Упражнение 3.12. Измени формы мышления
Цели:
- содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной;
- развить готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении сходных задач;
- развить концентрацию внимания и контроль за физическим действием в условиях когнитивного диссонанса;
- создать в группе позитивный настрой и атмосферу веселого соревнования.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: не требуются. Играть можно и в помещении, и на открытой площадке.
Время: 20 минут.
Ход игры
- Помните старую советскую комедию "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!"? В ней один из героев фильма в самый неподходящий момент появлялся в самом неподходящем месте и гнусаво интересовался у товарищей, замышлявших очередную проказу:
А что это вы тут делаете, а?!
Участники тренинга садятся в круг. Первый от ведущего игрок начинает мимически изображать какую-то деятельность. Например, он изображает игру и баскетбол. Можно действовать в любом положении - сидя, лежа, вставать со своего места и передвигаться по комнате. Все зависит от характера изображаемого действия.
Следующий за ним игрок задает ему вопрос:
- А что это ты делаешь?
В ответ первый игрок, не переставая "играть в баскетбол", должен назвать любое другое физическое дей cmв ue.
Скажем, он отвечает: "Я читаю!" Тогда сразу же второй (спрашивавший) игрок начинает "читать". В то время как он изображает чтение, к нему обращается следующий по порядку игрок:
|
|
- А что это ты делаешь?
- Я ловлю рыбу! (Так или как-то иначе может ответить участник, не переставая изображать при этом чтение.)
Каждый раз, ответив на предложенный вопрос (т.е. передав эстафету следующему игроку), участник, изображавший действие, может прекратить его и наблюдать за эстафетой уже в качестве зрителя до следующий своей очереди.
Если группа небольшая по составу, то проводим несколько кругов.
В дополнение я прошу всех участников внимательно следить за товарищами-и не повторять уже представленные в кругу виды деятельности. Так в игре появляется дополнительная интрига, включаются внимание и память.
Упражнение 3.13. Звуки музыки
Цели:
-через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;
- содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной;
- развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: звуковоспроизводящая аппаратура, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, резинки , пластилин.
|
|
Время: 1,5-2,5 часа.
Ход упражнения
Эта встреча целиком посвящена музыке, нашему восприятию музыки, тем эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают в нас музыкальные произведения различных жанров.
Сначала имеет смысл побеседовать с участниками тренинга об их музыкальных предпочтениях, о том, чей стиль им ближе и почему. Есть ли в их жизни музыкальное произведение, с которым связаны особые события? Владеют ли участники тренинга музыкальными инструментами? какими? Что повлияло на выбор того или иного инструмента?
Второй этап начинается с прослушивания приготовленного тренером музыкального произведения. Его фрагмент не должен превышать трех-четырех минут. Это должна быть инструментальная музыка, позволяющая свободный полет фантазии, не конкретизированная текстом, - классическое произведение, джазовая импровизация, опыты в электронной музыке...
Вслед за прослушиванием просим участников взять листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски или пластилин и попытаться отразить цветом, линией или объемной формой те ассоциации, которые возникли у них во время прослушивания музыкального произведения. В то время как участники работают, тренер несколько раз вновь воспроизводит тот же музыкальный фрагмент, становящийся фоном творчества. Через 20-25 минут приглашаем группу сесть в полукруг и представить друг другу то, что удалось создать.
|
|
Третий этап упражнения заключается в свободном, соответствующем стилю и характеру музыки движении участников по площадке. Это ни в коем случае не танец, скорее импровизация в движении - попытка найти пластический образ музыки, который выразится через пластику тела. Если в предыдущем задании музыка "обрабатывалась" средствами изобразительного искусства, то здесь инструментом становится тело, ритм, движение.
Четвертый этап продолжается с использованием или того же самого фрагмента или, если тренер заметит в группе признаки усталости от многократного повторения одного музыкального материала, другой фонограммы, В таком случае нужно подобрать произведение, которое отличалось бы от первого и по стилю, и по характеру, и по инструментовке. Все участники под музыку начинают спонтанное движение по комнате. Просим их делать по возможности широкие движения, активно работать всеми частями тела. Внезапно музыка останавливается, все застывают на месте в той позе, в которой застала их пауза. Задание: попробуете увидеть свою позу со стороны, представить, как вы выглядите с разных, точек комнаты. По хлопку тот, к кому подойдёт тренер, выйдет из состояния "заморозки" и попытается продолжением движения логически оправдать существовавшую позу. Например, один из участников был застигнут остановкой музыки в положении, когда его туловище и руки были наклонены вперед в сторону правой ноги. Одно из возможных продолжений позы - по хлопку тренера начать завязывать шнурки ботинка. А может быть, человек нашел что-то и поднимает найденную вещь с пола. Не исключено, что предыдущая поза- это начало действия, которое должно завершиться тем, что человек удобно усядется на полу... Вариантов множество. Тренер, переходя от игрока к игроку, "открывает" их, разрешая действие. Когда все нашли продолжение позы, вновь включаем музыку. Музыка - движение - пауза - фриз – хлопок - оправдание позы в продолжающемся действии...
|
|
Пятый этап - завершающий. Он потребует не менее 40-60 минут. Группа вновь возвращается к работе над изначально услышанным музыкальным произведением. Все располагаются свободно. Могут сесть или даже лечь на пол, принять самую удобную мину, закрыть глаза и вслушаться в музыку. Дать мимо ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям...
Закончив прослушивание, просим группу разделится на подгруппы по 4-6 человек. В этих подгруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, которые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театральный коллаж. Не требуется искать логическое начало, связующее звено для всех историй. Нужно сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств, на том, чтобы действие легло на музыку. Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основе сходства или по контрасту, а может быть, составят некое причудливое ожерелье историй. Когда подойдет время показа, тренер даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. В ходе показа каждая группа будет работать с музыкальным сопровождением, на базе которого и разворачивается созданная театральная фантазия.
Завершение
Обычно после выполнения заданий этого цикла участники переполнены чувствами и охотно делятся своими впечатлениями о встрече. Тренеру достаточно поощрить высказывания и дать группе общаться в свободной форме, уважая при этом мнения, эмоции и взгляды товарищей по группе.
Примечание: в случае необходимости задания этого цикла можно разделить, предлагая их группе на разных этапах тренинга. Но надо заметить, что погружение в материал, в атмосферу занятия на длительный срок ( полтора—два часа) придают работе особые атмосферу и смысл.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!