Стати сказать, он был первым губернатором Олонецкой губернии, в составе которой 40 страница



Жених- ря̀жоной-су́жоной (от «судить-рядить», т.е. обсуждать); 

Женщина - жо́нка, жэ́ншчина, ба́ба, тё́тинька тё́тка, тё́тя, (уваж.)дама, (уваж.,усм.,язв.)мада́м; о женщине лёгкого поведения - (усм.,язв.) «мад а́ м- торговым прода́м»; (уваж.,усм.,язв.)мад а́ма, мамзéль, а (заглазно;неод., осуд.,насмеш.)мамзéля; (деревенск. произн.) жэ́ншцыиа жэ́ншшына; «тё́тка, тё́тушка тё́тя» - сестра отца или матери); (неприяз.,жалост.)бабё̀шка, бабё́нка, бабё́ноцька, бабё́ночька - о женщине маленького роста, или достойной жалости, а о крупной женщине – (одобр,)бабё́ха, те тё́ха; (неод.,востор)росте тё́ха, баби́шша, баби́щя, (ласк.,заигр.)ба̀боцька, ба́бочька, (мн.ч.)ба́бынька, ба́быньки – обращение к женщинам; (неприяз)бабьё́(мн.ч.);

 (чьё) ба́бье, ба́бьё. («…воспреемники: жонка деревни ЖЫтнова Села Матрона Ильина, да крестьянин деревни Спе́рова Егор Пя́нтин»- из метрической кн.Вытегорского Погоста; «А хороша́ ба́бочька – так бы и ухватил в оха́пку!» «Ба́бьё дело - кашу варить, а не в поле о́рати!»; «Бабьё опеть уж на коло́цце собрались – всё су́ды-пересу́ды!» «А до то-ли жалко бабёшку-ту, ить тольке и слыхать - рѐвьмя-ревит» от мужыка!» «Э̀ка росторо̀пна бабёшка-та, не гледи, што невелѝчька! », «Слыхал нет – Гавря-та оженилсе, такка́ бабЁха титька́ста – на одну титьку голоу покла́л, а другой накрЫлсе!»,«Не што́ и ско́лосе, Эка ба́бищя, ак што с ей ста́нецце, жы́ва будёт!»; «тварь безду́шная» - женщина (при переписи и переделе земли за ду́шу считались только мужики, а женщина, девка не имела права на землю т.е не считалась при переписи за «ду́шу», она - «тварь безду́шная» не шла в счёт.«Ие́ корми́, пои́, а всё-ровно придѐцце оддавать вза́муж, сщцита́й,в работницы на цюжово дядю» .

Женщина - та, что занималась хзяйством, следила за порядком в доме) - большу́ха (не обязательно супруга хозяина, это могла быть и дочь хозяйская и сноха или золовка).

Женщина-знахаркабабка, веду́́нья, (руг.)ведьма, колдунья; Знахарством занимались не только женщины, но и мужчины- и их называли «зна̀харь, веду́н, всеве́д», (руг.)ведьма̀к(см.«знать»).

Женщина занимавшаяся акушерством, знахарствомповива̀льняя бабка, бабка-повиту́ха, бабка -пупорéзка , ба̀бниця, ба̀бница; заниматься ремеслом бабки-повитухи - ба̀бничять, ба̀бничяти, ба̀бницети, ба̀бницеть, (что делаешь) ба̀бничя(е)ш, ба̀бнице(е)ш;

(что делает.) ба̀бничя(е)т, ба̀бничяе(т), ба̀бничяит, ба̀бницеит, ба̀бнице(е)т, ба̀бницее(т),  «Не ка̀жна бабничять сумеет, небось миня зовут на роди́ны-ты!»; в Вертосельге ещё в 30-х годах ХХ-го века жила бабка Сте́ня (из рода Луки - сына Фёдора Сергеева), она принимала роды, правила кости, направляла пуп. В церковной метрической книге(ф.496,оп.61 1912-18гг)записано «Степанида Степанова – бабка-повитуха».

Женщина-крестья́нка - мужычька.

Женщина лёгкогоповедения(неод.)вертля́ва(я), вертова́та(я), верту́шка,  (насм.) фи́фа, фитю́лька, фи́фочька; (насм.)вертихво́с(т)ка, (насм)«на передо́к припада́т» (см. «испытывать, прижима̀ется»), « слаба ́на передо́к»,(неод)«по̀ветель(см. «говорить») поветѐльё», (презр) блядли́ва(я),  шала́ва,  потаску̀шка, потаску̀ха, гуля̀шша(я), гуля̀щяя, «про̀сти хо̀споди», «про̀бы ставить некуда», блядь, побляду́шка; о женщине лёгкого поведения как и об испорченных вещах – иста̀сканная, стаска̀ласе(см. «одежда»); а о старом немощном человеке, как и об изношенной непригодной вещи - сносѝласе (см.«одежда») сносѝлсе; о женщине модничающей, высокого мнения о себе, и потому смотрящей на остальных свысока̀ - цы̀па, цы̀почька, цы̀па-дры̀па(см. «бить»)  . В довоенные времена по Вытегре ходила шутка-скороговорка «Жыли были: Цы̀па, Цы̀па-дры̀па, Цы̀па-Дры̀пв Дрипопо́ни, Як Цыдра̀к-Цыдро̀ни, Як, Як Цыдра̀к и Як Цыдра̀к-Цыдро̀ни и все они переженились Як- на Цы̀пе, Як Цыдра̀к –на Цы̀пе-дры̀пе, Як Цыдра̀к-Цыдро̀ни – на Цы̀пе-Дры̀пе Дрипопо́ни; и у всех родились дети: у Яка с Цы̀пой - Шах, у Як Цыдра̀ка с Цы̀пой-дры̀пой – Шах-Шарах, у Як Цыдра̀к-Цыдро̀ни с Цы̀пой-Дры̀пой Дрипопо́ни - Шах-Шарах Шаро́ни»; «По́ветель, а не девка – всё бы ёй гулянки, да хахыньки!», «Шцё, свет клином на тыёй вертихво́ске, ли шцё ли?», «Да, вот шала́ва-та, дак шалава – тольке бы ёй шля́цце, а дела не видит!», «Всем девка хороша́, да токо на передо́к припада́т – мужыки круг ей - ровно мёдом помазана!»; «Кото́ра жо́нка сама сибя подра́чиват по гу́зну – та́я блядли́ва, и ло́ном торгует.»);   

Женщинанеопрятно одетая - дры̀па, задры̀па, задры̀панка, задры̀паная (см.«бить»), оборва̀нка(см.«рвать, олежда»);

Жечь жгать, жэгти́, пали́́ть; слова  «палѝт, вы̀палить, палѝть паля̀̀т» о стрельбе (см.«стрелять»);(что делает)па́лит, палѝт; (что сделать) спалѝть,так могли сказать и о чють пригоревшем, а «вы̀палить»(см.«стрелять»)- сжечь всё дотла̀, испепелѝть – зжечь до того, что угли начинают тлеть гаснуть покрываясь пеплом;(что делают)жгут, па́лят; и «палЯт» = стреляют. («А пошто костры нонь палят?» - «А туман сушым, штобы солнышко выглянуло» - смеётся в ответ Кузьма, усаживаясь на обрубок бревна;«А всю ноченьку напролёт костры палят, да через огонь скачют, да!»,«Долго свет-от жгать станёш? Сидит и сидит, сидит и сидит, до́ свету с огнём сидит!»; «Погли́ ско́ко све́ту напали́ла, ить на двенаццеть рублей –это ить ужас какой!»);Процесс зжигания чего-либо - па̀лка «Давай-ко, ма̀ти, збери како-не како̀̀ старьё, да оддай на палку – ить костры-ты на Масляну чем палить!» «жгет, жге(т), ожыга́е(т), ожыга́(е)т» крапива; «жгет = кусА(е)т, «хватА(е)т»(см.«ловитьдостаточно»)мороз, ветер(«А другой раз мороз-от как хватанет, да как шшолнет, да щёлнет о стену-ту!», «Ух и морозище - таково̀ жгет- ожыгат, так куса̀т за нос, да за̀ шшоки хватат - уй!»),  У вертосёлов и припев был в «Метелице» (вертосельская кадрель) «Ой жги, жги, жги! – говорит, каблуками приколачивает».

Жжёный– жг а̀ный, обожга̀ный, обо̀жганой.                               

Живой - вжы́ве, вжывы́х, жив-здоро́в, жывё́хонькой, жывёхонёк, (ж.р)жы́ва́ жывё́хонька,  («Кондра́тей, не знаш на розме́ги деревнёшка-та вжы́ве, али уж впу́сте?» - «А третё́ва ле́та, сказывают,там ышо Васька Рабозё́ров был, а топере-то пои́,ак не цё тамо нет!»)

Живот(часть тела)утро̀ба, (неод)брю́хо, брю́шко́ , (насм)пу́за, (мн.ч.)пуза́; большой живот – (неод)жывоти́на, пузло́; (ласк,жалостл.)жывоти́шко, пу́зичько.(«Тит, иди молотить!» - «Брюхо болит!» «Хватит жрать воду, пу̀зо лопнёт – поглИ как напузЫрилсе уж!», «Вот робята з-за сто́лу поле́зли, нае́лисе - пуза́ на́сторону»; о ребёнке в короткой рубашонке – голопу́зик, голопу́пик; (неод.)пуза́н, брюха́н, брюха̀той, брюха̀тый, пуза́той, пуза́тый, брюха̀тик, пуза́ньцик, пуза́ньчик, пуза́тик;  - имеющий большой живот.(«Муха не без брюха», «Пу̀за в три арбу̀за» - вытегор.присказки).

Животное, имеющее блох - блоха́ста(я) – кошка, собака, блоха́стой – кот, кобель,пёс, словом «блоха́стик» относится и к тем и к другим.

Жи́̀деть(т.е. становѝться жидким), – жы́жнути, жы́жнуть, рожжы́жети, рожжы́жети, рожжы́жеть; жы̀жне(т) - стано̀вится жидким, рожжы̀жэло(стало жидким), рожжы̀дело («А то́ко закипЕло, и сыма́й с огня, а нет кисель-от жЫжнёт!»).

Жи́̀дкая грязь - сля̀коть, сля̀котный, сля̀котна(я)(погода).         

Жизнь жысь, жы́зня, жытьё́, жытие́, жыво́т, жыту́ха, бытиѐ, жытьё-бытьё. «Вот жысь – хош жывой в гроб ложысь!»-вытегор. присказка; в жизни – в жытьѐ, в жытье́. «В хорошом жытье́ волосы вьюцце, в худом секу̀тсе» - верт. присказка; «Я, мой каса́тик, жывот положу за родиму земе́люшку-ту, как и деды нашы жывота́ свово не жали́ли».

Жизнь после смерти – «та́я жысь», векове́цьно(е) жывле́ньицё, «векове́чьное жывле́ньице» Ну, цЯрство ему небесно, мот тая жысь будёт полѐхшэ!»)

Жители деревни первыми поселившимися на этом месте, или основатели деревни - первопоселѐнцы, (ед.ч.) первопоселѐнец; (вертосельское произношение)первопоселѐнци,              

первопоселѐнець, своезѐмец(см.«крестьянин»).

Жители деревни из семей первопоселѐнцев - старожы̀льци, «со старожы̀льцёв»

Жители деревень: д.Ѐжэзера, д.Ежо́вы -ёжозёра, ежа́та, ё́жыки; д.Ершо̀вы - ерша̀та, ершы́, ё́ршыки, д.Дундуко̀ва - дундукѝ, д.Вѐртосельга - вертосё̀ла, д.Вытегорский Погост(в просторечьи –Пого̀ст) - погощЯна, д.Пашко̀вы - пашковля̀на, города Вытегра - вытего̀ра, д.А́лмозера - (ед.ч)алмозЕрець, (мн.ч.)алмозё́ра, д.«Конѐц болотья», Конѐцькая -  конця̀на, кончя̀на, д.Подгоро̀̀́дье - (мн.ч.)подгоро̀жана, д.Озерки́ - озерчя́на, озерця́на, озере́цьки(и), (ед.ч) озере́цька(я), д.Житное Село - (мн.ч)жытносё̀ла, д.Андома - (ед.ч)а́ндомець, (мн.ч)а́ндомци, д.У̀дозера - (мн.ч.)ундозё́ра, (ед.ч.) ундозЕрець; д.Ка̀йнозера - кайнозё́ра, кАинци, жители деревни «Савиной Горы» - савого̀рски, савого̀рскиё, савого̀рскии, савого̀ра, жители деревни «Па̀тровой горы» - патрого̀ра . («На Погосте колокольня на боку да, погощя́на много курят табаку, алмозёра не богатыё, а вытегора все жонатыё…» - кадрель «ростату́риха».«Жытносё̀ла мужыки все скупыи–скупарѝ: нету празника в году – нет обеда некому.Оны скрозь зубы говорят, а обедать не садя̀т. Оне во̀зьмут бадогѝ, ѝдут пить в кабаки.Су̀дей выбирают, людей опивают»).  

Жители вологодских районов: Белозерска, Череповца, Ха́ровска, Ча́годы - вологжа̀на,белозё̀ра, черепа̀на, харовчяна, чягодо̀щяна.  

Жители из-за реки  - заречя̀нски(е), заречя̀на, зареця̀на, а сама местность называлась «за́река».

Жители, живущие за о̀зером,  - заозёра, (пренеб) заозё̀рышки а сама местность называлась за озером – заозе́рье; у озера, на берегу озера, или недалеко отозера - обозе́рье, приозе́рье,  нат озером.

Жители иных городов и деревень – чюжо́й, чюжа̀к, чюжанѝн, чюж-чюжанѝн, чюжы́(е), цюжо́й, цюжы́(е), цюжа́(я), («Повстречался девкам чюж-чюжанин, чюжанинушка – стар-старичёк»).

Жители дальних городов и деревеньчюжэда́льни(е), чюжэда́льнии, чюжода́льнии, чюжэда́льнии, чюжэда́лниё, чюжода́лниё, «с чюжэда́льные сторо́нушки», цюжэда́льни(е), цюжэда́льнии, цюжода́льнии, цюжэда́льнии, цюжэда́лниё, цюжода́лниё, «с цюжэда́льные сторо́нушки», «с цюжода́льниё сторо́нушки».

Жители деревникрес(т)ья̀на, дереве́нски(е), (пренеб.) деревѐньщина – употреблялось и как собирательное и как определение необразованности, бескульту́рья, и как нанесение обиды. (деревенское произношение) деревѐншцина, дереве́ншшына. «Сегодня – день воскресный, и по этому случаю у ограды с утра толкётся народ: свои -деревенские, и чужедальние – приезжие» , «Ак на торгах-от бывало кресьяна зберуцце, да горожана, да!»

Жители города - горожа̀на. «Миколка с Егорьем к оччю нунько прикатили, идут носы кверьху и не здорОвкаюцце, а как жо – оне топере горожа́на – не чета́ нам!»

Жить жы́ти, быть, бы̀ти; в прошедшем времени – жыл, (см.«когда-то»)жыва́л, был, быва́л.

Жить в одиночестве - кукова̀ть, век-векова́ть. «НадЕйка-та пошла на болото за клюквой, да и не возвернуласе, искали, не нашли, вот и осталсе ПЕтинька один куковать» «Горько, деушки, ох как горько, одной-от век-вековать!».

Жить, не заботясь о будущем – (неод.) наотжы̀ву, «одне́м днём». Пропа́щиё людишки, жывут ровно наотжы̀ву, не цёо имА не нать – всё про́пили!»), «наотжы̀ву» - жить проживая нажитое, ничего не наживая вновь; «одне́м днём» - было бы сегодня, а завтра – хоть трава не расти. «А што скажош про их-дураков, однем днём жывут, не об чём не зоботяцце!».

Жить в достатке, удовольствии и праздности - ба́рствовати, ба́рствовать – т.е жить как ба́рин; жен.р. - ба́роня, (пренеб)ба́рынька, (мн.ч) ба́ра;  (насм.)барини́́ха – так на Вертосельге прозывали жену торговца, жившего в этой деревне; Вертосёла испокон были государственные крестьяне, а о ба́рах(господах) знали только понаслышке, и слова «ба́рин, ба́рыня» -жили на Вертосельге только как брань в отношении ленивых, и, вообще, несли смысл пренебрежительного отношения ко всякого рода неуважаемых в деревне проявлений: «росселсе как барин», «не барин и сам сделаеш» - ит.п.; (завист.)«как кот в масле», «как сыр в масле ката́ецце», (завис., насм.)«сыт, пьян, нос в табаку́» - вытегорские при́сказки; о людях без особого достатка, но претендующих на уважение к ним как к богатым – (насмеш)«ба́ра - по пятаку пара»; слово «ба́рыня» осталось в названии русской народной пляски.

Жить, не имея своего жилья, бродить, н и́щенствуя - скита́тисе, скита́тись, скита́тсе,

 «скита́тсе по чюжы̀м угла̀м» - жить у людей, переходя из дома в дом где примут;

бродя̀жницети, бродя̀жницеть, бродя̀жничяти, бродя̀жничять, бродя̀жыти, бродя̀жыть

(жалостл.) скита́лец, скита́лець, скита́лица, скита́лиця, (пренебр) бродяга, бродяжка

(что делает) скита̀(е)цце, скита̀ицце;  (что делаешь)скита̀̀(е)ссе, скита̀есе, скита̀иссе,бродя̀жницее(т), бродя̀жницеёт, бродя̀жничяе(т), бродя̀жничяит .

Жужжать - бу̀зандати, бу̀зандать(мухи, жуки); о майском жуке - бу̀рандати, бу̀рандать; зудѐти, зудѐть - о мухе, комаре, и с неприязнью о надоедливом собеседнике; (что делает)бузанда(е)т, бу̀зандае(т), зудѝт, (что делаешь)зудѝш, бузанда(е)ш, начать жужжать - забу̀зандати, забузандать, рожжужжалисе - розбу̀зандалисе, розбузадались, жужжание - бу̀занданье, бу̀занданьё;  (переносн)«зуди́т»  если что-то нестерпимо чешется (то-ли укус комара,то-ли заживающая рана).

Жура́вль жу̀̀рка, жу̀рушка, жураве́̀ль, (ласк.) жура̀́(в)ушка.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!