Назидание Лютера крестьянам Толкование «Второзакония» (проповедь 1529 г.)



 

...У государя громадный, роскошный замок, на государе самоцветы, златые цепи, бархат — вот как судит о государе глупец, широко раскрыв пасть свою, сравнивая [с этим] бедность свою, свой домишко, крытый соломой; он уверен, что князю [живется] куда лучше, чем ему... Если бы он мог слышать, о скольких хлопотах, опасностях и тяжких трудах может повествовать цепь сия, он сказал бы: «На что мне цепь из чистого золота! Нет, пусть лучше останется у меня моя хибарка с соломенной крышей... оборони Господь от этих золотых цепей и жемчужин»... [Да], трудное дело управлять, и мудрец, не пожелает его... Но всего этого мужики не видят, они закрывают глаза... на тяготы управления и думают, что управлять — значит носить куньи шапки. Поэтому они при восстании и говорили «Мы тоже желаем куньих шапок и золотых цепей, мы тоже хотим наедаться куропатками».

А между тем в мире установлено вящее равенство.

Поведай-ка мне, кому живется лучше, спокойнее, безопаснее, нежели бюргеру или крестьянину...

...Я страшно разгневан на крестьян, которые вздумали сами править, не сознавая своего великого богатства, не ценя спокойной жизни своей — подарка и предмета заботы князей. Бессильные, грубые, глупые люди... да разумейте же, наконец: у вас лучшая доля, вы воистину пользуетесь и услаждаетесь соком виноградным, князьям же достаются лишь кожица да косточки.

Бог создал так, чтобы каждое звание имело бы свои тяготы; и нужно видеть не только неприятное, но и хорошее в каждом звании. К тому же запомни: чем незначительнее чин или должность, тем вольнее, приятнее жизнь...

 

Мартин Лютер. Истолкование книги «Бытие»

Необходимо, чтобы начальство, короли и князья, окружали бы себя внешним величием и помпой... Поэтому король и носит корону и скипетр, оличают дворянство от других [сословий] и особые знаки, и гербы. Ибо иначе подначальные относились бы к начальству пренебрежительно и вызывающим образом, eсли оно не казалось бы выше их по чину, достоинству и величию

...Тот же, кто хочет царствовать лишь дли себя, тот никогда не будет царствовать честно или счастливо. Ибо недостаточно носить златую цепь или пурпуровые одежды, восседать в богатых каретах или на гордых конях, дабы служить и угождать желаниям своим и похотям; нет, ты должен служить подданным своим и общему благу... Нелегко, право, быть правителем, учить других, столь велика злоба и управляемых и самого сатаны...

 

Аугсбургский религиозный мир (25 сентября 1555 г.)

XV. Чтобы установить мир в Священной империи германской нации между римским императорским величеством и курфюрстами, князьями и чинами, — пусть ни его императорское величество, ни курфюрсты, князья и т. д. не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу аугсбургского исповедания , но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться и своим состоянием и другими правами и привилегиями; и полный религиозный мир должен быть достигнут только христианскими средствами согласия или же страхом наказания в форме имперской опалы.

XVI. Равным образом имперские чины, придерживающиеся аугсбургского исповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, придерживающимся старой религии, жить в полном мире и пользоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями.

XVII. Однако все, не принадлежащие к двум вышеупомянутым вероисповеданиям, не будут включены в настоящий трактат, но будут совершенно исключены из него.

XVIII.    Так как выяснилось, что предметом большого спора является вопрос о судьбе епископских, монастырских и других церковных бенефициев[227] тех католических духовных лиц, которые с течением времени оставят старую религию, то мы в силу полномочий, полученных от римского императора, постановили следующее: если архиепископ, епископ, прелат или какое-либо иное духовное лицо нашей старой католической религии откажется от нее, то их архиепископские, епископские, прелатские и прочие бенефиции со всеми их доходами должны быть оставлены ими без дальнейших возражений или промедлений. Монастыри и те, кто на то имеет право по общему закону или по местному обычаю, изберут лицо, исповедующее старую религию, которое может вступить во владение и пользование всеми правами и доходами бенефиция без каких бы то ни было дальнейших препятствий и без предрешения какого-либо окончательного полюбовного религиозного соглашения.

XIX. Так как некоторые из аббатств, монастырей и других церковных учреждений были конфискованы и обращены в церкви, школы и благотворительные учреждения, то сим повелевается, чтобы подобные учреждения, первоначальные собственники которых не владели ими во время договора в Нассау [1552], были включены в настоящий мирный договор.

XX. Применявшаяся до сих пор церковная юрисдикция относительно аугсбургского исповедания, догмы, назначения духовных лиц, церковных распоряжений и службы (исключая прав курфюрстов, князей, коллегий и монастырей на денежные подати и десятины) отныне прекратится, и последователям аугсбургского исповедания будет предоставлено свободно и беспрепятственно отправлять богослужение и обряды и назначать духовных лиц, как то установлено в нижеследующей отдельной статье, впредь до окончательного религиозного соглашения.

XXIII.    Никакой имперский чин не должен пытаться убеждать подданных других чинов оставить свою религию или защищать их против их coбственных властей Те, кто имеет от старых времен права патроната, не включены в настоящую статью.

XXIV. В случае, если наши подданные, принадлежащие к старой религии или же к аугсбургскому исповеданию, вознамерятся со своими женами и детьми оставить свои дома, чтобы поселиться в другом месте, никто не должен препятствовать им продавать свое имущество после уплаты ими надлежащих местных податей или же наносить оскорбление их чести.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!