I V. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



ТОМАСА МЮНЦЕРА

Мюнцер о феодалах

Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя — наши господа и князья. Они захватывают себе, что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле — все должно принадлежать им И после этого они [князья] распространяют среди бедняков заповеди божьи и говорят: Бог повелел — не укради! Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Поэтому они и притесняют всех людей, разоряют и грабят бедных земледельцев, ремесленников и целый свет. Если же у них кто-либо возьмет хоть самую малость, то его отправляют на виселицу, а доктор Люгнер[228] тогда приговаривает: «Аминь!» Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом. Они не хотят устранить причин возмущения, как же они могут надеяться на спокойное благополучие? Так говорю я! За подобные речи меня называют мятежником. И пусть!

 

Мюнцер о феодальной эксплуатации и борьбе с феодалами

 

Кротчайший кум [«Тихоход»][229] утверждает, что я хотел поднять восстание, вычитав это из моего послания горнорабочим. Он говорит об этом, но умалчивает о самом главном, о том, что я ясно высказал князьям. Я объявил им, что всей общине принадлежит сила меча, равно как и ключ к отпущению, и что на основании текста Даниила, Апокалипсиса и послания к римлянам[230] князья являются отнюдь не господами, но слугами общины. Они должны поступать не так, как им нравится, но согласно со справедливостью ....

Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косиьб их луга, возделывать пашни, сеять, выдергивать, чистить, мять, мыть, трепать, чесать и прясть лен, лущить горох, собирать морковь и спаржу... Проклятие их позорной власти и разбойничьим правам! Что сказать о тех тиранах и злодеях, которые присваивают себе все налоги, пошлины и сборы и бесстыдно проматывают их, тогда как они должны идти в общую казну и идти на пользу всей стране? Если кто-нибудь вздумает поморщиться по поводу этого, с ним тотчас же поступают, как с изменником: ведут на пытку, отрубают голову, четвертуют. Его жалеют меньше, чем бешеную собаку... Да, их власть не от Бога, они сподвижники дьявола, их повелитель — сатана. Свергнуть этого Моаба и Бегемота — истинно богоугодное дело: Писание называет их не слугами Божьими, но змеями и волками...

Если до сих пор вы уплачивали подушные подати и были крепостными, то теперь вы cтанете настоящими рабами, лишенными всякого права над собой и своим добром. Вас будут, как в Турции, продавать, словно скот, лошадей и волов ...Гope, беда вашим детям, которым вы оставите такое несчастное наследство!

 

Т. Мюнцер об общности имущества и народном суверенитете

…Все [имущество] общее... Каждому выделялось бы по его нуждам” (из показаний Мюнцера на допросе).

…Каждый должен быть свободен, и должна быть общность всех имуществ (Ф. Меланхтон о Т. Мюнцере).

“Народ сделается свободным, и только один Бог будет его господином”. («Защитительная речь»).

…Власть должна быть дана простому народу (Письмо к эрфуртцам)

…Я ясно говорил перед князьями, что вся власть принадлежит общине, которая может ее вручать и отнимать («Защитительная речь»).

…Как же это возможно, чтобы простой народ смог при таких заботах ...воспринимать слово Божие с добрым сердцем? («Обращение к эйзенахцам»).

 

Письмо Мюнцера Мансфельдским рудокопам

(1525 г.)

...Дорогие братья, как долго вы спите!.. Если не хотите пострадать во имя Божие, то пострадаете во имя дьявола. Опасайтесь этого. Не унывайте, будьте бодры. Не льстите безумным мечтателям и безбожным злодеям. Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель. Вся Германия, Франция и Италия уже поднялись. Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть. На святой неделе разрушено четыре монастырских церкви в Фульде. Крестьяне Клетгау, Гетау и Шварцвальда восстали в числе 30 тыс., и рать их прибывает с каждым днем. Я боюсь только, чтобы глупых люди не увлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла... Итак, за дело! Пока злодеи струсили, как псы. Возбуждайте ваших братьев к согласию и уговаривайте их снаряжаться. Давно, слишком давно пора, скорей же, скорей, за дело, за дело! Не поддавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом. Не трогайтесь бедствиями безбожников. Они будут молить вас и плакать перед вами, как дети, но не жалейте их: Сам Бог приказал так через Моисея (Второзаконие, 7). Нам он открыл то же. Возбуждайте села и города, в особенности же горняков-подмастерьев и других славных ребят. Мы не должны больше спать. Смотрите, пока я писал эти слова, ко мне пришло известие из Зальца, что народ хотел выбросить из замка... герцога Георга за то, что он замышлял тайно погубить троих. Крестьяне Эйхфельда справились со своими дворянами, они не хотят жить их милостью. Со всех сторон перед вами много примеров, принимайтесь же за дело, пора, Балтазар и Бартель! Крумпф, Фельтен и Бишоф, беритесь каждый за свою работу. Передайте это письмо вашим товарищам-горнорабочим. Хотел бы так наставить всех братьев, чтобы их мужество было тверже всех замков безбожных злодеев во всей стране. За дело, за дело! Железо горячо, куйте его!

Пусть ваши мечи не остывают от теплой крови! Пока злодеи живы, вы не освободитесь от человеческого страха. Вам нельзя говорить о Боге, покуда вами управляют. Итак, за дело, пока время еще не ушло. Вами предводительствует Бог, следуйте за ним...

Писано в Мюльгаузене в 1525 г. Томас Мюнцер, Божий воин против безбожных.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!