Роль религиозного фактора в современном восточном обществе.



Как известно, религия это не только вера и ритуал, но и идеология, система цен­ностей. Для религиозного человека главное - вера в Бога, для гуманиста - этический принцип, позволяющий различать добро и зло, для социального реформатора - не­редко кодекс социальной справедливости, для политика - идеология, выполняющая социально-политический заказ. Для историка и социолога религиозная мысль как совокупность толкований божественных установлений, интерпретация религиозно-философских учений представляет особый интерес, потому что во многих странах до сих пор в большой мере она определяет состояние общественного сознания.

Российский ученый И.Н.Яблоков предложил четкие принципы объективно­го анализа социальной роли религии. Он исходит из положения, что в «вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, ко­торые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном по­ведении последователей...». В качестве способа «практи­чески-духовного» освоения мира религия представляет собою: 1) необходи­мый результат становления и развития общественных отношений, оказываю­щий обратное воздействие на них; 2) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 3) отражение действительности; 4) общест­венную подсистему; 5) феномен культуры. Яблоков приходит к заключению, что влияние религии в обществе нельзя считать исходным и определяющим; происходит «наложение религиозных отношений на другие общественные от­ношения», степень влияния религии изменяется в контексте сакрализации и секуляризации, процессов противоречивых и неоднозначных (10, с. 73-74).

В настоящее время отмечается рост влияния религиозного фактора на восточное общество. Это результат размыва традиционных установок общественного сознания, его реакция на модернизацию и секуляризацию. Однако, как правило, религиозные установки перестают быть абсолютным критерием истины. Под напором новых критериев и пред­ставлений светского индустриального общества разрушаются традиционные привычки и ценности, присущие прежнему социально-корпоративному порядку. Традиционные, в том числе религиозные, предписания утратили роль единственного или главного регулятора отношений между людьми.

«В нашу жизнь вторгся современный мир, который увлек за собой молодежь, - говорит Баба Шауиш, по мнению корреспондента «Нью-Йорк таймс», один из послед­них на Ближнем Востоке езидских монахов-скопцов, - и теперь у нее не осталось времени на религию». Религия больше не доминирует в деревенской жизни Таиланда: из 712 опрошенных монахов к началу 1970-х годов рели­гией интересовалась только треть, и то старики. Монахи утратили многие функции, упал их престиж, их уделом остался в основном ритуал. Большая часть бурят, в том числе верующие, уже не отводят ламаизму центрального места в жизни человека, не считают его всеохватывающим учением; лама теперь чаще всего высту­пает как знахарь (125, 18.11.1998).

Ученые монахи в Таиланде утверждают, что многие буддийские монахи любят роскошь, не придерживаются не только буквы, но и духа канонов, что большинство из них пришли в сангху, чтобы решить свои экономические проблемы, а не взыскуя истины. Исследователи отмечают упадок интереса к религии и духовной культуре даже в Индии, где он традиционно был очень высоким. Не лучше обстоит положение дел и в мусульман­ском мире (93, 06.03.2002).

В письме к ливанскому философу Р.Хабаши, который в одной из своих ста­тей приходит к выводу, что Бог умирает на Востоке, алжирский общественный и политический деятель Ахмад Талеб-Ибрахими утверждает, что Бог умирает также в сознании магрибинской европеизированной элиты (143, 12.08.2003). Ту­нисский ученый Абдельваххаб Бухдиба в 1973 г. отмечал «склероз религиозных институтов, кризис религиозной практики, утрату былой символики». В Турции даже в период быстрого роста влияния ислама в 1970-1980-е годы, когда исламисты добились от властей уступок в пользу мечети, их публикации антизападнической направленности особым успехом, видимо, не пользовались. Газета радикальной мусульманской ориентации в начале 1980 г. сетовала: «В то время как 95% турецких газет пропагандируют западный образ жизни, материальную заинтересованность, азартные игры, алкоголь, секс, мо­жет быть только 5% изданий отстаивают исламский образ жизни, но противник и этого не может перенести» (145, 04.11.2003).

Снижение традиционных форм религиозной активности вызывало у теоретиков опасения за устои веры, страх перед распространением безбожия. Индонезийский богослов Усман эль-Мухаммади объяснял свой интерес к антропологизму стремлени­ем пресечь падение религиозности и распространение атеистических и коммунисти­ческих идей среди масс. «Мы стоим перед опасным социальным явлени­ем, - утверждает муфтий Триполи и Северного Ливана Надим аль-Джиср, - харак­терным для всего мусульманского мира, а именно: чем выше образование у нашей молодежи, тем они ближе к атеизму» (145, 11.12.2005).

В этих констатациях и страхах много преувеличений. За атеизм часто принимают результат секуляризации сознания, хотя это не обязательно означает путь к безбожию. На деле же для образованной молодежи, новой интеллигенции характерно представ­ление о непротиворечивости мирского и священного, Разума и Веры. Как отмечает египетский философ-позитивист Зекки Негиб Махмуд, «верующий интеллигент - ра­ционалист, когда речь идет о науке или его специальности, но в повседневной жизни он - верующий, устремленный к потустороннему миру». О том же пишет его соотечественник Махмуд аль-Алим (125, 11.06.2001).

Снижение традиционных форм религиозной активности вызывало у теоретиков опасения за устои веры, страх перед распространением безбожия. Индонезийский богослов Усман эль-Мухаммади объяснял свой интерес к антропологизму стремлени­ем пресечь падение религиозности и распространение атеистических и коммунисти­ческих идей среди масс. «Мы стоим перед опасным социальным явлени­ем, - утверждает муфтий Триполи и Северного Ливана Надим аль-Джиср, - харак­терным для всего мусульманского мира, а именно: чем выше образование у нашей молодежи, тем они ближе к атеизму» (145, 11.12.2005).

В этих констатациях и страхах много преувеличений. За атеизм часто принимают результат секуляризации сознания, хотя это не обязательно означает путь к безбожию. На деле же для образованной молодежи, новой интеллигенции характерно представ­ление о непротиворечивости мирского и священного, Разума и Веры. Как отмечает египетский философ-позитивист Зекки Негиб Махмуд, «верующий интеллигент - ра­ционалист, когда речь идет о науке или его специальности, но в повседневной жизни он - верующий, устремленный к потустороннему миру». О том же пишет его соотечественник Махмуд аль-Алим (125, 11.06.2001).

Секуляризм как совокупность идей, суть которых - освобождение государства, общества и личности от господства духовенства, был результатом модернизации. Под секуляризацией в одном случае подразумевается признание равноправия всех кон­фессий, в другом - сосуществование религиозного и светского права, нередко прин­цип отделения религии от политики с признанием веры в Бога сугубо личным делом. Известный ливанский публицист Эдмон Раббат подтверждает: «В большинстве араб­ских стран произошла ощутимая эволюция в направлении негласной секуляриза­ции институтов, образа мыслей, других аспектов общественной жизни...» (125, 24.12.2003).

В Европе секуляризация была функцией естественного развития буржуазного об­щества, на Востоке - функцией направленной модернизации. Поэтому там она отно­сительно слабо выражена, принимает различные формы, лишена радикализма. И, тем не менее, секуляризация постепенно сдвинула на второй план мифологическое содер­жание религии; человек утверждается в качестве едва ли не главного объекта религи­озной мысли, открывается путь к раскрепощению разума как созидательного начала, происходит рационализация веры. Для адептов религия, религиозно-философские учения служат источником идеальных морально-этических принципов разумной соци­ально активной личности, а не только «раба Божьего»; религия все больше становится инструментом идеологии и политики.

Для прогрессивного монашества в Шри-Ланке особенно важны те стороны учения Будды, которые совместимы со светскими идеями и программами об­щественного развития. Продолжается трудный процесс секуляриза­ции, «обмирщения» общественной мысли в Индии, политизация религии, прежде всего ее традиционного комплекса. Это реакция религиоз­ной мысли на вызов современности.

Для прогрессивного монашества в Шри-Ланке особенно важны те стороны учения Будды, которые совместимы со светскими идеями и программами об­щественного развития. Продолжается трудный процесс секуляриза­ции, «обмирщения» общественной мысли в Индии, политизация религии, прежде всего ее традиционного комплекса. Это реакция религиоз­ной мысли на вызов современности.

Отличительная черта современного Востока - подъемы и спады влияния религии и религиозных институтов на человека, общество, политику. В кризисных ситуациях оно неизменно возрастает. Выше было сказано, что попытка осуществить модерниза­цию по западному образцу почти повсеместно сопровождалась заметным упадком влияния религии, особенно в 1950-1960-е годы. В ходе борьбы за свободу национализм оттеснил религиозный фактор за кулисы политической сцены. Народы Востока боро­лись за независимость преимущественно под националистическими, а не религиоз­ными лозунгами, и в освободившихся странах были установлены светские, а не тео­кратические режимы. Так было и со среднеазиатскими республиками бывшего СССР. Несмотря на исламский бум, когда в ходу были религиозные лозунги даже самого экстремистского толка вплоть до требования передать власть духовенству, как, на­пример, в Таджикистане, ни в одной конституции новых независи­мых государств нет упоминания о законах шариата.

У национального авангарда были свои святыни - национализм, рационализм, модернизм. Для религии как регулятора общественной жизни, казалось, не оставалось места. Дж.Неру считал религию крайне консервативной и даже реакционной силой, и не желал ее вмешательства в политику; иракский лидер Саддам Хусейн утверждал, что баасизм - идеология Партии арабского социалистического возрождения (при С.Хусейне правящая партия в стране) - является новой светской идео­логией, признающей свободу совести, и считает недопустимым вмешательство улемов (религиозных деятелей) в политику; президент Алжира Хуари Бумедьен (1932-1978 г.) говорил о «секуляристских традициях» в алжирском руководстве, где доминирует светское начало с акцентом на алжирско-мусульманскую специфику (143, 14.05.1977).

С конца 1970-х годов резко возрос интерес к религии, с одной, стороны, на неправительственном уровне как религиозной вере и комплексу морально-этических норм (порой религия становится идеологией социально-политических движений), с другой стороны, на официальном уровне как санкция социально-экономических программ и политического курса.

В Юго-Восточной Азии повышается внимание к культу святых, появляются новые христианские и буддийские секты, в Индонезии и Малайзии активизируется исламская пропаганда и политическая активность мусульман. В Турции в начале 1993 г. насчитывалось не менее 290 издательств и типографий, 300 газет и журналов, в том числе четыре ежедневных, несколько сот нелицензированных радиостанций и примерно 30 специальных телеканалов, пропагандирующих исламскую идеологию (22, с. 85).

Некоторые специалисты, в том числе и авторы книги «Представления о власти в Азии: религия и современное государст­во в Южной и Юго-Восточной Азии», приходят к заключению, что между модернизаци­ей и секуляризацией нет прямой зависимости. Они пишут: «Ритуальные и мистические символы продолжают привлекать большое внимание даже в весьма рационалистичных обществах. Потому что те, кто ими манипулирует, обещают немедленное избавление от несправедливости», Обращение к ним - протест против действий государства. В Китае с переходом к рыночной экономике растет интерес к протестантизму с его менее абстрактной проповедью и неформальной организацией.

В Японии также наблюдается повышенный интерес к религии. Из 3 тыс. опрошенных в 1979г. японских респондентов 41% считали, что религия необходима, чтобы человек жил счастливо независимо от того, развивается или нет наука и техника. Книжный рынок арабских стран наводнен религиозной литературой, и она пользуется спросом, В конце 1980-х годов сочинения на исламскую тематику со­ставили примерно половину названий книжной продукции, а тиражи в десятки раз превышали тиражи всех прочих изданий (58, с. 43).

Особенно показателен рост влияния исламского фактора. Еще в середине 1960-х годов духовенство не внушало ни малейшего уважения иракской интеллигенции. Совсем иное положение сложилось в конце 1970-х: по словам алжирского ми­нистра по делам религии, в эти годы отмечался невиданный рост религиозности и влияния ислама. Исламисты пришли к власти в Иране и Су­дане; во многих мусульманских странах, хоть и с разной интенсивностью, идет процесс исламизации общественной жизни. Выборы в местные органы власти в Алжире в 1995 г. принесли убедительную победу радикальной и исламской «Партии спасения». На парламентских выборах в Турции в 1996 г. большого ус­пеха добилась исламистская «Партия благоденствия». В Египте охранительный фундаментализм имеет многочисленных сторонников среди студенчеству особенно на медицинских и естественных факультетах. Наступление клерика­лов на светскую культуру, призывы к установлению власти шариата стали повседневной реальностью в Египте так же, как активизация экстремистских ис­ламских групп и исламской оппозиции вообще (139, с. 82).

Несмотря на относительно быстрое распространение научного знания и растущее понимание, что без современного образа мыслей прогресс невозможен, традицион­ные религии до сих пор остаются основой для значительной части мировоззренческих концепций и социальных теорий: общественно-политические взгляды нередко обле­каются в традиционную форму или как-то соотносятся с религиозной доктриной. По словам профессора Калькуттского института ядерной физики А.К.Чакраварти, «даже поверхностное ознакомление с индуистской философией убеждает в том, что совре­менные ученые, в сущности, открывают заново идеи, которые были концентрированно изложены провидцами ведической эпохи» (132, 14.03.2001).

Для интеллектуальной атмосферы Египта показательна научная конференция, ко­торая состоялась в университете г. Эль-Минья в 1989 г. и была посвящена 100-летию со дня рождения египетского писателя и просветителя Таха Хусейна. На ней было принято решение «исключить из учебной программы философские учения, не согласующиеся с мусульманской религией» (143, 12.10.1989). В 1971 г. исламская студенческая организация в Индонезии разработала концепцию «Основные ценности борьбы», которая, в частности, констатировала: «Фундамент веры - приоритет свободы индивида в соответствие с исламским прин­ципом свободы выбора, приоритет универсального детерминизма, вытекающего из положения о предопределении и месте человека в исламе, приоритет исламского подхода к проблеме социальной и экономической справедливости, отношений между человеком и обществом и приоритет науки, исходя из гуманистической концепции, заложенной в божьих законах (98, 14.05.1971).

Некоторые теоретики, в том числе марксисты, видят в религии идеологию, спо­собную придать органически приемлемую для масс форму и соответственно дейст­венность прогрессивной идее. Современный марокканский философ Мухаммад Лахбаби выражает сомнение, что национа­лизм может быть альтернативой религии. По его мнению, арабский национализм, например, может быть понят только через призму ислама. Лахбаби приходит к заклю­чению, что «вера в общественной жизни - это подлинный источник ее ценностей, фактор ее динамизма, через нее преломляются чаяния людей». Философ считает, что ислам может служить опорой в борьбе с главным врагом «третьего мира» - слаборазвитостью (121, № 42, 1989).

Показательна история мусульманских стран - бывших советских республик. В СССР государственная политика в отношении религии, отмеченная воинствующим атеиз­мом, привела к деформации духовной жизни народов. Но и тогда во всяком случае семейно-бытовые проблемы зачастую решались по законам шариата или на основе обычного права, и едва ли не все доисламские нормы и обычаи считались исламски­ми. А со второй половины 1980-х годов в условиях гласности в этих республиках к поли­тической активности масс нередко примешивается религиозный элемент. В одной из работ для служебного пользования Института межкультурных исследований (г. Гейдельберг), в которой анализируется положение в Турции, говорится: «Турецкий при­мер показывает... что трансплантированная секуляризация не дает корней и остается нежизненной». И это сказано о Турции, в которой лаицизм многие десятилетия является основным принципом официальной политики (121, № 28, 2001).

Религия в такой степени политизировалась на Востоке в последние десятилетия, что об этом можно говорить как о специфическом аспекте нынешнего религиозного возрождения, которое вызвано рядом причин. Это, во-первых, реакция на научно-рационалистскую «демистификацию мира» - на универсализм знания о мире, выра­ботанный западной наукой, на форсированную модернизацию, утверждающую власть денег, вызывающую социальную напряженность, упадок морали и пр. В религиозных доктринах люди находят положения, вдохновляющие на борьбу против всего, что угрожает их достоинству, вселяющие в них надежду на торжество справедливости. Во-вторых, сейчас, как никогда прежде, борьба за демократические права, вообще поли­тика перестали быть исключительно делом просвещенных одиночек или партий, как правило, не имеющих сколько-нибудь массовой поддержки. Без участия широких масс невозможна общественная перестройка. А между тем им наиболее доступны санкцио­нированные религией и традицией социальные и политические цели и решения. Рево­люция 1978-1979 гг. в Иране - убедительный пример того, каким мощным потенциа­лом обладают движения под религиозными лозунгами даже на склоне XX в. В-третьих, пробужденное национальное самосознание, стремление независимых государств выработать свою идеологию на базе национальной специфики, необходимость легитимизации власти и лояльности к ней населения заставляют национальный авангард с особым вниманием относиться к традиции и религии.

В постколониальную эпоху религиозная мысль в целом сохранила течения, кото­рые зародились в колониальный период, но их политическая роль стала более значи­мой, отчасти сдвинулись акценты с одних проблем на другие, отражающие дух време­ни. Это доктринальный традиционализм, для которого, однако, стала приемлемой расширительная трактовка канонических понятий, реже - акцентированная ортодок­сия вроде возрождения классического буддизма и практики медитации, возврата к ортодоксии в иудаизме или индусского коммунализма, ратующего за «исправление» несправедливого общества, которое не соблюдает принципов дхармической жизни. Это религиозное реформаторство в модернизаторском и охранительном вариантах. Это нетрадиционные религии, школы и секты.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!