Меммингеиская петиция (1525 г.)



Всемогущий, вечный, благой Бог да дарует нам свою Божескую благодать и милость, чтобы мы могли прийти к правильному, истинному познанию его Божеской воли и так относились друг к другу, чтобы в конце концов получить венец блаженства. Аминь.

Дальновидные, почтенные, мудрые, милостивые, дорогие господа! Почтенный Совет хорошо знает, как мы в последнюю пятницу, в день апостола Матфея [24 февраля], явились перед вашею почтенною мудростью и пожелали получить согласное со смыслом и содержанием слова Божьего решение относительно некоторых статей, которые нам кажутся не соответствующими этому Божьему слову, и т. д. Сообразно тому почтенный Совет дал нам дружеский, добрый и христианский ответ: записать-де и нам наши статьи, тяготы, и тогда почтенный Совет милостиво рассмотрит их по смыслу Божьего слова. Потому мы и изложили здесь некоторые статьи, как следует ниже:

 

Засим определены статьи, представленные почтенными подданными, крестьянами и зависимыми людьми города Меммингена, которые прошлую пятницу предстали перед Советом

Во-первых, наше смиреннейшее и величайшее прошение и желание впредь самим намечать и выбирать себе священника, который бы чисто и ясно, по истинному разумению, без всякого человеческого добавления, измышления и веления, возвещал и проповедовал нам Божеское, всемогущее, живое слово и Св. Евангелие, что есть пища души нашей. Такого священника мы готовы снабжать подобающим содержанием и прокормом. А где такой священник будет вести себя неподобно, чтобы мы могли ему опять дать отставку и на его место выбрать другого, но всегда с ведома всей общины. Ибо без возвещения слова Божьего мы не можем достигнуть спасения, как указывает нам апостол Павел, и т.д.

В ответ на первую статью Совет готов в принадлежащих ему приходах поставить своим подданным христианских священников, где в них есть недостаток, как только он сможет получить их; Совет окажет свою помощь, поскольку подданные захотят удовлетвориться этим. Но что касается Ворингена и других приходов, где назначение священника не принадлежит Совету, то Совет ради своих подданных охотно готов серьезно переговорить с местными священниками по поводу их недостатков, а если священник не пожелает считаться с этим, Совет готов написать об этом господину той земли, чтобы он дал своим подданным другого священника или paзрешл им выбрать священника самим, и т. д.

Во-вторых, хотя мы до сих пор строго обязались давать десятину, однако мы полагаем, что впредь не должны давать десятины, потому что Новый Завет не обязывает нас к тому. Зато священника мы готовы снабдить прожитием.

В ответ на вторую статью, о десятине, господа советники считают за благо, чтобы крестьянство и подданные повременили со статьей о десятине, пока все крестьянство не войдет в соглашение со всеми чинами Союза[233]. И что крестьяне получат от других своих господ, то самое советники готовы немедленно дать и своим подданным.

В-третьих, до сих пор считалось в обычае, что нас, людей бедных, считали вашей собственностью, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос своею драгою кровью освободил и искупил нас всех, пастуха точно так же, как и императора. Hо чтобы мы вообще не хотели иметь никакой власти, такого мнения у нас нет. Напротив, во всех подобающих и приличествующих случаях мы хотим с готовностью оказывать повиновение всякой поставленной от Бога власти. Мы также не сомневаемся, что вы, как христианские господа, с готовностью отпустите нас из крепости, и т.д.

В ответ на третью статью о личной крепости, хотя господа советники купили своих людей за значительную сумму денег и личная крепость не мешает христианину при спасении души, однако, чтобы подданные могли видеть и знать добрую волю Совета, советники готовы освободить своих подданных и считать свободными от личной крепости тех, кто принадлежит Совету, но чтобы за это они ежегодно давали господам советникам достаточные охранные деньги и не брали себе никакого другого покровителя, потому что они находятся во власти Совета; чтобы они не привлекали к себе никого, кто бы не был свободен; точно так же, чтобы подданные Совета, мужчины и женщины, не вступали в брак с крепостными, но только со свободными, и вообще оказывали послушание Совету, как своей власти, во всех подобающих вещах — податях, конных службах, приказах и запретах. А когда кто уплатит, что должен, то может идти, куда хочет, без помехи от Совета.

В-четвертых, до сих пор было в обычае, что бедный человек не был вправе ловить или стрелять дичь; точно так же на рыбу и текучей воде у нас не было дозволения. Это нам кажется совеем несправедливым и несоответственным слову Божью.

Когда Господь Бог сотворил человека, он дал ему власть над рыбою в воде, над птицею в воздухе и над всеми зверьми на земле и т.д. Наше желание не относится к тому случаю, когда кто имеет купленную, и притом без злого умысла, воду; тут во имя братской любви нужно бы войти в христианское соображение, и т.д.

В-четвертых, господа советники охотно соглашаются, чтобы их подданные, насколько простирается лес и власть Совета, но не далее, могли по нужде ловить и стрелять зверя и птицу, особенно встречая их на своей земле. При этом, однако, они не должны употреблять настоящего охотничьего оружия и силков, но должны предоставить это право исключительно господам. Кроме того, когда подданные таким образом выследят дичь и захотят поймать либо пристрелить ее, они должны остерегаться, чтобы никому не причинить вреда на его земле.

Касательно свободной воды Совет хочет, чтобы впредь в купленной воде, текучей и стоячей, никто не ловил рыбы. Но какие воды прежде были свободными и общими, должны и впредь быть свободны, и всякому должно быть позволено ловить рыбу удочкою, но не каким-либо другим орудием; также в один раз нельзя наловить больше рыбы, чем сколько кто может сам съесть в своем доме, а остального не дарить и не продавать; также чтобы воды и заводи не вычерпывались и не запружались, чтобы и дивные луга и берега не портились и не срывались и чтобы простому человеку через ото не причинялось большого ущерба.

В-пятых, вот наше смиренное прошение и желание. Так как мы давно уже сильно отягощены службами, которые растут со дня на день, то мы желаем, чтобы милостиво вникли в то, как служили наши родители, однако по смыслу слова Божьего, и т.д.

В-пятых, относительно служб подданные Совета по большей части не должны очень жаловаться, ибо на них эти самые службы были возложены другими господами раньше, чем их купил Совет. Потому эту статью им не следует выставлять в том смысле, будто бы их так отяготил Совет. Тем не менее, где его подданным приходится слишком тяжело, и они доложат это Совету в отдельности и будут выслушаны договоры, там Совет отнесется к ним милостиво.

В-шестых, мы не желаем впредь быть отягощаемы побором при допуске[234], но как кому сдана земля в подобающий чинш, так чтобы он со своими потомками и пользовался такой землей без дальнейшего обременения, и т.д.

В-шестых, что касается побора при допуске, то господа советники не хотят впредь брать его, но зато не будут сдавать никакого двора дольше чем на год. Если же кто не внесет своего чинша или не будет держать в порядке своего двора, то Совет может, буде ему угодно, либо снова сдать его на год, либо передать другому. Итак, кто не дает по-прежнему платежа при допуске, тот может каждый год вновь брать свой двор, как указывает настоящая статья.

В-ссдьмых, некоторые деревни обременены большими штрафами. Мы желаем, чтобы штрафы оставались по старине, и т.д.

Относительно штрафов лесных воля господ советников, чтобы в заповедном и общинном лесу штраф был одинаковый и чтобы штраф за каждое дерево был установлен в один гульден. Кроме того, Совет во всякое время готов своим подданным дать лес, сколько нужно для топки, городьбы и стройки. О других штрафах господа советники думают, что при установленных теперь штрафах, которые отчасти определены по собственному желанию и прошению подданных, и для большего мира справедливо избегать перемен.

В-восьмых, наше смиренное прошение и желание, чтоб некоторым деревням, которые не столь давно были отягощены в использовании пашни, лугов и других угодий, которые прежде принадлежали общине, чтобы им их вернули, и т. д.

...где общины были отягощены насчет лесов, лугов, пашен или другого чего-либо, там подданные могут доложить это Совету в отдельности. Тогда Совет поручит нескольким советникам произвести личный осмотр и получит сведения, где у общины отнято что-нибудь и не было ли ей дано взамен что-нибудь другое. И когда Совет разберет это, он поступит, как обязан поступать.

В-девятых, вот наша прилежная просьба. Когда мы уплатим господину земли его чинш, то чтобы мы потом со своим имуществом могли создавать себе прибыль, продавая его, где нам полезно и удобно, без помехи от господина. Когда же всемогущий Бог покарает нас, так что случится неурожай или градобитие, чтобы тогда господин убавил ценз по обстоятельствам дела, и т.д.

Относительно девятой статьи Совет не знает, чтобы он мешал своим подданным продавать свое имущество после того, как они уплатили чинш. Где и как это случалось, пусть покажут ясно и разумно, и Cовет в этом деле будет держаться справедливости. Так и начет градобития Совет по осмотре ущерба озаботится о христианской сбавке чинша.

В-десятых, вот наше все подданнейшее прошение и желание. Так как некоторые наши имения тягощены столь сильно, что мы отчасти не можем на них благополучно оставаться, то мы смиренно желаем, чтбы и ном было предпринято уменьшение, и г.д.

В-десятых, которые имения считаются отягощенными, то Совет прикажет осмотреть и, сообразно тому, что найдет, сделает подобающее распоряжение.

В заключение, вот наше последнее мнение и желание. Если мы выставили здесь одну или больше статей, не согласных со словом Божьим, чего мы не думаем, то эти статьи не должны иметь для нас силы. Точно так же, если уже признают наши статьи и после, на основании слова Божьего, они ясно окажутся неправильными, мы вовсе не хотим иметь их. Сверх того, если мы и после найдем одну или больше статей, противных слову Божьему, то наше желание неизменно представлять и предъявлять их почтенному Совету, потому что такое действие одинаково благодетельно и для вас, наши милостивые господа, и для нас, ибо Христос говорит: «Кто нарушиз одну из них малей-ших заповедей и научит тому людей, тот станет наименьшим в царстве небесном» и т. д. Мы же обращаемся к вам, как к своим христианским властям, в несомненной надежде, что ваша христианская мудрость наставит нас в этом лучше и согласнее с христианскою верою, нежели мы можем достигнуть сами. Предоставляя себя этим вашей милости, мы просим принять уверенность в наших верноподданнических чувствах к вашей почтенной мудрости, и т.д.

Во всем этом Совет удерживает за собой право в том смысле: если он просмотрел здесь что-либо противное слову Божьему или справедливости или чего он вообще не имеет силы сделать, то он предоставляет себе это уменьшить, увеличить или совершенно устранить, точно так же, как этого пожелали его подданные в своих статьях.

 

II. ПРОГРАММА БЮРГЕРСТВА


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!