КОЕ-ЧТО О ДВОЙСТВЕННОСТИ ВСЕЛЕННОЙ



 

 Прежде, чем что-либо еще говорить о человеке, необходимо коротко остановиться на начале творения и на двойственности Вселенной. Если в самом начале существовала двойственность Бытия и Небытия в их единстве, то в дальнейшем они разделились, и это было началом Вселенной, которая так же являлась двойственной, так как содержала в себе женское и мужское начало. Потом произошло разделение и этой двойственности на самого изначального Бога, или мужское начало, и его творческую энергию – Шакти – женское начало. И когда Вселенная стала дифференцироваться на планы бытия, а те в свою очередь на менее значительные свои части, то принцип этой двойственности сохранился. Это было необходимо, так как без этого принципа невозможна была бы эволюция и, в конечном счете, существование Вселенной. В противоположность Небытию, которое неподвижно и аморфно, существование Бытия возможно только в его непрерывном развитии. И если Бытие в своей какой-то малой части перестанет эволюционировать, то Оно перестанет существовать и перейдет в состояние Небытия. Для того чтобы эволюция Вселенной была непрерывной, ее мужское начало постоянно рождает идеи последовательного и бесконечного своего развития. Эти идеи можно было бы назвать вечно распускающимся Божественным цветком эволюции, они же могут быть названы семенами, которыми оплодотворяется творческое женское начало, рождая миры и все, что в этих мирах. Деление на мужское и женское начало мы находим и в живой природе. Правда, в некоторых формах жизни на Земле они еще не разделены, но в более высокоорганизованных формах жизни они уже существуют отдельно. Для людей - это мужчина и женщина на физическом плане и мужское и женское начало на всех уровнях их существования. Для того чтобы было возможным взаимодействие мужского и женского начал, их разделение не должно быть радикальным, и позади женского принципа должно быть мужское начало, а позади мужского - женское. В противном случае такое взаимодействие становится невозможным. У людей мы в результате наблюдаем явления транссексуальной патологии. Рассмотрим один из таких примеров. Мой коллега попросил посмотреть девушку, с проблемами которой обратилась к нему ее мать. Марианна была высокого роста, со смуглой кожей лица и иссиня черными волосами, волной спадавшими до плеч. Из-под широких бровей внимательно смотрели синие большие глаза.

– Вообще-то у меня нет надобности в посещении врача-психотерапевта, но моя мама очень хотела, чтобы вы посмотрели меня, – первой заговорила девушка.

– Но, возможно, у Вашей мамы были для этого причины? – спросил я. – И что же ее в Вас беспокоит? У Вас как-будто бы все на своем месте.

– Ее беспокоит, что я не хочу выходить замуж. Но для меня это совершенно противоестественно, потому что я мужчина!

– Тогда Вас должны привлекать девушки?

– Но меня и девушки не привлекают. Мне они кажутся совершенно легкомысленными. Мне больше нравится общаться с мужчинами, но как половые партнеры они для меня совершенно не интересны. Я хотела бы с мужчинами общаться как с равными, но вижу, что у них голова совсем не так, как у меня, устроена, и они неправильно понимают мое стремление быть с ними. В связи с этим, я не могу принадлежать ни к женской, ни к мужской половине, хотя и чувствую себя мужчиной.

Мы уже говорили, что человек – двойственное существо и содержит в себе как мужское, так и женское начало. Кстати, на гормональном уровне мы находим такую же двойственность. Можно предполагать, что в рассматриваемом выше примере у девушки не было женского начала. Поэтому ее мужское начало не стремилось к женскому обществу. И в то же время, она не могла рассматривать мужчин, как возможных своих половых партнеров, потому что для этого ей необходимо иметь на переднем плане начало женское.

Не следует рассматривать мужское и женское начала в человеке как равноправные. Будет правильнее рассматривать их как находящихся одно за другим. И в таком случае, то начало, которое будет на переднем плане, и будет лидирующим в отношениях с противоположным полом.

 

 

ИЗМЕНИ СВОЕ НАСТОЯЩЕЕ

 

Здесь речь не идет об изменении условий вашей жизни, но об изменении своего отношения к себе и к внешнему миру. Но, чтобы понять как можно изменить себя настоящего, необходимо остановиться на проблеме памяти. Ведь именно в воспоминаниях мы можем обратиться в прошлое. Все наши знания, которые мы получаем в результате опыта, то, кем мы были в прошлом, возможно, секунду назад или же в момент нашего рождения, а возможно, и задолго до этого события, вся информация, которую мы получили из какого-либо источника, хранятся в свернутом виде, образуя своеобразную цепь с множеством ответвлений. Все наше прошлое существует не изолированно от того, кем мы являемся в настоящем. И каждое событие, которое происходило прежде, несмотря на то, что оно находится в «архивном» виде, продолжает действовать на нас, живущих в настоящем времени. Можно сказать, что многое из того, кем мы являемся в настоящем, определяется нашим прошлым опытом. Это объясняется тем, что все прошлые события и эмоциональные переживания в каких-то своих частях повторяются в сходных ситуациях в будущем. Они повторяются в несколько измененном виде и в измененных условиях, но по сути своей они несут в себе один и тот же смысл. Так, насилие, которое мы испытали в прошлом, будет вызывать в сходных ситуациях, хотя бы в некоторых своих частях, сходную реакцию. Если это событие происходило в вечернее время, то после этого сумерки могут вызывать у такого человека тревогу. Или еще пример: в раннем детстве, когда мальчику было около шести лет, в семью, где он жил, приехал брат его матери. Это был бравый военный офицер. Он был в гостях всего одни сутки, и спать ему пришлось на том же диване, где всегда спал мальчик. Всю ночь мальчик не мог уснуть, потому что в нем поднималось чувство восторга оттого, что рядом с ним находится такой сильный и красивый человек. Этот случай привел к тому, что у него на всю жизнь осталось влечение к военным мужчинам, а потом, и вообще, к людям мужского пола. И каждый человек имел в своем детстве какие-то события, которые и по настоящее время продолжают влиять на его отношения к себе и к окружающим его людям. И еще пример, и снова пример с мальчиком: отец его был жестоким человеком и наказывал его, иногда избивая до полусмерти, за малейшую провинность. Иногда ему не удавалось погасить свою жестокость избиением одного из своих детей, и тогда он избивал других, благо их у него было четверо. В дальнейшем, когда этот малыш стал взрослым, то однажды он осознал, что нечто внутри него заставляет его постоянно оправдываться, даже там, где в его словах или его поступках не было для этого причин. Он осознал, что его постоянно тяготит чувство вины, а ум находил всевозможные причины, почему он должен был чувствовать себя виноватым. Можно приводить бесконечное множество примеров, показывающих, что наше прошлое никогда не остается безразличным для нашего настоящего.

Сознательные или бессознательные наши отношения к тому, что происходило с нами в течение нашей жизни, начиная с раннего детства, определили во многом те события, которые в дальнейшем происходили с нами. И повороты нашей судьбы очень часто во многом зависят от событий, которые были в нашем далеком прошлом. И чем более эмоционально насыщенным было событие в прошлом, тем более глубокий след оно имеет в настоящем. Но сегодня к прошлым событиям мы имеем уже другое отношение. Если бы наше сегодняшнее понимание того, что происходило в прошлом, присутствовало в тех событиях, то, возможно, и наша судьба была бы несколько иной. Возможно, испытавший унижение в детстве будет потом всю жизнь утверждать себя, а находившийся под постоянной опекой родителей во взрослом состоянии так же будет нуждаться в опеке своей жены?

Наши воспоминания событий и чего бы то ни было из прошлого, находящиеся в архивном состоянии, происходят тогда, когда сознание прикасается к ним. И если внимание удерживается достаточно долго, то все событие, во всей его полноте с нашими переживаниями и нашими отношениями к происходящему, поднимется в нашей памяти. И многие прошлые и уже забытые события могут быть оживлены, если мы начнем достаточно внимательно относиться к нашим сегодняшним состояниям, пытаясь найти их корни. Мы должны быть уверены, что наши сегодняшние состояния и отношения к происходящему и к самим себе имеет свои корни в прошлом. И когда вы достаточно ярко и эмоционально вспомнили прошлое, то, находясь в этих воспоминаниях, оцените происходящее с сегодняшней точки зрения. Вспоминайте и переоценивайте как можно больше событий, и этим самым вы сделаете более уверенным сегодняшнее свое отношение к себе и к миру. Иногда нам бывает трудно избавиться от какой-либо эмоции, которая легко захватывает нас по всякому поводу. И в этом случае фиксация нашего внимания на этой эмоции поможет нам вспомнить события, где она повторялась. И если мы переоценим те наши прошлые ситуации, то этим самым поможем себе избавиться от соответствующей эмоции сегодня.

 

 

О ПОВЫШЕНИИ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

 

Люди не могут находиться в одинаковых состояниях и не могут иметь абсолютно одинаковые интересы. У людей не может быть совершенно одинакового отношения к одним и тем же событиям и к одним и тем же людям. Во всем этом существует только приблизительное совпад–ение. И каждый восприимчив только в своем диапазоне возможностей, и особенность внешних реакций у каждого своя. Поэтому у людей возникает только иллюзия единства и понимания друг друга, которая часто сменяется при общении непониманием и напряжением. Это не может быть оправдано ни при внешних социальных контактах между людьми, ни, тем более, в тех случаях, когда человек решил посвятить свою жизнь духовной работе. Если мы попытаемся понять причины неспособности людей к общению, стремление их к противостоянию, то одну из них найдем в нашем детстве. Родители, и вообще взрослые люди, почти всегда не думают о том, что дети, как бы малы они ни были, – это личности. Не следует думать, что ребенок – это ноль, и им можно пользоваться как неодушевленным предметом, который мы можем поместить там, где это удобнее для нас. И редки те родители, которые стремятся понять ребенка. Обычно, родители - это диктаторы над своими детьми. Не думая об этом, они постоянно совершают насилия над ними по любому поводу, но часто лишь потому, что кто-то или что-то испортило им настроение. В этом случае ребенок для них становится безответным «козлом отпущения», который не может взрослым ответить тем же самым. У детей, особенно маленьких, очень ярко выражено стремление к единству и, конечно, в первую очередь к единству со своими родителями. Но они не могут быть едиными с диктаторами, совершающими на каждом шагу над ними насилие только потому, что у них плохое настроение или же потому, что они о чем-то больше знают, чем их малыши. И вместо стремления к единству у малышей развивается стремление защититься, отгородиться от агрессии родителей. В результате такого рода противоречий в этом, пока еще маленьком человеке начинают развиваться стремление к приспособленчеству, так как ему очень хочется, чтобы взрослые не были к ему жестокими и любили его. Дети становятся неуверенными в себе, потому что еще не могут понять, какой из их поступков может вызвать у взрослых агрессию. И, конечно же, у них развивается чувство вины перед взрослыми или просто более старшими, чем они сами. А отсюда и постоянное стремление оправдываться и, нередко, даже лгать. Недополучив в детстве любви и понимания и став уже подростками, наши дети пытаются компенсировать это в других условиях – среди приятелей на улицах и в подвалах. Но если бы только это. Исследования, проводимые в психиатрии, показывают, что многие душевные расстройства у подростков и взрослых возникают из-за недополученной в детстве любви. И, кроме того, мы взрослые не умеем общаться и быть открытыми друг перед другом и перед окружающим нас миром, потому что наши родители уже с раннего детства приучали нас защищаться и закрываться, а не любить.

 В том, что люди отличаются друг от друга, ничего плохого нет, проблемы возникают тогда, когда люди не могут настроиться друг на друга, что приводит к взаимному непониманию. Но люди – пластичные существа, и внешняя жесткость ума и других их структур – кажущаяся. И это может быть преодолено, но только не внешними средствами, которые могут только сломать внутренние стереотипы, но не изменить их. Но чаще всего внешние воздействия приводят к маскировке внутренних психологических структур, в связи с чем они остаются неизменными и неожиданно проявляют себя в экстремальных ситуациях. Работа по трансформации личности, в которой ведущее значение будет иметь раскрытое сердце, может быть сделана самим человеком, если однажды он сумеет осознать для себя в этом необходимость. Для этого необходимы три условия: первое - следует выслушивать мнения других людей, не отвергая их, а стремясь понять, чем они обусловлены. Возможно, стремление понять обогатит ваше собственное мнение по этому вопросу. Второе - не осуждать поступки других людей, а стремиться понять причины, лежащие в их основе. Третье – при контактах с людьми и, вообще, со всем, что вас окружает быть открытым и молчаливым, что необходимо для внутреннего, более глубокого осознавания того объекта, с которым вы общаетесь (этим объектом может быть и животное, и растение, и даже какое-либо место неживой природы). Постоянное стремление почувствовать и понять того, с кем мы находимся в контакте, в конечном счете, приводит к тому, что мы начинаем постепенно переходить от взаимодействия к общению, наше сознание и наш ум становятся более пластичными и восприимчивыми, а мы менее жесткими и насильственными. Если мы не научимся общению, то мы никогда не научимся прощать и, конечно же, это будет очень большим препятствием в духовной работе.

 

 

БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ

 

 

Материальное богатство может дать благополучие существования на Земле, может дать власть и чувство превосходства над другими людьми и даже породить иллюзию исключительности своей личности, но оно не может сделать человека бессмертным или продлить его жизнь хотя бы на один день. У человека есть странная особенность – его окружает иллюзия физического бессмертия. Конечно, он понимает умом, что придет время, когда он должен будет умереть, но такого рода понимание ничего не меняет, он продолжает жить так, как-будто бессмертен. И даже на смертном одре он не хочет, или не может, расстаться со своей иллюзией. Сосредоточившись на стремлении к богатству или материальному благополучию, человек обедняет себя внутренне. Мы, люди, забываем о том, что мы воспринимаем мир через очки наших интересов. И не только смотрим, но и действуем в нем в соответствии с нашими интересами. Самым бедным человеком на земле является полный прагматик. Он может считать себя богатым, ему даже будет казаться, что он счастлив. Он даже будет уверен, что ведет самую правильную жизнь, но в действительности, он очень беден. И здесь мы встречаемся с парадоксом Тантала или царя-Мидаса, который, к чему бы ни прикоснулся, все превращал в золото. Они оба умерли от жажды, которая стала для них абсолютной реальностью.

Похоже, низшая природа набросила на сознание большинства людей на Земле непроницаемое покрывало иллюзии, и только в самые последние мгновения своей иллюзорной жизни, из-за края этого покрывала, люди внезапно осознают реальность такой, какова она есть. И тогда вся человеческая жизнь от рождения и до своего последнего мгновения сжимается почти в точку времени и предстает как единое усилие, направленное в никуда. Человек, как в произведении Марка Твена «Принц и нищий», использует себя не по назначению – колет собой орехи материальной жизни.

Здесь под словом «богатство» понимается насыщенность человека интересами материального мира. И совсем не важно, богат он по человеческим меркам или нищ. Важно, чем он заполняет себя, что является его опорой в этом мире, где находятся его ценности. Внешняя часть человеческого существа принадлежит низшей природе и является ее инструментом, хотя сознание человека принадлежит как внешнему, так и внутреннему миру. Но уже в течение сотен тысяч лет для большинства людей, за редким исключением, единственной реальностью жизни был внешний материальный мир, а жизнь ассоциировалась с существованием физического тела. Низшая природа за все эти тысячелетия прочно привязала человека к себе. Для нее и в настоящее время человек остается разумным животным и не более того. Она не может даже предположить, что должно когда-то придти время, когда человек выйдет из-под ее власти, потому что у него другое предназначение, чем просто быть говорящим животным. Поэтому она прилагает все свои усилия, чтоб не позволить человеку стать на духовный путь. Но пришло время, когда человек начинает осознавать свое истинное предназначение. И пусть это будут единицы людей, но кто-то должен сделать первый шаг. Многие тысячелетия Высшая природа делала все для того, чтобы подготовить человека к следующему эволюционному шагу, и сегодня позади каждого человека стоят две силы. Одна из них пытается удержать человека в том ничтожном состоянии, до которого он дошел в последней цивилизации, другая – прилагает необходимые усилия, чтобы помочь человеку подняться на следующую ступень эволюции сознания. Человек стоит перед выбором, потому что от него тоже многое зависит, куда он сделает следующий шаг – вверх или вниз, и большинство выбирает шаг вниз, потому что это легче, проще и понятнее.

 Выбрав внутренний путь, человек избавляется от привязанностей к ценностям внешнего мира, оставляя для себя то немногое, что необходимо для физического сохранения жизни, и перед ним раскрывается бесконечность, которая заполняет его и овладевает им безраздельно. Иллюзорное бессмертие и такие же иллюзорные ценности низшей природы для него приобретают совершенно другое значение. Он начинает понимать, что действительная их ценность состоит в том, что они могут указать ему на те внутренние препятствия, которые не позволяют стать более совершенным. И когда спадает с глаз человека покров неведения, он приобретает полноту непреходящего богатства, которое становится для него путеводной звездой не только при жизни его физического тела, но и за ее пределами.

 

 

СОБЛАЗНЫ ВНЕШНЕГО МИРА

 

 

Соблазны – это ловушки, приманки, при помощи которых различного рода сущности низшей природы улавливают (или захватывают) людей. Поэтому не следует под соблазнами понимать только некие приятности и влечения к удовольствиям. Любой соблазн ведет к захваченности сознания человека. Это может быть и секс, и ревность, ненависть и различного рода ментальные, витальные и физические наркотики. Если человек разгневан или им овладел страх, то это значит, что он поддался соответствующему соблазну. Человек может быть захвачен соблазном курения и соблазном некурения, и оба эти соблазна один не лучше другого. Он может вести вседозволенный образ жизни и быть аскетом, что тоже является результатом соответствующих соблазнов. Низшая природа ведет человека от одного соблазна к другому в течение всей его жизни, и человек покорно следует по пути соблазнов, не осознавая этого. Многие из соблазнов стали настолько непререкаемыми, что уподобились указателям на пути человеческой жизни. Они стали обычаями, правилами, модами и даже законами. Целью низшей природы является стремление не только удерживать человека под своим бдительным и постоянным влиянием, но и не позволять ему стремиться к совершенству, превосходящему низшую природу. Низшая природа улавливает человека в основном за те возможности, которые он сохранил с древнейших времен, еще будучи животным. В человеке эти возможности приняли дальнейшее и во многом уродливое развитие. Они превратились в нечто ненасытное и извращенное. Известно, что возможности только тогда могут полностью раскрыться и даже получить гипертрофированное развитие, если для них есть условия полностью реализовать себя по своему требованию. Поэтому на внутреннем пути духовный искатель практикует не только бдительность, которая позволяет ему осознавать воздействия низшей природы, но и отвержение ее требований. Духовный искатель знает, что именно соблазны погружают его в несознательность.

 

 

КОЕ-ЧТО О МИРОВОЗЗРЕНИИ

 

 

Каждый человек постоянно находится в точке выбора, в которой решается направление следующего шага. И направление выбирается человеком в зависимости от его мировоззрения. Для примера возьмем направление потока времени относительно человека. Можно утверждать, что время течет из будущего, которое перед нами, в прошлое, располагающееся позади нас. В этом случае мы не будем говорить, что все фатально неизбежно, так как возможно не только предвидение событий на основании прошлого опыта, но и планирование ожидаемых ситуаций. Но возможен и другой вариант, когда человек считает, что будущее находится позади него, так как оно еще не известно, мы его как бы еще не видим, но зато хорошо видим прошлое, так как оно перед нами. Может быть и третий вариант, в котором прошлое находится слева от нас, а будущее справа, и эта позиция наиболее удобна, так как позволяет осознавать влияние прошлого на настоящее и даже на будущее, и в ней есть еще один положительный фактор: она дает возможность человеку делать осознанный выбор направления активности.

А теперь попытаемся, находясь в точке выбора, осознать наш следующий шаг как нечто фатально неизбежное, означающее, что у нас в действительности никакого выбора быть не может, что уже все предопределено. «Даже волос с головы твоей не упадет без воли его», – говорит Иисус Христос. Эта позиция предполагает единое тело жизни, начало которого находится в нашем зачатии, а конец – в определенном будущем. В этом случае настоящее – это только срез с нашего тела жизни, а все наши планы, ожидания и какие-то усилия, при помощи которых мы можем что-то изменить, – не более чем пустая иллюзия. Если мы будем придерживаться такой позиции, то любая внутренняя работа, ведущая к совершенству сознания и даже всего нашего существа, не будет иметь смысла. И есть еще одна позиция, когда будущее человека имеет множество предопределений, которые можно сравнить с конкретным местом на склоне горы. От этого места идет множество тропинок: и прямых, и извилистых. Одни из них прямо ведут к вершине, другие, извилистые, так же ведут к этой же вершине, но путь их долог. Третьи – ведут вокруг горы, а многие другие ведут вниз. При этом, пути, ведущие вниз, часто начинаются как восходящие, но потом все больше отклоняются и в конечном счете меняют свое первоначальное направление на противоположное. В начале какой из тропинок окажется человек, зависит от многих причин, например от тех, которые могут быть в его прошлом, или могут зависеть от его склонностей, стремлений, от наличия «компаса в его руках», который точно указывает на вершину, от способности ориентироваться в пространстве, или от восприимчивости и др. Или еще пример: если человек будет считать, что жизнь – это отрезок времени между рождением и смертью и рожден человек царем природы, по крайней мере так утверждают атеисты и многие другие люди, которые верят в бога, не веря, то тогда над человеком единственным судьей будет его совесть, а если ее нет, то законы и обычаи его страны и его народа. Но это, как «слушаю приказ, пока при вас» или «если хочется, то можно».

Мировоззрение человека можно сравнить со Вселенной, которая имеет свои пределы. У одних людей она кажется бесконечной и прекрасной, у других – ограниченной и состоящей из небольшого набора шаблонов. Впрочем, люди не могут сравнивать размеры своих «вселенных» и их наполнение, каждому кажется, что его вселенная более значима, чем вселенные других людей. Заполненность вселенных так же не одинакова, одни наполняют ее всякими пустяками, и поэтому во внешнем мире они так же предпочитают всевозможные пустяки, другие - заполняют ее всевозможной информацией, и кажутся эрудированными, третьи стремятся проникнуть за пределы познанного мира, и их вселенная остается вечно незаполненной. Их глаза обращены к небу в постоянном ожидании чуда, которое обязательно приходит к ним, делая их вселенную еще более обширной и прекрасной.

Если рассматривать мировоззрение человека как микрокосмос, то все объекты этой внутренней вселенной располагаются на определенном расстоянии от человека. Наиболее важные всегда располагаются более близко от него, а менее важные отнесены на задворки такой индивидуальной вселенной. В человеческой власти менять положение объектов своей индивидуальной вселенной. Некоторые из них можно удалять на максимальные расстояния, другие можно приближать насколько возможно ближе. Их можно окрашивать в различные цвета, заключать в рамки, менять их формы. При этом совсем не обязательно постоянно держать в своей памяти расположение всех остальных объектов своей вселенной, так как человек манипулирует только немногими из тех объектов своей вселенной, которые окружают его. Меняя форму, размер, цвет объектов и меняя их расстояние от себя, человек этим самым меняет самого себя в нужную для него сторону. Полезно свою вселенную строить сознательно, отведя в ней особое место для образа самого себя. Измененную таким образом вселенную необходимо периодически инспектировать, так как перемещенные объекты обычно имеют тенденцию возвращаться на свои прежние места.

Мировоззрение – это одежда человека, которая во многом определяет его внутреннее состояние. Одеть человека в царские одежды и предложить ему просить подаяние на пропитание у прохожих - по-видимому, из этого ничего не выйдет. Хорошо, если царская одежда соответствует царскому сану. Поэтому, «одевая» человека в определенные «одежды», начиная от дня его рождения, мы способствуем воспитанию определенного состояния, которое в значительной степени будет влиять на выбор человека в его жизни. А так как мировоззрение способствует состоянию внутренней устойчивости на избранном пути, то, конечно же, мировоззрение духовного искателя должно соответствовать его внутренним устремлениям. Для того чтобы мировоззрение стало частью человеческого существа и определяло способ его взаимодействия с миром, необходимо, чтобы оно пустило корни в те глубины подсознательного, которые, хотя бы в какой-то мере, соответствовали этому мировоззрению. Это происходит быстрее и эффективнее всего во время духовной практики. И когда это сращение произойдет в достаточной степени, духовный путь для человека станет устойчивым, а всевозможные соблазны низшей природы потеряют над ним свою силу. Сформированное мировоззрение определяет отношения человека с внешним миром и его поведение в этом мире. Если мировоззрение человека пронизано высокими идеями и стремлениями, то такого человека не требуется ограничивать какими бы то ни было законами и правилами, потому что его жизнью руководит то, что выше всяких законов и правил.

Мировоззрение – это упорядочивание первичного хаоса, это навешивание этикеток на окружающую человека реальность. Его можно сравнить с ботаническим садом, в котором около каждого растения должна быть табличка с его названием, все растения объединены в группы, которые в свою очередь… и так до какого-то предела. Причем, у одних людей мировоззрение включает только малую часть реальности, которая едва сгруппирована, и поэтому преобладает неопределенность. Такие люди обычно подстраиваются под более полное мировоззрение других людей, но, тем не менее, остаются ограниченными в своих взглядах на мир. У других, которые составляют незначительное меньшинство, мировоззрение включает в себя и ту, не воспринимаемую органами чувств реальность, которая породила весь проявленный мир. Но и среди них большинство воспринимают только низшую часть непроявленных миров, что, нередко, создает непреодолимый соблазн овладения силами этих планов Бытия. И только немногие в своем мировоззрении осознают единство и гармонию всего сущего.

Человек относится к окружающей его реальности и действует в ней в соответствии со своим мировоззрением или, что то же самое, со своим описанием мира. Следовательно, упорядочивание мира и по смыслу, и по значимости определяет границы интересов человека и способ его существования в материальном мире. Человек оказывается замкнутым в клетке своего собственного мировоззрения, и кажется, что он не может быть свободен никогда. Но решение и этой проблемы зависит от мировоззрения человека. Если в его системе мировоззрения свобода имеет абсолютное значение, то в этом случае его положение безнадежно, потому что помимо всего прочего он не свободен от своих рук и ног, от своих эмоций и своих мыслей. Конечно, на такого рода аргумент можно возразить: так как руки и ноги, а также эмоции и мысли принадлежат самому человеку и он от своей собственности совсем не хочет быть свободным, то разве мировоззрение не является его собственностью? Кроме того, от мировоззрения можно избавиться, заменив его каким-либо другим, а от частей своего тела избавляться люди почему-то не торопятся. Действительно, мировоззрение – это функциональная часть нас самих, и оно не ограничивает нас, а придает форму нашей жизни и создает направление не только нашим интересам, но и нашей активности.

Нет надобности беспокоиться, что мировоззрение одного человека не совпадает с мировоззрением другого, пусть это будет вашим индивидуальным лицом, определяющим ваш индивидуальный путь. Другое дело – человеческие привычки, условности, правила и предпочтения и, конечно же, мнения других людей, которые, хотя и входят в мировоззрение человека, и как-будто бы облегчают общение с внешним миром, в то же время являются паразитами мировоззрения. Они используют детали мировоззрения и цементируют их в неподвижные блоки, не позволяя мировоззрению быть гибким и творческим. Для человека, если он избрал для себя внутренний путь, очень важно осознавать в себе все эти шаблоны и по возможности избегать их.

 

 

ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ВОИНА

 

 

Внешний мир различными способами постоянно диктует человеку то направление, которым он должен следовать. И это он делает, расставляя на пути человека самые разнообразные ловушки. При этом, когда человек попадает в ловушку, это вызывает у него состояние захваченности, которое обязательно в какой-то мере трансформирует его, после чего он уже легче попадает в следующую ловушку. И так человек, едва выбравшись из одной западни, попадает в другую. И самое интересное в этой истории то, что человек почти всегда с удовольствием позволяет захлопнуться ловушке над ним, даже в том случае, если в ней нет ничего приятного. Что-то в нем почти всегда остается довольным его новым положением, новой значимостью. Здесь будет адекватным привести в пример одно из приключений Одиссея, которое произошло около острова сирен. Эти монстры привлекали к себе путников своим прекрасным пением, и если корабль приставал к этому острову, то это приводило к гибели всех, оказывшихся на берегу. Те западни и приманки, которые расставляет низшая природа, так же имеют свою захватывающую мелодию, которая звучит в желаниях, стремлениях, побуждениях. В конечном счете, все это определенные эмоциональные состояния. Без эмоциональной окраски не возможна была бы захваченность. Эмоции – это своеобразное электромагнитное поле, которое притягивает все живое к низшей природе, но у человека это может сопровождаться другими мотивами, свойственными только людям. Одной из задач, стоящих перед человеком, идущим внутренним путем, является распознавание этих ловушек, но это возможно только в том случае, если человек научится воспринимать эмоциональную составляющую соблазнов низшей природы. Каждая ловушка (или соблазн) содержит вокруг себя своеобразную эмоциональную ауру, которая может быть как положительной, так и отрицательной, но в любом случае достаточно притягательной для людей, живущих интересами материального мира и идущих на поводу у низшей природы. Но притяжение ловушек человек испытывает только в том случае, если он созвучен их ауре. Поэтому человек, идущий внутренним путем, осознает это притяжение как свое определенное эмоциональное состояние, он знает, что в нем есть то, что адекватно эмоциональному фону этих ловушек. В этом случае в человеке происходит встреча внешнего и внутреннего миров, при взаимодействии которых внешний мир стремится поглотить мир внутренний, чтобы трансформировать его по образу и подобию своему. Конечно, здесь не идет речь о полном уподоблении мира внутреннего миру внешнему. При этом возникает своеобразный мост между внешним соблазном и внутренним состоянием человека, что приводит к тому, что этот соблазн становится значительной, часто определяющей, частью такого человека и начинает существенно влиять на его взаимоотношения с внешним миром, определяя в нем приоритеты. Человек, идущий внутренним путем, должен повернуть все эти процессы вспять, и эта работа должна быть выполнена определенным образом. Мы знаем о том, что вся окружающая нас действительность в виде своих отражений или моделей заключена в каждом человеке. Правда, у различных людей она окрашена в неодинаковую эмоциональную окраску значимости, но в данном случае это неважно. Между внутренними моделями мира и реальным миром существуют обязательные энергетические связи, без которых эти модели существовать не могут. Такие связи имеют двухсторонний характер, т.е. внешний мир, используя эти связи, влияет на внутренние модели, которые в свою очередь, влияют на внешнюю реальность. Одна из важных задач человека, которые он должен решать в течение всей своей жизни на Земле, – это трансформация эмоций низшей природы в эмоции более высокого порядка. Но как это сделать? Когда человек наблюдает за своими влечениями, желаниями, побуждениями и за различного рода эмоциями, то в нем постепенно формируется свидетель – тот, кто наблюдает. Этот свидетель не может быть захвачен чем бы то ни было, иначе он тут же перестанет быть свидетелем. При такого рода наблюдениях в человеке возникают отношения между субъектом, который наблюдает, и объектом наблюдения. В связи с тем, что они отделены друг от друга, наблюдатель имеет возможность быть в своем собственном, независимом эмоциональном состоянии, которое всегда более высокое, чем то, которое он наблюдает. Между наблюдателем и объектом наблюдения устанавливаются такого рода отношения, при которых от свидетеля к тому, что он наблюдает, течет поток, содержащий в себе его эмоциональное состояние. В связи с этим происходит трансформация эмоционального внутреннего состояния человека, но так как между эмоциональным состоянием человека и внешними причинами, содержащими в себе такие же состояния, так же имеются мосты, то такого рода работа приводит в конечном счете к изменениям того, что окружает человека. Она похожа на постоянную переработку различных эмоциональных состояний, или волн, наступающих на человека извне, которые перерабатываются в субстрат более высокого качества, этим самым очищая эмоциональную сферу Земли.

 

 

ОПОРА В ДУХОВНОЙ РАБОТЕ

 

 

До тех пор, пока у человека существуют привязанности во внешнем мире, он должен иметь в нем опору. В самом начале духовной работы человек своим умом, виталом и физическим телом живет только во внешнем мире, и его единственной опорой является материальный мир. Этой опорой может быть семья, работа, какая-либо идея или еще что-либо. Имея опору, человек может быть достаточно успешен во внешней деятельности, хотя такого рода опора редко бывает надежной, и человеку постоянно приходится чинить или подправлять ее. Но однажды человек услышит зов своего сердца, и все во внешнем мире начнет для него меняться. Конечно, человек еще на готов слышать и слушать свое сердце, но пока не осознаваемый им зов все же многое меняет в его жизни. У человека появляются не свойственные ему прежде интересы. Он начинает что-то искать во внешнем мире, потому что он уже давно привык все находить во внешнем мире, и теперь просыпающаяся смутная потребность в чем-то не традиционном, толкает его к поискам книг, слушанию различных лекторов, обещающих здоровье и материальный успех, и посещению религиозных храмов. Постепенно он начинает осознавать, что это его сердце не дает ему покоя. Это оно заставляет его обращать внимание на всевозможные варианты оккультизма, древних философских учений, интересоваться религией, знахарством и экстрасенсорикой. Это можно назвать началом пробуждения и готовности к внутреннему пути, началом формирования внутренней опоры. Пройдет еще много времени, прежде чем внутренняя опора станет основной, а внешняя превратится в видимость, содержащую в себе второстепенные роли.

Человек чувствует себя достаточно комфортно, если опоры его надежны, и у него появляется чувство потери равновесия, если из-под его ног уходит какая-либо из них. Какая-либо потому, что существует целая иерархия опор, и когда они уже сформированы и человек перестроил себя в соответствии с ними, то он будет защищать их, и когда что-либо будет угрожать им, то для него это будет выглядеть катастрофой, почти как угрозой его существованию. Но, конечно, это только крайний вариант, встречающийся довольно редко. Чаще всего исчезновение опоры, или даже ослабление ее, приводит к своеобразной потере равновесия, возникает состояние некоторой растерянности, возможно, даже суетливости, снижение сосредоточения и работоспособности - «ничто на ум не идет», «все из рук валится».

Каждая из опор существует, пока человек периодически подпитывает ее своей энергией, т. е. дает возможность ей реализоваться. В этом случае она ведет себя как определенная личность, которая пытается себе подчинить человека, что, нередко, у нее и получается. И тогда она по принципу доминанты постепенно полностью подчиняет его себе, и он становится ее безвольным слугой. Нередко, она становится смыслом его жизни, и человек, в этом случае, становится своеобразным наркоманом. Этими наркотиками могут быть компьютер, телевизор, казино, коллекционирование, посещение дискотек и многое другое. Лишение такого наркотика может привести человека к состоянию абстиненции, когда он чувствует себя потерянным, раздражительным, не способным ни на что до тех пор, пока не получит очередную дозу своего «наркотика». Психологи сообщают, что появился новый вид наркомании, который заставляет людей ходить по магазинам и делать покупки, даже если они им не нужны, и если их лишить этого занятия, то они чувствуют себя очень несчастными. Таким видом наркомании чаще страдают женщины. Они были бы счастливы, если бы имели неограниченное число денег и неограниченное число супермаркетов, в которых они могли бы делать бесчисленные покупки. Можно сказать, что любая хроническая идея, хроническое влечение к чему-либо, не поддающиеся коррекции, – это наркомании. Но тогда, если подходить с этих позиций к человеку, то все люди являются в чем-то наркоманами. И это действительно так, потому что людям нравится быть такими, какие они есть, они не хотят меняться, потому что их привязанности уже сформировали определенную структуру их личности, и они нуждаются в постоянном подкреплении, подпитке своей личности, как известные наркоманы нуждаются в повторных приемах наркотиков. Так, наркоман власти постоянно нуждается в том, чтобы перед ним преклонялись и почитали его, олигарх постоянно нуждается в притоке в его бездонные карманы материальных ценностей, человек, привыкший ко лжи, постоянно будет скатываться в болото лжи, а нищий, даже став богатым, будет стремиться к нищенству, правда, уже на другом уровне. Здесь расширяется идея наркомании, потому что во всех этих случаях происходят сходные изменения человеческой личности. Читатель может подумать, что наркомания в любом виде – это плохо. Но обратимся к метафоре денег, за которые можно купить убийцу и за них же можно приобрести прекрасную картину и подарить ее музею. Другим примером может быть обычный кухонный нож, которым можно и хлеб резать, и использовать его с целью убийства. Поэтому оценка наркоманий так же не может быть однозначной. Почти все открытия и изобретения стали возможны только потому, что человек был хронически привязан к определенной идее. П.И. Чайковский был привязан к мелодии балета «Лебединое озеро». Она для него звучала повсюду и преследовала его до тех пор, пока этот балет не был им написан. Человек всего себя посвящает духовной работе. На весь окружающий его мир он смотрит с позиций своей внутренней работы, самого себя он воспринимает как инструмент для выполнения своего духовного предназначения. И это для него фатально, он не может уйти от своего предназначения. И, конечно же, это хорошо. То, что человека захватило и стало его путеводной звездой, неважно какого цвета эта звезда, становится его целью, а в некоторых случаях и его предназначением.

 

ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕ ТЕНИ

 

 

Быть в тени – это не только быть защищенным от прямых солнечных лучей, но это еще и находиться под влиянием того, что бросает на человека «тень». В этом случае мы имеем в виду, что «тень» содержит в себе некие конкретные структуры, которые накладываются на то, что приходит в соприкосновение с ними. И если это происходит достаточно длительно, то даже слабая «тень» способна трансформировать что угодно по образу и подобию своему. Иногда влияния «теней» может быть эмоционально насыщенным, и тогда их воздействие на человека становится фатальным. И наиболее опасны «тени», которые не несут в себе ярких эмоций, но повторяются достаточно часто в течение длительного времени, что на поверхности не бросается в глаза и действуют исподволь, незаметно, подобно двадцать пятому кадру. Примером этого могут быть различного рода рекламы, как на улицах, так и по телевидению, всевозможные многосерийные фильмы типа Санта-Барбары, подменяющие действительную реальность реальностью виртуальной. Но «тени» могут быть и в масках, под которыми часто, невозможно разглядеть действительную опасность. Это тени-невидимки, о которых можно только догадываться. Для примера можно привести различного рода телевизионные боевики, в которых как бы за кадром остается основная идея, незаметно внедряющаяся в голову телезрителя: ради чего происходят все эти насилия на экране? Чаще всего ради денег, которые постепенно замещают у телезрителя все другие интересы, становясь основной ценностью в его жизни. Большинство компьютерных игр так же имеют свой подтекст, который за напряженными событиями человек не замечает, но который, благодаря этому, свободно проникает в глубины его подсознания. Все в окружающем нас мире имеет свою «тень». Так, серые пятиэтажки и газоны, засыпанные мусором, имеют свою разрушительную «тень», беседы о прекрасном и нецензурная брань, имеют свои «тени»; степное раздолье и бурное море так же имеют свои «тени». И куда бы человек ни обратился, каждый раз он попадает в какую-либо «тень». И всевозможные «тени» сопровождают человека в течение всей его жизни, от его зачатия и до его смерти. Да, от самого зачатия, так как на развивающийся плод постоянно обрушиваются волны всевозможных эмоционалиьных состояний матери, под влиянием которых и формируется эмоциональная сфера ее будущего ребенка. Можно сказать, что личность будущего ребенка формируется в тени его матери. Ее желания формируют в нем аналогичные желания, ее завистливость и ревнивость, ее гордыня и стремление к значимости ведут к развитию в нем аналогичных состояний. У ее будущего ребенка безвыходное положение, потому что он не может уйти из тени того маленького мира, в котором он находится.

Став сознательным, человек может уклоняться от одних «теней», чтобы предпочесть им другие, но для этого ему потребуются некоторые качества, которые у многих людей развиты недостаточно. Первое – это желание распознавать такого рода «тени». Человек, захваченный «тенями» низшей природы, этого никогда не захочет, потому что считает себя в этом мире в «своей тарелке», в которой ему «тепло и сыро». В материальном мире он должен «отлежать себе бока», чтобы ему захотелось чего-либо нетрадиционного. Конечно, он может пользоваться и религиозными правилами и догмами, такими как, например: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешников», но правила, как телеграфные столбы, - их можно и обойти. Способность к различению только тогда раскрывается в человеке, когда он сам хочет стать более совершенным, чем он есть сегодня. И еще пример: человек, длительное время находившийся в тени своей болезни, вместо нормальной личности приобретает патологическую, центром которой является его заболевание. Но болезни или излечиваются или разрушают человека окончательно. Нередко, человек уже избавился от своей болезни, но личность осталась, которая продолжает настаивать на своем существовании. В этом случае от человека требуется не только способность к различению, но и предельная честность перд самим собой, так как такого рода патологическая личность продолжает утверждать, что он болен, и для этого подсовывает человеку некоторые прошлые симптомы, правда, в редуцированном виде. Человек должен сам захотеть стать другим, и только тогда к нему придет способность к различению. Хроническая захваченность чем-либо проявляет себя как наркомания с ее неизбежным симптомом абстиненции, который требует от наркомана, чтобы он продолжал принимать наркотик. Но при любой форме наркомании обязательно формируется соответствующая ей личность, которая нуждается не только в приеме наркотика, но и в определенном внешнем окружении и даже в определенных внешних ритуалах. В этом случае мы видим тесную связь внутренней физической или психологической потребности (телевизионные, компьютерные и другие формы наркоманий) с определенным окружением такого человека. В некоторых случаях внешняя часть наркомании является ведущей и тогда наркоман, даже прошедший курс реабилитации, вновь возвращается к своему наркотику. Это происходит потому, что его патологическая личность требует адекватных для нее внешних условий, возвращение которых в дальнейшем ведет к возвращению наркомании. Я еще раз хочу подчеркнуть, что наркомания может быть не только на физическом, но и на витальном и ментальном уровнях, т. е все, что вызывает влечения человека, может иметь картину наркомании. «Тенью» наркомании является не только зависимость от наркотика, но чувство общности с другими людьми такого же толка. Людям очень важно воспринимать «тени» окружающей их реальности, это поможет им избежать многих ловушек, которые подстраивают друг другу люди. Необходимо осознать, что все происходящее вокруг нас имеет свою цель, которая почти всегда скрыта в тени реальности, и более того, «тень» зачастую бывает более важна, чем реальные события.

Следующим качеством является восприимчивость, которая не является прерогативой ума, а той части нашего сознания, которая не захвачена какими-либо событиями или состояниями. То, что захватило человека, не позволит ему быть не только самокритичным, но и создаст ситуацию, когда человек будет считать, что он не в силах справиться с обстоятельствами, что и так можно прожить жизнь, что такова его судьба. В связи с этим, способность к восприимчивости в такой ситуации находится под сильным давлением патологической личности, и человек должен приложить всю свою волю, чтобы преодолеть такого рода настойчивые нашептывания. И еще одно качество, без которого не возможно не только распознавание «теней», но и освобеждение от их влияния, – это настойчивость. Следует помнить, что у любого человека всегда достаточно силы воли, чтобы преодолеть любую захваченность. Внимательный человек, конечно же, легко осознает, что любая захваченность, когда пытаются от нее избавиться, имеет тенденцию возвращаться вновь и вновь и ее настойчивости следует противопоставить еще большую настойчивость человека.

 

 

ЕЩЕ РАЗ ОБ ОПОРЕ

 

У каждого человека есть своя опора в жизни, которая соответствует внутренней его сути. Но сказать только это – значит ничего не сказать. Например, молодая красивая женщина, мало приспособленная к бурному житейскому морю, имеет опорой во внешнем мире сильного богатого человека. Именно он стал ее опорой, потому что она похожа на лиану, которая самостоятельно не может устоять против всех житейских бурь. Но она – не просто лиана, на которую никто не может опереться, она является опорой этого сильного и богатого человека. Именно она сделала его сильнее, чем он был прежде. Дети полностью полагаются на своих родителей, потому что сами еще не приобрели свою внутреннюю опору, но они не приобрели ее для себя, в то же время для своих родителей они в значительной мере являются опорой, так как сделали их более собранными и ответственными и перед ними, и перед собой. Но может быть и наоборот, когда опорой человека может быть его собственная внутренняя суть, и при этом такой человек может быть беспомощным во внешнем мире. Он живет только своей идеей, которая никак не связана с практической жизнью. И несмотря на свою внутреннюю непоколебимость, они ни для кого не могут быть опорой. Существует определенная взаимосвязь опор между различными людьми. Рядом с сильными людьми менее сильные становятся слабее, а рядом с очень слабыми другие, менее слабые, становятся сильнее. Человек не может стать опорой для тех, которые сильнее его, и человеку трудно стать сильнее, если ему некого опекать. Исходя из всего этого, можем ли мы говорить о преимуществе сильных людей над слабыми? Возможно, они стали сильными во многом за счет того, что вынуждены опекать слабых, т. е. слабость – это еще и стимул для сильных, и проверка их на благородство и человеколюбие. Фактически, опорой для человека является его собственная личность, которая может сохранять и утверждать себя, через взаимодействие с другими людьми. И в этом мы можем встретить множество парадоксальных вариантов. Так, опорой человека может быть жажда кровной мести, которая подчиняет всю его жизнь одной цели, и опорой может быть жестокость одного по отношению к другому и рабское пресмыкание этого другого перед жестокостью. Поэтому можно сказать, что слабость одного находит опору в силе другого, а сила – в слабости. И любые противоположности не только противостоят друг другу, но и питают один другого и во всем этом они находят пищу для самоутверждения.

 

 

ХОЗЯИН ИЛИ РАБ

 

 

Для человека в начале духовного пути не существует третьей позиции – он или хозяин, или раб. Низшая природа крепко держит каждое живое существо в своих щупальцах, в ее же ловушках безвылазно находится и человек. Если для всех живых существ, кроме человека, низшая природа приготовила только одну ловушку, приманкой в которой являются витальные влечения, а средством, при помощи которого она загоняет в них все живое, страх смерти, то для человека она приготовила еще и эго. Человек, не осознавая этого, остается распятым между этими двумя силами в течение всей своей жизни. Он не осознает своего положения, потому что эти силы стали его опорой и без них он не мыслит своего существования. Когда в человеке просыпается потребность поиска духовного пути, он все еще остается в ловушках низшей природы и своего эго, но у него появляется возможность выйти из-под их влияния. Человек – единственное существо на Земле, стремящееся к знаниям, лежащим за пределами потребностей, которые держат его в плену. Это связано с тем, что в каждом человеке есть нечто превышающее его, без чего никакая эволюция была бы не возможна. Рабское положение человека стало возможным только потому, что силы низшей природы изолировали его истинное «Я» от внешней части его существа, и в результате такого отделения внешняя часть человека возомнила себя единственным носителем его индивидуальности. Но одновременно с этим, человек лишился возможности отличать влияния низшей природы от своих собственных естественных реакций. Человек, идущий путем знаний, может различать естественные потребности человека от потребностей, навязанных ему низшей природой, которые он считает принадлежащими ему. Благодаря чему низшая природа загнала человека в лабиринт, в котором он вынужден ходить по кругу в течение всей своей жизни, стремясь от одной потребности к другой.

Но однажды у человека появляются потребности, которые удовлетворить низшая природа не в силах, потому что они находятся за пределами ее традиционных возможностей. Человек начинает искать Бога. Правда, он еще не осознает этого и считает, что окружающий его мир стал менее интересным, чем был прежде, и пытается найти в нем то, что отвечало бы его новым интересам. Первыми, что в таких случаях попадается на пути человека, – это нетрадиционные методы лечения человека, затем оккультизм, и только потом начинают интересовать идеи, объясняющие смысл существования природы вообще и смысл человеческого существования в частности. Человек может пройти через различные группы интересов, секты, остановиться на некоторое время в какой-либо религиозной конфессии, но внутренний учитель, проведя его через тупики и соблазны, приведет его к тому пути, ради которого он начал свой поиск. В этот период человек начинает осознавать, что никаких тупиков и не было, что всевозможные группы и секты были необходимы, потому что в нем еще не были раскрыты все возможности, необходимые для того, чтобы он пришел к своему предназначению. И тогда к человеку приходит смирение. Он начинает понимать, что слепым в этом поиске был только он сам, но то, что вело его, заранее знало каждый его следующий шаг на пути к истине. Познавая самого себя, он учился жить изнутри, что привело его к знаниям, что прежде он был рабом не только низшей природы, но и своего эго. Он стал осознавать, что от рождения и до сегодняшнего дня он постоянно испытывал не осознаваемое им насилие со стороны внешнего мира, что он постоянно пытался втиснуться в рамки узкого пути, сооруженные для него низшей природой. Все ее «необходимо», «нужно», «что скажут другие», «так поступали все», или «так принято», или «так не принято» и многое подобное в различных других обстоятельствах заставляло его двигаться по извилистым лабиринтам тупиков, и он даже чувствовал себя удовлетворенным своим умением ко всему приспосабливаться и со всеми ладить. А теперь он неожиданно для себя осознал, что он был подобен ручью, стекающему в пруд, куда течет еще множество таких же ручьев. Он осознал, что всеми его стремлениями, чувствами и потребностями тайно, словно из-за кулис, управляла низшая природа. И осознавание всего этого было для него началом освобождения от рабства, чтобы стать господином самого себя.

Но, став на внутренний путь, он вскоре осознал, что на этом пути нет ни господ, ни рабов, что он свободен в своем выборе и в своих устремлениях, так как в основе их лежит его согласие.

 

 

СОГЛАСИЕ

 

Согласие может быть как на пути к разрушению, так и на пути к совершенству. В первом случае это будет согласие смирившегося раба, который ничего не может противопоставить обстоятельствам, он опустил руки, он сдался. На пути к разрушению ведут много путей и некоторые из них усыпаны розами удач и всевозможными удовольствиями. И в этих случаях согласие является следствием соблазна, который всегда несет в себе элементы обмана.

Согласие на духовном пути вначале исходит из любви к самому себе, которая требует, чтобы человек стремился к совершенству, и человек прилагает усилия, чтобы сегодня быть более совершенным, чем он был вчера. Правда, для этого ему приходится отказываться от многих привязанностей материального мира и постепенно становиться «белой вороной», но на этом пути, понимает он, должны быть жертвы: надо от чего-то отказываться ради того совершенства, к которому он стремится. И такого рода отказ не является насилием над собой, так как совпадает с его собственными стремлениями. Хотя те части, от которых он отказывается, считают, что человек совершает над ними насилие, и прилагают усилия, чтобы сохранить свою власть над ним. Но всему приходит конец, и однажды человек начинает осознавать, что его согласие, исходящее от любви к самому себе, в действительности позади себя имеет Божественную волю. Но это не вызывает у него стремления освободиться от какого бы то ни было влияния, потому что Божественная воля и его стремление к самосовершенствованию совпадает.

Со временем к человеку приходит знание, что Божественная воля в действительности имела в виду не его собственное совершенство, а следование своему принципу эволюции не только здесь, на Земле, но и во всей Вселенной. На этом этапе внутреннего пути человек начинает осознавать, что его воля и воля Божественного – это одно и то же и что он только инструмент в руках Божественного, исполняющий свое предназначение.

 

 

НАЧАЛО ВСЕГДА НЕЗАМЕТНО

 

 

Все великое начинается с незначительного. Когда-то на Земле появилась первая живая клетка, которую можно было увидеть только в микроскоп. Но тогда еще не было микроскопа и не было Левенгука, который мог бы заглянуть в его окуляр. И этот первый шаг, который был сделан жизнью на поверхности Земли, остался совершенно не замеченным и наша современная история жизни на Земле так и не знает, где и когда он был сделан, потому что он был так не значителен, что не оставил после себя никаких следов. И если человека считать чем-то значительным в жизни планеты, то начало его теряется в микрокосмосе. Все события и все влияния начинаются исподволь, на уровне несознания, затем переходят на подсознательный уровень и только потом могут стать осознанными. Эти три уровня относительны, и такого рода деление условно. Все зависит от способности к восприятию. Если уровень восприятия человека высок, то он может осознавать даже то, что является неосознаваемым для других людей, и отсюда следует, что поле осознавания различных людей не одинаково по величине. Поле осознавания можно сравнить с полем зрения, которое имеет точку ясного видения и постепенно убывающую по ясности периферию, что связано с убывающей восприимчивостью. Все нарождающееся или возникающее имеет своих предвестников, которые свидетельствуют о начале возникновения чего-то нового или же приближающемся влиянии какой-то силы. Особенностью предвестников является то, что они еще не имеют непреодолимой силы или непреодолимого значения, и этот период наиболее благоприятен для работы с ними. Благоприятен потому, что для воздействия на приближающиеся события затрачивается значительно меньшая доля энергии, следовательно, даже очень значимое событие, возможно, даже разрушительное, может быть остановлено или даже отвергнуто с меньшим волевым напряжением. Но в работе по повышению восприимчивости есть и одна особенность, которая в некоторых случаях затрудняет ее развитие. Дело в том, что человек направляет свое внимание только на то, что соответствует его интересам или побуждениям в данный момент. И если интересы сравнивать с ветром, то внимание – это флюгер, поэтому работу по расширению поля осознавания может проводить только тот, кто внешний мир и свои реакции на него воспринимает не как поле своей деятельности, а как средство для самопознания. Если ветер дует от человеческого сердца во внешний мир, то внимание такого человека имеет своей опорой высшие духовные ценности, если же ветер дует из внешнего мира, то внимание человека содержит в себе ценности материальные. Но требуется длительное время, чтобы человек, идущий внутренним путем, стал не доступен влияниям внешнего мира, и только тогда его внимание будет безраздельно принадлежать его сердцу, и только тогда станет возможен рост его восприимчивости. Внешний материальный мир не требует от человека широкого сознания, он более надежно держит в своем стаде тех людей, сознание которых ограничено кругом потребностей и удовольствий.

Все, что имеет начало, имеет и свой конец. И когда мы говорим, что на смену одним формам жизни приходят другие, то не следует это понимать буквально, т. е. одни формы жизни должны вымереть, чтобы им на смену пришли другие, более совершенные. То, что должно придти на смену старому виду, зарождается в нем еще задолго до его ухода из жизни и проявляется в период, когда развитие этого вида прекращается и начинается его регрессия. Поэтому нет разрывов в цепи жизни, которая выглядит, не как цепь, состоящая из звеньев, но больше похожа на широкий поток реки.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ГРАНИ ГУН

 

 

Позади «не могу» всегда прячется «не хочу», а «не могу» – это всегда позиция ума, которому легче спрятаться за «не могу», чтобы не быть ответственным за «не хочу». «Не хочу» – это грань тамаса, которая хочет оставаться неизменной, грань, которая принадлежит низшей природе, стремящейся к повторению и отвергающей все новое и даже какие бы то ни было усилия, ведущие к этим изменениям. Конечно, тамас имеет и другую грань, которая стремится сохранить достигнутое, чтобы сделать его опорой для следующего эволюционного шага, но низшая природа взяла у этой гуны только ту грань, которая соответствует ей самой. Более того, эта грань тамаса не просто хочет оставаться неизменной, она стремится занять наиболее низкое положение, при котором уже куда-либо двигаться нет необходимости, и поэтому она не может быть опорой в какой бы то ни было созидательной работе.

Тамасическая часть, связанная с низшей природой, может проявляться как в пассивной, так и в активной форме. Проявляя себя в пассивной форме, она отвергает все, что может нарушить ее инерцию, так как она всегда самодостаточна и не приемлет ничего нового. Проявляя себя в активной форме, тамасическая часть стремится к разрушению, упрощению, что, в конечном счете, ведет к полной деградации и смерти. Зная все это, человек не должен потакать этой части своего существа и насколько возможно противостоять ее требованиям.

Раджасическая гуна так же имеет две грани, одна из которых принадлежит низшей природе и проявляет себя как насилие или агрессия, а другая ее грань, принадлежащая высшей природе, осознается как стремление к созидательному единству, ко всему прогрессивному и светлому. Низшая природа всегда выступала и выступает как насильник над всем, что попадает под ее влияние, и на различных уровнях взаимодействия она это делает по-разному. В одном случае она надевает на себя маску свободы, равенства и братства, либерализма и независимости, обещает удовольствия и благополучие, стремясь усыпить бдительность и критическое отношение, как к самому себе, так и к окружающей реальности. И когда это ей удается, она сбрасывает маску и действует в соответствии со своими принципами. В другом случае она действует, опираясь на страх, и нередко преуспевает в этом. Стремления к власти и богатству в своей основе так же имеют раджасическую гуну, потому что подобного рода движения не могут совершаться без насилия. И если говорить о саттвической гуне, то она так же имеет две грани. Та из них, которая принадлежит низшей природе, создает ложную гармонию единства, ведущую к разрушению: согласие под давлением насилия, состояние эгоистической радости за счет страдания других живых существ. Она проявляет себя в гармонии насилия, которое приносит успех насильнику, и она создает видимость необходимости социальных и психологических клеток.

 

 

ДВА ШАГА НА ВНУТРЕННЕМ ПУТИ

 

 

Одной из особенностей современного человека является его отделенность от реального мира. Человек не осознает, что он связан бесчисленными нитями с миром, который окружает его. Особенностью этих бесчисленных связей является то, что каждый внешний объект, и вообще каждое явление связывается в человеке с той его частью, которая родственна этим внешним объектам и явлениям. Другими словами, внешний мир является своеобразным продолжением внутреннего мира человека. Человек всегда чувствует себя более адекватно тем обстоятельствам, которые соответствуют ему самому. Он даже будет пытаться уйти из тех обстоятельств, которые не соответствуют его внутренней структуре, или пытаться их переделать, Но редко кто из людей пробует привести себя в соответствие с внешней реальностью, большинство пытаются переделать мир. Правда, каждый человек имеет какую-то часть внешнего пространства, которую он обустраивает сам, и это может послужить помощью в упорядочивании своей внутренней структуры.

Люди не живут в настоящем времени, их ум постоянно прыгает то в некое будущее, то в прошлое. В действительности, то, что люди называют «настоящим», является смесью ближайшего прошлого с ближайшим предполагаемым будущим, и когда люди говорят «сейчас», то они не обязательно имеют в виду данное мгновение. Все живое стремится к определенности, и предполагаемое будущее делает жизнь тревожной, даже в том случае, когда нам кажется, что мы можем предвидеть это будущее. Что-то в нас не уверено в наших ожиданиях, и поэтому мы пытаемся переделать окружающую нас реальность, сделать ее более предсказуемой. Человеческий ум постоянно стремится заключать текучесть реальности в рамки определенности. Для него не понятно истинное настоящее, так как он не способен его воспринимать, и невыносима неопределенность будущего. Но взаимодействие с внешним миром возможно только в настоящем времени, оно не возможно ни в будущем, ни в прошлом, и поэтому, человек постоянно опаздывает в своих ответных реакциях. И, несмотря на свою неадекватность, он не хочет понять, что она связана с особенностью его ума, который в силу своей природы не может быть «здесь и сейчас», его восприимчивость очень груба, чтобы уловить мгновение настоящего. То, что люди называют умом, не является инструментом связи человека с внешним миром, он должен только оформлять знания в символы, которые могут быть переданы другим людям, но не служить органом восприятия и тем более органом управления.

Когда человек становится на внутренний путь, то одной из важнейших задач для него становится «жить изнутри», или, что то же самое, «здесь и сейчас». Это мгновение, в котором происходят проявления материального мира и его взаимодействия, доступные восприятию другой части человеческого существа – внутреннему истинному существу, которое неизмеримо более обширно и могущественно, чем внешнее физическое тело, и обладает высокой пластичностью и восприимчивостью. Внутренний путь – это строительство моста между внешней частью человеческого существа и его внутренней частью, вплоть до единства с его истинным «Я». Когда человек начинает наблюдать за всевозможными эмоциональными реакциями, возникающими внутри него на какие-либо внешние события, то этим самым его сознание передвигается в сторону внутреннего истинного существа. И это единственное направление, которое обеспечивает формирование внутреннего свидетеля, потому что свидетель может только тогда быть отделенным от того, что он наблюдает, когда уровень его вибраций выше уровня вибраций, наблюдаемого им состояния, а это возможно только тогда, когда сознание человека сдвигается в сторону внутреннего истинного существа. В действительности, истинный свидетель – это внутреннее истинное существо, а то, что мы говорим о формировании свидетеля, то это не больше, чем осознавание человеком своего внутреннего истинного существа. В действительности, оно всегда свидетельствует (или осознает) любые состояния человека и любые его намерения и действия и даже вмешивается в них, но внешняя оболочка человека содержит в себе принцип «испорченного телефона», который всегда искажает истину, идущую изнутри. Внутреннее истинное существо иногда называют сновидящим, потому что оно воспринимает человека как находящегося во сне, под полным влиянием всевозможных сил, и не осознающего этого. Кроме того, внутреннее истинное существо, являясь производным Дживатмана, одновременно воспринимает истинную Божественную реальность такой, какова она есть в действительности, и сновидит реальность материального мира такой, какой ее воспринимают люди. В реальности все есть энергия и бесконечное разнообразие форм и качеств – это не более как сновидение. По мере того, как человек все больше ассоциирует себя со своим внутренним свидетелем, он просыпается, становясь все более сознательным исполнителем воли своей внутренней истинной части. И это не может не изменить отношения человека с окружающей его реальностью, которые начинают все в большей степени соответствовать истине, идущей из его сердца. И если прежде внешний мир являлся надежной единственной опорой человека, то теперь он становится только полем его внутренней деятельности, в то время как опорой его становится сердце. Внутренний свидетель, который приходит на смену человеческого ума, постепенно становится господином не только человеческих эмоций, чувств и отношений, но и ума, что приводит к тому, что он замолкает и проявляет свою активность только тогда, когда надо выразить в словах то, что необходимо внутреннему истинному существу. Очень скоро духовный искатель начинает замечать, что различные попытки его эго проявить себя становятся не только прозрачными, но и подконтрольными ему, потому что внутреннее истинное существо несет в себе знания, способность к различению, но и волю.

 

 

ВОСПРИЯТИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

Каждый человек имеет множество уровней восприятия, каждый из которых принадлежит своей вселенной. И каждая их этих вселенных совершенно материальна и имеет свою иллюзию восприятия. Та Вселенная, в которой мы живем, в действительности не такая, какой мы ее воспринимаем. Все есть энергия, которая в действительности не имеет тех качеств и свойств, которые воспринимаются нашими органами чувств. Наше восприятие обманывает нас, потому что показывает нам листья деревьев и зеленую траву, и множество всевозможных цветов, и еще многое другое, состоящее из атомов, которые не имеют тех свойств, которые мы воспринимаем. Оно показывает нам вкус, цвет, запах, твердость и мягкость, всевозможные звуки и температуру, мы видим день и ночь, осознаем прошлое и будущее и даже скорость течения времени, но сама по себе материя, которая, в конечном счете, является чистой энергией, всех этих свойств не имеет. Не можем же мы сказать, что энергия пахнет селедкой или розой, и не можем говорить, что она имеет вкус или цвет. Мы можем взаимодействовать с тем, что мы воспринимаем, поэтому мы уверены, что восприятие нас не обманывает. Но мы воспринимаем реальность не только при помощи традиционных органов чувств. Существуют еще и другие уровни восприятия, вплоть до восприятия на уровне клеток. Суммой всех наших восприятий является известный нам материальный мир, в котором мы живем в нашем материальном теле. Когда мы говорим, что восприятие – это внутреннее отражение внешней реальности, то, вероятно, в таком утверждении мы не совсем точны, так как можно воспринимать то, что другие люди не воспринимают. Страдающий галлюцинаторно-параноидным синдромом человек может слышать и видеть то, что для остальных людей реально не существует. Он даже может взаимодействовать с тем, что он воспринимает, но на самом поверхностном уровне, так как тело его не воспринимает то, что воспринимают внешние органы чувств. Но если бы все его существо воспринимало другую реальность, то это дало бы ему возможность войти в нее и, со временем, стать ее частью. Этим я хотел сказать, что мы имеем определенные формы и способы взаимодействия с нашим материальным миром только потому, что мир, в котором мы существуем, придал нам форму, адекватную ему. В пределах нашей планеты существует много миров, каждый из которых реален и в то же время иллюзорен, потому что все есть энергия, не имеющая воспринимаемых нами качеств. Если бы человеку удалось сдвинуть свое полное восприятие в один из этих миров, то этот мир, воздействуя на человеческое существо, превратил бы его во что-то другое по форме и способу восприятия в такой степени, что он стал бы адекватен этому миру. И там, где сейчас располагается пустыня Сахара, возможно, было бы море, на берегах которого раскинулись города с прекрасными храмами и существами, которые принадлежат этому миру. Кто его знает, возможно, эти существа походили бы на людей. Но, сдвинув свое восприятие в наш мир, такой человек вновь бы увидел пустыню Сахару с ее палящим зноем и уходящими к горизонту дюнами. В том мире он мог бы купаться, чувствовать прохладу воды, есть плоды с деревьев, растущих в садах и для него это бы не было ни сном, ни иллюзией, тем более, галлюцинацией. Все это было бы для него реальностью. Сдвинув еще раз свое восприятие, он мог бы оказаться посреди бушующего океана, на небольшом скалистом островке, где не было бы никаких шансов на выживание. Во всех мирах, которые окружают Землю, не только своя реальность, непохожая на реальность других миров, но и свое время, и свой способ бытия. Иллюзии восприятия, характерные для человека (и для всего живого на Земле), позволяющие ему взаимодействовать с ними, в действительности являются «сновидениями Земли», которая в действительности, «сновидит» на многих планах, каждый из которых по этой причине может быть для нас реальностью.

Находясь на Земле, мы ничего не можем сказать о сновидениях других планет. Возможно, безжизненные Луна или Марс в своих многочисленных сновидениях имеют на своей поверхности множество прекрасных миров, с чистым воздухом, голубыми небесами, по которым плывут белые облака. Возможно, их реки полны рыбы, а леса, зверей и птиц. Возможно, на них существуют величайшие цивилизации, скрытые от людей завесой времени. Мы их не воспринимаем только потому, что наше восприятие существует в другом диапазоне частот, только потому, что находимся в одном из сновидений Земли, с позиций которого пытаемся воспринять не воспринимаемое для этого сновидения. Мы пленники одного из сновидений Земли, и в то же время мы дети ее сновидений. Но каждого человека Земля наградила бесценным даром – она дала ему шанс выйти за пределы своих сновидений. Первые ростки жизни на Земле появились в мирах не того сновидения, в котором живут в настоящее время люди. Возможно, те первобытные миры существуют и по настоящее время.

Существует только единое мгновение «здесь и сейчас», из которого истекают все времена и все миры, и достигший центра этой точки окажется на пороге всех эпох, прошедших над Землей, и даже будет иметь возможность шагнуть в любую из них и вновь вернуться в свое мгновенье. Достигший этой точки неожиданно для себя осознает, что понятие времени совершенно относительно и поэтому душа человека может воплощаться в новую жизнь, не следуя какой-то временной линейности. Так, душа человека, прожившего сто лет и умершего сегодня, может воплотиться в тело другого человека в прошлом, отстоящем от настоящего времени на сто лет, или же в тело человека, по нашему времени, жившего тысячу лет тому назад. И она может принять любое тело, которое появится на Земле через тысячу лет. В действительности все эти временные расстояния – это еще и другие миры, находящиеся на различных стадиях своей эволюции.

Солнце имеет свои миры сновидений, и каждая из его планет «сновидит» только часть его сновидений иллюзорной реальности. Люди на Земле, не могут даже предполагать, каковы сновидения других планет, и каковы формы жизни на этих планетах, потому что наше общечеловеческое сновидение замкнуто в клетке времени нашего плана Бытия. Можно смотреть на сновидения или миры Земли, как на солнечные сновидения, часть которых оно передало Земле. Тогда мы - будущие солнечные существа, проходящие эволюцию в ее мирах, которые служат для сознания человека своеобразными ступенями восхождения. Следующая ступень человечества – это супраментальная реальность, открывающая человеку пути не только к бессмертию, но и ко всем мирам солнечных сновидений. И тогда будущее супраментальное существо может с полным правом сказать, что оно рождено Солнцем.

 

 

СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ

 

Слышать и слушать – это не одно и то же. Можно слушать другого человека и даже делать заинтересованное лицо и в то же время быть в состоянии внутреннего диалога, готовя для него свое мнение или контраргумент. Люди редко слушают друг друга, потому что самым важным на свете являются они сами, и они прилагают много усилий и тратят значительную часть времени своей жизни, чтобы показать свою значимость или хотя бы подчеркнуть ее. Это их стремление порой бывает настолько велико, что они перебивают говорящего, вставляя свои реплики, или же торопятся объявить, что им уже все понятно, и всем своим видом показывают, что то, что собираются сказать они сами, значительно более интересно и важно.

Научиться слушать – это великое искусство, потому что слушающий в это время занимает второстепенное место, на что, обычно, человеческое эго не соглашается. Научиться слушать – это значит раскрыть свое сердце навстречу тому, что ты слушаешь. Этим может быть и отдельный человек, и растение, и даже Вселенная. Уметь слушать – это значит быть в состоянии, когда ум молчит и между тобой и окружающим тебя миром нет никаких препятствий, когда ты и все, что тебя окружает, не более как части великого целого, в котором все происходящее необходимо для того, чтобы мы могли приобрести внутренний опыт.

 

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!