Феномен современного религиозного сектантства.
Одна из форм модернизации религиозного сознания - «новые» религии и секты нетрадиционного толка, главным образом на буддийской или индуистской основе. Все они призваны скорректировать традиционные религиозные доктрины и религиозно-философские учения вплоть до прямого с ними разрыва, приспособить их к условиям жизни своей общины.
Секты и общины «новых» религий - объединения преимущественно неправительственные и неэлитарные. Люди обращаются к ним в поисках стабильной духовной опоры в жизни, прибежища от мирского зла. По словам «живого бога» из провинции Окаяма (Япония), «люди идут к нам, когда становится трудно жить» (120, с. 74). Больше всего прихожан бывает в периоды роста инфляции, массовых банкротств или экономических спадов». У них по большей части нет разработанной систематизированной доктрины. Все они базируются на мистицизме либо мифе, в них много от народных поверий, их последователи привержены харизматическому лидеру. Они обещают людям спасение и райскую жизнь на земле через гармонизацию отношений верующего с внешним миром. Именно это оказывается главным, а не религиозная вера. «Новые» религии и секты не только порождают в людях высокий уровень ожиданий, но и зачастую стимулируют их высокую общественную активность ради земных целей. Разумеется, это не относится к сектам «охранительного» толка, стремящимся к самоизоляции в рамках «внутрисектантской свободы», к уходу от жизни, в учении которых разум, безусловно, подчинен вере. Большинство «новых» религий и сект открыты современному научному знанию и достижениям мировой культуры.
|
|
Положения «учения о заслугах», об иерархии в межличностных отношениях, дисциплине, централизации организационных структур, упор на медитацию увязываются с практикой менеджмента и маркетинга, с нуждами общества потребления (секта «Тхамакааи»), с проповедью вегетарианства, с признанием преимуществ политической активности, полезной деятельности (секта «Санти Ашок»). После второй мировой войны появление «новых» религий и сект приняло скачкообразный характер, особенно в наиболее развитых странах Азии буддийской и конфуцианской традиции. Если, по статистике, в Южной Корее в 1945 г. их насчитывалось 67, то в 1985 г. - 538. В Японии, где после войны была отменена государственная религия (государственное синто) и контроль за религиозной мыслью, возникло множество мелких религиозных сект - буддийских, синтоистских, христианских, не говоря уже о так называемых народных. «Новые» религии стали основным направлением религиозной жизни Японии.
Исключительный успех сопутствует деятельности церкви «Объединение» Сун Мьон Муна в Южной Корее. Она обещает народу хорошую жизнь, объявляет себя защитницей традиционной корейской культуры и корейской этнической идентичности; в ее учении элементы конфуцианства, христианства сочетаются с шаманизмом (т.е. религиозные идеологии становятся составными, синкретическими). В своем сочинении «Божественный принцип» Мун утверждает «смерть христианства» и провозглашает свой «совершенный завет», противопоставляя его Библии - Ветхому и Новому Завету. Он признает человека творением Бога, подобным Богу, который, однако, не воплощает в себе величие Творца, потому что Ева согрешила со Змием и потомство ее не идеально.
|
|
В Южной Корее получил распространение также вон-буддизм. В его доктрине буддийская и конфуцианская традиции переплетены с современными научными взглядами. В 1970-1980-х годах там преуспевали секты, отталкивающиеся от учения тонхак (середина XIX столетия), которое представляет собою синтез элементов буддизма, даосизма, христианства и конфуцианства. Синкретический характер учения создает предпосылки к тому, что все основанные на нем секты легко адаптируются в современных условиях. В центре их социальной программы - представление о человеке, который несет в себе частицу божественного. Старый мир несправедливости должен неминуемо рухнуть, а в новом мире не будет ни бедных, ни богатых, это будет царство Божие на земле. Причем избранный Богом корейский народ выполнит возложенную на него Всевышним миссию объединения человечества и будет править миром.
|
|
Упомянутая выше организация «Сока гаккай» зовет человечество к «третьей цивилизации», «неосоциалистическому обществу» в форме всемирной федерации, исповедующей всечеловеческую религию, основанную на буддизме. Счастье толкуется как процесс производства материальных и духовных ценностей для удовлетворения человеческих потребностей. Создавая подлинные ценности в борьбе со злом, в собственных интересах, человек тем самым предназначает их другим, что отвечает присущему верующим альтруизму. Такова суть «теории ценностей», выдвинутой основателем «Сока гаккай» - Макигуги. Из нее следует необходимость общественной и политической активности, духовной революции, осуждение стремления к самосозерцанию и уходу от общественной жизни (109, 23.12.1996).
Лидер одного из необуддийских движений в Индии Б.Р.Амбедкар выступил против кастового неравенства, за права неприкасаемых, всеобщее экономическое процветание и социальную справедливость. Отрекаясь от индуизма и принимая буддизм, Амбедкар говорил: «Теперь я возрождаюсь, отбросив старую религию, которая является опорой неравенства и угнетения». И далее: «Я предпочитаю буддизм, который выдвигает три принципа в едином комплексе, чего не знает ни одна другая религия, а именно: неприятие суеверия и сверхъестественного, любовь и равенство - это все, что нужно человеку для счастья» (122, 12.06.1996). Но в буддизме Амбедкара нет присущей этому учению идеи обусловленности земной судьбы человека его деяниями в прошлых земных воплощениях, и он решительно выступал за упрощение и удешевление буддийского ритуала. И то и другое логично вытекают из его позиции защитника обездоленных, потому что «учение о заслугах» в конечном счете обосновывает кастовое неравенство и оправдывает горестную участь неприкасаемых (хариджанов), а сложность и дороговизна буддийского ритуала мешают верующему выполнять все требования учения.
|
|
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!