Мартин Лютер. Из предисловия к посланию св. Павла к римлянам (1522 г.)



Некоторые считают веру иллюзией и грезой, порожденной человеком. И если они видят, что хоть много говорится и слышится о вере, [все же не наступает] никакого улучшения жизни..., то впадают они в заблуждение и утверждают: веры недостаточно; если хочешь стать благочестивым и блаженным, нужно творить дела...

Вера - это живая, полная уверенность в Божьей милости, убежденность в том, что Он погиб бы за нас много тысяч раз. И такая уверенность и понимание божественной милости делает радостным, убежденным, просветленным по отношению к Богу и всем творениям. И это свершает Дух Святой в вере. При этом человек без принуждения, добровольно и охотно будет творить добро, служить каждому, всячески страдать, любя и восхваляя Бога, который оказал ему такую милость. Следовательно, дело от поры наюзможно отделить в такой же степени, как невозможно отделить горение и свет от пламени.

 

Форма полнейшего оправдания и отпущения при жизни

Да сжалится над тобой [имя рек] Господь наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивейшему милосердию; да освободит тебя; и властью его и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, освобождаю тебя от всех грехов твоих уничтоженных, исповеданных и забытых; также от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжелых провинностей..., а также от каких бы то ни было отлучений, суспенсаций[217] и интердикта[218] и других церковных приговоров, осуждений и наказаний, наложенных судебной и людской властью, если ты им подвергся, даем себе полнейшее прошение и отпущение всех твоих грехов, насколько простираются в этой области полномочия Святой Матери Церкви. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

 

Из положений Тецеля (1517 г.)

...Если бы св. Петр был теперь здесь, то он не имел бы большей благодати и власти, чем та, какую имеет папа.

Далее, он [папа] не хотел бы поменяться со св. Петром своим местом на небе, так как он отпущениями спас больше душ, чем св. Петр своей проповедью.

Далее, кто положит в ящик деньги ради чьей-либо души в чистилище, то как только пфенниг упадет на дно и зазвенит, душа сейчас же полетит на небо.

Далее, благодать отпущения и есть та именно благодать, которая примиряет человека с Богом. 

Далее, нет нужды в раскаянии, сокрушении или епитимия[219] за грехи, если будет куплено ощущение или отпустительная грамота, хотя бы даже и и будущие грехи.

 

Мартин Лютер. Из «95 тисов» (1517 г.)

Из любви к истине и из стремления вывести ее на свет в Виттенберге будут обсуждаться нижеследующие положения под руководством досточтимого патера[220] Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святой теологии, который в последнее время является также ординарным преподавателем...

1. Когда наш господь и владыка Иисус Христос говорил: покайтесь... то хотел он, чтобы вся жизнь верующего была покаянием.

2. Эти слова нельзя понимать как таинство покаяния, т. е. как исповедь и отпущение грехов, которое достигается посредством службы священников...

6. Папа не может прощать никаких грехов; он должен только объяснять и утверждать, что они прощены Богом...

21. ...Ошибаются проповедники индульгенций, которые говорят, что посредством папских отпущений человек освобождается от всех наказаний и синовии и блаженным...

27. Мирское дело проповедуют тe, которые здесь говорят, что, как только грош зазвенит в ящике, душа освобождается [от грехов].

28. Известно, что как только грош зазвенит в ящике, возрастают корыстолюбие и алчность...

32. Те, которые полагают, что при помощи индульгенций получили спасение, будут прокляты навеки со своими учителями...

36. Каждый действительно покаявшийся христианин имеет право на полное освобождение от наказаний и вины без отпущений.

37. Каждый истинный христианин, живой или мертвый, причастен ко всем добрым делам Христа и церкви и без отпустительных грамот, но вследствие дара Божьего.

38. Однако освобождением при содействии папства также не стоит никоим образом пренебрегать, потому что... оно есть выражение прощения Божьего...

42. Следует учить христиан, что папа не считает, будто бы спасение посредством отпущений можно как-то сравнить с делами милосердия.

43. Следует учить христиан, что, кто дает бедным или одалживает нуждающимся, делает лучше, чем если бы он покупал отпущения...

86. Далее: почему папа, чье достояние сегодня превышает достояние самого богатого князя, предпочитает строить эту новую церковь [собор св. Петра в Риме] не на свои собственные деньги, а на средства бедных верующих?

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!