Письмо Лютера к Спалатину после отлучения от церкви (11 октября 1520 г.)



 

Здравствуйте! Наконец, прибыла сюда эта римская булла[223]. Ее привез Экк[224]. Наши пишут о ней более подробно курфюрсту[225]. Я ее презираю и готовлюсь выступить против этой безбожной, лживой и от первого слова до последнего экковской буллы. В ней, как вы видите, сам Христос осужден, и осужден бкой монз всякой мотивировки. Меня же не к допросу привлекают, а приглашают к отречению. Заметьте, до какой степени они безумны в своей ярости, в своем ослеплении, в своем недомыслии: не видят, не размышляют. Я буду, впрочем, вести себя по отношению к булле так, как если бы она была выдумана и подложна, и не буду упоминать имени папы, хотя и верно, что действительно оттуда прибыла. Ах, если бы Карл[226] был мужественным человеком и вступил в битву с приспешниками сатаны. За себя я не боюсь. Пусть будет, что угодно Богу. И того не знаю, что предпринимает в этом деле князь, самое лучшее в его положении было бы держать себя так, как будто ему ничего неизвестно. Ведь в Лейпциге, как и всюду, к булле и Экку относятся с презрением. Вот почему я беспокоюсь, чтобы своей озабоченностью и беспокойством мы не придали престижа булле, которая иначе сама собой сойдет на нет и успокоится. Посылаю вам экземпляр буллы, чтобы вы могли взглянуть на римское чудище.

Что до меня, то я рад от всего сердца, что приходится страдать за столь хорошее дело мне, недостойному столь святого страдания. Теперь я гораздо свободнее, так как убедился, что папа — антихрист и папский престол — седалище сатаны.

 

Мартин Лютер о свободе христианина (ноябрь 1520 г.)

 

...Христианин - полный и свободный господин над всем и никому не подвластен.

Христианин - послушный слуга всех и всем подвластен...

Чтобы понять эти противоречащие слова о свободе и подчиненности, нужно помнить, что каждый христианин имеет двойную природу - духовную и телесную...

...Вера сама по себе так могущественна, что никакие добрые дела не могут с ней сравняться... Итак, достаточно христианину одной веры, не нужны ему дела, чтоб оправдаться. Paз не нужны ему дела, раз он безусловно освобожден от всех предписаний и велений, то он и безусловно свободен. Вот что является христианской свободой - она в одной лишь вере...

...Христианин в силу веры так возвышается над всеми вещами, что он духовно делается господином всех вещей, ибо ничто не может повредить его спасению... Это не значит, чтоб мы были властны над всеми вещами телесно, чтоб мы могли всем владеть, всем пользоваться.

... Нет, это — духовное владычество...; отменно высокое и великое положение, настоящее всемогущее господство, духовное царство...

Достаточно о внутреннем человеке, о его свободе, о главнейшем оправдании, не нуждающемся ни в законах, ни в делах... Перейдем теперь к внешнему человеку.

...Остается ведь телесная, земная жизнь, и здесь человек должен властвовать над телом своим, должен вступать в сношения с другими людьми. Вот тут-то и начинаются добрые дела... В плоти своей человек найдет дух непокорности, стремящийся к мирскому, к удовлетворению похотей. Этого да не потерпит вера ваша... Но все эти [добрые] дела не должны твориться в надежде, что человек ими найдет оправдание перед Господом.

...Всегда сама личность должна прежде всего сделаться доброй и благочестивой, чтоб получились добрые дела...

Перейдем теперь к тем делам, к которым человек обязан [не только относительно собственной плоти, но и] по отношению к другим людям. Ибо человек живет не один, но в сообществе других людей поэтому ему нельзя с ними не соприкасаться, говорить, иметь общие дела, хотя такие дела и не необходимы для его спасения. Пусть поэтому мнения его во всех этих делах будут совершенно свободны, направляемы лишь на служение и пользу других... Это и назовется истинной христианской жизнью...

...Но пусть каждый строго различает между отдельными делами и требованиями. Ибо, если дело идет не о служении ближнему и не о терпеливом исполнении его требований (если только он не требует противиться велениям Господа), то оно — дело нехристианское...

 

Вормсский эдикт (26 мая 1521 года)

 

...Мы хотим, чтобы никто из вас, без всякого исключения (именно: никто из князей, чинов и подданных)... не принимал вышеупомянутого Лютера на жительство, не давал ему ни есть, ни пить, не укрывал его, не оказывал ему, словами или делом, тайно или явно, помощи и содействия. Но, где бы он ни появился, вы, если узнаете, об этом, арестуйте его и отошлите под стражей к нам или же велите это сделать или, по крайней мере (если не удастся его схватить), немедленно нас известите. И вы за такое святое дело, равно как за ваши труды и расходы, получите достаточное вознаграждение. Также против его родственников, приверженцев, покровителей, сообщников, почитателей и последователей и их движимого и недвижимого имущества вы должны, на основании святого закона и в силу нашей и всего государства опалы, мудро поступать, именно: бить их и хватать, брать себе их имущество. ...Далее, мы повелеваем всем и также вам в особенности, под страхом назначенного за эго наказания, чтобы никто из вас вышеназванных сочинений Лютера, нашим святым отцом папой... осужденных, и всяких других сочинений, изданных до сих пор по-латыни ли, или по-немецки, или на каком-либо ином языке, не покупал, не продавал, не читал, не держал у себя, не переписывал... не отдавал в печать как сочинений злых и подозрительных, и исходящих от явного и упорного еретика. Повелеваем также, чтобы никто не подчинялся его учению, не поддерживал его, не распространял и не защищал...

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!