Первые законодательные инициативы советского правительства в области охраны памятников.



Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР.

Великая Отечественная война была тяжелейшим испытанием для всей страны. Экономическая и культурная жизнь перестраивалась на военный лад. В сфере охраны памятников на первый план выдвинулась задача сохранения уникальных музейных коллекций, архитектурного и исторического наследия.

Всесоюзный совет по эвакуации, а также Всесоюзный комитет по делам искусств в экстренном порядке начали вывозить собрания крупнейших музеев в города Урала и Сибири. 27 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СН К СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества».

Уникальные коллекции Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Троице-Сергиевой лавры, Музея революции, загородных дворцов Ленинграда в целом были спасены. Но с первых же дней войны перед музейными работниками, занимавшимися эвакуацией культурных ценностей, встали проблемы нехватки упаковочного материала (ящиков, бумаги, стружек и пр.), отсутствия транспортных средств. Нередко эти «пустяки» становились непреодолимым препятствием.

Кроме того, сказалась неподготовленность многих музеев к внезапному нападению фашистской Германии. Так, ленинградские пригородные дворцы-музеи при эвакуации ценностей должны были ориентироваться на «план разгрузки» (план эвакуации) 1936 г., который ограничивался вывозом только уникальных памятников. Этот план предусматривал охрану памятников от бомбардировки с воздуха. Поэтому в экстренных условиях наступления врага музейным работникам пришлось срочно изменять план действий — большая часть коллекций все-таки была вывезена, часть захоронена здесь же, на территориях музеев-усадеб. Это касалось прежде всего громоздких экспонатов — монументальной и декоративной скульптуры. Так, из 658 скульптур Петергофа, Пушкина, Павловска, Летнего сада Ленинграда было вывезено 142, захоронено 297, 17 памятников законсервировано в зданиях музеев, 202 — оставлено на местах.

Наркомпрос пытался выйти из этого критического положения, издав приказ «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов в годы войны», но события развивались так стремительно, что значение этого документа оказалось минимальным.

Эвакуация из Ленинграда шла в несколько этапов. Наиболее ценные экспонаты были отправлены по железной дороге в Горький и Сарапул. Коллекция Эрмитажа вывезена 1 июля 1941 г. специальным эшелоном (22 вагона) в Свердловск, второй эшелон с 70 ООО предметов был отправлен 20 июля.

В последнюю очередь уже под непрерывным огнем противника музейные экспонаты вывозились на машинах и попутных баржах. Часть оставшихся в городе ценностей была законсервирована в подвалах Исаакиевского собора.

Из Москвы большая часть коллекций крупнейших музеев в экстренном порядке была вывезена в Кустанай (так называемое Госхрани- лище № 1). В церкви Николы на Берсеневке разместилось Госхрани- лище № 2 (здесь сконцентрировались экспонаты Дарвиновского, Биологического и Литературного музеев, Музея революции СССР). Сотрудница Наркомпроса, назначенная ответственной за это хранилище, уехала с семьей в Сибирь. Хранилище по собственной инициативе стали оберегать музейные работники, оставшиеся в Москве.

 В годы войны многие ценности были спасены благодаря героическим усилиям музейных работников, архитекторов и реставраторов. Деятельность государственных структур была парализована: большинство из них эвакуированы, а управлять из-за Урала музеями всей страны, находившейся в состоянии войны, было очень трудно.

Целостность коллекций Эрмитажа сохранилась благодаря В. Ф . Левинсону-Лессингу, И. А. Орбели.

Одновременно с эвакуацией музейных коллекций проводилась консервация памятников: заколачивались дверные и оконные проемы, проводились маскировочные работы. Это предохраняло уникальные памятники архитектуры от нападения с воздуха. Так были подготовлены к бомбежкам собор Василия Блаженного, церковь Троицы в Никитинках, Коломенское в Москве. Монументальная скульптура Ленинграда была захоронена и закрыта защитными сооружениями.

Вместе с тем огромный объем музейных ценностей, архитектурного наследия был уничтожен. Фашистская армия полностью игнорировала статьи Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны. В приказе от 10 октября 1941 г., подписанном фельдмаршалом германской армии фон Рейхенау, подчеркивалось: «Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное, являющееся символом бывшего господства большевиков, в том числе и здания, должно быть уничтожено. Никакие исторические и художественные ценности Востока не имеют значения»1.

 Еще до нападения на СССР фашистское командование основательно подготовилось к выявлению музейных ценностей России. Были созданы исследовательское и просветительское общество «Наследие» и генеральное посредничество «Восток» под руководством рейхсфюрера СС Г. Гиммлера. Кроме того, специальный штаб «Изобразительное искусство» во главе с А. Розенбергом руководил вывозом ценностей с оккупированных территорий.

 Разрушения были огромны. Особенно пострадали те регионы, где проходили линии фронтов. Большие потери понесла новгородская земля, славившаяся старейшими уникальными архитектурными объектами. Значительные повреждения получила знаменитая Новгородская София (пострадали фрески, пробиты купол и своды, содрана позолота; похищено ценное паникадило — дар Бориса Годунова). В развалины были превращены церкви Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве, Николы на Липне, Успения на Волотовом поле. Пострадали старейшие монастыри этой земли — Юрьев и Антониев, Новгородский кремль, уникальная церковь Спаса Преображения с росписями Феофана Г река (в ней была огневая точка, в барабане пробиты амбразуры, пострадала западная часть здания).

В Смоленске был разграблен знаменитый музей княгини М. К. Генишевой, разрушены Петропавловская церковь XII в., Спасская и Духовская церкви XVII в., городской кремль. В Германию вывезли бронзовый памятник М. И. Кутузову и пушку с памятника в честь победы русского оружия в войне 1812 г.

Уникальные памятники Псковской земли также пострадали — были повреждены Псковский кремль и Довмонтов город, Поганкины палаты XVII в., Рождественский собор Снетогорского монастыря начала XIV в.

Особый ущерб был причинен пригородам Ленинграда. Из 180 220 экспонатов дворцов Павловска, Петергофа и Гатчины немцами было вывезено 116 346 предметов. В Петергофе был разграблен и подожжен Большой Петергофский дворец, взорван Большой каскад, разрушены фонтаны. В Пушкине — поврежден Екатерининский дворец, его мебель и знаменитая Янтарная комната вывезены в Германию. В Павловске — уничтожена стенная живопись П. Г. Гонзаго, сожжены Розовый павильон, охотничий домик.

От артиллерийского обстрела пострадали многие памятники Ленинграда — Зимний дворец, Адмиралтейство, здания Сената и Синода, Петропавловская крепость.

В результате военных действий понесли ущерб известные историко-мемориальные памятники страны. Так, были разрушены, осквернены памятники, связанные с именем А. С. Пушкина — Михайловское (дом няни, усадебный дом), Тригорское, Святогорский монастырь.

В Ясную Поляну в октябре 1941 г. вошли немцы. В Литературном музее — доме Волконских был размещен госпиталь для раненых немецких солдат и офицеров. Из воспоминаний директора музея, находившегося в те дни в усадьбе, можно понять, что сохранность уникального памятника находилась под угрозой. Несмотря на заверения немецких офицеров в том, что никакие музейные экспонаты не будут вывезены, потери все-таки были. В те дни было утрачено 99 мемориальных предметов, испорчено — 19. Рядом с могилой Л. Н. Толстого были похоронены умершие от ран немецкие солдаты. При отступлении в усадебном деревянном доме — разложены костры. Спасли дом музейные работники и крестьяне окрестных деревень.

В годы войны определились специфические направления деятельности по охране культурного наследия. С началом наступательных операций советских войск начались учет и фиксация произведенных немцами разрушений. Этому были посвящены приказы Наркомпроса РС Ф С Р — «Об учете разрушений, нанесенных немецкими оккупантами музеям и памятникам революции, истории, культуры» (9 марта 1942 г.) и «Об упорядочении учета разрушений, нанесенных фашистскими оккупантами музеям и памятникам» (27 марта 1942 г.).

Правительством была создана временная комиссия при Комитете по делам искусств во главе с И. Э. Грабарем, в задачи которой входили обследование и фиксация разрушений. Таким образом, уже в военные годы шла подготовка к реставрационным работам. В конце 1942 г. при Совнаркоме СССР была образована Чрезвычайная государственная комиссия по учету разрушений и ущерба, причиненного оккупантами, в состав которой вошли известные деятели культуры, писатели и журналисты. Результаты работы комиссии публиковались в центральной печати. В 1946 г. был издан «Сборник сообщений Чрезвычайной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков».

Аналогичные задачи решали Комиссия по учету и охране памятников искусства (создана в апреле 1942 г.), Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР (создан в сентябре 1943 г.).

 Еще в годы войны на освобожденных территориях началось восстановление архитектурных и историко-культурных объектов, в том числе культовых построек. Это имело большое практическое значение для возрождения разрушенной музейной системы страны, воссоздания утраченных «уников» и являлось важным политическим актом. Одними из первых в 1942 г. были восстановлены и открыты для посетителей музей-усадьба А. Н. Толстого «Ясная Поляна», дома-музеи П. И. Чайковского в Клину и К. Э. Циолковского в Калуге.

В октябре 1943 г. было издано постановление СНК СССР о восстановлении дворцов-музеев и парков в пригородах Ленинграда. Вначале производились элементарные работы — фиксация и консервация руин, сбор уцелевших архитектурных и декоративных деталей. Все это послужило основой для восстановления уникальных памятников.

В 1944— 1945 гг. началась работа по исследованию памятников архитектуры в районах, сильно пострадавших во время военных действий. Производились обмеры, зарисовки, фотофиксация памятников Новгорода. Архитекторы и реставраторы восстанавливали поврежденные фрески Новгородской Софии, выявляли и консервировали фрагменты стен церквей Спаса на Нередице, Спаса в Ковалеве, Федора Стратилата, Спаса Преображения на Ильине, Антониева монастыря. Одновременно с восстановительными производились исследовательские работы.

В Новгороде, Пскове, Ленинграде, пострадавших от военных действий, в последние годы войны открылись реставрационные мастерские. Началась работа по выявлению достопримечательных мест и памятников, связанных с военными событиями. В 1942 г. Наркомпросом было издано методическое письмо «О сборе, учете и обработке материалов о памятниках и памятных исторических местах Великой Отечественной войны». В круг охраняемых государством объектов включались:

 — места крупных сражений, имевших большое значение в разгроме врага (под Москвой, Ростовом, Калинином, Можайском и др.);

— места боев и подвигов небольших подразделений и отдельных бойцов;

-— места стоянок и героических действий партизан;

— места казней и пыток советских патриотов;

— здания и места, связанные с деятельностью выдающихся командиров, политработников и бойцов;

 — места в тылу, где происходили выдающиеся события, связанные с проявлением доблести и геройства патриотов;

— братские могилы и могилы особо отличившихся советских бойцов.

Собранные в те годы материалы о памятниках Великой Отечественной войны сыграли важную роль в подготовке законодательных актов послевоенного времени. Кроме того, еще во время войны были взяты под охрану подлинные военные памятники. Нередко увековечить память о битвах стремились сами воины, опережая в этом официальные учреждения. Так, 12 декабря 1942 г. воины 19-й танковой бригады установили в г. Калаче танк Т-70 в память окружения сталинградской группировки немцев. Это был первый памятник героям Сталинграда. Другой танк по просьбе экипажа оставили на западном склоне Мамаева кургана.

Сооружение памятных знаков на местах боев, монументов на могилах погибших воинов велось в годы войны везде, где проходили решающие сражения. Это было подтверждено рядом постановлений. 6 июля 1943 г. городской комитет обороны Сталинграда принял постановление об охране и реставрации памятников великой битвы на Волге. Заметим, что понятие «памятник войны» сформировалось в народном сознании значительно раньше, чем было обозначено в директивных документах и научно обосновано.

Весной 1942 г. Московское отделение Союза советских архитекторов организовало конкурс типовых проектов обелисков и больших мемориальных сооружений. В 1943 г. Академия архитектуры разработала проекты реконструкции Севастополя, Сталинграда и Москвы, где намечалось соорудить серию памятников в честь Великой Отечественной войны. Один из первых мемориальных ансамблей был воздвигнут 13 мая 1945 г. у могилы 1200 воинов, погибших при штурме Кенигсберга1.

В Ы 1! О Д Ы

Культурное наследие, которое в предвоенные годы рассматривали как важнейшее средство патриотического воспитания, в тяжелых условиях военного времени находилось под контролем Наркомпроса, а самое главное — под неусыпным вниманием специалистов — музейных работников, архитекторов. Однако в целом оно пребывало в критическом состоянии. Огромны были потери в наследии, расположенном в самых горячих точках. Но даже те объекты, которые находились в глубоком тылу, нуждались в неотложных ремонтно-восстановительных и реставрационных работах.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 645; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!