Из приказа герцога Юлия Брауншвейгского (1584 г.)



Мы узнали из достоверного источника, что некоторые дерзкие негодяи выдают себя за ландскнехтов, не сделав ни одного военного похода, не видев даже, как развеваются в поле военные знамена; на самом же деле это праздношатающиеся, ученики городских ремесленников, которые не имеют склонности работать, шляются, отнимают у людей их имущество, совершают всякие бесчинства. С некоторого времени они бродяжничают, особенно в деревнях, и создают нашим бедным подданным чрезмерную нужду и обременение. Они осмеливаются, придя ко двору и найдя его запертым, выламывать ворота и калитки. Когда же они входят во двор и окажется запертым дом, то они не довольствуются тем, что захватят [во дворе] сколько кто может, но выламывают дверь, употребляют все средства и силы, чтобы отпереть дом, разбивают ящики и сундуки, — берут оттуда все, что им понравится, даже, если нет дома хозяина, — сами вытаскивают из дымовой трубы мясо и колбасы, излавливают кур и вообще ничего не оставляют. Ежели же им не дают сразу всего, чего они требуют, то они женщинам, девочкам, слугам, даже самому хозяину приставляют ружье к груди и стреляют в них; поэтому им дают все, чего они требуют. Притом, хватая одной рукой имущество, другой они раздают оплеухи в знак благодарности; если же подадут бедным людям что-нибудь через изгородь или ворота, они колют им руки и ноги, и в общем творят такие бесчинства, что почти ни один хозяин, который хотел бы пойти со слугами на работу, не может оставить жену и детей одних во дворе.

 

Из «Достопримечательностей» Ганса фон Швейнихена

Господин Фуггер пригласил однажды в гости его княжескую милость вместе с одним господином из Шенберга, прежде жившего также и квартире его княжеской милости. Не скоро я дождусь подобного банкета, — сам римский император не мог бы лучше угостить; притом великолепие было чрезвычайное.

Обед был приготовлен в зале, в украшениях которого прежде всего бросалось в глаза золото. Пол был из мрамора и такой скользкий, что по нему приходилось идти как по льду. Через весь зал тянулся стол с напитками, уставленный золочеными сосудами и большими прекрасными венецианскими стаканами, стоящими, как говорят, гораздо больше тонны золота. Я ждал его княжескую милость у стола. В это время господин Фуггер передал через меня его княжеской милости приветственный бокал, представлявший собой корабль, художественно исполненный из прекраснейшего венецианского хрусталя…

Господин Фуггер повел его княжескую милость по всему дому, — настолько огромному зданию, что римский император во время имперского сейма помещался там со всем двором. Между прочим г. Фуггер привел его княжескую милость в одну башенку: там он показал его милости сокровища, состоящие из цепей, регалий, благородных камней, также редких монет и кусков золота величиной с голову — сокровища, стоящие, по его словам, свыше миллиона золотых. Затем он открыл ящик, доверху наполненный только дукатами[212] и кронами[213]. Он сказал, что их там на двести тысяч гульденов, которые он передал посредством векселя испанскому королю. После этого он повел его княжескую милость в другую же башенку, до половины наполненную исключительно хорошими талерами[214]: он говорит, что там уложено приблизительно на 27 тыс. талеров. Таким образом, он оказал его княжеской милости большой почет и вместе с тем показал свое богатство и силу. На другой день он прислал ко мне своего гофмейстера с просьбой представить его моему государю. Вместе с ним он посылал в подарок его княжеской милости 200 крон и красивый кубок в 80 талеров, а также коня, покрытого черной бархатной попоной; все это его княжеская милость с большой благодарностью принял в знак дружбы.

Рекомендуемые темы докладов и презентаций

· Зарождение капитализма в немецкой горной промышленности.

· Иоганн Гутенберг – основатель европейского книгопечатания.

· Немецкий торговый капитал рубежа XV-XVI вв.

· «Второе издание крепостничества» как объект изучения.

· Заговор «Башмака».

· Социальная борьба в немецком городе конца XV – начала XVI в.

· Княжеская власть в Германии рубежа XV-XVI вв.

· Папство и Германия рубежа XV-XVI вв.

· Эразм Роттердамский и «христианский гуманизм».

· Университеты Германии и их роль в Реформации.

 

Б. МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

 

Вопросы

1. Реформация, общая характеристика.

2. Биография Мартина Лютера.

3. Основные черты церковно-реформационной программы М. Лютера.

4. Отношение М. Лютера к папству и католической церкви. Создание лютеранской церкви.

5. Лютер о княжеской власти.

6. Отношение Лютера к народному движению.

7. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера и его конфликт с Лютером.

8. Лютер как преподаватель.

 

Дополнительные источники

Германия в XVI и и первой половине XVII века (Раздел Г. Реформация в Германии) // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М., 1950. Т. 3.

Источники по истории Реформации / Под ред Д. Н. Егорова. М., 1906. Вып. 1.

Лютер Мартин. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1994.

Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог. М., 1996.

Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма // Средние века. М., 1989. Вып. 52.

 

Исследования

Бурлаченко С. Томас Мюнцер. Религия меча // Россия XXI. 1993. № 5.

Гарин И. И. Лютер. Харьков, 1994.

Голубкин Ю. А. Из любви к истине // Мартин Лютер. Время молчания прошло. Харьков, 1994.

Голубкин Ю. А. Эволюция представлений М. Лютера о светской власти и ее роли в Реформации (1517-1525 гг.) // Ежегодник германской истории. 1978. М., 1979.

Каплан А. Б. Зарождение элементов протестантской этики в Западной Европе в позднее среневековье // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. М., 1993.

Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны М., 1962. Гл. 9, 10.

Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. 2-е изд. М., 1955. Гл. 5.

Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984. Гл. 5-7, 9.

Стам С. М. Чем же в действительности была Реформация в Германии? // Вопросы истории. 1958. № 5.

Фаусель Г. Мартин Лютер, жизнь и дело. М., 1995, 1996. Т. 1, 2.

Штекли А. Э. Томас Мюнцер. М., 1961. Гл. 1-3, 11.

 

Методические рекомендации

Реформация в Германии — один из ключевых моментов ее истории в XVI в., начало которому положило выступление профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546) против продажи индульгенций в 1517 г. Будучи по своей природе явлением антиклерикальным, направленным против римско-католической церкви и католицизма, немецкая Реформация вылилась в широкое общественно-политическое движение, в котором приняли участия разные социальные слои со своими программами, что в конечном итоге привело к расколу изначально единого реформационного движения на ряд течений —   бюргерское, крестьянско-плебейское, рыцарское, княжеское.

Начать работу следует с жизнеописания с привлечением отрывков из его биографии, составленной его ближайшим соратником Филиппом Меланхтоном (1497-1560), из воспоминаний самого Лютера и некоторых других приведенных ниже текстов. «Положения» доминиканского монаха Тецеля, продавца индульгенций в Германии, мотивируют решение Лютера открыто выступить против индульгенций с «95 тезисами». Анализ тезисов раскрывают отношение реформатора к положнию об «оправдании верой» и его отрицание права церкви и ее главы, папы римского, освобождать мирян от грехов. Надо отметить, что на данном этапе Лютер не покушался на церковную догматику и организацию, намереваяся лишь организовать диспут по вопросам индульгенций, который поможет церкви преодолеть злоупотребления. Студентам следует уяснить, почему появление тезисов оказалось поводом к Реформации.

Работа над содержанием «95 тезисов» является хорошим началом выявления основных черт церковно-реформационной программы М. Лютера, в ходе которого следует обратитьс также к его предисловию одной из книг Нового Завета, Посланию апостола Павла к римлянам, памфлету «К христианскому дворянству немецкой нации» и др., обращая внимание на такие категории как «вера», «добрые дела», «всеобщее священство», «предопределение», «Писание», «свобода христианина». При характеристике отношения Лютера к католичекой церкви и папству нужно его переход от критики недостатков к полному их отрицанию. Следует также уяснить, каким образом догмат об «оправдании верой» подрывал основы католической церкви.

Опубликованные в практикуме источники дают возможность определить социальную сущность учения Лютера. В этой свяязи следует разобраться в значении отрицания Лютером основополагающего католического тезиса относительно деления общества на духовных лиц и мирян и провозглашении им «всеобщего священства», который соотносился с его утверждением о превосходстве светской власти над духовной и с его заявлением, что любой верующий имеет право толковать Библию и совершать церковные обряды.

В Трактате «О свободе христианина» изложены не только религиозные, но и социально-политические воззрения Лютера. Важно продумать, какое значение имело появившееся разграничение между духовной и мирской жизнью человека? В каком смысле, по мнению Лютера, свободен человек? Связана ли эта свобода с положением человека в обществе? Четко ли определяет Лютер свою точку зрения на эти важные вопросы?

Анализируя отрывки из трактата «О светской власти», следует обратить внимание на представление Лютера о необходимости княжеской власти, выступавшей в роли гаранта общественного спокойствия, о сфере ее компетенции, о характере взаимоотношений между князем и подданными, особо отметив критику Лютера в адрес князей и расхождение его взглядов с основными положениеми «княжеской реформации». Важно также обратить внимание на непризнание им насильственных методов борьбы со злом, которое он проявлял еще в 1522 г., до начала Крестьянской войны («Пастырское увещание всем христианам отречься от мятежа и возмущения»).

Во взглядах Лютера на крестьян важно отметить, с одной стороны, его сочувствие к их тяжелому положению и признание справедливости их основных требований («Обращение с мирными предложениями на основе 12 статей»), а с другой — резкое неприятие мятежа, наиболее ярко выраженное в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян».

Фрагменты из «Аугсбургского религиозного мира» позволяют судить о реальных результатах лютеровской церковной реформации.

Охарактеризовать социально-политическую программу Томаса Мюнцера (ок. 1490-1525), которая существенным образом расходилась со взглядами Мартина Лютера, помогают фрагменты из его писем и проповедей. Следует установить, в чем заключалась критика феодальнго строя в проповедях Мюнцера и каковы конкретные меры, предложенные им во время Крестьянской войны, в чем утопизм и историческая ограниченность взглядов вождя крестьянско-плебейского лагеря, насколько его идеи отвечали современным ему историческим условиям.

 

I.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!