II . ГЕРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ



 

Жалобы кемптенских людей (1525 г.)

 

...Славный обычай Кемптенского монастыря в отношении чиншевиков* — мужчин и женщин заключался в том, чтобы свободные чиншевики считались свободными, а нелично зависимыми, но несмотря на этот славный обычай и на состояние чиншевиков некоторые из наших милостивых господ указанного монастыря в предыдущие годы взялись превращать свободных чиншевиков, мужчин и женщин, и их законных детей в собственных [лично зависимых] людей путем арестов и записей, причем количество таких чиншевиков велико и значительно, что может быть засвидетельствовано, а если окажется нужным, может быть доказано, как полагается.

... мы жалуемся по поводу женитьбы свободных людей, в отношении которых прелаты* указанного монастыря хотели проводить такую меру. Если свободный человек, мужчина или женщина, вступают в брак с лицом из чиншевиков, то этого свободного человека обязывают отдаться в состояние чиншевиков монастыря Кемптен, и таким образом свободное лицо переводится из его естественного и врожденного свободного состояния в худшее состояние.

... мы жалуемся на поборы монастыря с наследства, которые требуют у свободных чиншевиков, вопреки их правам. Именно, когда свободный чиншевик умирает, то прелат требует лучшую голову крупного рогатого скота, а вдобавок к лошади или корове лучшее платье. Если умирает женщина из чиншевиков, то берется в качестве посмертного побора лучшее платье, в котором она венчалась и в котором ходит в праздники в церковь... Считаем, что впредь мы не обязаны терпеть такие отягощения.

... мы со всей покорностью просим принять во внимание, что вышеуказанные жалобы, все вместе и каждая в отдельности, отстаивают вольности, старый обычай, практику и право почтенного монастыря Кемптена и его земли. А так как подданные монастыря были отданы почтенному Кемптенскому монастырю во славу и честь Богу и душам учредителей в утешение и спасение с особыми договорами и условиями и значительными вольностями, то следует с ними обращаться во всех отношениях во всех владениях и землях этого Альгауского округа на основании достоверных учредительных документов.

 

 

Жалоба старосты, деревенского старшины и общины

Деревни Рит Маргарите, аббатисе Зонненфельда (1525 г.)

Ваша милость, без сомнения, знает о привилегиях и свободах, которые имела деревня Рит и которые теперь ущемляются. Мы отягощены подушной податью, налогами и подводными деньгами. Мы также отягощены содержанием собак во время охоты, обязанностью косить сено на Зёсгрундс, чего мы прежде никогда не делали... Также воинская повинность, в которой мы обязаны участвовать как одна из больших деревень... Также отягощены мы взносами овса и денег во время остановки господ в деревне. Также отягощены обязанностью приносить кур в округ Хельбург, когда там заседает суд. Кроме того, нас хотят обложить новым побором на голубей, к чему прежде ни один судья или ландскнехт не мог нас принудить... Также... мы должны кормить ландскнехта, когда он приходит к нам... Когда заседает в день св. Вальпургия верховный суд, нужно давать ежегодно чиновникам 15 шиллингов. Также тягостны нам и деньги, платимые судебному исполнителю. Все эти указанные статьи являются новшеством и введены недавно и прежде никогда не существовали, как это доказывает грамота с печатью, данная более полутораста лет тому назад монастырю Зонненфельд. Поэтому мы возражаем против оброков, рент, барщин, десятин и других повинностей монастырю, которые мы сейчас несем, и не будем давать их. Но мы не против того, чтобы давать то, что мы обязаны. А справедливо или несправедливо мы поступаем в отношении вашей милости, пусть решает Божественное право.

 

8. Статьи кислеггских[204] крестьян (1525 г.)

...нас насильственным образом заставляют выполнять многие разнообразные работы сверх указанных в сеньориальных документах и книгах, то есть покосов и других работ в поле и на лугу. Считаем, что было бы справедливым освободить нас от всякой барщины сверх указанной в книгах и впредь не облагать никого — ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни молодых — никакими дополнительными повинностями — платежами и барщиной. ...некоторые из нас несут большие расходы на собак, за которыми обязаны ухаживать. К тому же, если у кого-нибудь собака пропадает, то на него налагают большой штраф, принуждая его к затрате больших расходов и труда на поиски пропавшей.

Мы не можем провести ни одного спокойного дня. Кроме того, бывает, что после целого дня охоты, проведенного без еды и питья, человека (вставляют отправляться вновь, а за это он получает благодарность и вознаграждение в виде проклятий и ругани или тут же подвергается битью по голове, к тому же продукты наших полей топчутся и портятся, что не может считаться справедливым.

...мы очень отягощены поборами с наследства... Если у какого-либо доброго человека умерла жена или у какой-нибудь женщины — ее муж, господин забирает тогда лучшую голову скота и к тому же лучшее платье, оружие, косы, топор и т. п. От женщины — ее лучшее платье и к тому же ее кровать и постель.

Мы сильно отягощены при заключении браков. Если кто-нибудь вступит в брак с лицом не из этого поместья, то он должен платить штраф, или же он лишается наследства своего отца. К тому же некоторым отцам и матерям запрещают давать им приданое, как другим детям...

Все эти перечисленные отягощения мы серьезно просим устранить и указываем, что справедливость требует, чтобы каждый платил со своих имуществ такой ценз, какой платили издавна, и кроме того, умеренный налог за оказываемую нам защиту...

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 815; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!