В) Парадигматические и синтагматические отношения в языке.



Язык – это система относительно произвольных знаков, состоящая из иерархически связанных уровней (ярусов), каждый из которых является подсистемой и содержит единицы, находящиеся друг с другом в парадигматических и синтагматических отношениях.

Парадигматические отношения — это отношения взаимной противопоставленности (оппозиции) в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отноше­ниях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа во­рон—ворона—ворону и т.д. (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы — окончания раз­ных падежей); кричу — кричишь — кричит (грамматическая личная парадигма, друг другу противопоставляются личные окончания); ворон—сокол—ястреб—коршун и т.д. (лексическая парадигма, друг другу противопоставлены слова, обозначающие хищных птиц). В нашей речевой деятельности мы в зависимости от смысла, который хотим выразить, все время выбираем тот или иной член из парадигма­тического ряда.

Парадигма, парадигматический –от др.- греч. paradeigma ‘пример, образец, модель’

Синтагматические отношения — это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется в виду, во-первых, самый факт сочетаемости (ворон соединяется с фор­мой кричит, но не с формами кричу и кричишь, с прилагательным старый, но не с наречием старо; сочетаясь с летит, кричит и многи­ми другими глаголами, нормально не сочетается с поет или кудахчет, мягкие согласные в русском языке соединяются с последующим и, но не с последующим ы.  Во-вторых, имеются в виду смысловые отно­шения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (например, в старый ворон слово старый служит определением к ворону), воздействие единиц друг на друга (звук «ч» в кричу выступает в огубленном варианте перед последующим «у») и т.д. Синтагматические отношения построены на понятии позиции.

Синтагматический — от др.-греч. syntagma букв. 'вместе построенное, состав­ленное'.

Итак, между языковыми единицами одного уровня (словом и словом, морфемой и морфемой, фонемой и фонемой) существуют отношения двух видов -  парадигматические и синтагматические.

Лекция 2

Тема: «Фонетика – наука о «звуковом материале» языка»

План:

Фонетика – раздел языкознания.

2. Признаки и классификация звуков речи:

а) понятие «звук речи»;

б) гласные звуки;

В) согласные звуки.

3. Взаимодействие звуков в речевом потоке:

а) комбинаторные изменения;

Б) позиционные изменения.

4. Супрасегментный уровень (просодические явления):

а) ударение: его виды и функции;

Б) интонация: функции, компоненты, значения.

1. Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка (звуки, слоги и т.д.) и звуковые явления языка (ударение, интонация), их использование в значащих единицах языка и речи, об их исторических изменениях и их использовании.

Звуковые единицы языка (звуки, слоги и т.д.) и звуковые явления языка (ударение, интонация) изучаются фонетикой с разных точек зрения:

1) с точки зрения физических (акустических) признаков (область акустической фонетики);

2) с точки зрения физиологии образования звуков (область артикуляторной фонетики);

3) с точки зрения использования звуков языка в процессе общения, т.е. в функциональном аспекте (область фонологии).

 

2. Признаки и классификация звуков речи:

а) Звук речи – это минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами.

Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формирована слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

б) Гласные звуки - это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий на­зывал их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В ар­тикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутости языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.

В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся на три группы: 1) гласные нижнего подъема, при артику­ляции которых язык занимает максимально низкое положение в по­лости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широ­кими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании кото­рых язык занимает самое высокое положение в полости рта, при­чем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде­лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, от о к и ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).

Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках ми­ра делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) глас­ные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании ко­торых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделя­ются только два ряда - передний и задний.

При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или ла­биализации (< лат. labialis 'губной'). С этой точки зрения глас­ные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. сгубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) не­лабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.

По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:

1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и за­крывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) но­совые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португаль­ском, французском языках.

В некоторых языках мира учитываются также такие характери­стики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются дол­гие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдол­гие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующихимкратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские дол­гие гласные е:, а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук i : долгий более закрытый и передний, чем i). Долгота гласных в не­которых языка семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os 'кость' и o : s 'рот').

В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за ко­торое происходит изменение, регистр и др.

Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противо­поставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и лабиализованности, все остальные признаки являются уже специфи­ческими, отличительно характеризующими тот или иной язык.

С точки зрения однородности артикуляции гласные подразде­ляются на дифтонги (< греч. diphthongos 'двугласный') и моно­фтонги (< греч. monos 'один' и phthongos 'звук'). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением (ср., например, английский дифтонг ai , немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue : . fuente 'источник'); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немецкий дифтонг аи: Ма us 'мышь'); восходяще-нисходящий (или ис­тинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково уда­рных гласных (ср. латышский дифтонг аи: tauta 'народ'). Все диф­тонги, как правило, обладают большей длительностью, чем моно­фтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артику­ляционной и акустической однородностью, органы речи при арти­куляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг [аи] в сло­вах now 'сейчас' и poud 'фунт').

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступаю­щий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки еи (е склонный к и) или (оу о склонный к у).

Кроме артикуляционных, существуют акустические характери­стики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа) выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно, что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем час­тота ниже, рус. гласные и, ы, у), частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте пер­вую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наибо­лее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую фор­манту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наи­более низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.

в) Согласные звуки - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков проти­востоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречаю­щийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласно­го в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватс­кий, македонский, словенский и др., где согласные, но только со­норные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать слоговость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная класси­фикация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действую­щего органа, образующего преграду; 3) способ образования пре­грады и ее место; 4) положение мягкого неба.

В зависимости от степени участия голосовых связок при обра­зовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артику­ляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций при­водится акустический признак - степень участия шума при образо­вании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо - голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus 'звучный'), образуе­мые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j , что с акустической точки зрения приближает их к гласным.

В зависимостиот места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где воз­никает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.

Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б, м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные, рус. в; ф).

В язычных согласных активным действующим органом, созда­ющим шумообразующую преграду, является язык, артикулирую­щий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зу­бов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спин­ки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязы­чные и заднеязычные согласные.

В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex 'верхушка'), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. t , d ); дор­сальные (< лат. dorsum 'спина'), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп 'острый конец’, ‘вершина'), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz'); рет­рофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).

В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создает­ся сближением средней части спинки языка с твердым небом (pyc.j).

При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).

Увулярные согласные (< лат. uvula 'язычок') - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).

Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx 'зев') - это согласные, в которых шумообразующая преграда созда­ется путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [ h ], укр. нога, слц. hora; чеш. hlava).

Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx 'гортань') - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (араб. ahl 'семья', иврит, mahir 'искусный').

В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые и дрожащие.

При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в кото­рых смычка раскрывается мгновенно (рус. п, б, т, д, к, г); аффрикаты (< лат. affricata 'притертая'), в которых смычка раскрывается мед­ленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и ме­жду ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смы­чка образуется полным замыканием ротовой полости и одновре­менным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух сво­бодно протекает в носовую полость (рус. н, м).

Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).

Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж, ф, в, х, л, j ). В зависимости от того, где образуется щель - в сре­динной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зу­бами) - различают срединные согласные (рус. с, з ,ш, ж, ф, в, x , j ) и бо­ковые(рус. .л).

При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.

В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной занавески) при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные - это согласные, при артикуляции ко­торых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость но­са (все русские согласные, кроме м, н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).

В зависимости от того, происходит ли наложение дополнитель­ной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразде­ляются на мягкие (или палатальные < лат. palatum 'небо') и твер­дые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании кото­рых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср. рус. мягкие согласные б', в ',д', т' и др.); твердые согласные про­износятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum 'завеса' (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [l]).

Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т, д, с, з, л, н ,ц), альвеолярные (или надзубные англ. t ,  d ), передне­небные (рус. ш, ж, ч, р), средненебные (рус. j), задненебные (рус. к, г, х).

Кроме артикуляционной, существует акустическая классифика­ция согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указыва­лось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При арти­куляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумо­выми составляющими, что с акустической точки зрения прибли­жает их к гласным, при образовании шумных согласных преоб­ладающим является шум.

Важнейшим акустическим признаком согласных является харак­тер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому при­знаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также харак­тер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глоттализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артику­ляции и неглоттализованные. Существуют и другие акус­тические признаки, использующиеся в акустической классифика­ции согласных.

Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало раз­работке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha 'на две части' и tome 'сечение') принципу. Первая такая классификация была предложена амери­канскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компактный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произно­сительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень на­пряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерван­ный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохож­дении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учены­ми Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основ­ных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классифи­кации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всемих многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.

3. Взаимодействие звуков в речевом потоке:

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными.

а) Комбинаторные изменения - это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки при этом могут находиться как в непосредственном соседст­ве друг с другом (ср., например, изменение звуков в слове отдых [од:ых}), так и на определенном расстоянии друг от друга (ср., например, просторечное колидор).

Одна из причин комбинаторных изменений звуков - их артикуляционная связанность (особенно соседних звуков), в результате которой происходит влияние звуков друг на друга: рекурсия (окон­чание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с эк­скурсией (с началом артикуляции) последующего звука, что влечет за собой качественное изменение звука. Среди комбинаторных из­менений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация (< лат. accomodatio 'приспособление') - это час­тичное изменение артикуляций смежных звуков - согласного и гла­сного (ср., например, аккомодацию гласных согласным в русском языке: артикуляция гласных непереднего ряда а, о, у после мягких согласных продвинута вперед в экскурсии: [нос] и [н ос], [рад] и [р ад], [лук] и [л ук]; или аккомодацию согласных гласным перед­него ряда, в результате которой происходит смягчение согласных: в[ер']х, ц[ер']ковь; или в английском языке, где губной согласный [w] способствует огублению последующего гласного [а] в словах what 'что', was 'был'). Аккомодация, таким образом, чаще наблюдается между звуками разных типов, т.е. гласными и согласными.

Ассимиляция (< лат. assimilatio 'уподобление') - это артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. В отличие от аккомодации, ассимиляция происходит между звуками одного типа - гласными (вокалическая ассимиляция) или согласными (консонантная асси­миляция). В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, различают ассимиляцию по мягкости/твердости (ср. косточка, но ко[с'т']и), по глухости/звонкости (ср. книжечка, но кни[шк]а), по месту образования (ср. высокий, но вы[ш:]ий), по способу образования (ср. обман, но рус. диал. о[м:]ан) и т.д.

На основе ассимиляции часто возникает явление диерезы ( греч. diairesis 'деление, раздел') - выпадение согласных (ср. произ­ношение слов со[нц]е, чес[сн]ый, пра[зн]ик и т.д.).

Разновидностью ассимиляции является сингармонизм (< греч. syn 'вместе' и harmonia 'созвучие'). Сущность этого явления в единообразном вокалическом (а иногда и консонантном) оформле­нии слова. Сингармонизм широко представлен в тюркских и в ряде финно-угорских языков. Звуки зависимых компонентов слова (аф­фиксов) уподобляются звукам независимых компонентов (корней): в турецком языке, например, употребление вариантного суффикса –lar/-ler предопределяется законом сингармонизма: если в корне имеется гласный непереднего ряда, то используется суф.–lar на­пример, бала (ребенок) + лар (суф. мн.ч.) = балалар (дети), если же в корне гласный переднего ряда - то суф.-ler, например, жер (земля) + лер (суф. мн.ч.) = жерлер (земли). Сингармонизм чаще всего представлен гармонией гласных (в частности, ассимиляцией глас­ных по ряду или лабиализации), однако в некоторых индейских языках Северной Америки он может выражаться и в гармонии согласных.

Диссимиляция ( < лат. dissimilatio 'расподобление') - это ар­тикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков, ср. на­пример, рус. лит. бомба и просторечное бо[нб]а, в котором утрачи­вается общий для [м] и [б] признак (тубно-губное образование) или контактную диссимиляцию двух смычных согласных в словах лег­ко и мягко, где произносится звук [х]. Диссимиляция, как и ассимиляция, наблюдается между звуками одного типа - гласными (вокалическая диссимиляция) или согласными (консонантная диссимиляция), ср. рус. просторечное пролубь.

Одним из видов комбинаторных изменений, связанных с диссимиляцией, является гаплология (< греч. haplos 'простой' и logos 'слово') - упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одина­ковых слогов (ср. минералогия вместо минералология}. На дисси­милятивной основе возникает часто и явление метатезы (< греч. metathesis 'перестановка') - перестановки в слове звуков или сло­гов (ср. рус. Фрол < лат. Floris, рус. мрамор < лат. marmor).

И ассимиляция, и диссимиляция имеют в своей основе одну и ту же тенденцию к гармонии звуков в пределах слова. В зависимости от направления влияния звуков друг на друга комбинаторные изме­нения могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогресси­вные комбинаторные изменения звуков направлены вперед от начала слова (т.е. от предшествующего элемента к последующему), они связаны с влиянием артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего (ср. прогрессивную ассимиляцию по мягкости в рус. диал. Ванька > Ва[н'к']а}. Регрессивные комбина­торные изменения звуков направлены назад, к началу слова (т.е. от последующего элемента к предшествующему), они связаны с влия­нием артикуляции последующего звука на произнесение предыду­щего (ср. регрессивную ассимиляцию в слове сшить [ш:ыт']).

В зависимости от расстояния между взаимодействующими зву­ками различают контактные и дистактные комбинаторные измене­ния. Контактные изменения связаны с взаимодействием соседних звуков (ср. контактную ассимиляцию по глухости в слове сказка: ска[ск]а}. Дистактные изменения наблюдаются в звуках, находя­щихся на определенном расстоянии друг от друга (ср. прогрессив­ную дистактную диссимиляцию в слове прорубь: просторечное про[л]убь}.

б) Позиционные изменения - это изменения звуков, обуслов­ленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонети­ческих условий (например, позицией в конце слова или в безудар­ном слоге). Позиционным изменениям подвержены как гласные, так и согласные. Ярким примером позиционных изменений звуков является редукция. Редукция (< лат. reductio 'уменьшение, сокра­щение') - это изменение звуковых характеристик гласных или сог­ласных (связанное с сокращением их длительности или ослаблени­ем напряженности), вызванное их фонетической позицией в слове. Редукции подвергаются в основном гласные, однако встречается и редукция согласных (особенно в позиции конца слова). Редукция может быть количественной и качественной.

Количественная редукция - это редукция, связанная с сокра­щением времени артикуляции звука, т.е. с сокращением его дли­тельности (ср., например, количественную редукцию гласных верх­него подъема и, у, ы в словах: рук - рука - рукавица, лист - листок - листовой, тыл - в тылу - тыловой: во втором предударном слоге они значительно короче и слабее, чем в первом или под ударени­ем). Степень сокращения длительности гласного зависит прежде всего от его положения по отношению к ударению. Эту особен­ность количественной редукции А.А. Потебня передал числовой формулой 12311, где цифрами оценивается сила ударных и безуда­рных слогов, степень полнозвучности гласного: гласному в уда­рном слоге соответствует цифра 3, первому предударному - 2, вто­рому предударному и заударному слогам - 1. Степень сокращения длительности гласного зависит также от его качества (гласный о, например, имеющий по шкале длительности гласных максималь­ную длительность в позиции под ударением, находясь в безударном положении, сокращается не столь значительно, как другие глас­ные). Количественная редукция нередко приводит к качественной.

Качественная редукция - это редукция, связанная с измене­нием характера артикуляции звука в связи с сокращением его дли­тельности (например, сокращение времени артикуляции гласного о, находящегося во втором предударном слоге, ведет к тому, что язык не достигает максимально низкого положения, как это наблюдается при произнесении ударного а, вследствие чего безударный гласный а в русском языке произносится как гласный среднего подъема [ъ], ср. произношение слова паровоз: [ пър вос]).

Иногда редукция может привести к полному исчезновению глас­ного в безударном слоге (ср. произношение слов провол[о]ка или сутол[о]ка}. Это выпадение звука или группы звуков внутри слова называется синкопа (< греч. synkope 'сокращение') а в конце слова - апокопа (< греч. apokope 'усечение'), ср. чтоб[ы], Пет[я].

Редукция может затрагивать и согласные, особенно если они на­ходятся в позиции конца слова (ср. оглушение звонких согласных в позиции конца слова в русском языке: сады, но са[т]).

Позиционные изменения звуков влекут за собой возникновение такого явления, как чередование. Чередование (или альтернация) - это мена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах (ср. чередование звуков [с/з] в словах мо­роз - морозный или [к/ч] в словах рука - ручка). Чередования мо­гут быть позиционными и непозиционными. Позиционные че­редования - это чередования, обусловленные фонетической пози­цией, действующими в языке фонетическими законами. Они проис­ходят под влиянием фонетических причин, а именно ударения (ср., например, чередование [о/ ] в словах воду - вода), позиции в слове, в частности, конца слова (ср. чередование [б/п] в словах дубы - дуб). В русском языке эти чередования не знают исключений, они регулярны, лексически или грамматически не обусловлены, поэто­му их называют фонетическими или актуальными чередованиями.

Также существуют следующие фонетические изменения звуков:

       Эпентеза (от греч. вставка) – появление дополнительного звука, отсутствующего в первоначальной форме в середине слова (прим. Не ндравится, инциндент).

       Протеза (от греч. постановка впереди)- появление дополнительного звука, отсутствующего в первоначальной форме в абсолютном начале слова (пр. все – у(в)се; Spain – Испания).

       Эпитеза - появление дополнительного звука, отсутствующего в первоначальной форме в абсолютном конце слова (пр. песнь – песня).

 

4. Супрасегментный уровень (просодические явления):

Кроме линейных (или сегментных) единиц (фонемы, слоги) поток речи харак­теризуется также супрасегментными (или суперсегмент­ными) особенностями, которые как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц, т. е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные особен­ности звуковой материи языка, называемые просодическими явле­ниями (просодемы или супрасегментные фонемы), включают: мелодику (движение высоты основного тона го­лоса); изменения интенсивности (силы) звучания и темпа произне­сения тех или иных отрезков; использование и характер пауз; нако­нец, некоторые тембровые характеристики. Просодические явления наблюдаются в рамках разных единиц языка: в слоге — так называ­емый слоговой акцент в ряде языков; в слове — словесное ударение (в международной терминологии — акцент; в рамках единиц связ­ной речи — фразовая интонация (включающая и разные виды фразо­вого ударения). Раздел науки о языке, изучающий словесное ударе­ние и слоговой акцент, называется акцентологией; раздел, изучающий фразовую интонацию,— просодикой (в узком смыс­ле), или интонологией.

а) Ударение: его виды и функции:

Ударение - это выделение слога в слове с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и тд.). В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

1) силой голоса (при этом нередко происходит удлинение слога): это ударение называется силовым или динамическим (например, в чешском или в тюркских языках);

2) высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, например, повышением основного тона): это ударение называется тоновым или музыкальным (например, в китайском языке); музы­кальное ударение может быть даже политоническим, так как удар­ный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую.

3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается): это ударение называется долготным или количествен­ным (например, в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

4) Также различают тонально-динамическое ударение (сочетание тона с интенсивностью) (английский язык).

5) Выделяется долготно-силовое (или смешанное) ударение. Оно характеризуется сочетанием усиления интенсивности с удлинением слогового звука (русский, немецкий).

Исследования в области сравнительно-исторического языкозна­ния позволили высказать предположение, что ударение развилось из тона, на основе которого сначала сформировалось тоновое ударе­ние, а затем динамическое.

В русском языке, согласно традиционной точке зрения, силовой, тоновый и долготный типы ударения соединяются вместе, так как ударный слог и самый сильный, и самый долгий, и на нем происходит движение тона (его повышение или понижение). Однако последние данные экспериментальной фонетики не подтверждают этой точки зрения, так как сила ударного слога зависит от нескольких факторов: 1) от качества гласного, находящегося под ударением (в русском языке, например, самым сильным или громким по звучанию является гласный а, а самым слабым или тихим - ы); 2) от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его гром­кость, например, в слове о-ста-но-ви-ли первые гласные будут значительно громче ударного и, так как оба они являются откры­тыми и находятся в начале слова. Поэтому русское ударение ближе скорее к количественному (или долготному).

В мире, однако, существуют языки (в частности, палеоазиат­ские), в которых ударение вообще не отмечено.

Все вышеупомянутые типы ударений – фонетические.

Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой струк­туре слова выделяют ударение свободное и связанное.

Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: молоко, на предпоследнем: ворона, на третьем от конца: овощи и т.д.). По отношению к морфологической структуре слова свободное ударение может быть постоянным или неподвижным (место ударного слога сохраняется во всех формах слова: книга – книгу – книги) и подвижным (место ударного слога меняется: волна – волны; окноокна).

Связанное (или закрепленное) ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во француз­ском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польс­ком - на предпоследнем, в чешском - на первом, в лезгинском - на втором). Связанное ударение может быть одноместным (всегда на том или ином слоге: чешский язык – 1 слог; польский язык – предпоследний слог) и разноместным (латынь – второй или третий слог от конца слова).

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе или так называемое побочное ударение (например, четырехэтажный, пединститут).

В некоторых языках (в частности, в русском, английском) сло­весное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно обладает способностью вызывать редукцию (т.е. ослабление) глас­ных в безударных слогах, в связи с чем их звуковые характери­стики меняются. В ударных слогах поэтому употребляется значи­тельно больше гласных, чем в безударных (ср., например, ситуацию в русском языке с гласными а и о: если под ударением они различа­ются, то в безударных слогах не различаются, совпадая после твер­дых согласных то в звуке [ ], то в звуке [ъ]). Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском - редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается (ср., например, в итальянском или грузинском языках).

В языках, обладающих ударением, каждое знаменательное сло­во имеет свое ударение.Служебные слова (предлоги, союзы, части­цы, артикли и т.д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются прокли­тики и энклитики. Проклитики (< греч. proklino 'наклоняю впе­ред') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (ср. рус. по долам, по горам). Энклитики (< греч. enklino 'склоняюсь') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (ср. рус. сходил бы, что же). Однако иногда в пото­ке речи эти служебные слова (обычно проклитики) могут «перетя­гивать» ударение на себя (ср. рус. по воду, на слово, но по ягоды).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра. Кро­ме того, выделяют также словоразличительную функцию, когда ударение служит для различения слов или форм слова (ср. рус. за­мок - замок, им.п.мн.ч. страны - род.п.ед.ч. страны) или экспрес­сивную, когда с помощью ударения (в частности, растягивания уда­рного гласного) создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова (ср. рус. какой краси-и-вый). В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

Наряду со словесным ударением, в лингвистике выделяется синтагматическое и фразовое ударение, функция которых заключается в объединении нескольких слов в синтагму или нескольких син­тагм во фразу.

Синтагматическое ударение - это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (ср. рус. погода ужас­ная). Иногда в целях усиления смысловой нагрузки слова (напри­мер, при противопоставлении) синтагматическое ударение перено­сится с последнего слова в синтагме на любое другое, что ведет к появлению так называемого логического ударения (ср. рус. я се­годня поеду к бабушке).

Фразовое ударение - это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важ­ной по смыслу синтагме (ср. рус. Вчера вечером (1 синтагма), когда часы пробили десять (2 синтагма), приехал брат (3 синтагма).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 2108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!