Филипп Меланхтон. Жизнь Лютера (1555 г.)



... [В Виттенбергском университете в своих лекциях] он [Лютер] опровергал распространенное тогда в университетах и среди проповедников ложное учение о том, что люди заслуживают прощения грехов посредством собственных дел и оправдываются перед Богом благодаря внешним поступкам... Лютер же вновь возвращал души людские к Сыну Божьему... и подчеркивал, что грехи будут прощены без заслуг, единственно благодаря Сыну [Божьему], и такая милость должна восприниматься верой...

В то время как Лютер занимался всем этим, прибыл в ту землю монах проповедник, презренный обманщик, по имени Тецель, и стал повсюду продавать индульгенции. Его бесстыдные, безбожные проповеди побудили Лютера, который порвал с безбожным учением, написать несколько статей об отпущениях... и вечером, и праздник всех святых [31 октября], в 1517 году публично прибить их на замковую церковь в Виттенберге.

Так было положено начало раздору, чего Лютер тогда совершенно не предполагал: [он] не допускал даже мысли, что нужно изменить церковные порядки… Поэтому представляют его в ложном свете те, которые говорят, что он выступил со статьями об индульгенциях для того, чтобы у простого народа было основание для изменения порядка и для того, чтобы возвысить себя или других людей.

 

Мартин Лютер. Письмо папе Льву X (1518 г.)

Святейший отец! Да удостоит ваше святейшество обратить свой отеческий слух, как бы слух самого Христа, к вашей бедной овце и выслушать милостиво ее блеяние...

Что делать мне, отец святейший? Я не могу переносить вашего гнева, и я не знаю, как его избежать... У меня требуют отречения... Я поспешил бы это сделать, если бы это привело к предположенной цели. [Но] преследования моих противников распространили далеко мои сочинения, и они слишком глубоко запали в сердце, чтобы их отгула искоренить. Отречение еще более нанесло бы ущерба римской церкви и в уста всех вложило бы против нее новые обвинения...

Святейший отец! Объявляю перед лицом Бога и всех его творений: я никогда не желал, да и теперь отнюдь не желаю делать покушения насилием или хитростью на власть римской церкви и вашего святейшества. Я признаю, что ничто ни на небе, ни на земле не может быть поставлено выше этой церкви, кроме Христа, Господа всех!

 

Из послания Лютера императору и христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния (24 июня 1520 г.)

…Не самонадеянность, не дерзновенность побудили меня, одинокого и слабого человека, заговорить с вами. Нужда и притеснения, тяжелым бременем лежащие на всем христианстве, особливо же в Германии, принуждающие не меня только, но и всех людей громко вопить, взывая о помощи, принудили меня и теперь взывать и молить, не воодушевит ли кого-нибудь Господь протянуть руку помощи несчастной нации... злые козни эти я и хочу теперь, с Божьей помощью, ярко осветить, дабы всякий узнал их, дабы они впредь не могли ни мешать, ни вредить.

Романисты[221] с великой ловкостью соорудили вокруг себя три стены, коими и защищались до сих пор, так что никто не мог их реформировать, и все христианство пришло в ужасное разорение. Во-первых, если мы грозили светской властью, они твердили и уверяли, что светская власть не имеет над ними силы, что, наоборот, духовная власть выше светской. Во-вторых, если их хотели образумить ссылкой на Писание, они возражали, что никому, помимо папы, не дано толковать Писание... Итак, да поможет нам Господь, да даст он нам одну из тех труб, звуками которых разрушены были стены Иерихона[222], чтобы развеять эти соломенные и бумажные стены.

Попытаемся пойти против первой стены.

Явно выдумано, что папа, епископы, священники, монахи — «духовного чина», а князья, рыцари, ремесленники, земледельцы — «светского». Все это — хитрая выдумка, сплошная ложь; пусть никто не смущается этим и вот почему: все христиане поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы, разве лишь по должности, ибо, как говорит и апостол Павел, мы все члены одного тела, но у каждою члена свое отличное дело, которым он служит всем остальным; у всех у нас единое крещение, единое Евангелие, единая вера все мы и одинаково равные христиане, ибо крещение, Евангелие, вера — вот что делает нас «духовными», вот что делает нас христианами. Все мы крещением посвящаемся в священство. Итак, между мирянами и попами, князьями и епископами или, как они называют, между «духовными» и «светскими» в действительности есть лишь различие по должности и делу, а не по званию: все они духовного звания, все они истинные священники, епископы, папы, но неодинаковое дело у всех, как и между священниками и монахами не все делают одно и то же. Посему я и утверждаю: раз светская власть установлена Господом карать злых и охранять благих, то она свободно исполняем свое назначение во всем христианстве, невзирая на лица, все равно, обратится ли она против папы, епископов, попов, монахов, монахинь или еще кого-либо. Пусть светская власть исполнит дело свое совершенно свободно, нелицемерно; кто виноват, тот и расплачивайся; все же доводы церковного права — лишь дерзкие римские измышления.

Ибо так проповедует апостол Павел всем христианам: «Всякая душа (думается, и папская тоже) да будет покорна властям, ибо начальник не напрасно носит меч: он — божий слуга» ...

Итак, я думаю, эта первая бумажная стена низвергнута: отныне светская держава становится членом христианского тела и, хотя она имеет материальное занятие, но должна быть отнесена к духовному сословию; поэтому ее занятие должно свободно и беспрепятственно распространяться на все члены целого тела, наказывать и отлучать, где этого заслуживает вина или требует необходимость, не считаясь ни с папами, ни с епископами, ни со священниками, пусть они угрожают и отлучают, как им будет угодно...

Другая стена еще слабей и неустойчивей: они хотят исключительного права быть наставниками в Св. Писании. Хотя они сами во всю свою жизнь в нем ничего не изучали, они притязают, однако, на свое исключительное верховенство, морочат нас бесстыдными заявлениями, что папа не может заблуждаться в вере, будет ли он зол или благочестив... Все это — бесстыдно выдуманная басня, и они не могуг привести ни одной буквы в доказательство, что толкование Писания и подтверждение этого толкования присвоено исключительно папе. Они самовольно захватили власть!..

Мы ведь все священники, как было сказано выше, все мы имеем одну веру, одно Евангелие, одинаковое таинство: как же мы не должны или не имеем силы чувствовать и судить, что правильно и что неправильно в вере?..

Третья стена падет сама собой, если рушатся первые две. Дело в том, что если папа поступает против Писания, мы должны стать на сторону Писания, наказать его и воздействовать на него...

Если мы на законном основании вешаем воров и рубим головы грабителям, то почему мы даем потачку римскому корыстолюбию, которое является величайшим из воров и разбойников, существующих и возможных на земле, действующих притом во святое имя Христа и Св. Петра. Кто, наконец, в силах молча терпеть это? Почти все, что есть у папы, наворовано и награблено...

На этот раз достаточно... Мой долг высказать это. Если бы я мог, я также и действовал бы. Пусть лучшее мир гневается на меня, чем Бог. Ведь у меня не смогут взять больше, чем только мою жизнь.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!