, что оно воплощает в себе какие-то общие требования общества, развертывается в их русле, но прежде всего своим человечески творческим импульсом, своей неповторимостью, своим - пусть небольшим - прорывом в новые области бытия. В самой основе общества лежит не однотипность и трафаретность человеческих действий, а их бесконечное творческое разнообразие.

Глава 12. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Объектами изучения социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин “социальный” употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому определим, что мы имеем в виду, когда говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны - индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие “общественные явления” подходят и экономические, и политические, и национальные и множество других явлений. Социальная философия устанавливает в качестве нормативного учения нормы общественной жизни.

Известный русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) дает следующее определение социального явления: “Социальное явление есть мир понятий, мир логического бытия, получающийся в процессе взаимодействия человеческих индивидов, их общения, под которым понимают специфический для субъектов способ взаимных отношений, обмен информацией. Социальная жизнь общества - это совместное бытие людей, это их “со-бытие”. Оно включает материальные и духовные явления, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие - это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.

Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.

На основе изложенного можно дать следующее определение: социальная философия - это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием между людьми. Основа этой связи всегда объективна. Это могут быть и тип деятельности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических интересов, и определенная территория, и другие параметры объективной общественной реальности. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе. Они возникают и функционируют в силу действия объективных законов.

Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и ее признаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания. Природа этих сознательно-духовных факторов общности весьма разнообразна. Это могут быть общий язык, традиции, т.е. исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению культурные ценности, ценностные ориентации, идеологические установки и т.д.

Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни (под которым понимают всю совокупность типичных способов жизни индивида и общества в целом), интересов, потребностей, стереотипов поведения и т.п. составляющих ее людей. Социальная общность воплощается в определенном сходстве, идентичности черт личностей, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании определенных социальных типов.

Социальная общность проявляется далее в существовании определенной внутренней границы данной общности, ее качественной целостности, т.е. в определенном отделении данной группы от других объединений.

Итак, социальная общность представляет собой объективно складывающи­еся в обществе качественно целостные социальные образования, включающие устойчивые связи людей, выражающиеся в единстве их объективных и субъективных характеристик, в отношении к другим общностям, в определенном единстве образа жизни, тенденций и перспектив развития.

Рассмотрим некотоые социальные общности.

Община - общественная ячейка первобытнообщинного строя. Она представляет собой замкнутое образование, покоившееся на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде с естественной формой его разделения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении произведенного продукта

Род - это основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Род служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей.

Племя - это форма общности людей, свойственная первобытнообщин­ному строю. В основе племени лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к тому или иному племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни.

Семья - это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Народность - это форма общности людей с единым языком. Она формируется в процессе слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Каждая народность имеет свое собирательное название, внутри нее возникают элементы общей культуры.

С развитием капиталистических отношений возникает новая историческая форма общности людей - нация. Нации свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры.

Человечество - это вся совокупность людей, объединенных общими чертами, имеющими общественную социальную природу: стремлением к сохранению и продолжению человеческой жизни на Земле, связанных совокупной деятельностью по развитию цивилизации и мировой культуры, объединенных интимно-личностными чертами человеческого бытия в обществе.

Каждая социальная общность представляет собой не некий монолит, а есть явление развивающееся, внутренне дифференцированное. Это означает, что как общность она проходит ряд фаз в своей эволюции, которые сущест­венно отличаются друг от друга. Одним словом, каждая социальная общность конкретно исторична, она обретает - в каждой стране, на каждом этапе - свое специфическое содержание, которое находится в непрерывном движении и функционировании. Это означает, что каждая социальная общность как бы пронизывает все стороны, сферы общественной жизни. Такие общности, как народ, нации, человечество, воплощаются в политике, идеологии, духовной жизни.

Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях. Выделим основные из них.

Гносеологическая (познавательная) функция социальной философии связана с тем, что она исследует и объясняет наиболее общие закономерности и тенденции развития всего общества и социальные процессы на уровне больших социальных групп.

Методологическая функция заключается в том, что она выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению. Именно на социально-философском уровне зарождается общая постановка той или иной социальной проблемы и основные пути ее решения. В рамках методологии вырабатывается и определенный способ практического освоения действительности. Наряду с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Социально-философская теория в силу большой степени общности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других общественных наук. Однако эти два взаимообусловленные качества социальной философии не следует смешивать.

В этом же ряду находится и такая функция, как интеграция и синтез социального знания, установление всеобщих связей общественного бытия. Здесь же следует выделить и прогностическую функцию социальной филосо­фии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития соци­альной жизни и человека. При этом степень вероятности прогноза, естествен­но, будет тем выше, чем больше социальная философия опирается на науку.

Необходимо отметить мировоззренческую функцию социальной философии. В отличие от других исторических форм мировоззрения (мифологии, религии) социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира.

Критическая функция социальной философии - принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему социальному знанию и социокультурным ценностям. Такой подход играет антидогматическую роль в развитии социального знания. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической тесно связана и аксиологическая (ценностная) функция социальной философии. Любая социально-философская концепция содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных социальных ценностей. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественого развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что из старых ценностей сохранить.

Социальная функция - довольно многоплановая по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. В наиболее широком смысле социальная философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно его хорошо объяснить. Если говорить о ключевом моменте задачи, то следует обратить внимание прежде всего на роль социальной философии в интеграции и консолидации человеческого общества. Именно ей принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций, призванных объединить человечество для достижения коллективных целей. Ее задача - помочь осознать и сформулировать эти цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. Выводы социальной философии должны быть адресованы не только обществу, но и каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция, которую можно назвать гуманитарной. Речь идет о том, что социальная философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль не только для каждого народа, но и каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние идеалы и кумиры рушатся, а новые не успели сформироваться или завоевать авторитет; когда человечек оказывается в “пограничной ситуации”, и каждый должен делать свой нелегкий выбор, который порой приводит к трагической развязке.

В заключение следует отметить, что все функции социальной философии взаимосвязаны: каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!