Дополнение к «Гсйльброннской программе» (1525 г.)



(Из «Хроники» Лоренца Фриса)

1. Слово Божие безвозбранно проповедовать и провозглашать, отменить все, что противно сему, и [ввести] то, что до сих пор запрещалось так называемым духовенством.

2. Все духовные дома должны быть употреблены на пользу общую.

3. Не должно быть более нищих; всякий нуждающийся христианин должен снабжаться по праву.

4. Все ныне живущие духовные должны быть снабжены до конца их дней прокормом и прибытком с их доходных статей, но с таким расчетом, чтобы никто не имел более 100 гульденов*, а епископ — не более 1000; все, что сверх сего, а также сокровища и ценности церковные идут в общую кассу в распоряжение светских властей и на пользу общественную...

6. Чтобы в послушание императорскому величеству и светской власти, в чем мы охотно пребываем, установлен был суд равный, безволокитный, правильный, чтобы в нем решались как дела князей, господ, городов и дворян... а также апелляции бедных людей. Сии земские суды, а также имперский камергерихт должны состоять не из мотов, франтов, гуляк и объедал, а из людей прилежных, чтобы беднякам не было и злишних расходов и волокиты.

7. Чтобы установленные таким образом земские суды, а также камергерихты имели бы каждый своего фискала[242], к которому бедные люди обращались бы в случаях нарушения закона, насилия и несправедливости и который карал бы эти деяния в силу должности.

8. Чтобы повсюду назначен был капитан с несколькими, смотря по надобности, рыцарями, которые поддерживали бы в данной местности императорский суд и мир, исполняли бы приговоры, а также блюли бы дела императора, князей и всей Империи. Все это должно в полной мере оплачиваться из доходов духовных поместий, и таким образом низшее дворянство будет кормиться, а крестьянин и солдат вернутся к работе...

9. Согласны мы последовать всяким наследованным правам, большой десятине, оброку, чиншу и службам князей, господ, городов и дворянства, но просим принять во внимание малую десятину и отменить ее.

10. Пошлины вообще отменить, но для содержания дорог, путей и мостов оставлять необходимое в должной умеренности.

11. Отменить всякое крепостничество.

12. Чтобы всякому человеку дичь и птица на его земле были бы свободны. Кто же их хочет держать и оберегать, пусть делает это без вреда другим.

13. Все текучие воды тоже должны быть свободными. Но что получено по наследству или по договору, пусть остается по пошлине.

14. Чтобы все пошлины и взимания с вина, хлеба, мяса и других съестных припасов были отменены как в городах, так и в деревнях.

15. Чтобы посмертный побор отпал совсем, а деньги за допуск взимались бы с умеренностью.

16. Чтобы все десятые деньги и особые договоры были отменены.

17. Чтобы светским князьям, господам, городам и дворянству ущерб их от утраты всяких пошлин, поборов и взиманий был должным образом возмещен из духовных владении, но без вреда для расходов по суду и по общеимперским нуждам, а также без вреда для поддержания порядка.

18. Чтобы купеческие компании и всякое фукерство[243] были бы отставлены.

19. Чтобы создана была общеимперская монета, как недавно определило и новое имперское постановление[244].

20. Чтобы всякие меры и вес во всех землях были бы одинаковыми по объему и виду.

21. А для утверждения всего этого, а также всего того, что отсюда вытекает на пользу и нужды христианского порядка и его поддержки, мы просим незамедля создать особое имперское учреждение — 12 человек от благородных, 12 от имперских городов, 12 oт простого люда и 7 христианских пастырей или проповедников. и чтобы они обязались и поклялись не расходиться пока не примут большинством постановлений по всем статьям.

22. А также, чтобы назначены были люди, которые отныне поведут и исполнят дела государства и христианства, но без всякой бесполезной пышности, великих издержек и затяжек, как то бывало до сих пор.

Статьи эти не больно отличаются от вышеприведенных, но несколько сдержаннее и мягче, без сомнения, с той целью, чтобы побудить дворянство и города тем скорее примкнуть к мнению крестьян.

 

Объяснение двенадцати статей (1525 г.)

Мы, начальники, совет и все собрание всеобщего христианского отряда Оденвальда и долины Неккара, заявляем. После того как не только мы, но и многие другие христианские собрания по велению Божию порешили уничтожить бывшие доселе великие недостатки... к нам стали приходить вести о многообразных заблуждениях, раздорах и недоразумениях, которые возникают у простого народа и ... порождают частое непослушание подданных и ... могут случиться даже убийства и другие бедствия. Чтобы предупредить все это и устроить наше доброе, верное поведение, мы сочинили объяснение указанных выше Двенадцати статей...

Во-первых. Итак, каждая община должна иметь силу и власть выбирать священника или пастора, который бы верно проповедовал и изъяснял народу слово Божье, а также отличался добрыми нравами и христианским поведением, всякий раз, как потребует нужда, а также смещать его, если бы он стал неподобно вести себя.

Во-вторых. Итак, каждый город и каждый поселок должен верно собирать десятину вина, зерна и всякого хлеба и складывать в том поселке, на который она падает, впредь до окончательного решения всеобщей реформации. Малая десятина должна быть отменена совсем.

В-третьих. Личная крепость должна быть отменена совсем и не иметь больше силы и применения.

В-четвертых. Каждый горожанин или крестьянин в городах и деревнях должен иметь право ловить, стрелять и всячески уничтожать дичь на своей земле, приносить ее домой как свое добро, а также есть, как кому будет угодно.

Также, впредь до общей реформации, воды и реки духовных, которые до сих пор были заповеданы и запрещены под угрозою казни, должны быть открыты и стать свободны для каждого, разве только докажут достаточными доводами, что вода была куплена или сдана за плату.

В-пятых. Что касается леса, то рощами и лесами должны заведовать — в городах бюргермейстеры и советы, в деревнях староста и суд, чтобы каждый не смел рубить по собственному усмотрению. В каждом поселке совет или суд должен поставить из среды общины людей для указаний, где можно рубить, и их надо слушаться под опасением установленного наказания. Также под опасением определенного наказания нельзя выгонять скот на засеку или на молодую поросль и опустошать или рубить лес без приказа поставленных на то людей. Но всякий безвредный скот может пастись во всех лесах марки. А где один поселок гоняет скот на землю другого, — это ему нужно позволить, но чтобы взамен и другому поселку можно было без помехи выгонять таким же образом.

В-шестых. Итак, эта статья касательно барщины остается впредь до решения начатой реформации.

В-седьмых. Итак, эта статья об имениях и о барщинных работах, которые на них увеличивались, должна также оставаться в силе впредь до решения реформации

В-восьмых. Итак, эта статья о чинше должна оставаться впредь до решения реформации.

В-девятых. Что касается отягощения штрафами, то по праву надо каждого наказывать, смотря по проступку, как это велось исстари, впредь до реформации, чтобы тогда улучшить, уменьшить или увеличить.

В-десятых. Что касается присвоенных лугов и пашен, то впредь до реформации все должно оставаться, как есть, а во время реформации от каждого поселка должен быть доклад о недостатках в существующих правах на угодья.

В-одиннадцатых. Посмертный побор, согласно со статьей, с настоящего времени должен быть отменен и мертв, и впредь никто не обязан давать ничего. Точно так же побор при допуске должен быть отложен впредь до реформации и дальнейшего решения.

В-двенадцатых. Увеличение и уменьшение статей остается при установленном в Двенадцати статьях содержании.

Далее решено:

Чтобы никто не грабил без приказа и не подбивал уйти в отряд. А кто нарушит это, должен подвергнуться казни.

Чинши* и долги впредь до реформации должны вноситься и уплачиваться без противоречия.

Луга, пашни, сады и имения, принадлежащие духовной и светской власти, должны быть огорожены и содержаться ото всех в целости, как было до сих пор. В особенности имения, принадлежавшие доселе духовным, должны быть взяты светскою властью каждого поселка в верные руки и охраняться.

Никто не должен несправедливо, по собственному бесчинству, обижать другого, будь то духовного или светского, но всякий, в любом поселке, должен всякому ждущему правосудия во всем помогать добиться правого суда и возмездия.

Во всех городах, деревнях и поселках все подданные должны быть послушны своим предержащим властям и не уклоняться от наказаний за свои проступки. А где от одного или нескольких окажется ослушание, там совет и суд должны каждого подвергнуть подобающему и заслуженному наказанию и при содействии послушных подавить дерзкое бесчинство. Если же кто будет противиться власти, составлять шайки или оказывать им помощь, то нужно заявить начальникам и советникам всего Светлого отряда, и те должны подвергнуть виновных подобающей и суровой казни.

Затем мы строго приказываем под угрозою наказания чтобы все, принадлежащие к нашему братству или соединению, придерживались этого порядка впредь до дальнейшего разъяснения, чтобы все города, деревни и поселки, где есть установленные должностные лица, советники, судьи и власти, удерживали от всех проступков и преступлений установленными карами, причем и мы будем соблюдать это. Пусть каждый этим руководствуется. Дано и припечатано нашей общей печатью в Аморбахе в пятницу, что после обретения креста Господнего [5 мая] в год 1525.

 

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!