ДВЕ ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ



 

Существует притча о трех слепых, которым было предложено описать слона. Ни один из них не видел слона целиком и на ощупь пытался определить, что он собой представляет. Но так как они ощупывали разные его части, то в результате их мнения радикально разошлись. Человеческий ум можно сравнить со слепым человеком, который может воспринимать объекты только на ощупь. Можно сравнить его и с человеком, страдающим очень высокой близорукостью, который оказался перед мозаичной картиной. И так как издали он ничего рассмотреть не мог, то, рассматривая ее вблизи, видел только отдельные цветные пластинки мозаики. Он изучал их форму, цвет и даже пробовал на вкус. Но увидеть картину целиком близорукий человек не может. Он может видеть только ее отдельные фрагменты - таков человеческий ум.

Сердце, в отличие от ума, не страдает близорукостью, и оно способно не только видеть одновременно все части целого, но и способно к творческому прозрению. Ум не способен творить, и его основной функцией должно быть материальное воплощение того, что предложит ему сердце, и статистическая обработка фактического материала.

 

ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР

 

Считается, что проекция на экран какого-либо фильма со скоростью двадцать четыре кадра в одну секунду создает иллюзию его непрерывности, а если вставить двадцать пятый кадр какого-либо другого содержания, то зритель этого не заметит. Но каждый человек имеет подсознательное восприятие реальности и способен осознавать события длящиеся микросекунды. Примером этому могут быть события, происходившие во время Великой Отечественной войны, когда некоторые солдаты осознавали взрыв гранаты или снаряда в мельчайших деталях, как-будто бы процесс взрыва происходил с очень замедленной скоростью. В этих случаях можно говорить, что эмоциональное состояние человека расширило диапазон возможностей его восприятия, и подсознательное стало осознанным. В действительности, внешний мир воспринимается человеком одновременно на многих уровнях, а не только при помощи традиционных органов чувств, диапазон восприятия которых очень ограничен. Мне однажды пришлось участвовать в экспериментах по обучению студентов восприятию цветных карт в полной темноте. К тому же глаза студентов были в этот период завязаны, карты же располагались за небольшой ширмой, которая устанавливалась на столе перед каждым испытуемым. Полученные результаты распознавания цвета карт были вполне достоверны. Не менее интересны были сеансы чтения без участия органов зрения, проводимые Розой Кулешовой. Она могла распознавать рукописный или же печатный тексты любой частью своего тела и даже на расстоянии от них. При этом ее глаза так же были закрыты повязкой. Можно сказать, что человек воспринимает мир всем своим существом, но осознает только то, что воспринимает внешними органами чувств. Правда, иногда человек осознает то, что, казалось бы, осознавать не должен. Предположим, вы слушаете человека, говорящего о чем-то, что близко вашим интересам, но одновременно осознаете, что цель его разговора с вами совершенно другая, в которой он преследует свои собственные интересы. Этот человек не лжет, похоже, его речь искренна, но то, что остается «за кадром», говорит об обратном.

 

 

ВАЖНОСТЬ СОСТОЯНИЙ

 

Состояние человека – это внутренняя его атмосфера, это фундамент его интересов и это основа его отношения к окружающему миру и к самому себе. Именно состояние определяет выборочную восприимчивость человека среди того, что встречается ему на пути, и состояние определяет способ реакции человека на окружающую его реальность. Очень часто состояния решают, каков будет результат каких-либо усилий. Человек часто не подозревает, что его состояния определяют его судьбу. Можно сказать, что именно состояния управляют человеческой жизнью.

Если все это действительно так, то было бы очень интересно узнать, что порождает эти состояния и каковы их разновидности? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо остановиться на структуре человеческого витала. В земном мире человек – уникальное существо, потому что связан со всеми мирами, которые окружают Землю. Бытие каждого из многих миров, основанием которых является Земля, возможно только в пределах диапазона вибраций этого мира. Существующие витальные миры по шкале вибраций представляют собой восходящую лестницу, берущую начало от темных – витальных – миров смерти, и заканчивающуюся мирами света, высокой гармонии и радости – мирами богов. Человеческий витал состоит из многих частей, каждая из которых созвучна соответствующим мирам. В психологии эти части называют субличностями, и благодаря им человек имеет возможность воспринимать все эти миры. Такое восприятие может осознаваться как различного рода эмоциональные состояния: это может быть состояние уныния, страха или тоски, оно может проявляться как влечение или побуждение, оно может осознаваться как животное желание или похоть, и состояние может быть высоким и радостным. Некоторые люди способны осознавать в себе состояния вдохновения, любви, сострадания или же находиться в возвышенном молитвенном состоянии и осознавать в себе стремление быть сотрудником Божественного в его работе на Земле.

Состояния могут вызываться внешними обстоятельствами, например, просмотром определенной направленности фильмов или же участием в каких-либо событиях. И вообще, если быть внимательным к своим внутренним состояниям, то легко можно осознать, что любые взаимодействия с внешним миром ведут к возникновению определенных состояний. Состояния определенной направленности могут возникать и при изменении гормонального фона, и при многих других физиологических процессах. И, наконец, они могут быть следствием усиления влияния на человека какого-либо из витальных планов. Все это становится возможным только потому, что каждая из субличностей периодически нуждается в своей реализации, что можно сравнить с ее голодом, который она и стремится удовлетворить. При этом она приходит в состояние возбуждения и своими вибрациями создает своеобразный мостик между собой и соответствующим ей планом Бытия. Этот мостик продолжается и в сторону сознания человека, что создает у него не только определенные состояния, но и соответствующие им влечения, стремления, интересы, побуждения и т. п. В тех случаях, когда голод какой-либо из субличностей сознательно не удовлетворяется человеком, она постепенно теряет свою энергию и, если можно так сказать, засыпает. Правда, прежде чем «заснуть», она будет пытаться периодически атаковать человека, чтобы взять реванш, но если человек настойчиво отвергает ее влияния, она уходит на задний план и пребывает там в неактивном состоянии. Опасность такого рода атак состоит в том, что они совершаются в такое время, когда человек наименее сознателен, когда его сознание наиболее сужено. Зная это, человек, посвятивший себя духовной работе, будет не только постоянно бдительным, чтобы не быть захваченным врасплох подобными атаками, но и внимательным при выборе обстоятельств.

 

ЖИТЬ ИЗНУТРИ

 

По поводу идеи о необходимости «жить изнутри», которую однажды высказал Шри Ауробиндо, существуют различные мнения. Одни думают, что для этого достаточно прислушиваться к своему «истинному сердцу» или к «голосу совести», идущему изнутри. Другие считают, что для этого необходимо концентрироваться в пространстве позади сердца. И от них нередко можно слышать вопрос: с какой стороны следует входить в это пространство - сверху, сзади или спереди? В действительности, «жить изнутри» – это совсем не означает концентрации в своем сердце или же позади него. Внешний полюс сознания имеет свое предназначение – он должен воспринимать материальный проявленный мир посредством внешних органов чувств, а оценку воспринятого будет делать человеческий ум. Особенностью внешнего полюса сознания является то, что он может концентрироваться только на конкретных объектах. Наиболее успешными такого рода его концентрации бывают в тех случаях, когда эти объекты подвижны или изменчивы. Поэтому внешний полюс сознания не может быть эффективным при концентрации на «истинном сердце». Он там просто ничего не найдет, ему там будет не на чем остановиться, а концентрироваться на пустом пространстве он не может. Внутренний полюс сознания иногда называют духовным полюсом сознания. В отличие от внешнего полюса он не может создавать фокус концентрации, но зато может «присутствовать» при каком-либо событии как свидетель или осознавать различного рода влияния или изменения внутренних состояний, которые возникают в связи с воздействием на человека окружающих Землю миров или сущностей, обитающих в этих мирах. Благодаря этой своей особенности он может помочь человеку не только осознать всевозможные влияния внешнего мира при его взаимодействии с ним, но и осознавать влияния внутренние, наиболее важным из которых является отношение его истинного «Я» к различным событиям окружающей человека реальности. Известно, что всевозможные витальные миры, окружающие Землю, воспринимаются человеком как различные эмоциональные состояния (следует отличать эмоциональные состояния от эмоций), и это восприятие происходит при помощи внутреннего полюса сознания. И, кроме того, внутренний полюс сознания имеет неизмеримо более высокую восприимчивость. Для ума, который является инструментом внешнего мира и который управляется низшей природой, осознавания, идущие от духовного полюса сознания, непонятны, и поэтому он с большим трудом находит необходимые выражения в своем арсенале слов, чтобы, хотя в какой-то степени, выразить эти состояния. Поэтому человек, у которого открыт внутренний полюс сознания, во многом не понятен для окружающих его людей, потому что во многих случаях в своей практической жизни он опирается не на логику ума, а на влияния, идущие от духовного полюса сознания, расположенного позади его сердца. Диапазон восприятия различных влияний духовным полюсом сознания невероятно широк. Очень важно научиться различать источники этих влияний, без чего идея «жить изнутри» для человека теряет всякий смысл. Но так как внутренний полюс сознания человека воспринимает преимущественно влияния истинного «Я» – высочайшей Божественной сущности, обитающей во внутреннем пространстве человеческого существа, то для человека не представляет особых трудностей отличить высокие влияния, идущие из сердца, от влияний другой природы, которые могут придти или от низших чакр, или извне. Такое преобладание становится возможным только потому, что истинное «Я» к тому времени успевает в значительной мере изменить все предпочтения человека. Для него становится более значимым все, что идет от его истинного «Я», и он начинает осознавать, что восприятие мира и его собственной личности происходит из пространства позади его сердца.

Но не следует думать, что механическая концентрация внимания на внутреннем пространстве не имеет никакого значения. Если человек это делает искренно, то его усилия будут формировать намерение, которое является частью Божественной воли. И это, конечно же, приведет к открытию внутреннего полюса сознания. Здесь под искренностью понимается неэгоистичность устремлений человека.

 

 

ФАТАЛИЗМ И ЭВОЛЮЦИЯ

 

В человеческой цивилизации существует только два типа власти – светская и духовная. Под духовной властью здесь имеется в виду власть религии. И если нарушение законов светской власти воспринимается как преступление против общества, то нарушение законов, догм духовной власти расценивается как ересь, богоборчество.

Каждый народ имеет свои мифы, образующие эпос, который следует считать священным для народа, создавшего его, потому что в нем живет душа этого народа. Обычно эпос, как бы он ни был мифологичен, считается частью судьбы народа и является основой его дальнейшей истории. Мифы, входящие в эпос, всегда имеют вымышленную часть, которая должна служить назиданием потомкам, и действительную историческую реальность. Причем, эта реальность, нередко значительно искаженная в угоду вымышленной части, имеет второстепенное значение и играет роль своеобразного якоря, подтверждающего истинность и значимость мифов.

В каждом народе эпос является священной частью его истории, потому что мифы, входящие в него, это не только начало истории этого народа, но начало творения Вселенной. Поэтому, нередко, древние мифы являются основой не только души этого народа, но и его религии. Яркий пример этому мы находим в еврейских мифах, объединенных в эпосе, который носит название «Ветхий завет».

 Религии так же могут иметь свой эпос. Примером этому может быть «Новый завет», положивший начало Христианству в современной цивилизации. Эпос любого народа имеет очень большое значение не только в его самоутверждении, но и для его значимости в глазах других народов. Уже много столетий Христианство, выросшее из иудаизма, распространяет по всему миру не только учение Христа, но и эпос еврейского народа. И это имеет большое значение не только для тех, кто исповедует иудаизм, но и для всего остального человечества. Миллионы библий на всех языках мира гласят об избранности Богом израильского народа, что придает этому народу особый блеск в глазах и чувство собственной значимости в сердцах. И в то же время Христианство продолжает нести крест своего учителя на своих плечах, крест покорности и всепрощения. Оно помнит, что, «всякая власть дана от Бога и не повинующийся власти – не повинуется Богу». христиане не забывают, что «даже волос с головы твоей не упадет без воли Его». Поэтому в минуты слабости и неудач, тихо про себя говорят: «На все Божья воля». И еще они помнят, что Бог на небе, а они на земле и что без посредников им, страждущим, не обойтись: «Отче наш, сущий на небесах…». И идут они в храмы, с просьбой к пастырям помолиться за них, молятся они и тем, которые уже давно оставили Землю и причислены к лику Святых. Но не всегда заступники перед Богом могут помочь им, и тогда в печали люди тихо повторяют: «на все воля Бога…». И, кажется, нет никакого выхода. Идут люди теми путями, которыми шли их деды и прадеды и в социальном мире, и в мире «духовном». Может быть, что-то и меняется в их материальной судьбе, но не меняется сам принцип существования не только для отдельных людей, но и для целых народов, и даже для всего человечества. То, что люди вышли в космос и изобрели атомную бомбу и суперкомпьютеры, – ничего не изменило. Супертехнологии не сделали людей ни счастливее, ни умней. Глаза человека так и остались прикованными к земле и к храмам, куда приходят на работу Божьи посредники. «Все в руках Божиих», «Бог терпел и нам велел».

И исчезают последние сомнения в том, что люди спят. Проходят тысячелетия, а люди все те же. Правда, им теперь нужно больше учиться, чтобы втиснуть в свой ум как можно больше профессиональной информации, а руки приучить к более тонким движениям, но все это имеет ту же самую цель, что и тысячу лет тому назад – необходимо выжить, получить свою долю удовольствия, а потом состариться и умереть. Правда, у христианина или исповедующего ислам есть надежда, что они после смерти попадут в рай. А у исповедующего иудаизм даже этого нет, и ему приходится следовать в земном своем существовании принципу: «бери от жизни все». У него нет посмертного рая, поэтому он, насколько это ему удастся, должен создать для себя рай на Земле еще при своей жизни. И неважно, какую религию исповедует человек, пусть даже никакой религии не исповедует, его путь остается предсказуемым, потому что Бог уже все для него предопределил. Ванга предсказывает Будущее человека, а Нострадамус – будущее целых народов за сотни лет до их появления на Земле. Все уже заранее предопределено, и незачем упираться и пытаться что-то изменить – «летай иль ползай, конец известен, все в землю лягут, все прахом будет».

Если смотреть с этих позиций на человеческую жизнь, то святость и греховность не имеют никакого значения, потому что будущее для каждого человека уже предопределено. Всевозможные преступления, которые совершают люди, так же предопределены заранее и люди только являются их исполнителями. Правда, из-за своего неведения они предполагают, что все это они делают по собственной воле. Но тогда такого рода предопределения, если смотреть на них с человеческих позиций, становятся циничными.

Есть хороший вопрос, который должен задавать себе человек, когда встречается с каким-то событием или фактом: «кому это нужно?». Поясню это маленьким примером из телевизионной рекламы пива, которая была показана утром 30 сентября 2003 года по петербургскому телевидению. Показывают круглый пустой аквариум, и за экраном слышен голос: «Берем Чайковского и ставим его в аквариум. А теперь льем на него воду, и ничего не происходит. А теперь возьмем другой аквариум и насыплем в него чаю, и снова льем воду, и вы видите, что эффект совсем другой». При этом на экране вспыхивают пенные бокалы пива. И как-будто все. Чайковский, великий русский композитор, гордость русского народа – и с ним обращаются, как с булыжником. В глазах зрителя ореол композитора сразу бледнеет. То, что было ценным, стало менее значимым. И чем меньше будет русских ценностей такого рода, тем в большей мере будет мельчать русский человек. Это кому-то надо? И, конечно, не русскому человеку.

Но вернемся к предопределению. Там, где все фатально неизбежно, не возможна никакая духовная работа, потому что она предполагает сознательное восхождение к Божественному. Конечно, можно сказать, что и это было предопределено, но тогда зачем человеку прилагать какие-то усилия, чтобы духовная работа была сделана? Для чего существуют множество методов духовной практики в самых различных традициях? И если все предопределено, то какой смысл в словах «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей…»? Если на пути моего предопределения есть собрание развратителей, то я уже не могу быть блаженным мужем! А кто для меня создал это предопределение, не божественная ли воля? «Даже волос с головы твоей не упадет без воли его…». На все это может быть только один ответ, что предопределение существует только для тех людей, которые совершенно бессознательны в своих отношениях с окружающей их реальностью. В этом случае они подобны осеннему листу, который летит туда, куда несет его ветер, или же ручью, направление русла которого определяется рельефом местности. Когда человек стал способен к самоосознаванию, все изменилось. Часть Божественной воли была передана ему для того, чтобы он стал сознательным сотрудником Бога, а не просто бездумным его исполнителем.

Человечество уже многие тысячи лет ходит по кругу своей несознательности. За это время приходило на Землю множество учителей, которые своим учением пытались пробудить человечество, но только немногие просыпались и становились сознательными сотрудниками Бога. Остальные создавали религии, которые делали их сон более приятным, потому что в нем появлялась эмоция надежды. Любая религия обещает или нирвану, или рай, и любой религиозный человек надеется, что эти обещания сбудутся.

Однажды в одном из своих писем Шри Ауробиндо сказал, что темные силы всегда стремятся к разделению, а светлые – к единению. Эволюция – это всегда движение к новому, более совершенному и прекрасному, к единению с Божественным. И она становится возможной, если в ней встречаются два потока: один из них восходящий, который содержит в себе все более совершенное, другой – нисходящий, который разделяет, разрушает все, что не способно участвовать в эволюционном восхождении. Следовательно, эволюция возможна только при взаимодействии темных и светлых сил. Живой организм может расти и совершенствоваться только в том случае, если в нем будут отмирать клетки, которые функционально не пригодны для жизни, но это совсем не значит, что должен умереть весь организм и восстать, как феникс из пепла. В дальнейшем, когда разрушительные силы начинают преобладать, происходит увядание организма и его гибель. То же самое происходит и в более крупных объектах. Таким примером может быть распад социалистического лагеря. Конечно, это произошло не без вмешательства инфекции извне, которая, внедрившись в организм социалистической системы, стала разлагать ее изнутри. Но то же самое мы можем наблюдать и среди отдельных людей, которые, принимая алкоголь и любые другие наркотики, укорачивают жизнь своего организма. Повсюду действуют эти две силы, и эволюция человеческого духа не возможна без их вмешательства. Каждая из этих сил, в земной эволюции сознания, действует через определенные народы. Если мы будем внимательны к социальному процессу созидания, единения, разделения и разрушения, то нам скоро станет очевидным, что к созиданию и единению ведут идеи и все то, что можно отнести к духовности. И напротив, к разделению и разрушению ведут внешние материальные способы или приемы, и в этом особенно большое значение имеют деньги, которые все обезличивают и превращают в товар не только человека, но и человеческие чувства, искусство и культуру народа. Примером этому может быть грядущая глобализация.

И если перед нами встает вопрос, какое место должен занимать человек в потоке этих двух сил, то на него может быть только один ответ: это место не может быть на стороне сил разделения и разрушения. В сегодняшнем мире идея непротивления злу насилием, идея, которая утверждает, что всякая власть дана от Бога, не повинующийся власти – не повинуется Богу, и идея призывающая к пассивности, звучащая в словах: «даже волос с головы твоей не упадет без воли его», – все это становится инструментом, способствующим разрушительным влияниям на Земле. Для человека есть только один путь, ведущий к единству, созиданию и могуществу. Человек – не просто поле взаимодействия сил света и тьмы и не только канал, через который эти силы проявляют себя. Он имеет волю управлять потоками этих сил, и от его выбора во многом зависит, насколько эффективно могут проявлять себя они на Земле. Поэтому фатализм – это идея, противоположная не только свету истины, но и идее бесконечной Божественной эволюции, это идея, ведущая к разрушению.

Нет никакого смысла в жизни, которая из поколения в поколение неизменно повторяет самую себя, и нет никакого смысла в жизни, в сердце которой не горит пламя Божественного стремления к бесконечному совершенству своего сознания. Ничего не стоит для Бога жизнь того человека, который готов быть рабом, быть даже ничтожеством ради самой жизни. Жизнь животного, возможно, более ценна, потому что однажды это животное сможет собой накормить другое существо. Даже растение выполняет на Земле свое предназначение. Жизнь никогда не существовала ради самой жизни. Все во Вселенной имеет свое предназначение. Можно предполагать, что человек, осознавший свое предназначение, должен стремиться к воссоединению со своим творцом. И существует множество учений, которые утверждают эту идею, но человек не бумеранг, пущенный ловкой рукой аборигена-австралийца. Хотя бумеранг так же имеет свое предназначение. И человек – не «блудный сын», прошедший огонь и воду и вернувшийся в лохмотьях к своему отцу. Богу не нужен человек и даже человечество, которые жили ради самих себя, но не ради того, для чего они были созданы на Земле. Ему не нужны те, которые стремятся только к своему внешнему комфорту в любых его проявлениях. Богу не нужен раскаявшийся бродяга, который промотал все, что ему было дано изначально, и Богу не нужна неизменность вернувшегося бумеранга. Человек – это сотрудник Божественного, сознательно участвующий в его эволюции. Каждый человеческий шаг в земном мире – это неустанное восхождение человека ко все более совершенному сознанию, к тем вершинам, когда станет возможной трансформация материи его собственного существа. Но и это только начало бесконечного пути духовного восхождения.

 

 

ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ ВОЗДЕРЖАНИЯ

 

Ахимса в восточных религиозных традициях – это непричинение вреда, ущерба, убийства, ненасилие не только в действиях, но и в речах и мыслях. Это первая из пяти ступеней воздержания ( следующие четыре: не произносить ложь, не стремиться к стяжательству, не быть рабом чувственности и отвергать алчность). В действительности, земной мир не содержит в себе принципов воздержания. Вселенная, в которой живет человек, хищница. В ней все поедают один другого. И в основе этой поедающей самую себя пирамиды жизни, находятся растения. Только они никого не поедают, за исключением очень немногих, но зато, прямо или косвенно, кормят все остальные формы жизни. Но растения так же чувствующие организмы. В настоящее время наука накопила достаточно фактов, свидетельствующих об этом. Если человек не будет убивать растения и животных, чтобы кормить свое тело, то скоро исчезнет с лица земли. Ахимса рекомендует не причинять ущерба, т. е. не присваивать себе то, что принадлежит другому, и не разрушать то, что он сам не создавал. Если будет исполняться эта часть ахимсы, то остановятся все предприятия, невозможен будет коллективный труд, так как часть труда присваивается или хозяевами предприятий, или же государством. Любое человеческое общество может существовать как одно целое только потому, что в нем существуют законы и правила, которые определяют взаимодействие людей друг с другом. Даже в самом свободном человеческом обществе для человека оставляются только коридоры дозволенного, за пределы которых он не должен выходить. И это является постоянным источником насилия, начиная от первичной ячейки общества – семьи и кончая государством. Правда, люди очень скоро привыкают к стенам своих коридоров и, за небольшим исключением, не пытаются проникнуть за эти пределы. Это становится для человека настолько привычным, что если однажды эти стены рухнут, то люди все равно будут в лучшем случае двигаться в пределах предполагаемых ограничений, в худшем – сами придумают для себя, по их мнению, необходимые ограничения. Люди хотят, чтобы над ними совершалось насилие ограничений, потому что они не знают, как использовать свалившуюся на них свободу. Но наиболее трудной частью ахимсы является ненасилие в речах и мыслях. Трудность состоит в том, что человек двойственное существо. В нем есть как светлая, так и темная сторона его личности, и каждая из них требует своей реализации. Поэтому в человеке постоянно взаимодействуют желания и побуждения как светлые, так и темные и, конечно же, соответствующие им мысли. Первая ступень воздержания станет более понятной, если во всем будет умеренность и все будет совершаться только в степени разумной необходимости.

Следующей ступенью воздержания является непроизнесение лжи и несовершение ложных поступков. Эта часть духовной практики кажется совершенно невыполнимой, потому что не каждая правда содержит в себе истину и очень часто является ложью. Если вы скажете человеку, который всеми силами цепляется за жизнь, что он скоро умрет, и в ваших словах будет действительная правда, то эта жестокая правда все-таки будет ложью. Но если вы ему скажете, что люди выздоравливали и после более тяжелых заболеваний и что он обязательно справится со своим недугом, то эта ложь значительно ближе к истине, чем жестокая прежняя правда. Спектр истины очень широк и содержит в себе как наиболее темные свои части, так и те, которые наиболее близки к истине, и каждый элемент этого спектра можно назвать правдой, поэтому у каждого человека она в какой-то мере своя. Поэтому правда может быть как разрушительной, так и созидательной.

К ложным поступкам можно отнести все действия, которые человек совершает во благо, а получает противоположные результаты. Для примера возьмем вознаграждение за какой-либо труд. При выполнении какого-либо труда у человека может быть только две цели. Одна из них, более благородная и ценная, – это та, которая не содержит в себе материальной корысти и приносит человеку удовлетворение, потому что ему интересен сам процесс труда, который сопровождается не только положительными эмоциями, но и познанием чего-то, содержащегося в этом труде. Оказывается интерес человека к процессу труда и познания падают, когда человек получает повышенное вознаграждение за этот труд. Тогда человек начинает работать за вознаграждение, а не за то удовольствие, которое он получал прежде. Это очень интересный аспект ложных поступков или ложных действий. В первом случае человек обогащается внутренне, духовно, во втором – материально и постепенно теряет возможность своего духовного роста за счет роста интересов материальных. То же самое мы найдем и в воспитании детей современными родителями, когда они, стремясь к благу своего ребенка, делают все, чтобы вырастить из него не чудо, а чудовище.

Ложь может быть и в чувствах. Так, человек может говорить, что он кого-то любит, и перечислять различные положительные качества своего любимого, чтобы показать, что он выбрал того, кто достоин его любви. Но такого рода любовь так же корыстна, как и любовь за денежное вознаграждение. Очень часто корыстная любовь требует обязательного ответного чувства и даже ответных поступков. Она может сделать человека несвободным и становится, в лучшем случае обязанностью или долгом, которому изменять нельзя не только на деле, но и в мыслях. Практически, почти все человеческие чувства ложны, потому что в большинстве своем они содержат в себе корысть.

Следующая ступень воздержания рекомендует не стремиться к стяжательству. В действительности, и это качество для человека остается не досягаемым, потому что в своей основе оно естественно для того, чтобы могла образоваться определенная иерархическая структура. Любая иерархия имеет форму пирамиды, и без иерархических отношений не возможно равновесие, где бы то ни было. Возможно, эта ступень воздержания требует умеренности и адекватности не только своим собственным качествам, но и окружающим обстоятельствам.

Затем идет чувственность, под которой понимаются все чувственные наслаждения и радости, но и здесь найти грань между физиологически оправданными переживаниями и теми, которые находятся за этой гранью, очень трудно. И существуют наслаждения единством с Божественным, когда человек испытывает беспредельное наслаждение в потоке ананды. В данном случае важно, чтобы наслаждения не стали для человека целью.

И, наконец, алчность. У человека она не знает предела и может проявляться в чем угодно. Например, в стремлении к знаниям, в стремлении к духовности, значимости, богатству, в стремлении получать удовольствия или наслаждения и в стремлении разрушать себя всевозможными способами, куда можно отнести всевозможные способы наркомании. Алчность – это всегда искаженное стремление, потерявшее свою истинную Божественную цель. Алчность для человека, ставшего на духовный путь, должна превратиться в необходимую жизненную потребность без каких бы то ни было излишеств.

 

ЧТО МЫ ОСОЗНАЕМ

 

Следует отличать знания от информации. Знания человек получает в результате своего собственного опыта. Все остальное – информация, которая не является знаниями, но указывает направление, в котором они находятся. Информацию в связи с этим можно сравнить с пальцем, указывающим, где следует искать знания. Любое знание не имеет предела, так как является частью бесконечного знания Вселенной, информация же всегда отрывочна и способна описать только какую-то ничтожно малую часть знаний. Человеческий ум можно сравнить с конструктором-игрушкой, из деталей которого можно сложить определенное количество фигур. Одним из свойств ума является его способность к специализации: те «фигуры», которые наиболее часто конструируются человеческим умом, постепенно притягивают к себе все возможности «ментального конструктора», что делает человеческий ум все более стандартным и не способным к познанию чего-то нового. У человека адекватно этому формируется свое мировоззрение и свои стереотипные реакции на внешнюю реальность. Очень часты примеры, когда какая-то область внешней реальности полностью овладевает умом человека, и он уже ничего другого вместить в себя не может. Происходит своеобразная кристаллизация ума, которая делает его маловосприимчивым и малоподвижным в тех областях, которые находятся в стороне от его специализации. Кроме того, потенциальные возможности ума у различных людей не одинаковы, и у одних ум можно сравнить с суперкомпьютером, а у других – с простейшим калькулятором. У человека только тогда есть жажда знаний и только тогда он способен воспринимать что-либо новое, если он имеет свободные ментальные возможности. Поэтому дети стремятся к знаниям и, научившись говорить, становятся «почемучками». Но тогда возникает вопрос: не является ли ум только инструментом познания, и, возможно, поэтому жажда знаний находится за его пределами, в человеческом сердце? Да, это, действительно, так, и то, каким будет ум у родившегося человека, зависит от того, насколько зрелым является его истинное «Я». В конечном счете, оно формирует внешнее существо человека в зависимости от тех задач, которые оно должно выполнить в человеческом воплощении. У большинства людей имеется множество привычек, привязанностей, устойчивых интересов. Все это связывает свободные возможности ума и делает его не способным воспринимать что-либо новое. Когда человек начинает освобождаться от своих привязанностей и привычек, когда он стремится избегать стандартных действий или каких-либо привычных эмоциональных реакций, то этим самым он разрушает прежние блоки, возможно, незначимых интересов, неполезных привычек и т. п. И это приводит к тому, что у него появляется способность создавать новые структуры, соответствующие новым интересам и требованиям окружающей его реальности. Блоки привычек, интересов, обычаев и влечений конденсируют в себе большое количество энергии, оставляя ее свободной ровно столько, сколь необходимо для обслуживания этих блоков. Теперь человек будет иметь свое несокрушимое мнение, абсолютно устойчивый взгляд на жизнь, все у него будет распределено по полочкам, и на все будут навешены этикетки. И с этого времени он начнет ходить по кругу, поддерживаемый принципами: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет; тише едешь – дальше будешь; работа не медведь, в лес не убежит; или же: работа дураков любит; по одежке протягивай ножки – и т. д. и т. п. Люди, у которых завершена кристаллизация ума, не только отстаивают свои железные принципы, но они не могут признать ценность принципов других людей и, чаще всего, отвергают их. Можно сказать, что для таких людей опорой являются всевозможные догмы, за пределами которых они чувствуют себя неуверенными, поэтому защищаются или нападают там, где их догмам что-либо угрожает. Такой человек никогда не станет на духовный путь, потому что для этого требуется текучесть ума, в котором должно быть достаточно свободных возможностей и достаточно энергии. И, конечно же, духовная работа становится возможной тогда, когда есть внутренний отклик. И это очень интересно, внутренний отклик – это своеобразное эхо внутри человека, откликающееся на определенные слова, которые человек слышит или читает, или же на события, происходящие вокруг него. Это эхо, точно маяк на внутреннем пути, указывающий направление, в котором должен идти человек. Итак, для каждого человека существуют два помощника в духовной работе – один из них во внешнем мире, который помогает человеку найти направление в окружающей его реальности, которое определяет ценности всего, что необходимо знать человеку, избравшему для себя духовный путь. Другой изнутри определяет эти интересы и одновременно подсказывает внутренние направления работы.

Не существует двух людей на Земле, которые бы одинаково воспринимали как внешнюю, так и внутреннюю реальность, и это во многом зависит не только от свободных возможностей ума, но и от того, насколько открыто сердце человека. Подавляющее большинство людей глухи к внутренним звучаниям их сердца и слепы к внешним символам, указывающим направление пути реализации их предназначения.

 

 

ОПАСНОСТЬ ТЕНЕЙ

 

Люди постоянно находятся в тени всевозможных влияний, ни одно из которых не остается безразличным для человека. Этими влияниями могут быть всевозможные контакты с той реальностью, с которой встречается человек. Это может быть его работа, его увлечения, его друзья и обстоятельства, с которыми он постоянно сталкивается, другими словами, все, с чем человек взаимодействует. Самое печальное в этих взаимодействиях является то, что человек почти никогда не замечает нарастающих в нем изменений под влиянием этих обстоятельств. Внутренние изменения, которые при этом происходят, однажды становятся доминирующими над всеми другими влияниями, и это приводит к тому, что эти доминирующие взаимодействия с какой-либо конкретной внешней реальностью становятся для него необходимыми, как необходим наркотик для наркомана. В это время человек еще не понимает, что он попал в ловушку этой доминанты, что она становится для него наибольшей ценностью из всего того, что может ему предоставить жизнь. Интересно то, что такого рода наркомания находит хитроумные способы защиты, или оправдания, которые и для себя, и для окружающих иногда выглядят убедительными. Хотя сами люди, захваченные каким-либо доминирующим влиянием, в глубине души своей нередко осознают, что они пытаются обмануть и себя, и других людей для того, чтобы поддерживать свою захваченность, но им нехватает силы воли прервать с нею связь. Они осознают это, когда ими овладевает влечение к той наркомании, которая захватила их. В это время у них есть выбор, идти у нее на поводу или не идти. И редко кто решается в такие минуты отойти от нее и не потакать ей. Это связано с тем, что любого рода наркомания – это захваченность, не важно чем, телевизором ли или же компьютерными играми, возможно, библиоманией или же коллекционированием спичечных этикеток или кирпичей. Власть и богатство так же могут быть для человека наркотиком. Так, Б. Н. Ельцина иногда называют властоголиком (производное от слов: власть и алкогольный наркоман). Считается, что наркомания – это привычка тела к какому-либо химическому веществу, например, алкоголю, никотину и другим более сильным наркотикам, но на самом деле наркомания выходит далеко за пределы химии. Все, что приятно или хотя бы рождает ожидания приятного, или же состояние освобождения, может стать наркотиком, отнятие которого порождает в человеке состояние абстиненции. Игровые или телевизионные аддикты так же страдают абстиненцией, и при отнятии возможности заниматься компьютерными играми или же проводить время перед телевизором, как и те, которые ходят в казино или пользуются игровыми автоматами. Во всех этих случаях отнятие этих «наркотиков» вызывает у них состояние раздражения, беспокойства, агрессии. Для такого рода наркоманов другие интересы становятся незначимыми, у них исчезает чувство долга и деградирует совесть, они становятся лживыми и глубоко эгоистичными. Сознание человека все больше суживается вокруг патологической захваченности. Она становится его неутолимой жаждой и иногда смыслом жизни. При этом ум человека становится все более примитивным и все менее гибким, воля его полностью поглощается его захваченностью, и приходит время, когда человек становится никем. Для него уже не имеет значения его будущее, безразличными становятся прежние увлечения, и он все ниже опускается на дно примитивизма. Ему становится трудно быть адекватным той реальности, которая окружает его. Он стремится уходить или убегать в свою захваченность, которая кажется ему самым важной в его жизни и которую он всячески оправдывает. У человека в этот период формирования его наркотической доминанты растет жестокость и бездушие к тем, которым он причиняет своей наркоманией страдание, и самое печальное, что он теряет совесть. В действительности, в это время в нем растет безразличие к своей судьбе и к судьбе своих близких, в нем полностью исчезает чувство патриотизма, для него становится самым главным получить «дозу». И еще раз повторяю, неважно, что будет в себе содержать эта «доза»: химический ли наркотик или же сеанс игры в казино; будут ли это компьютерные игры, или же время проведенное у экрана телевизора.

Своеобразным наркотиком может быть и какая-либо идея, если человек поглощен ею без остатка и она является его единственной пищей. Таких людей обычно называют фанатиками. В этом случае мы наблюдаем ту же самую доминанту и ту же самую абстиненцию при отнятии у человека этой захваченности. Для таких людей богом является тот, кто породил эту идею, а его творение – тем, что не подлежит критике. И здесь мы соприкасаемся с религией, которая также может стать наркотиком. Я говорю «с религией», а не с духовностью.

Одной из важных особенностей наркомании, является эмоциональное расщепление, при котором желание следовать путем наркомании становится основной частью эмоциональной сферы человека. Эта захваченная наркоманией часть эмоциональной сферы человека подчиняет своему влиянию и волю человека, и все его возможности, делая их бессильными и ничтожными. Известно, что ум человека в своей активности нуждается в постоянной эмоциональной подпитке, так как вместе с эмоциями он получает необходимую для его работы энергию. У наркоманов ум находится в полном подчинении извращенной эмоциональной части, благодаря чему такой человек может найти множество причин, поддерживающих его наркоманию. В это время в человеке встречаются две силы: одна из них могущественная, окрепшая, связанная с бесконтрольным употреблением наркотика и другая – значительно ослабленная, которая понимает, к чему ведет безудержная наркомания. Эта часть иногда еще пытается взять верх над наркотической зависимостью (компьютерных наркоманов в мире принято называть игровыми аддиктами), но силы слишком не равны, и почти всегда наркомания берет верх, находя для этого множество оправданий. Существует еще множество других видов наркомании или, что то же самое, всевозможных хронических захваченностей, которые подчиняют человека себе и делают его сознание узким, а интересы ограниченными, все это делает человека однобоким, бездушным и эгоистичным, сосредоточивает его интересы на самом себе. У таких людей нет мечты о будущем, которое их мало интересует. Практически при любых формах наркомании, человек становится социально и психологически неполноценным, правда, со временем он перестает понимать это, так как среди себе подобных не осознает своей приобретенной ущербности.

Одной из особенностей наркомании является взаимная индукция единомышленников-наркоманов. Они, иногда невольно, не позволяют друг другу освободиться от этой разрушительной привычки. И это еще одна проблема, которая в некоторых случаях более трудноразрешимая, чем преодоление самой наркомании. Человек, чтобы освободиться от наркомании, должен одновременно освободиться от своих, так называемых, друзей, а это может далеко не каждый. Эта трудность объясняется тем, что наркоман должен направить свою ослабленную волю не только против наркомании, но и против своих друзей.

Встает вопрос: что делать? Есть два выхода. Один из них зависит только от человека, пораженного наркоманией. В случае с аддиктами он должен стереть все игры в своем компьютере и избегать обращаться к ним, когда он оказывается у своих прежних друзей или в компьютерном клубе. Этот шаг могут сделать не многие, но для тех, которые еще не совсем потеряли свою волю, он вполне возможен. И есть второй выход: наркоман должен изменить свою социальную среду и войти в коллектив, имеющий другие интересы, может быть, творческие или духовные, и как крайний случай, религиозные.

 

ДУХОВНОСТЬ – ЭТО СОСТОЯНИЕ

 

Любые действия человека во внешнем мире и любые его стремления определяются состоянием его сознания. Мир может быть радикально изменен в любую сторону, если соответственно изменить сознание человека. Существует два направления, по которым идет воздействие на сознание. Один из них внешний, другой – внутренний. Внешние пути, по которым идут влияния на сознание человека, бесконечно разнообразны, и большинство из этих влияний имеют одну и ту же цель – подчинить себе сознание человека. Люди постоянно испытывают на себе шквал всевозможных воздействий, и подавляющее большинство из них содержит в себе элементы лжи. Похоже, что существует огромное всечеловеческое одеяло, которое каждый хочет максимально притянуть к себе. И для этого используются всевозможные приемы, близкие к вседозволенности. Разумеется, это удается лучше тем, у кого больше власти, силы или денег и меньше совести. Позади всего, что мы видим или слышим, позади того, что мы читаем, и даже позади того, что мы говорим, и позади наших собственных действий всегда имеется определенная цель, которая чаще всего не осознается нами. Поэтому можно говорить, что человек испытывает на себе два уровня воздействия – поверхностный, которому мы склонны доверять, и глубокий, содержащий в себе основную цель влияния и который люди редко осознают. Этот уровень влияния можно назвать «двадцать пятым кадром», который постепенно и незаметно для человеческого сознания формирует его отношение и к окружающей его реальности, и к самому себе. Причем, поверхностный уровень влияния образует своеобразные приливные волны, а те, которые можно отнести к двадцать пятому кадру, сам океан, на поверхности которого они существуют. Так, например, зритель внимательно смотрит какой-то западный боевик, в котором много опасностей, много стрельбы, трупов, и эта внешняя часть фильма вызывает у зрителя эмоциональное напряжение и ожидание развязки из, кажется, безвыходного положения. Каков же здесь «двадцать пятый кадр»? Все, что происходит во внешнем виртуальном или реальном мире, всегда имеет свою цель. И совсем не обязательно те, которые ставят фильм или какую-либо компьютерную игру, намеренно вставляют «двадцать пятый кадр», они могут и не догадываться о его существовании. Просто сценарист или режиссер вносит в свой фильм часть самого себя. Каков он, таков и фильм. И эта часть постановщика фильма или компьютерной игры как раз и присутствует в «двадцать пятом кадре». И поэтому фильмы, пришедшие в Россию с запада, содержат в себе основную ценность, близкую сердцу режиссера, вокруг которой вращается все содержание фильма, – деньги, или же культ собственной личности. Но есть и еще одна идея, которой почти всегда не придают значения зрители, – это идея американского бравого парня, который из, казалось бы, безвыходного положения находит выход, это идея американской замечательной демократии и красивой американской жизни. Насмотрится российский человек таких фильмов – и возникнет в нем состояние, которое приведет его к переоценке всех ценностей российских в пользу ценностей американских. Да и самого себя он начинает считать далеко не первосортным человеком, постепенно исчезнет в нем патриотизм, и все западное для него становится более ценным. А если он хороший специалист, то смотрит, нельзя ли как-то убежать «за бугор», там и демократии, и денег больше, а на свою страну наплевать, пусть, если может, сама из болота выкарабкивается. Деньги рождают в человеке стремление к ложным ценностям. Перед ними все истинно человеческое отступает на задний план. Деньги – это тот цемент, который накрепко привязывает человека к материальному миру и, вообще, ко всему материальному. Для человека становится ценным только то, что можно купить или продать за деньги, и все становится товаром, даже собственная мораль и совесть. И состояние сознания становится похожим на пепелище, на котором уже никакие прекрасные человеческие чувства не вырастут. Превратится в пустой звук слово «родина», вместо мужа и жены будет союз партнеров, вместо отца и матери будут «предки», которые вечно суют нос в свои не дела. При беседе с такими людьми возникает странное восприятие, что они пустые внутри и поэтому круг их интересов чрезвычайно узок. Вместо жажды знаний они несут в себе жажду денег и удовольствий, ко всем остальным ценностям они относятся со значительной долей скептицизма.

Полезно после просмотра фильма или сеанса компьютерной игры заглянуть в себя и осознать, какое состояние они вызывают. Человек содержит в себе много субличностей, каждая из которых считает себя самой главной и пытается безраздельно управлять сознанием человека. Когда человек испытывает какое-то состояние, то следует помнить, что оно является аурой определенной субличности. И если человек предпочитает быть хронически захваченным каким-то влечением или какой-то идеей, то соответствующая этому субличность разрастается до непомерных размеров, отнимая пищу у всех остальных субличностей, что приводит к значительному обеднению человека как личности.

Но человека могут посещать и высокие состояния, которые могут быть гранями возможной духовности. Первым внешним симптомом этих состояний может быть стремление к прекрасному. В такое время человек становится поэтом или композитором, а возможно, прекрасным исполнителем, в нем поднимается сострадание ко всем страждущим. В это время он испытывает состояние всепрощения и любви ко всему живому. Материальные ценности теряют для него прежнюю значимость, и он начинает осознавать, что есть в нем самом нечто более значимое, чем все ценности окружающего его мира, что он только часть всего живого на Земле. Человек начинает понимать, что все соблазны, которые предоставляет ему низшая природа – это только ловушки, расставленные ею, благодаря которым она может использовать его для своей реализации в этом материальном мире.

 

 

СМЫСЛ «ДОБРА И ЗЛА»

 

 Мир и все происходящее в нем, разделены на светлую и темную стороны – на добро и зло. Если смотреть на жизнь как на процесс, то можно подумать, что добро – это то, что способствует жизни, а зло – то, что разрушает ее. И эта мысль отражала истину до тех пор, пока на Земле не появился человек.

Жизнь на земле не знает ни добра, ни зла. Она стремится к тому, что сохраняет ее, и пытается уйти от всего, что может ее разрушить. Возьмем такой интересный пример: антилопа убегает от леопарда, потому что он воплощение зла, и все усилия, которые она при этом прилагает – это стремление к добру. Леопард испытывает голод, который может привести его к смерти, и он преследует антилопу, потому что, убив ее, он получит шанс выжить, и поэтому, он стремится к добру, пытаясь настичь ее. Стадо антилоп убегает от хищника как от зла и стремится сохранить свою жизнь, но та антилопа, которая менее быстрая, чем все остальные, становится жертвой хищника. Если бы стадо антилоп умерило свой бег, чтобы не дать отстать одной из них, то это было бы для них злом, и, стремясь к жизни, они пожертвовали своей частью, которая могла бы для них оказаться злом. Если бы менее быстрая антилопа не стала бы жертвой леопарда, то она могла бы принести потомство, которое было бы таким же несовершенным, как и она сама. Следовательно, то, что хорошо для этой антилопы, плохо для всего стада антилоп. Таким образом, то, что для одного является злом, для другого может быть добром, и то, что для части является злом, для целого может быть добром. Отсюда слова Христа: «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось» – становятся подтверждением идеи добра и зла и на духовном пути. И когда мы говорим, что у Бога нет добра и зла, то эту мысль можно понимать, например, так: добро и зло в земном понимании способствуют эволюции жизни и сознания. И, рассматривая с этих позиций все происходящее на Земле, мы можем сказать, что Бог не моралист. Но для всех, существующих на Земле, добро и зло – реальность, которая постоянно подгоняет все живое в сторону добра.

Но вот появился на Земле человек, и все радикально изменилось. На пути между «добром» и «злом» появилось множество ловушек и ложных путей. Так, абсолютное значение добра и зла для человека, которое определяет смысл его жизни на земле, является движение его от всего, что привязывает его к материальному миру, в сторону Божественной истины. Но, разумеется, материальный мир не является злом, а является величайшей Божественной милостью для человека, потому что эволюционировать может только то, что имеет материальное тело. Поэтому даже величайшие сущности земных планов, которых люди называют богами, чтобы эволюционировать, вынуждены рождаться в человеческом материальном теле. Кроме того, внешний материальный мир – это необходимое средство, без которого никакая внутренняя духовная работа не возможна. Таким образом, движение человека от материального мира в сторону Божественной истины совсем не подразумевает ухода от проблем окружающей реальности, потому что духовный путь имеет два крыла, и одно из них находится в материальном мире. Итак, движение в сторону добра всегда связано с сохранением жизни и внутренним удовлетворением, когда этот шаг сделан правильно. И вообще, правильное движение к добру вызывает не только состояние удовлетворения, но и радости, удовольствия, счастья и подъем духа. И когда эти состояния возникают в связи с естественной активностью человека, то их можно считать истинным вознаграждением за выполненный труд. Истинность направленной активности человека определяется ее целью. Если человек активен ради получения удовольствия и счастлив, когда достигает его, то это ловушка, которую расставила для него низшая природа, чтобы увлечь его на путь разрушения, и это является для человека злом. В том же случае, когда он получает удовлетворение вследствие завершения созидательной деятельности, мы можем говорить, что это награда на пути к истине. Но все это осложняется тем, что многие виды человеческой деятельности имеют разрушительные цели, например, создание объектов, приносящих человеку смерть или страдания. В этом случае полученное удовлетворение результатами такого рода деятельности так же не может быть истинным и является злом. В настоящее время всеобщей ловушкой для человечества стали деньги, которые претендуют на место ценности всех вещей, и это привело к созданию индустрии удовольствий. Кроме того, появились средства, создающие у человека состояния зависимости от них, что привело к инверсии добра и зла, и устремления человека стали противоположным истинным, что в еще большей степени стало способствовать разрушению как человеческого сознания, так и его физического тела. Появилось множество ложных идей, которые внешне рядятся в маски истины, но внутри себя несут разрушительное зло. Одной из таких идей является «демократия», содержащая в себе «свободу». Другой идеей является «глобализация», которая ведет ко всеобщему разобщению, когда все получает статус товара. Известно, что одним из отличий человека от животных является удовлетворение не только материальных и чувственных интересов, но и интересов духовных. Глобализация отбрасывает это человеческое качество как не товарное и этим самым опускает человека до удовлетворения только животных потребностей. Правда, такого рода потребности в значительной мере очеловечились, но это не меняет их направленности. И все это так же ведет человека к разрушению, путь к которому есть зло. Похоже, что современная цивилизация пошла по пути расширения и углубления зла.

В настоящее время на Земле широко распространена идея, что для человека, стремящегося к истине и, следовательно, к добру, достаточно внешнего служения идее добра. Можно строить храмы, собираться вместе, чтобы говорить о добре и истине, совершать всевозможную благотворительность и даже обучать людей, как они должны вести себя относительно друг друга, чтобы делать добро. Появились своды правил и догм, следуя которым человек приобретает своеобразную индульгенцию на получение звания духовного человека и даже льготного места в раю. Но все это «палец», указывающий направление, в котором должен идти человек от зла к добру, но не сам путь. Похоже, что люди все свое внимание обратили на этот палец, украшают его и даже молятся на него вместо того, чтобы идти в том направлении, куда он указывает.

Существует и такого рода ложная идея, что человек, который много читает, знает историю и культуру своего народа или каких-либо других народов, – это высокодуховная персона. В действительности, духовность – это путь за пределами значимости и эго, это путь преданности Божественной истине и следование Божественной воле. Это путь, на котором человек сдается Божественному без остатка.

 

ПРОСТРАНСТВА ИДЕЙ

 

Существует бесконечное поле знаний, которое можно рассматривать как нераскрытые возможности. Некоторая часть их раскрыта в форме нашего проявленного мира, существующего в настоящее время, другая, большая часть его, которую мы называем прошлым нашей Земли, и человеческой цивилизации, снова перешла в свернутое состояние и существует как историческая память в некоем пространстве, прилежащем к Земле, и неизмеримо большая часть находится перед будущим человечества и, вообще, будущим жизни на Земле и даже во Вселенной.

Каждое знание, каждая идея – это как нечто созвучное неделимого оркестра, исполняющего единую бесконечную мелодию жизни и знания во Вселенной. Даже самое слабое звучание какого-либо инструмента этого вселенского оркестра заполняет собой всю вселенную. Можно, конечно, рассуждать о том, что Вселенную невозможно заполнить, так как она бесконечна, но это будет только словоблудие, которым нередко страдает человеческий ум. В действительности, любая возможность в полном своем раскрытии равна бесконечной вселенной. Поясним это на примере океана, в котором растворены всевозможные соли. Если оставить ионы какой-либо соли, а весь остальной океан куда-нибудь убрать, то мы увидим тот же самый по размеру океан, состоящий из однородных ионов соли. Правда, этот океан не будет иметь прежней плотности, но не в этом дело. Главное в другом, что каждая соль, растворенная в этом океане, занимает этот океан целиком. Точно так же и знания однажды раскрывшихся или еще не раскрытых возможностей занимают всю бесконечную Вселенную. И когда человек погружается в какую-то идею или какие-то знания, то некоторое время спустя он начинает осознавать, что они бесконечны. Они – точно отдельная Вселенная, содержащая в себе эти знания или эту идею, кроме которых в такого рода вселенных ничего больше нет. Но когда человек слушает концерт вселенной, он не выделяет из него ни идеи ни знания, он воспринимает его в целом и самого себя, при этом, воспринимает всезнающим. И это не является ложным восприятием, он, действительно, может содержать в себе всезнание, которое будет звучать в нем как единый оркестр, но у человека при этом не будет конкретных знаний, потому что он не будет слышать отдельных инструментов, входящих в этот вселенский оркестр.

Но существуют вселенные и другого рода. Создателем их может быть какой-либо народ, религиозная конфессия или даже отдельный человек. Обычно вселенные такого рода располагаются там, где находится их создатель. Она может быть вокруг человека, захваченного какой-либо идеей, она может быть в пределах какой-то страны, если эта идея принадлежит конкретному народу, и даже в пределах планеты, если создатели ее разбросаны по всем странам мира. Так, рай и ад реально существуют, потому что их создали люди, но располагаются они где-то в пределах земных пространств. Любая захваченность, овладевшая человеком, является его индивидуальной вселенной, которую он постоянно носит с собой. И до тех пор, пока она не будет насыщена до предела, этот человек не будет видеть никакого выхода из создавшейся ситуации или же будет считать ее единственно правильной и будет, поэтому, всячески защищать ее. Существуют идеи ненасытные, к которым относятся те, что трансформируют или разрушают человека. Ими могут быть идеи духовные и идеи, содержащие в себе элементы наркомании. Подчиняясь миру идей, которые захватили его, человек может подниматься по ступеням трансформации или опускаться, нисходя к разрушению. И если в первом случае происходит расширение сознания, то во втором – его сужение и извращение.

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПРОБЛЕМЫ

 

Существует два вида проблем. Одни могут быть решены при помощи ума, для решения других ум не пригоден как инструмент и когда он встречается с чем-то неразрешимым для себя, он или замолкает, или входит в состояние паники. Такого рода проблемы как нельзя лучше подходят для духовной работы, потому что они позволяют выйти за пределы возможностей ума. Духовный искатель, оказавшись перед такого рода проблемой, замолкает, не позволяя уму метаться в поисках решения возникшей ситуации, и переходит в состояние внутреннего ожидания ответа на возникшую проблему. При этом, внешне он ведет себя так, как-будто бы сдался, смирился с тем положением, в котором он оказался. Возможно, в это время он будет замечать вокруг себя что-либо незначимое, не имеющее отношения к возникшей проблеме. В действительности, это не сдача перед трудностями проблемы, это сдача перед своим истинным «Я», которое всегда знает, каким должен быть выход из создавшейся проблемы. И только тогда, когда ум замолчит и эго отойдет в сторону, Божественное «Я» предложит то решение, которое будет наилучшим в этой ситуации. Но при этом человек должен согласиться с тем, что истинное «Я» стремится только к тому, что соответствует Божественной воле.

 

 

О ЕДИНСТВЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

 

 

Будучи отделенным от состояния единства с Божественным, человек живет в клетках индивидуальности, в которых все имеет свои границы, свои характеристики и свои полярности. Так, существуют понятия Бога и дьявола, добра и зла, жизни и смерти, созидания и разрушения и т. д. Состояние разделенности является основным свойством земного мира. К идее Бога человечество относит все мыслимое добро, а к идее дьявола - все мыслимое зло. Но идея добра и зла принадлежит миру разделения, в котором живет человек, и она теряет свой смыл, как только человек выходит из-под власти этого разделения.

Осознав свое единство с Божественным, человек начинает осознавать, что существуют иерархии божественных работников, которые неукоснительно выполняют свое предназначение не зависимо от того, что одним из них приходится трудиться во тьме низших миров, которые человек воспринимает мирами страданий и вечных мук, другим - в высших мирах света и радости.

Человек разделил мир на Божественную и дьявольскую части в силу своего ограниченного индивидуальностью восприятия и несовершенства своего сознания. Только выйдя за пределы индивидуальности или, что то же самое, за пределы неведения, он начинает осознавать, что в действительности никакого разделения не существует, все есть Бог в единстве своего бесконечного множества. И тогда человек перестает быть религиозным и перестает быть научным, потому что религиозный и научный ум - это одно и то же, тогда человек становится Богом, и Вселенная, разделенная человеческим неведением, становится единой и непротиворечивой. Но это совсем не значит, что, осознав единство Вселенной, человек освобождается от внутренних противоречий, у человека меняется отношение к ним.

 

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!