ФЕНОМЕН «ЕДИНСТВЕННАЯ» РИЧАРДА БАХА



 

Когда человек рассказывает или пишет о чем-то, то он насыщает это своей энергией. Любые знания и любая информация существуют в человеке только до тех пор, пока они имеют для этого достаточно энергии. И если человек не достаточно глубок, то, рассказав о чем-либо или написав какое-то прекрасное произведение, он вместе с рассказом отдал часть той энергии, которая прежде была связана с соответствующей информацией в его памяти. Когда у человека достаточно энергии, то он способен выразить в словах то, что находится в его сердце. Но нередко бывает, когда однажды волна поднявшаяся в сердце, выльется в прекрасное произведение, но затем наступает состояние пустоты, и человек уже считает, что он должен и дальше создавать шедевры, и для этого предпринимает иногда отчаянные усилия, но из-под его пера или кисти выходят только посредственности. Человек не знает, что то прекрасное, что было создано им, было предназначением его жизни. Он его выполнил, чтобы зерна драгоценных семян были посеяны в сердцах людей. И ему уже больше ничего не следует создавать, потому что повторить то, что в действительности принадлежало не ему, а более высокой и светлой силе, человеческий ум не в состоянии. Сами по себе субличности не способны создавать что-либо прекрасное, так же как калькулятор не способен написать «Лунную сонату» или «Лебединое» озеро. И тем более это становится для них не возможным, если они растратили свою энергию на фантомы, подчеркивающие значимость человека. Существующие связи людей, их интересы поддерживаются только благодаря энергии, но со временем неосмотрительно растраченная энергия приводит к тому, что эти связи рвутся, а интересы увядают.

Ричард Бах отдал энергию фантому своих взаимоотношений с Лесли, написав повесть «Единственная», и для реальных отношений не осталось энергии, и эти отношения распались. Человек что-то собирается делать и рассказывает кому-то о своих намерениях, и созданный им фантом забирает всю энергию, не оставляя для реализации своих намерений необходимого ее количества. Стремясь быть успешным, он мечтает о предстоящих событиях, в которых он занимает подобающее его воображаемой значимости место, и в результате теряет энергию, и когда возникают соответствующие обстоятельства, оказывается «у разбитого корыта».

 

 

ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ДУХОВНОЙ РАБОТЕ

 

Мужчины и женщины своим происхождением чем-то напоминают сталактиты и сталагмиты, которые растут один навстречу другому. Когда к Земле приблизились витальные, а затем ментальные влияния, то земля ответила рождением витальных, а затем ментальных существ, т. е. материя земли снизу отвечает тем же самым, что к ней опускается сверху. И в этом взаимодействии нисхождения планов и ответного звучания материи мужчина в большей степени связан с витальным и ментальным потоками, нисходящими на Землю, а женщины рождены ответной реакцией Земли. Они точно протягивают друг другу руки, чтобы удержать единство неба и земли. Уже древние риши знали о существовании супраментала. Они знали, что достигшие его будут бессмертными существами, но нельзя сделать следующий шаг, если для него не подготовлены условия. В те далекие времена не было необходимых условий, потому что ментальный план на Земле еще не утвердился окончательно. Утверждение каждого последующего плана на Земле не означает его победы над предыдущим планом, но только его окончательное проявление, которое в своей основе имеет план предыдущий. Женская ипостась – это ответ Пракрити на нисхождение Пуруши – мужской ипостаси, или другими словами, ответ Материи на нисхождение сознания. Существует бесконечная градация уровней сознания, и ментальный уровень, или план сознания, мог войти в материю только после того, как утвердился в ней витальный план сознания. В нисходящем потоке сознания уже есть то, что должно утвердиться в материи, следовательно, говоря об утверждении ментального плана сознания, мы имели в виду прежде всего утверждение его в женской ипостаси, устремляющейся на встречу с Пурушей. Женское не может проявиться без мужского, а мужское не может утвердиться без женского. И только тогда, когда мужское и женское, будучи готовыми к единству, станут одним целым – каналом связывающим нисходящий план сознания с Материей – будет запущен процесс проникновения следующего, более высокого плана сознания в низшую природу и последует ее ответная реакция, проявляющая прежде скрытые в ней возможности.

 

 

АКТИВНАЯ СТОРОНА ЛЮБВИ

 

Любовь – это не только чувство или состояние, рождающее определенное отношение к объекту любви, она еще имеет и активную сторону взаимоотношений с этим объектом. Любить – значит желать совершенства тому, кого любишь, и прилагать усилия, чтобы это совершенство стало реальностью. Такого рода любовь иногда может выглядеть как суровость, а в некоторых случаях даже как насилие. Человек, любящий свою страну и свой народ, будет делать все, чтобы они стали более совершенными. И чем они менее совершенны, тем в большей степени в человеке выражено стремление сделать их более совершенными. Это можно сравнить с любовью матери, которая уделяет больше внимания тому из своих детей, который болен. Человек, любящий самого себя, будет делать все, чтобы стать более совершенным, чем он есть в настоящее время. Этим совершенством могут быть знания, которые стремится получить человек. Это может быть совершенство физического тела, или же человек может достичь совершенства в управлении своими эмоциями, желаниями, побуждениями. Истинная любовь проявляется в чувстве долга перед другими и ответственности перед самим собой, и это всегда стремление давать, не требуя ничего в замен. Истинная любовь – это всегда усилия, всегда преодоление самого себя, потому что необходимо отбросить, отказаться от всего прежнего, что не соответствует новому, большему совершенству. Поэтому, истинная любовь всегда жертвенна. Но человек не должен в термин: «жертвенность» вкладывать смысл, несущий в себе страдания, потому что в случае истинной любви, ради возможного будущего совершенства приносится в жертву то, что препятствует его достижения.

В то же время ложная любовь всегда стремится преимущественно брать, и такого рода стремление всегда разрушительно. «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у нее наша задача», – говорил И. В. Мичурин. «Бери от жизни все», – вторят ему сегодняшние российские капиталисты-либерал-демократы. Ложная любовь – это потакание своим желаниям, стремление любыми средствами получать удовольствия. «Человек рожден для счастья» – постоянно звучит эта идея, брошенная в человечество далеко не светлыми силами. «Каждый сам за себя и для себя» – это одна из разрушительных идей ложной любви, которая всегда стремится к раздробленности, разобщенности со всем, к чему бы она ни прикасалась. Человек, отдавшийся ложной любви, подобен потоку ручья, стекающего вниз. Тот жизненный ресурс энергии, который был ему дан от рождения, он растрачивает на удовольствия вместо того, чтобы использовать его для роста своего сознания над тем уровнем, который был у него первоначально. Это даже не королевская печать, которой нищий колол орехи, она все-таки не перестала быть печатью. Это растрачивание своей, очень краткой жизни по пустякам.

 На духовный путь может стать только тот человек, который действительно любит себя, потому что внутренний путь – это непрерывное восхождение сознания, рост восприимчивости и трансформация тех частей человеческого существа, которые препятствуют духовному росту человека. Любить самого себя – это значит не потакать своим влечениям и слабостям и быть ответственным за свою жизнь.

 

 

ЕДИНСТВО

 

Единство – это не общность идей или интересов, и это не совместная работа, ведущая к какой-либо общей цели. Единство – это глубокое внутреннее состояние, которое излучает свет истины. В единстве нет стремления что-либо получить для себя, наоборот, единство имеет только одно направление – отдавать, не требуя ничего взамен, и поэтому его можно сравнить с солнцем, которое не нуждается в благодарности за то тепло, жизнь и свет, которые оно дает миру. Единство можно воспринимать как тонкую ауру, объединяющую людей, и тогда между ними нет разделения, и в то же время эта аура оставляет их свободными. В единстве всегда присутствует бережность отношений, высочайшая чуткость и нежность. Под словом нежность здесь понимается чуткая постоянная внимательность, которая сходна с легким дуновением ветерка и которая не нарушает своим прикосновением гармонии отношений. В единстве не может быть насилия или какого-либо напряжения, в нем всегда присутствует свет свободы и радости. Когда между людьми устанавливается состояние единства, то исчезает недоверие, становятся ненужными намеки, даже высокое чувство долга теряет свой смысл, потому что отношения между людьми становятся выше всяких правил и условностей. В этих отношениях нет даже самых легких проявлений корысти, и даже на мгновение не возникает чувства досады по какому-либо поводу, есть абсолютное приятие другого человека таким, каков он есть. В состоянии единства всегда присутствует мудрость сердца и полностью отсутствует эго ума. Оно несет в себе сострадание ко всему, что должно быть трансформировано в более высокое состояние. Единство не несет в себе идей вины или наказания, но содержит понимание и всепрощение. В центре внутренней вселенной не существует «я», но есть только «ты», спутником которого и является «я». При истинном единстве нет необходимости в том, чтобы исправлять или воспитывать другого человека, потому что идея единства и ее аура, можно даже сказать ее тень, несет в себе необходимую для высокой гармонии силу, которая способна трансформировать все темное и ложное в свет истины. Мир, в котором живут люди, содержит в себе отражение различных уровней сознания, каждый из которых имеет свою гармонию и свое единство.

Гармония единства может поддерживаться сознательно и одним человеком, если он достаточно восприимчив, и устремлен к Божественной истине. В таком случае единство похоже на танец двух человек, один из которых, еще не научившись танцевать, то и дело наступает на ноги своему партнеру. Но со временем его движения становятся все более гармоничными, даже не зависимо от его желания или нежелания научиться танцевать. Другими словами, человек, стремящийся к гармонии единства, постепенно вокруг себя создает поле этой гармонии, которая перестраивает всех, кто оказывается в сфере досягаемости этого поля. Но еще раз повторяю, человек, осознающий звучание единства, не должен быть в этом осознавании пассивным, замыкаться в себе и избегать взаимодействия с окружающей его реальностью. Его взаимодействие должно быть похоже на шахматную игру, на психологический танец отношений. И в этом случае особенно ярко проявляется «эффект двадцать пятого кадра», под которым понимается скрытое воздействие человека, идущего внутренним путем, на тех людей, с которыми он взаимодействует. Это своеобразная «тень», которая падает от него на всех, кто приходит с ним в соприкосновение.

 Даже самые низшие темные миры имеют свое единство, которое является основой их целостности. При любом взаимодействии есть элементы единства даже в тех случаях, когда это единство ведет к разрушению. Оно возможно не только среди единомышленников, среди тех, которые имеют одну общую цель, исповедуют одну и ту же религию, между друзьями или близкими людьми, но и между теми, которые кажутся противоположностями друг другу. Дело в том, что любое взаимодействие не возможно без единства, и поэтому источником единства необязательно должны быть те, которые сознательно взаимодействуют друг с другом, ими могут быть и те, которые приспосабливаются друг к другу, но в таких случаях мы видим низшую ступень единства, которую обычно называют адекватностью. Так, в человеке есть та часть, которая стремится к жизни и свету, и та часть, которая притягивает к себе мрак и разрушение. Каждая из них не только взаимодействует одна с другой, но и стремится быть соответственно адекватной одноименным вибрациям в мирах, окружающих человека. Жизнь на Земле возникла однажды только потому, что вибрации витальных планов Бытия были едины и гармоничны с вибрациями соответствующих возможностей в Материи.

Практически, все в мире стремится к единству, но далеко не все знают истинные пути к нему. Если человек стал на внутренний путь, то в своей гармонии отношений может достичь высочайших вершин единства, как об этом уже говорилось в начале этой главы. В такого рода единстве Божественное проявляет в человеке свои наиболее высокие свойства. Так как все Божественные возможности должны реализовать себя в сфере земных миров, то идея Божественного единства нисходит во все миры Земли, организуя взаимодействия различных частей единой реальности, без чего не возможна не только реализация возможностей, но и эволюционное восхождение сознания.

 

 

КРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ

 

Любая активность человека имеет свой верхний и нижний пределы. Все пространство между пределами - это место, где может формироваться какая-либо активность или состояние или же происходить подготовка к разрушению того, что прежде было сформировано. Если быть внимательным к процессам формирования какой-либо активности или состояния или же к разрушительной тенденции, то можно осознать некую нейтральную зону между пределами, в которой располагается и начало формирования чего-либо нового, и разрушение того, что было сформировано прежде.

Всевозможные силы, воздействующие на человека, постоянно пытаются столкнуть его сознание или в ту, или в другую стороны, чтобы, в конце концов, вывести его за границы пределов. Если это им удается, то тогда человеком овладевает захваченность. Все, что находится внутри границ пределов, сравнительно легко обратимо. Но то, что перешло эти границы, будет всячески защищаться, чтобы сохранить свой новый статус. В этом случае захваченность всячески оправдывается, и ум может найти достаточно аргументов, чтобы доказать обоснованность захваченности.

Человек словно находится среди океанских волн, которые обрушиваются на него в любых направлениях. Эти волны могут быть самого разнообразного калибра, и каждая из них пытается отодвинуть человека, как можно дальше, от нейтрального равновесного состояния. Люди редко замечают, что все, что может захватывать их сознание, их интересы, стремления, побуждения, и на первый взгляд, непроизвольно возникающие состояния, имеет свои ритмы, потому что все это только волны витального океана низшей природы. При этом, мелкие волны имеют короткие ритмы, а те, гребни которых поднимаются точно горы, могут вмещать в себя множество мелких ритмов и, в связи с этим, растягиваться на значительные промежутки времени. Все эти волны могут присутствовать одновременно, располагаясь друг на друге, но основой всего этого является волна низшей природы, длина которой равна целой человеческой жизни. Фактически, верхние и нижние пределы человеческой жизни находятся внутри волны, которую мы называем низшей природой.

 

 

СВЯЗЬ ВНУТРЕННЕГО С ВНЕШНИМ

 

 

Человек бесконечным количеством связей объединен с внешним миром в одно целое. И когда человек пытается что-то изменить во внешнем мире, не меняя при этом самого себя, то при этом в человеческом существе возникает нарушение равновесия. Например, если у человека возникает какая-то внешняя проблема, то это значит, что эта проблема имеет два полюса, один из которых внутри человека. Чаще всего внешние проблемы у человека появляются в связи с тем, что у него существует какое-то внутреннее неблагополучие. И если он изменит самого себя, то это приведет к тому, что соответственно начнут меняться и внешние обстоятельства. Это одна из причин того, что не изменив себя, человек не может убежать от неблагоприятных для него внешних обстоятельств, потому что внешние условия начнут перестраиваться в соответствии с его внутренним состоянием и он вновь окажется в сходных обстоятельствах. Для человека не существует другого способа узнать о своих внутренних несовершенствах, как только через внешние проявления, с которыми он связан. В том случае, когда какие-либо внешние дела выполняются с большим трудом или совсем не возможны для выполнения, то это означает только одно – необходимо вначале измениться самому. Например, мужчина и женщина формально считаются супругами, но реально давно таковыми не являются и в то же время не могут разъехаться. В данном случае внешняя невозможность определяется внутренним состоянием одного из супругов, который, возможно, считает другого своей собственностью, а тот, в свою очередь, находится во внутреннем состоянии зависимости. И когда зависимый человек однажды осознает свою свободу, это изменит всю ситуацию, в которой станет возможным официальный развод. Для того чтобы это стало возможным, необходимо, чтобы хотя бы один из супругов осознал причину, которая их удерживает друг подле друга и попытался изменить себя.

 

 

ДИСТАНЦИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

Существует много причин во внешнем мире, определяющих дистанцию отношений. Человек может бояться, стесняться, испытывать отвращение, быть чужим, он может любить, уважать или преклоняться перед другим человеком и т. д. и т. п. И нет двух людей на свете, у которых бы дистанции отношений были бы одинаковы. Каждый человек в отношениях с другими людьми пытается изменить дистанцию отношений наиболее благоприятным для себя образом. В свою очередь внешний мир постоянно устраивает для человека большие или малые проблемы, при помощи которых он удерживает его в пределах своих влияний. В конечном счете, любые отношения в природе диктуются потребностями живых организмов, и это верно так же и для человека.

Рассматривая эволюцию жизни на Земле, можно увидеть, что по мере усложнения организмов расширялись и их потребности. В человеке потребности теряют свои пределы. При исследовании потребностей человек приходит к их источнику и осознает, что потребности и отношения с внешним миром, в конечном счете, определяются возможностями. Каждая возможность, стремясь к своей реализации, проявляет себя как потребность, которая и определяет любые отношения с внешним миром. Итак, любые интересы человека и его отношения с внешним миром определяются его возможностями. Чем меньше диапазон возможностей человека, тем уже его интересы и примитивнее отношения с окружающими его людьми и, вообще, с доступными для него обстоятельствами.

В отличие от животных у человека могут быть духовные интересы, которые определяют его социальные и психологические потребности и в значительной мере определяют его потребности физиологические. В конечном счете почти все потребности, связанные с материальным миром и влияниями низшей природы, могут быть поглощены потребностями духовными, и тогда отношения во внешнем мире будут предельно ограничены необходимостью духовной работы.

 

ОПЫТ

 

Опыт может быть внешним и внутренним, и это связано с тем, что одновременно существуют проявленная и непроявленная стороны реальности. Проявленная реальность воспринимается нами при помощи органов чувств, и в ней, как предполагается, мы сознательно взаимодействуем друг с другом и остальным окружающим миром. О непроявленной реальности мы можем только догадываться, большинство людей считает ее не существующей, и только некоторые находятся с ней в сознательном контакте. Любые действия, которые совершает человек, одновременно происходят как в проявленной, так и в непроявленной стороне реальности. Изначально все события происходят в области неосознаваемого и становятся доступными восприятию человека после того, как отразятся в проявленном мире в виде каких-либо событий. Человек, в какой-то степени намеренно, взаимодействует с тем, что он способен воспринимать, и совершенно не осознает, что позади его восприятий и его действий есть другие уровни намерения, не совпадающие с его собственными, что в своих намерениях он только исполнитель чужой воли. К сожалению, человек почти всегда чужую волю считает своим собственным намерением и поэтому почти всегда оправдывает свои действия в период, когда они происходят.

Человек постоянно находится под влиянием всевозможных планов не воспринимаемой им реальности, от низших - планов смерти и разрушений до высочайших – планов богов. Внешняя, проявленная, часть человеческого существа в значительной мере принадлежит животной природе и поэтому находится преимущественно под влиянием низших миров. Сущности этих планов Бытия следует считать хищниками, так как единственным их стремлением при взаимодействии с проявленным миром и человеком в том числе, является поглощение энергии, которую они добывают для себя всевозможными способами. Практически, все проявления человеческого эгоизма и человеческой эмоциональной сферы сопровождаются выбросом энергии, которая необходима сущностям этих планов Бытия. Будучи сознательными, они создают всевозможные ситуации, в которых человек действует, идя на поводу своих эмоций или влечений, кормит в результате всю эту ненасытную свору. У этих сущностей есть только одна цель – добыть от человека как можно больше энергии, не взирая на то, что это может привести человека к истощению и даже смерти. Энергии, которая выбрасывается вместе с его гневом, сексом, ревностью, страхом и другими влечениями и эмоциональными состояниями и эгоистическими реакциями. Очень часто они действуют исподволь, изменяя эмоциональное состояние и этим самым меняя отношение человека ко всему происходящему вокруг него. Обычно человек не замечает, что изменения произошли в нем самом, и ищет причины во внешних обстоятельствах, что приводит к тому, что нередко возникают конфликты, практически, на пустом месте, а поводов для такого рода разногласий можно найти сколько угодно. Все это человек может осознать задним числом, после того, как гроза конфликта уже осталась позади. Достаточно сознательные люди начинают понимать, что оснований для агрессивных отношений было слишком мало, чтобы «поднимать бурю в стакане воды» и приходят к выводу, что в таких эпизодах необходимо воспитывать в себе терпение. Со временем опыт человека становится большим, и вместе с ним у человека вырабатывается выдержка. Обучение человека одновременно происходит во многих направлениях, и он становится более опытным не только в своих взаимоотношениях с окружающим его миром, но и в своей профессии, и в своих взглядах на реальность всего происходящего в мире. Другими словами, он набирает опыт, который помогает ему, как можно более удобно устроиться в этом материальном мире.

Но реальность имеет две стороны, и основные события происходят в ее непроявленной части. Там ткутся сети для улавливания человеческих душ, там изготавливаются эмоциональные ловушки, в которые с легкостью попадают люди, там организуются привлекательные тупики, которые нравятся человеческому эго. Для сущностей этих миров очень важно, чтобы у человека было как можно больше проблем, страданий, страха, боли, неуправляемой запредельной радости на грани разрушения, чтобы человек не имел ни одного мгновения состояния равновесия и реальной гармонии отношений с миром и с самим собой.

Если же человек попытается осознавать действительное происхождение своих всевозможных состояний и реакций, то очень скоро ему станет понятно, что внутри него существуют некие побуждения, не зависящие от его воли или его намерения, которые подталкивают его к определенным реакциям. Такого рода осознавание – это первые шаги на пути получения внутреннего духовного опыта. Побуждения всегда находятся на грани между проявленным и не проявленным, и дальнейшее их исследование приводит к тому, что духовный искатель начинает осознавать волны влияний, которые стремятся управлять им. Он может со временем научиться осознавать приближение этих влияний, что позволит ему оставаться недоступным для них. Такого рода опыт осознавания обязательно приводит человека к осознанию того, кто все это осознает. Восприятие осознающего всегда приводит его к некоему центру, который не только осознает всевозможные влияния, но в то же время находится на не доступном от них расстоянии, будучи отстраненным. Этот некто, осознается как невозмутимый и неподвижный, которого не могут захватить какие бы то ни было внешние или внутренние влияния. Этот период времени очень важен во внутренней работе, так как человек начинает осознавать мир во всем его разнообразии влияний с позиций своего истинного внутреннего существа. Это и есть то, что Шри Ауробиндо называл «жить изнутри». Но тот период времени, когда человек осознал в себе осознающего, или свидетеля, еще не является окончательно определяющим новую позицию для духовного искателя, потому что низшая природа будет продолжать предъявлять свои права на те части человека, которые принадлежат ей, и нередко ее атаки будут успешны. Но для духовного искателя такого рода «падения» будут в значительной мере способствовать его росту, так как будут являться средством накопления духовного опыта. Такого рода атаки низшей природы не прекратятся даже тогда, когда истинное «Я» человека выйдет на передний план и будет управлять его взаимоотношениями с внешним миром. В такой работе для человека самым важным является искренность, в которой несмотря ни на что, он не изменит направления своей позиции, направление своих усилий. Единственной целью и единственным смыслом жизни для духовного искателя является внутренний путь, ведущий к все более высоким вершинам сознания.

 

ОПОРА И СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

У каждого живого существа должна быть единственная опора, которая определяется его предназначением, в ней заложен способ и смысл его существования. Для витальных существ, населяющих Землю, их опорой является сама жизнь, стремление сохранить ее возможными для них способами. Человек превзошел жизнь, и не она является его главным предназначением, поэтому опорой его не может быть само существование, даже самое удобное и безопасное. Главная опора в жизни человека – это вершина пирамиды, ниже которой может быть множество других опор, например, в профессии, во взаимоотношениях с людьми, в его увлечениях, целях. Но все это должно подчиняться основной и единственной опоре, определяемой предназначением человека на Земле. Для ученика, идущего духовным путем, не может быть опорой его учитель, так как достижение его не является целью последователя. Все, с чем человек встречается в проявленном мире, даже если это будет великий учитель, служит для него только указателем направления для реализации его предназначения. Возможно, духовному искателю будет некоторое время по пути с тем, кого он называет своим учителем, но путь учителя никогда не будет его собственным путем, и придет время, когда духовный искатель это осознает. Позиция, которую человек занимает в своей жизни, так же не может быть его опорой, потому что она может быть изменена.

 

 

КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ЗАХВАЧЕН

 

Существует много уровней сознания, от примитивного, свойственного только простейшим организмам и вирусам, до уровня человека и еще неизмеримо более высоких уровней сознания. Существует несколько вариантов человеческого осознавания. Это может быть безусловный рефлекс, при котором тело, в определенных обстоятельствах, действует автоматически, т. е. тело осознает воздействия на него и реагирует на эти воздействия автоматически, но это происходит за пределами более высокого человеческого осознавания. При этом оно различает, какое из этих воздействий опасное и какое не содержит в себе чего-либо повреждающего, и реагирует в соответствии с этой оценкой. Может быть более высокое осознавание, при котором человек осознает воздействие на него какого-либо фактора и переживает его как состояние, соответствующее этому воздействию, что может быть для него приятным или неприятным, и принимает решение, как себя вести относительно этого воздействия. Но такого рода осознавания всегда конкретны: если переживания приятны, то человек пытается продлить их и даже, если возможно, усилить. В том же случае, когда в этих переживаниях ничего приятного нет, он любыми способами отторгает их, будет ли это агрессия или убегание. Такое осознавание всегда близоруко и способно воспринимать только то состояние или воздействие, которое существует в момент самой реакции. Это совсем не значит, что такие люди живут «здесь и сейчас», что равносильно духовной жизни. Если бы это было так, то тогда все живые существа так же были бы духовными. Дело в том, что «здесь и сейчас» имеет много ступеней. Так, любые восприятия, даже те, которые происходят на неосознаваемом рефлекторном уровне, совершаются «здесь и сейчас». Любые эмоциональные состояния, в которых может находиться человек, далекий от духовных устремлений, так же переживаются «здесь и сейчас», но в этих случаях человек захвачен тем, что он переживает, и он вынужден быть «здесь и сейчас». Человек же, идущий духовным путем, содержит в себе свидетеля, который ничем не захвачен и ничего не переживает, но с более высокой позиции наблюдает за любыми своими внутренними реакциями и состояниями. Этот свидетель так же находится «здесь и сейчас», но он свободен от захваченностей всего, что он осознает. Для человека, идущего духовным путем, очень важно видеть это различие, так как существует множество лжедуховных направлений, в которых рекомендуют погружаться в состояния или переживания «здесь и сейчас», что обязательно приводит к захваченностям. Духовный искатель всегда помнит, что та часть в нем, которая может быть захвачена какими-либо влияниями, подвергается не только воздействию этих влияний, но и трансформации, соответствующей этим влияниям. Низшая природа, постоянно воздействуя на человека всевозможными своими влияниями, непрерывно трансформирует его, опуская все его части до своего уровня. И для большинства людей это может быть фатальным, так как природа почти всегда оказывается сильнее человека и находит средства, против которых он не может устоять. И это приводит к единственно правильному направлению, которого должен придерживаться духовный искатель: необходимо добиться такого состояния внутреннего равновесия, при котором низшая природа не в силах будет что-либо изменить в нем. При этом недостаточно только наблюдать за своими мыслями или за своими эмоциональными состояниями, недостаточно не потакать всевозможным реакциям эго и иметь успокоенный витал и ментал, необходимо позволить им быть захваченными более высоким сознанием. Духовный искатель помнит, что человека трансформирует то, что захватывает его. И если современный человек является каналом, связывающим его с низшей природой, то он должен стать проводником вибраций супраментального плана Бытия, влияния которого могли бы не только трансформировать его сознание, но и его ум, витал и физическое тело.

 

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!