ЧТО ЗНАЧИТ СТАТЬ НА ДУХОВНЫЙ ПУТЬ?



 

 

Мать говорила, что погружение в духовную жизнь должно быть без остатка. При этом необходимо уйти от суеты и хаоса внешнего мира. Погрузиться в духовную жизнь без остатка значит сделать окончательный выбор своего пути и, уже не оглядываясь, отдавать все свои усилия, все свои стремления только одному – Божественной работе.

Не следует понимать вторую фразу буквально. Уйти от суеты и хаоса внешнего мира совсем не значит уйти в монастырь или пожизненно поселиться в какой-нибудь пещере или же, как Симеон-столпник, забраться повыше на столб. Уйти от суеты значит не быть захваченным суетой внешнего мира, находясь в этом мире. Это значит отстраниться от всего, что привязывает человека к внешнему миру и в то же время активно взаимодействовать с этим миром. Для этого существует только один путь, только один способ – жить изнутри. Когда человеческое сознание погружено в глубину истинного сердца, то оно смотрит на все события внешнего мира и на действия самого человека в этом мире со стороны. При этом ум человека успокаивается, эмоции стихают, и в связи с этим меняется его восприятие и поведение. «Царство божие внутри нас», – сказал Иисус Христос, и если человек начинает жить «изнутри», то он может считать себя на пути к обожествлению всей человеческой природы, на пути к единству его сознания и сознания Божественного. Внутренний путь не поддается никаким внешним оценкам, он всегда индивидуален, и никакие религиозные догмы не могут быть для него опорой. Религия предлагает общий путь, по которому все должны идти в ногу, колоннами одна за другой. Внутренний путь – это своя внутренняя религия, это диалог с Богом, и в то же время, это не уход от мира, потому что он дает пищу для внутренней работы.

Большинству людей внутренний путь кажется очень трудным или же совсем невозможным. В действительности этот путь очень прост, когда он принят не только умом, но и сердцем. И тогда все сложности и трудности пути становятся приключениями, которые ведут вверх по лестнице духовной трансформации. Только начало пути таит в себе негативные переживания, в дальнейшем, когда человеческий витал присоединится к духовным устремлениям, трудности будут вызывать радость, потому что каждая из них связана с каким-то несовершенством, на которое таким способом указывает человеку Бог, и преодоление каждой из них является еще одним шагом навстречу Божественной истине. Все привязанности и все захваченности человеческого сознания всегда связаны с его виталом, но если человек начинает жить изнутри, то постепенно все они теряют свою связь с материальным миром и направляются к Божественной истине, которая трансформирует их. И только тогда человек становится сознательным сотрудником Бога в Его работе в низшей полусфере миров. И тогда вся работа, которая прежде представляла трудности, становится Божественной работой, и все проблемы, которые прежде вызывали страдания, несут в себе радость. Духовный путь – это путь воина, который каждый раз, когда встречается с трудностями, связанными с несовершенствами его природы, радуется победе над ними. Духовный воин всегда жаждет новых трудностей, потому что он знает, чем их больше будет на его пути, тем быстрее он будет продвигаться к совершенству. Есть такие слова Христа: «Кого люблю, тех обличаю». Все трудности, которые встречает человек, выбравший для себя духовный путь, – это Божественный способ изобличения человеческих несовершенств. И если человек искренен в своих устремлениях к совершенству, то он должен быть благодарен тем, через кого Бог указывает на его недостатки. Именно об этом говорил Христос: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Оскорбили человека, и он обиделся. Если бы его не оскорбили, знал ли бы он, что он может быть выведен из равновесия и обидеться, что он не выносит критики? Наверное, нет, и Бог, через кого-то, таким образом указал на это его несовершенство. Но изобличение может служить не только цели очищения от несовершенств человека, идущего духовным путем, оно может служить и асурам - сознательным антибожественным сущностям. Их способы овладения человеком чрезвычайно разнообразны, но это всегда совершается через человеческое эго. Их цель – сделать сознание человека узким, корыстным и приземленным, и это, к сожалению, им часто удается.

 Если человек искренне стоит на духовном пути, то он поймет, почему эта ситуация была адресована ему. Чем больше трудностей и проблем будет у человека в его жизни, тем более быстрым может быть его духовный прогресс.

Существует два вида радости. Одна из них возникает при единстве человека с Богом, другая – при витальном единстве. Когда люди собираются в храмах и совместно совершают богослужение, хором поют гимны – это порождает витальное единство и, как результат такого единства – радость. Если люди собираются на какой-либо концерт и эстрадные певцы в сопровождении музыки и ритмичных звуков, соответствующих содержанию их песен, захватывают аудиторию и сотни, а то и больше людей превращаются в единое многорукое и многоголовое существо, сходящее с ума, то это им тоже приносит радость, потому что все слушатели и зрители подчинены одному ритму, который их всех объединяет. Когда люди объединены одним общим витальным порывом, становятся как одно целое, то такое единство тоже приносит радость. Когда человек избежал опасности, которая могла быть для него разрушительной, и сохранил единство своего существа, то сохранение такого единства тоже приносит радость. Радость всегда приводит к энергетическому подъему, повышается обмен веществ, повышается выносливость. Находясь в состоянии такого подъема, человек может «своротить горы». Поэтому в армии людей объединяют ходьбой в строю и пением строевых песен и т.д.

Радость, возникающая при единстве человека с Богом имеет другой характер. Она уже не является радостью достижения чего-то, она – состояние радости, не обусловленное ничем внешним. И еще. Радость единства с Богом неизмеримо полнее, так как она содержит в себе любовь, счастье, опору при возникновении любых проблем, при ней исчезает страх смерти, не возможны отрицательные эмоции и недоброжелательное отношение к кому бы то ни было. Такая радость сладостна и служит защитой от всего темного и ложного.

 

 

МЫСЛИ О СОВЕРШЕНСТВЕ

 

В каждом человеке есть стремление к совершенству, но существует множество направлений, в которых это стремление может реализоваться. Вначале следует все направления к совершенству разделить на две основные группы: первая из них – это группа путей, ведущих к духовному совершенству. Эти пути внутренние. Вторая – ведет к совершенству во внешнем мире. К сожалению, стремление к совершенству во внешнем мире выродилось в стремление к превосходству, поэтому оно очень часто принимает уродливый характер. Совершенство всегда гармонично и раскрывается, и растет в пределах необходимости. Можем ли мы сказать, что культуризм – это стремление к совершенству? Можем, но только в самом начале его. В дальнейшем оно переходит в стремление к превосходству. Конкурсы красоты, которые должны были бы служить идеям гармонии, так же превратились в стремление к превосходству. Для того, чтобы быть защищенным в социальной сфере, необходимо определенное количество средств и определенный социальный статус. Но человек, стремясь к превосходству, увеличивает свои богатства до беспредельности, а свой социальный статус до абсолютности. Я бы назвал это своеобразным социальным культуризмом. Но такого рода стремления к превосходству, являясь извращением истины, порождают разрушительные силы, которые стремяться не только превзойти конкурента, оболгав его, но и уничтожить его. Стремление к превосходству не возможно без лжи, в которой человек перед другими людьми пытается показать свою значимость, нужность, свои возможности, свою бескорыстность, самоотверженность и другие качества, которых у него, возможно, никогда и не было. Существует умный анекдот, который является неплохой иллюстрацией, показывающей некоторые способы самоутверждения. К врачу сексологу пришел пациент с возрастными проблемами.

– Мне семьдесят два года, я одинок уже в течение последних десяти лет и мне хотелось бы иметь семью. Моей избраннице всего пятьдесят пять лет, и я чувствую себя неуверенным как мужчина.

– Но вам уже идет восьмой десяток, и ваши проблемы не являются трагедией. Всему свое время.

– Но моему соседу восемьдесят три года, а он нередко рассказывает о своих многочисленных похождениях, которым его возраст не является препятствием.

– А почему бы и вам так же, как ваш сосед, не рассказывать?...

Человеческая гордыня, зависть, ревность, корыстолюбие и др. – это все искаженные, изуродованные варианты стремления к совершенству. Фактически все события, происходящие на земле, которые приносят людям боль и страдания, в конечном счете являются причиной того, что кто-то стремится к совершенству, но искаженному, уродливому, эгоистичному. В действительности такого рода «совершенства» разрушают все лучшее, что может родиться в человеческом сердце. Под флагом стремления к «совершенству» человечество стремительно катится к своему разложению и вырождению.

Истинное совершенство не может быть за счет кого-то другого, в нем никогда не будет корысти. В истинном совершенстве нет иерархии значимостей, и человек, стремящийся к совершенству или достигший в чем-либо совершенства, не считает себя более значимым, чем те, кто не имеет этого совершенства.

Истинное совершенство всегда имеет два полюса: внутренний, который является источником и основой внешнего совершенства, и внешний, являющийся отражением внутреннего совершенства. Истинное совершенство – это постоянное восхождение сознания, которое никогда, ни на мгновение не останавливается, что было бы равносильно смерти.

Истинное совершенство – это бессмертие.

 

 

К БОЖЕСТВЕННОМУ АВТОСТОПОМ.

Редко кто из людей, избравших для себя духовный путь, с самого начала остаются устойчивыми в своих усилиях и в своем постоянстве стремлений к Божественной истине. Обычно бывает интенсивное начало, затем, некоторое время спустя, наступает состояние усталости, а скорее, прежде необычное становится обычным и поэтому быстро надоедает, что приводит к необязательности выполнения духовной работы. Другие люди быстро охладевают, потому что не получают сразу ожидаемого ими результата.

Так бывает у большинства людей вначале их духовного пути. Главное не в том, что у человека нет изначально непрерывности усилий, а в том, что в дальнейшем он снова и снова возвращается к прерванной им прежде работе над собой. Постепенно человек все чаще и чаще возвращается к прерванным усилиям, вспоминая необходимость выполнения взятых прежде на себя обязательств, и, наконец, приходит время, когда человек постоянно помнит, что он избрал для себя духовный путь, и постоянно чувствует потребность очищения себя от всевозможных несовершенств. Человек начинает жить по-другому не потому, что он избрал для себя более высокую цель и теперь стремится к ней, а потому что он не может жить иначе. Если мы стремимся к далекой цели, то наши сегодняшние успехи нам всегда кажутся очень незначительными, что нередко приносит разочарование, а в дальнейшем, возможно, и охлаждение. Поэтому на духовном пути нужно жить здесь и сейчас, тогда даже небольшие успехи будут для нас достаточно значимыми, чтобы поддерживать в нас огонь стремления.

В дальнейшем, когда не только наш ум, но и наш витал примет как необходимость путь духовности, работа по трансформации наших несовершенств станет более интенсивной, потому что именно витал в начале пути сопротивляется более всего духовной работе, так как она ущемляет его витальные амбиции. Когда ум и витал приняли путь духовности, тогда внутренняя работа становится более эффективной и начинает приносить глубокое удовлетворение. Ожидания многих трудностей, которые прежде казались почти непреодолимыми, теперь несут в себе радость. Теперь вы используете каждую возможность, чтобы осознать в себе различного рода внутренние состояния или движения, которые возникают в ответ на какие-либо внешние обстоятельства. Вы начинаете осознавать, что вашими реакциями управляют не обстоятельства, как вы думали прежде, а внутренние состояния, которые, очень часто, совсем не связаны с внешними обстоятельствами. Тогда внешние обстоятельства становятся для вас не причинами, а осознаваемыми поводами для того, чтобы реализовать внутреннее состояние. Зная это, вы перестаете потакать такого рода побуждениям. Одновременно вы начинаете осознавать, что ваше терпение становится все более устойчивым, а ваша бдительность – более постоянной.

Со временем вы начинаете замечать, что интересы ваших прежних друзей становятся чуждыми для вас, и вы без каких-либо переживаний оказываетесь перед фактом, что встречи с прежними вашими единомышленниками становятся для вас не интересными, а возникающая отчужденность от того, что было прежде для вас близким, вас вполне удовлетворяет. Но это совсем не значит, что вы стали к ним относиться хуже, нет, просто вас перестали интересовать прежние увлечения, и прежние способы времяпрепровождения. Вы полны ко всему доброжелательности и понимания. Вы ничего не отвергаете, и в то же время, вас ничто не захватывает. Если вы любите, то не по торговому принципу – «ты мне – я тебе», потому что ориентируетесь не на внешние проявления. Если вы сострадаете, то не с позиции жалости, если вы помогаете кому-либо, то не для удовлетворения своего эго. Вы начинаете понимать, что Бог помогает вам осознать свои несовершенства, посылая вам всевозможные обстоятельства, которые вы прежде называли наказанием. И чем дальше продвигаетесь по духовному пути, тем больше радости и спокойствия в вашей жизни. Ваша жизнь приобретает смысл, который прежде постоянно ускользал от вашего сознания, потому что цели, к которым вы стремились когда-то, каждый раз оказывались ложными. «Познай самого себя», – говорили мудрецы в древности. «Царство Божие внутри нас», – сказал Иисус Христос. И вы, познавая самого себя, стали на внутренний путь, чтобы приблизиться к Богу и стать Его сотрудником и исполнителем Его воли.

 

 

В НАЧАЛЕ ДУХОВНОГО ПУТИ

 

 

Человек становится на духовный путь тогда, когда начинает чувствовать неудовлетворенность тем, чем он является в настоящее время. Иногда эта неудовлетворенность может стать критической. Это может быть в том случае, когда жизнь загонит его в тупик, из которого выхода нет и можно надеяться только на чудо. Но чаще всего неудовлетворенность нарастает и осознается постепенно, и у человека возникает состояние слепого поиска. Он еще не знает, почему ценности жизни потеряли свое прежнее значение. Возникает состояние своеобразного отрезвления или пробуждения, во время которого он воспринимает жизнь более остро, чем это было прежде. И тогда начинается вначале неосознанный поиск. Человек начинает интересоваться определенной литературой, которая, по мнению ее авторов, ведет к совершенству или к приобретению каких-то способностей. И нередко, когда такому человеку попадает в руки что-либо особенно интересное, он начинает думать, что это и есть то, чему он может посвятить всю свою жизнь. Или же он оказывается втянут в какую-либо секту религиозного типа, в которой он пытается найти удовлетворение своим поискам. Но проходит время, и постепенно вновь появляется состояние неудовлетворенности, осознавание, что найденное им не является тем, что он искал. И снова продолжается поиск. Человек бегает на всевозможные публичные лекции, присутствует на различного рода вечерних беседах, выполняет разнообразные йогические и нейогические упражнения, которые могут дать ему какие-то совершенства, или же улучшить его здоровье. Но чувство, что он занимается не тем, чем следует, теперь уже не оставляет его. И он снова в поиске. Но однажды он находит то, что так долго искал. Возможно, искал неосознанно, искал побуждаемый к этому изнутри.

Этот человек входит в следующую фазу эволюции своего сознания. Он начинает видеть, что не только его прежняя жизнь была неправильной, но и сам он был не тот, кем он должен быть. Он не может быть прежним, и он, пока еще не ясно, но уже осознает, каким он должен быть. Но это еще не значит, что в это время он отдает все свои силы и все свое время на трансформацию своей жизни и самого себя. Он еще принадлежит привычному, хотя и отвергаемому им миру. Но теперь он пытается вырваться из этого традиционного, привычного уклада человеческой жизни, он уже не может мириться с теми условностями и традициями, которые прежде определяли каждый шаг его жизни. Он хочет быть другим не потому, что это сделает его более значимым в глазах окружающих его людей, а потому что видит, что не может быть прежним. И именно в этот период пробуждения его сознания к нему приходят необходимые знания в разнообразных формах, подсказывающие ему направление его работы. И он начинает осознавать, что прежняя жизнь, которая была похожа на жизни миллионов других людей, была более определенной и спокойной, и в то же время он осознает, что она была похожа на устоявшееся болото, в котором уже ничего не меняется. Но у него уже нет сомнений в своем выборе. Он уже знает, что по-прежнему жить уже не сможет. В первой, а иногда во второй, фазе эволюции сознания человек однажды соприкасается с Божественной любовью. Правильнее было бы сказать, что Бог показывает человеку свою к нему любовь. Это воспринимается как волна любви, счастья, радости, блаженства, которая вдруг поднимается в его груди, не обусловленная ничем внешним и ни на кого не направленная. Она принадлежит только ему и является своеобразной печатью Бога, который избрал его для своей работы здесь, на Земле. Это и обещание будущего. Потом это состояние, в христианстве называемое благодатью, а в йоге - анандой, уходит, оставляя печаль по утраченному чему-то великому. Но, в действительности, ничего не утрачено, это обещание, показывающее направление, в котором должен идти человек. Это поворотный пункт, когда внутреннее истинное существо готово взять на себя руководство его духовной работой. Человеку как бы дается попробовать Божественной любви, к которой он должен стремиться.

И тогда может наступить третья фаза эволюции сознания человека. Эта фаза характеризуется тем, что человек не просто хочет быть другим, он хочет быть инструментом Божественной воли, теперь его внутренним состоянием и всей его сутью становится устремление к Божественной истине и любви, которую он может выразить в словах: «Пусть все будет так, как хочешь Ты». Теперь его жизнь становится служением Божественной истине, что приводит к основательной трансформации его сознания. Его учителем в этой фазе духовной работы становится сам Бог, который определяет каждое его действие, его мысль и желание.

Не следует думать, что такого рода духовная трансформация сознания человека происходит по воле человека. Даже первоначальная неудовлетворенность своей жизнью определялась стремлением внутреннего истинного «Я» человека изменить человеческое существо, направить его на путь поиска Божественной истины и в дальнейшем к освобождению от многочисленных несовершенств человеческой природы и обожествлению материи. Человек, однажды став на духовный путь, останется до конца своей жизни страдающим духовной нищетой, потому что внутренняя жажда духовности не может быть когда-либо удовлетворена, поэтому самые великие духовные учителя в наибольшей степени страдали такого рода духовной нищетой. Это в какой-то мере можно сравнить с жаждой жизни, но даже в этом случае духовная жажда может быть сильнее ее.

 

 

ВЫБОР НА РАСПУТЬЕ

 

Перед человеком, когда он собирается делать следующий шаг, всегда появляется выбор, в каком направлении этот шаг должен быть сделан. И этот выбор по-разному осуществляют люди, идущие духовным и материальным путями. Человек, идущий материальным путем, может выбирать только то, что не опасно для его жизни, а если опасно, то может быть с лихвой компенсировано материальными благами. Он выбирает то, что дает ему выгоду или в социальном положении, или же в материальном плане.

Человек, идущий духовным путем, встречает ситуацию выбора, имея совершенно другую цель. Этот человек хочет стать совершенным. Поэтому каждую трудность он воспринимает как указание на какое-то свое несовершенство и принимает ее как милость на духовном пути. Решение внешних проблем он в первую очередь связывает с какими-то своими внутренними несовершенствами и только потом предпринимает определенные действия в материальном мире. Даже в том случае, когда его деятельность связана с материальным миром и он призван выполнять деятельность, связанную с распределением материальных благ, он не перестает совершенствовать себя, так как в этот период его окружает, возможно, наибольшее количество соблазнов. И в этом случае перед духовным искателем встает выбор, который может быть сделан или в материальном направлении, или в духовном. Может быть даже такая ситуация, когда он должен будет пожертвовать материальным ради духовного.

Человек, идущий духовным путем, оказывается в состоянии постоянного выбора и при общении с окружающими его людьми, потому что это наиболее эффективный путь познания самого себя со всеми своими несовершенствами. Мы должны не забывать, что при общении с людьми на первом месте у нас всегда стоит эго. Именно оно определяет наши позиции по отношению друг к другу.

 

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!