Упражнение “Беглые ассоциации”.
При выполнении задания необходимо создать как можно больше ассоциаций по сходству к словам-стимулам, отвечая на вопрос: “На кого или на что это может быть похоже”. Время ответов не ограничено. Примерные слова-стимулы: ТАРЕЛКА, УТЮГ, ЗОНТИК, КАРАНДАШ, КОТЕНОК, ГИТАРА, РАСЧЕСКА и т.п.
Анализ ответов производится по следующим критериям:
Беглость – общее количество ассоциаций в единицу времени.
Категориальная гибкость – количество использованных категорий из 40 возможных (приведение к 40).
Оригинальность – редкость, необычность ассоциации, оцениваемая по 4-балльной системе (0 – стереотипная ассоциация, 1 – оригинальная прямая ассоциация, 2 – оригинальная ассоциация с детализацией, 3 – оригинальная косвенная ассоциация).
Конструктивная активность – разнообразие используемых признаков по каждому слову.
В эксперименте по выполнению этого упражнения (“ассоциативном эксперименте” С.Медника) приняли участие 106 специалистов творческих профессий (преподаватели, изобретатели, художники, литераторы и пр.) [14]. В целом все ответы распределились на четыре группы:
Стереотипные сравнения.
Оригинальные “прямые” сравнения.
Оригинальные сравнения с элементами детализации.
Оригинальные “косвенные” сравнения.
Примеры выполнения упражнения с использованием слов-стимулов:
ЛИНЕЙКА
Дорога, лента, рейка и пр.
Трамплин, весы, язык и пр.
След от самолета, плоская лента, дорога между пунктами, ступеньки к 30 этажу.
|
|
Полет стрелы, худая дама, мать прямых линий.
ЗОНТИК
Гриб, парашют, трость.
Карусель, пальма, штурвал.
Паутинка в шляпе, предмет-лягушка.
Мальчишка-забияка, знамя сражающихся с непогодой, интим для мыслей.
ЛАМПОЧКА
Груша, солнце.
Кулак, светлячок, скафандр.
Капля воды, стеклянное солнце, лысая голова.
Жертвенный идол мотыльков.
КАРАНДАШ
Палочка, столб, бревно.
Меч, трубка, болт.
Палец в чернилах, былинка в поле.
Сундук, где хранятся шедевры и каракули, образы в дереве, волшебная палочка, соединяющая мир фантазий с миром людей.
ЕЛОЧКА
Ежик, расческа, девушка.
Вигвам, сарафан, игольница.
Следы от лыж, шуба из ежа.
Колючий подросток, древо желаний, волнующий аромат детских иллюзий.
Таким образом, указанные выше группы методов активизации творческого мышления направлены на создание креативной среды и оптимизацию стадии накопления (структурирования) знаний о проблеме. Не ограничиваясь улучшением рациональных (сознательных) стадий творческого процесса, психологи разработали способы тренировки интуитивного мышления, что позволяет выделить их в качестве следующей группы методов активизации творческих способностей.
|
|
Тема 2. Упражнения по развитию интуитивного мышления
Рассмотрим метод, в основе которого использован принцип ответов “по наитию” на специально подобранные вопросы [38]. В конструировании заданий данного метода общей идеей является то, что испытуемый дает ответ за очень короткое время, не задумываясь, руководствуясь скорее ощущением правильности ответа, чем его логическим подбором. Для создания более выраженных условий неопределенности ответа в упражнениях используются вопросы энциклопедического типа из достаточно узких областей знания. Вопросы обязательно предполагают количественный ответ, поэтому испытуемому указывается единица измерения, которая должна присутствовать в ответе. При этом ответ дается и фиксируется испытуемым в бланке в течение первых 7 с (время секундируется руководителем заданий), при отсутствии ответа ставится 0.
Обработка ответов в заданиях стандартна:
- при условии, что величина ответа испытуемого N>0 и величина фактического ответа Nф >0, то
Пс = N / Nф ґ 100 %, если N < Nф,
или Пс = Nф / N ґ 100 %, если N > Nф,
где Пс – показатель % совпадения ответа с фактическим значением;
N – значение ответа участника;
Nф – фактическое значение ответа.
|
|
Упражнения на развитие интуиции:
1.“Мишень”. Каждому игроку выдается бланк с мишенью, число вопросов составляет количество выстрелов, Пс определяет точность выстрела (результат Пс делится на 10); Пс < 40 считается промахом, первичный результат Пс по каждому вопросу округляется (0,5 до 1; 0,4 до 0). Упражнение может содержать 10, 15 или 30 выстрелов. Время ответа и его записи в бланке - до 7 с; фиксация в бланке правильных ответов, подсчет результатов Пс и отметка мишеней производятся после выполнения каждой серии или упражнения в целом.
Регистрационный бланк упражнения “МИШЕНЬ”
№ выстр. | Ответ N | Прав. ответ Nф | Точность N/Nф ´ 10 Nф/N ´ 10 | Сумма |
1 | ||||
- | ||||
30 |
2. “Выживание в бизнесе”. 100 условных акций (по 1 % уставного капитала на акцию) делится между игроками поровну (неделимый остаток изымается в пользу ведущего). Всем игрокам задается первый вопрос, на ответ и фиксацию его в бланке – до 7 с. Затем ведущим диктуется правильный ответ, который записывается каждым игроком в соответствующую графу. На основании сравнения данного игроком и фактического ответов каждым из играющих в течение минуты подсчитывается свой Пс по данному вопросу. После этого игроки с наибольшим Пс могут изъять часть акций у игроков с меньшим Пс, в соотношении: 1 акция к 10 % разницы ответов. Такая операция повторяется после каждого вопроса, оставшиеся без акций выбывают из игры. По ходу игры могут создаваться конкурирующие группировки или ситуация “охоты за лидером”.
|
|
Регистрационный бланк упражнения “ВЫЖИВАНИЕ В БИЗНЕСЕ”
№ вопроса | Ответ игрока N | Правильный ответ Nф | Точность (Пс) N/Nф х 10 или Nф/N х 10 | Расчеты | Динамика количества акций |
1 | |||||
- | |||||
30 |
3. “Орнамент”. Игровое поле представляет собой прямоугольник 10 х 10 клеток. После выдачи и фиксации игроком в бланке ответа (до 7 с) ведущий диктует правильный ответ, затем производится подсчет величины Пс каждым игроком. По своему результату Пс игрок на игровом поле заштриховывает в произвольном порядке количество клеток, равное отношению: Пс /20. Количество вопросов заранее не оговаривается, т.е. игроки не знают, когда закончится игра, но они должны стремиться к выполнению законченного и симметричного орнамента. Рекомендуемое количество вопросов для 100-клеточного поля – 10.
Регистрационный бланк упражнения “ОРНАМЕНТ”
№ вопроса | Ответ игрока N | Правильный ответ Nф | Точность (Пс) N/Nф х 10 или Nф/N х 10 | Расчеты | Пс /20 |
1 | |||||
- | |||||
10 |
4.“Полет на летающей тарелке”. Игрокам раздаются одинаковые полетные карты горной местности, воспроизведенной в системе координат. После каждого вопроса происходит стандартная операция записи данного игроком своего ответа и правильного ответов, затем - подсчет Пс и фиксирование каждым игроком положения своей летающей тарелки на полетной карте, при этом величина Пс в каждом случае показывает высоту (в метрах) летающей тарелки относительно 0. По результатам Пс своих ответов игрок должен перелететь все препятствия и добраться до посадочной площадки. Время ответа – до 7 с, на подсчет результата и отметку своего места на карте отводится до одной минуты (при наличии калькулятора).
Регистрационный бланк упражнения “ПОЛЕТ НА ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ”
Полетная карта
№ вопроса | Ответ игрока N | Прав. ответ Nф | Точность N/Nф ´ 10 Nф/N ´ 10 | Точка координат | № вопроса | Ответ игрока N | Прав. ответ Nф | Точность N/Nф ´ 10 Nф/N ´ 10 | Точка координат |
1 | |||||||||
- | |||||||||
10 |
Примерный перечень вопросов, используемых в интуитивно-логических упражнениях:
1.Сколько человек в час мог перевозить движущийся тротуар, изобретенный в 1896 г. немецким инженером Фрольтцгеймом? (30000 чел.)
2.В каком году в Версале было сооружено первое в мире лифтовое устройство? (в 1743 г.)
3.За сколько секунд самый быстрый пассажирский лифт в Токио поднимает пассажиров на 60-й этаж небоскреба? (25 с)
4.На какой высоте в километрах проложена самая высокогорная в мире автомобильная трасса, находящаяся в Китае? (5,6 км)
5.Сколько мостов было сооружено на трассе магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой, строительство которой завершилось в 1851 г.? (184)
6.В каком году немецкий изобретатель Сименс построил первый пробный участок электрифицированной железной дороги? (в 1881 г.)
7.Какое рекордное в Европе количество писем на душу населения было отправлено в Швейцарии в 1982 г.? (605)
8.За какую рекордную сумму в долларах на аукционе в Женеве была продана марка 5-центового достоинства? (1000000 $)
9.Какова общая длина Волго-Балтийского водного пути в километрах? (1100 км)
10.В каком году был введен в эксплуатацию первый нефтепровод в Российской империи? (в 1907 г.)
11.Сколько лет находилась в плавании бутылка, отправленная с борта русской канонерской лодки “Манджур” и выловленная в 1967 г. на побережье острова Беринга? (58 лет)
12.В каком веке до н.э., по оценкам специалистов, был построен один из самых первых мостов через одну из крупнейших рек в Вавилонии? (в VI в.)
13.В каком году построен первый металлический мост в России? (в 1804 г. через Мойку)
14.Какова длина в метрах самого длинного в мире висячего моста из бамбука, который простирается над рекой Мин в Китае? (250 м)
15.Какова ширина в метрах моста, построенного в Сиднее, через который проложены две железнодорожные ветки, 8 автомагистральных полос и пешеходные дорожки? (51,8 м)
16.Сколько лет самому старому из сохранившихся туннелей, который пролегает под рекой Евфрат? (4000 лет)
17.На какой высоте в метрах расположен самый высокогорный метрополитен, находящийся в Мехико? (2279 м)
18.Сколько частей соли на 1000 частей воды содержат глубинные слои Мертвого моря? (332)
Тема 3.Упражнения для развития креативности[13]
Упражнение 3.1. Имя
Цели:
- провести упражнение на знакомство;
- поупражняться в необычном способе взаимооценки и обратной связи;
- содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, образной;
- развить способность к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: ватман, фломастеры. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке.
Время: в зависимости от количества участников группы.
Ход упражнения
Есть множество игр на знакомство. Эта одна из них. Кроме обычной информация об имени человека, участие в упражнении даст всем игрокам замечательную возможность потренироваться в ассоциативном и нестандартном мышлении.
Задание таково: каждый из участников тренинговой команды в течение пяти минут готовится представить свое имя товарищам. Он не назовет его обычным способом, а должен будет назвать, нарисовать, обозначить другими символами или через иные ассоциации свое имя. Каждый из игроков имеет право воспользоваться всего лишь тремя такими намеками (устными, нарисованными или любыми другими). Команда вслед за этим пробует назвать его имя.
От формального действия - выяснения имени товарища по тренингу - мы сможем уйти достаточно далеко, анализируя разнообразные метафоры, образы. Это упражнение интересно также тем, что оно позволяет, с одной стороны, проверить степень свободы фантазии, а с другой - границы тезауруса (общего понимания смысла). Вполне возможно, что в ходе игры кто-то из участников поднимется на такие высоты фантазии, что остальные игроки будут не в состоянии достичь их, чтобы понять смысл, идею ассоциации.
Завершение: обсуждение упражнения.
- Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными и продуктивными?
- Считаете ли вы, что способ, выбранный вами для представления имени, оказался удачным? Хотели бы вы изменить сейчас что-то в форме или смысле представления собственного имени?
- Все ли образы, ассоциации, намеки, прозвучавшие при представлении имен ваших товарищей по группе, были вам понятны?
Упражнение 3.2.Стул
Цели:
- стимуляция творческой работы группы с помощью театральной игры, импровизации;
- поощрение непринужденности;
- развить способности по визуализации образа;
- содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.
Размер группы: какой угодно.
Ресурсы: стул.
Время: 10-30 минут.
Ход упражнения
Упражнение, несложное даже для неискушенной в театре публики, но зато игра эффектная, создающая приподнятую атмосферу творческого соперничества.
Договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру, я взял в руки самый заурядный стул. Предмет, находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью. А в театре... С этими словами тренер тащит стул по полу, как тележку в супермаркете, по ходу заполняя ее товарами с полок; или, взобравшись ногами на сидение, начинает с "вершины горы" обозревать окрестности; или, надев перевернутый стул на голову, важно шествует, придерживая его и раскланиваясь с придворными.
Во что мы превратили стул силой воображения? В тележку, корону. Участники группы поняли это, ведь не было произнесено ни единого слова?
Сейчас - задание! Превратить стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку и выходит на площадку, чтобы представить нам новый образ стула. Для каждого показа тренер начинает отсчет до цифры "три" пока на площадке не окажется новый участник со своим вариантом чудесного превращения стула. Дальше обсуждаем и выбираем сами удачные идеи.
Упражнение 3.3. Цифры
Цели:
- развить способности по визуализации образа;
- через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;
- содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.
Размер группы: какой угодно.
Ресурсы: просторное помещение или открытая площадка.
Время: 7-15 минут.
Ход упражнения
- Распределитесь, пожалуйста, по площадке таким образом, чтобы дистанция между соседями была не менее полутора метров.
Я буду называть вам цифры от одного до девяти. Ваша задача: представить и с помощью теля изобразить называемые цифры в любом положении: сидя, стоя, лежа... Главное - добиться максимально точного зрительного соответствия между математическим образом и позицией тела. Следующий этап проходит в парах и дается двузначное число. Для трехзначных чисел, естественно, группа распределится по тройкам.
Примечание: кроме развития креативности, эта игра прекрасно помогает созданию партнерских отношений, а кроме того, развивает контроль над мышцами тела.
Упражнение 3.4. Реклама
Цели:
- развить способности видеть многообразие признаков, характеров, возможностей товарищей по группе;
- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства и сотрудничества при решении групповой творческой задачи;
- развить самостоятельность, творческий подход к участникам тренинга.
Размер группы не важен.
Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения
Это одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.
Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание.
- Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из старожилов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно.
Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары. Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.
Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в члены клуба. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придете» поломать голову над тем, каким образом рассказать старожилам клуба о достоинствах вашего товарища.
Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффектным способом.
Например:
- интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии;
- рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
- инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
- комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства: упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности);
- стихотворение, песня.
Жанр рекламного выступления не регламентирован. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!
Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары приступили к работе!
- Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляется общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов.
Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участниками, переходя от пары к пре, стимулируя работу над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая форма будет наиболее актуальной для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодого актера; "А я не знаю, какие у меня положительные черты!" Выясняется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которыми человек вправе гордиться. Иногда черты характера подменяются названием достижений: "Я - лучший в классе ученик", "У меня - первое место в городе по плаванию!" В таких случаях пробуем перевести достижения на другой язык: что во мне помогло добиться такого яркого результата? Упорство? сила воли? стремление довести дело до конца?
- Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба для приема новых участников!
Сейчас нам предстоит познакомиться с кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников!
Завершение
После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки.
Упражнение 3.5. Рефрейминг
Цели:
- освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по-новому, в многообразии признаков;
- помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
- продемонстрировать в ходе игры различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.
Размер группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.
Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения
Можно было бы назвать это задание "Антиреклама" по аналогия со смыслом предыдущего упражнения. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличительного. Напротив, оно поможет переосмыслить вещи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборотную сторону медали"...
Для начала выясним, что такое "рефрейминг" -слово, давшее имя упражнению!
Рефрейминг – изменение зрения на ситуацию для придания ей иного значения.
"Суть рефреймянга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Для того чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми... Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном рефрейминги. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор".
В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.
Разбиваем группы на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 .минут каждому участнику пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчивостью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеального...
На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр - переосмысление качества представляется остальной группе в виде поспи, театральной сцепки, монолога, рисунка, комикса и т.д. - в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет со отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.
Завершение: обсуждение упражнения.
Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к увиденному?
Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях.
- Чем понравилось задание?
- В чем оно оказалось сложным?
- Что я открыл я себе в ходе работы с партнером и над материалом, полученным от товарища?
Упражнение 3.6. Игра в цвета
Цели:
- тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения;
- создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе;
- побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: не требуются. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке. Время: 15-20 минут.
Ход игры
Нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут расстаться с группой. За время отсутствия ведущего-добровольца команда выбирает один из множества существующих цветов.
Вернувшись к команде, ведущий обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом о том, какой цвет загадан. В ответ участник, к которому обратился ведущий, должен изобразить цвет мимически, любым способом, но без слов (и, естественно, не указывая на этот цвет, если он присутствует в том или ином виде в том месте, где проходит игра). Если информация недостаточна или ведущий сомневается в правилъности своей гипотезы, он обращается к другим игрокам.
Нужно добиться от команды понимания того, что все ответы - это субъективные актерские ассоциации с тем или иным зрительным или эмоциональным восприятием цвета, выражать которые можно лишь через мимику и движение.
Завершение
- Поправилась ли вам игра и почему?
- Кто из товарищей, на ваш взгляд, был наиболее успешным? Что помогло ему справиться с заданием?
- Какой цвет показался вам наиболее сложным для показа?
Примечание: В качестве добровольца может быть каждый участник по очереди. Эту игру можно проводить двумя способами. Первый описан выше. Второй - соревнование на самого проницательного игрока: в этом случае чемпионом станет тот, кому для определения загаданного цвета потребуется меньше всего времени или количества вопросов.
Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.
Красным цвет
Человек, отдающий ему предпочтение, - прирожденный лидер. Ему присуши энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Идя на все "ударом рога", можно стать заложником собственных желаний, перестать верно "читать карту местности", воспринимать окружение адекватно.
Желтый цвет
Те, кто любят этот цвет, — люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем. Любят поговорить, вербальное общение доставляет им не только радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты, которые до тех пор роились в голове как не вполне оформленные мысли.
Зеленый цвет
Считается, что выбирающие зеленый цвет скорее всего люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.
Голубой цвет
Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.
Фиолетовый цвет
Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться другим выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.
Упражнение 3.7. Ширма
- мобилизовать творческие возможности участников;
- побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображению;
- развить путем упражнения спонтанность участников тренинга.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: ширма или переносная кулиса, желательно - размером не менее полутора-двух метров в ширину и высотой около двух метров.
Игра может проходить как в помещении, так и на открытой площадке.
Время: до 20 минут.
Ход упражнения
- Это упражнение театральное, так что готовьтесь превратиться хоть на некоторое время в актеров. Любой участник входит за ширму, а потом выходит, изображая кого-то (например, мышонка, кота, человека изнывающего от холода или от жары и т.д.)
Упражнение идет до тех пор, пока не исчерпаются идеи участников. По опыту первые два-три десятка вариантов предлагаются и отыгрываются без проблем, затем начинается процесс торможения. Важно, чтобы ведущий остановил упражнение на стадии угасания, но еще до того, как оно наскучит.
Упражнение 3.8. Ассоциации
Цели:
- мобилизовать творческие возможности участников;
- побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображению;
- развить путем упражнения умение расширять креативное поле за счет поиска в смежных областях знания и опыта.
Размер группы: не ограничен.
Игра может проходить как в помещении, так и на открытой площадке.
Время: до 20 минут.
Ход упражнения
Группа рассаживается в круг. Далее тренерпредлагает реальный предмет, его фотографию, рисунок или просто наименование. Задача заключается в подборе самых разнообразных, неожиданных возможностей использования данного предмета не по его прямому назначению. Каждый по кругу должен назвать одно наименование, как использовать предмет. Но при этом:
-нельзя возвращаться к уже прозвучавшим предложениям;
-пропустивший ход (не давший своего предложения), выбывает из игры.
Лучше всё записывать на магнитофон. Дальше желательно озвучить весь список.
Упражнение 3.9. Аналогии
Цели:
-развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи;
-потренироваться в умении смотреть на задачу глазами товарищей по группе, быть готовым к "стереоскопичности" взгляда на проблему, решению логической задачи;
- создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: писчие принадлежности, фломастеры, лоскуты цветной ткани, обрывки верёвки, сухие ветки деревьев и любой иной реквизит.
Время: 90-120 минут.
Ход игры
Считается, что поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Искать, что на что похоже, пытаться использовать аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений значит актуализировать опыт, задействовать его при решении новых задач.
Можно провести своеобразный КВН креативности, в котором каждая подгруппа (4-6 человек) должна будет выполнить серию индивидуальных и коллективных заданий.
Приблизительная программа может выглядеть так.
1.Тренер объясняет важность работы по расширению творческого поля и роль ассоциативного мышления в тренировке креативности.
2.Команда разбивается на подгруппы, выбирает капитана.
3.Первое задание: назвать команду по имени одного из сказочных героев, обосновать свой выбор (5 минут на размышление, 3 балла).
4.Записать на карточке одну из актуальных проблем, которую, по вашему мнению, должна решать на своих встречах ваша тренинговая группа.
По сигналу ведущего передайте карточку с написанным заданием группе, сидящей слева от вас. В свою очередь получите задание, над которым вам предстоит работать, от группы, сидящей справа от вас. У вас есть 10 минут на обсуждение полученного задания. После этого группа или ее представитель должны будут рассказать всем присутствующим, почему проблема является актуальной, какие пути решения вы предлагаете, каких результатов в итоге тренинга надеетесь достигнуть. (6 баллов, общее время упражнения - 15-17 минут).
5.Найти максимум свойств, качеств, объединяющих:
- солнце и электричку,
- зебру и матрац,
- осень и балет,
- мужчину и кофе,
- авторучку и ракету,
- любовь и Интернет.
Упражнение может быть как групповым, так и индивидуальным. Время на размышление - 3 минуты, оценка - до 4 баллов.
6.Перефразировать следующие предложения, т.е. высказать идею другими словами, и как можно более близко к оригинальному тексту (дать максимально возможное количество вариантов!):
- Любви все возрасты покорны.
- Не было бы счастья, да несчастье помогло.
- Я так хочу, чтобы лето не кончалось!
Работа продолжается 3-6 минут, "стоимость" конкурса - 4 балла.
7. Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов:
- утюг,
- пуговица,
- канцелярская скрепка,
- банан.
Время на обдумывание – 5-7минут, задание индивидуальное или групповое, максимальный балл - 6.
8.Убедить соперника из команды слева, что:
- в холодильнике очень жарко;
- пучком ваты можно убить человека;
- есть жизнь на Марсе;
- что вы обязательно выиграете этот конкурс.
Задание идет 5 минут. Его "вес" - 4 балла.
9. Представьте, что вы стали обладателем:
- лунного камня;
- сломанной авторучки;
- отброшенного ящерицей хвоста;
- неисправного хлебоуборочного комбайна.
В течение 10 минут подумайте и дайте соперникам убедительное объяснение того, почему именно сейчас, именно для вас этот предмет играет критически важную роль. Что вы собираетесь с ним делать? Почему он так абсолютно необходим вам именно здесь и сейчас? Задание индивидуальное или командное, "вес" конкурса — 6 баллов.
10. Вам необходимо через 8 минут дать словесное описание с использованием максимального количества музыкальных терминов следующих явлений:
- землетрясения;
- старта космической ракеты;
- утра в сосновом бору;
- марсианского пейзажа.
Ваше описание должно быть логически связным, ярким, зримым и эмоциональным.
На обдумывание дается 5 минут, максимум -5 баллов.
11. Помните сказочных персонажей — Кентавра, Тяни-Толкая?..
Вашей команде дается 20 минут, чтобы придумать своего сказочного персонажа - животного, соединяющего как физиологически (в строении тела, физических особенностях и возможностях), так и в свойствах характера характеристики нескольких других реальных живых существ. Придумайте имя вашему животному, поработайте над его внешностью, походкой, голосом. Через 20 минут вам придется показать продукт своего творчества на нашей импровизированной сцене. В показе могут участвовать как один человек, так и вся команда. Дерзайте! Максимальная оценка этого задания - 8 баллов.
Упражнение 3.10. Проблемы
Цели:
-развить у участников тренинга спонтанную и органическую реакцию на событие;
- стимулировать нестандартный подход к решению проблемы.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: не требуются. Упражнение может проводиться как в комнате, так и на открытой площадке.
Время: 15-30 минут.
Ход упражнения
Участники выходят на площадку по очереди. По сигналу ведущего первый из них начинает некое простое физическое действие по выбору: ходьбу, чтение, вход в помещение, еду. Следующий по очереди участник с места громко называет некую проблему, осложняющую действие работающего на площадке товарища.
Скажем, действие первого участника - вход в комнату. Он открывает воображаемым ключом воображаемую дверь, готовится переступить порог квартиры, как вдруг... Второй игрок громко объявляет: "Попал в чужую квартиру!", или "В доме запах дыма", или "Посередине твоей комнаты стоит розовый слон» От играющего актера требуется в доли секунды увидеть изменения, оценить ситуацию и отреагировать с максимальной естественностью и органичной верой в то, что происходит. Мы увидим в его реакции способ отношения к проблеме: решает он ее или избегает столкновения с реальностью, делая вид, что ничего не произошло, а может быть, сдается перед лицом изменений.
Затем играет второй участник, а проблемы ему подкидывает третий по очереди человек...
Завершение: обсуждение упражнения
- Что дало вам участие в упражнении?
- Считаете ли вы, что экспромт, спонтанность помогают при решении проблемных ситуаций?
- Кому из вас в реальной жизни трудно даются спонтанные решения? Что вы делаете для того, чтобы научиться быстро и точно реагировать на происходящее?
- Какие стратегии решения проблем нашли свое отражение в этом упражнении? Какие из них характеризуют ваше обычное поведение? Удалось ли кому-то из вас в ходе упражнения испробовать в театральной форме не свойственные вам стратегии поведения перед лицом проблемы? Как вы можете оценить этот опыт?
Упражнение 3.11. Флеш
Цели:
-мобилизовать творческие возможности участников;
- побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображению; развить спонтанность участников тренинга.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: не требуются.
Время: 15-30 минут
Ход упражнения
Участники свободно передвигаются по комнате. Время от времени тренер громко называет слово. Это слово - тема мгновенного снимка, который каждому из участников придется представить по прошествию трех секунд. Прозвучит команда "Флеш!", и мы увидим разнообразные стоп-кадры, как бы выхваченные фотовспышкой из жизни.
К примеру, было названо слово "солнце". За то время, что тренер считает до трех, кто-то успевает самого себя представить в качестве светила: раскинул к сторону руки и ноги наподобие лучей, сделал соответствующее лицо и ... стал солнцем. Другой зажмурился, прикрывая лицо рукой от слепящего света. И эта фотография тоже называется "солнце". Кто-то выбрал другой сюжет: качает на руках ребенка и ласково обращается к нему: "Солнышко!" Кто-то развалился на пляже и тихонечко поджаривается под солнечными лучами... Все стоп-кадры отвечают по тематике заданному имени этюда "Солнце".
Теперь, когда все игроки находятся во фризах, в действие вновь вступает тренер. Переходя от одного участника к другому, он дотрагивается поочередно до каждого, как бы оживляя снимок, делая его динамичным. Это касание позволяет участнику выйти из оцепенения и продолжить стоп-кадр действенной реакцией, оценкой, репликой. Между ведущим и актером (в выбранной им роли солнца, страдающего от света, родителя, загорающего и т.п.) может возникнуть очень короткий диалог. Цель обмена репликами - проверить глубину погружения в образ, уточнение роли.
…"Открываю" схватившегося за голову игрока, разрешая ему тем самым продолжить сцену:
- Черт побери! - внезапно вопит он от досады и колотит себя по голове кулаком. - Проспал затмение Солнца! Целый год готовился, а в последнюю минуту забыл!
- Ты кто? - подыгрываю ему.
- Кто-кто, - огрызается собеседник, - студент я. Дипломный проект пищу по астрономии.
Другой, застывший с самодовольной улыбкой на лице, так продолжает игру:
- Слышишь, мужик, она сказала мне: "Мое солнышко!" Значит, любит, а?
Задание можно усложнять путем введения в игру абстрактных понятий, названий цветов, объявляя о стоп-кадре для пары, тройки или группы участников. Тогда им придется в кратчайший срок выстроить фотографию, а затем, при "открытии", подстроиться друг к другу, отыгрывая продолжение сюжета. Томы, возможные для группового стоп-кадра: "Неудавшаяся вечеринка", "Разговор с директором", "Обокрали!", "Знакомьтесь: гений!"
Завершение
- Обсуждаем впечатления от игры. Что дает нам и жизни спонтанность? Как вы относитесь к одному из любимых афоризмов кинозвезды Ким Бессинджер: "Если хочешь развеселить Бога, расскажи ему о своих планах!"?
- На одном из интернетовских сайтов я нашел следующий текст: "Кто-то сказал, что жизнь похожа на шахматную партию. Не знаю, так ли это: шахматная доска одна, а шахматистов двое. У каждого свои цели, и каждый действует из собственного понимания ситуации. И, осуществляя свои замыслы, каждый вносит помехи в замыслы партнера. Замыслы оказываются неосуществленными, но рождается игра. Она складывается неожиданно для обоих, обоим она неподвластна. Победитель - это всегда тот, ктолучше подготовил свой номер". Считаете ли вы, как автор этой небольшой истории-метафоры, что в жизни, как и в шахматах, победитель - тот, у кого лучше "домашним заготовка"?
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!