Пураны относятся к ведическим писаниям



НАРАСИМХА ПУРАНА

Шрила Кришна-Двайпаяна Вьясадева

 

 

Перевод Кавираджи даса

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Собрание риши в Прайаге. Бхарадваджа вопрошает Суту о последовательности творения.

Глава 2. Описание мироздания.

Главы 3-4. Создание Брахмой девяти типов существ. Анусарга.

Глава 5. Описание Рудры и других сарг. Экспансии дочерей Праджапати Дакши.

Глава 6. Рождение Агастьи и Васиштхи – сыновей Митроваруны.

Глава 7. Как Маркандея покаянием обрёл милость Господа Шри Хари. Изложение Мритьюнджайа стотры и победа над смертью.

Глава 8. Яма запрещает олицетворённой смерти и ямадутам приближаться к преданным Господа Вишну. Обитатели ада отправляются в обитель Господа Вишну.

Глава 9. Повторение Ямаштаки.

Глава 10. Женитьба Маркандеи и рождение Ведаширы. Обет и молитвы Маркандеи под сенью дерева Акшаявата. Милость и благословение Господа.

Глава 11. Мудрец Маркандея предлагает молитвы Господу Вишну.

Глава 12. Беседа Ямы и Ями.

Глава 13. Сила целомудрия и беседа с Брахмачари.

Глава 14. О важности паломничества и четырёх ашрамах.

Глава 15. Мировое древо и знание его уничтожающее.

Глава 16. Описание освобождения, обретаемого медитацией на Господа Вишну.

Глава 17. Восьмислоговая мантра и её великолепие.

Глава 18. История рождения Ямы и Ями из лона Самджны. Рождение Ману, Сани и Тапати из лона Чайи. Рождение Ашвиникумаров.

Глава 19. Молитва из ста и восьми имён божества солнца, предложенная Вишвакармой.

Глава 20. Происхождение Марутов

Глава 21. Описание Сурьявамши.

Глава 22. Описание Чандравамши.

Глава 23. Описание четырнадцати манвантар.

Глава 24. Преданность и покаяние Икшкваку.

Глава 25. Покаяние царя Икшкваку. Брахма становится обладателем изображения Вишну.

Глава 26. Описание династии Икшкваку.

Глава 27. Описание Чандравамши.

Глава 28. Деяния царя Шантану.

Глава 29. Потомки царя Шантану.

Глава 30. Описание двип и райских планет.

Глава 31. Краткое описание деяний Дхрувы и планетных систем высших и низших уровней.

Глава 32. Повествование о Сахастранике, о поклонении Нарасимхе и величии Господа.

Глава 33. Великое благо, обретаемое поддержаним порядка в храме. История царя Джайадхваджи.

Глава 34. Великолепие поклонения Господу Вишну.

Глава 35. Практика проведения лакха и крора предложений и соответствующая награда.

Глава 36. Описание воплощений Господа.

Глава 37. Воплощение Матсья и убийство демонов Мадху и Кайтабхи.

Глава 38. Воплощение Господа Вишну в форме Черепахи, пахтание океана и очаровательное воплощение Мохини.

Глава 39. Воплощение Варахи и убиение Хираньякши.

Глава 40. Воплощение в образе Нарасимхи, расправа с Хираньякашипу и благодарность полубогов.

Глава 41. Рождение Прахлады, его преданность Господу Вишну и беспокойство Хираньякашипу.

Глава 42. Описание жестоких пыток, применённых Хираньякашипу к Прахладе.

Глава 43. Прахлада проповедует сыновьям демонов. Хираньякашипу пытается утопить сына. Появление Господа.

Глава 44. Воплощение Нарасимхи и приближение смерти Хираньякашипу.

Глава 45. Воплощение Господа Вишну в форме карлика-брахмана Ваманы.

Глава 46. Воплощение Господа в форме Парашурамы.

Глава 47. Воплощение Рамы, Его рождение и женитьба.

Глава 48. Изгнание Рамы, смерть царя Дашаратхи и встреча в лесу Рамы и Бхараты.

Глава 49. Рама наказывает Джаянту, встреча с Сарабхаджей, Сутикшной и Агастьей, унижение Шурпанакхи, похищение Ситы, убийство Джатаю и встреча с Шабари.

Глава 50. Знакомство с Сугривой. Убийство Бали. Поиски Ситы. Хануман на Ланке.

Глава 51. Хануман попадает на Ланку. Встреча с Ситой и её послание Раме. Сожжение Ланки.

Глава 52. Рама отправляется к берегу океана. Вибхишана становится царём Ланки. Поражение Раваны, убийство Кумбхакарны, Мегхнады и других демонов. Коронация Рамы.

Глава 53. Описание деяний Шри Кришны и Баларамы.

Глава 54. Описание деяний воплощения Калки. Учение Господа Калки.

Глава 55. Господь милостиво вернул зрение Шукрачарье.

Глава 56. Установка Божества Вишну.

Глава 57. Качества преданных. Описание Харита-смрити. Обязанности брахмана.

Глава 58. Обязанности кшатриев и других варн. Описания двух типов образа жизни.

Глава 59. Обязанности ванапрастх.

Глава 60. О подвижничестве.

Глава 61. Суть йоги.

Глава 62. Важность молитв Господу Вишну.

Глава 63. Избавление Индры от пристрастия к связям с женщинами.

Глава 64. Возвышенность преданности. Повествование о Пундарике.

Глава 65. Святые места, связанные с Господом и Его имена в разных местах паломничества.

Глава 66. Величие других мест паломничества. Сахйадри и Амалака Грама.

Глава 67. Пост в Манаса-тиртхе.

Глава 68. Плоды чтения и слушания Нарасимха-пураны.

 

НАРАСИМХА ПУРАНА

 

Перевод посвящается Его Божественной Милости

А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде

Основателю-ачарье Международного общества сознания Кришны.

 

 

О мой Господь, о Верховная Личность Бога, лелея в сердце материальные желания, которые приходили одно за другим, я шёл той же дорогой что и все, с каждым шагом приближаясь к тёмному колодцу, кишащему змеями. Но Твой слуга, Нарада Муни, милостиво сделал меня своим учеником и объяснил, как достичь трансцендентного положения. Поэтому моя первейшая обязанность — служить ему. Как можно отказаться от служения своему учителю?

(Шримад Бхагаватам 7.9.28)

 

Перевод, компоновка текстов и всей книги: Кавираджа дас (Задорожнюк А.Г.)

Редактирование: Кавираджа даси (Музыря С.Д.)

Декабрь 2017 года

 

 

Вместо предисловия

 

Цитаты о важности пуран из “Шри Таттва-сандарбхи” Его Божественной Милости Шрилы Дживы Госвами Прабхупады

 

 

“…Эту книгу следует читать только тем, кто не желает ничего, кроме поклонения лотосным стопам Господа Кршны; остальных, осмелившихся читать её, я предаю проклятию…”.

(Шрила Джива Госвами Прабхупада)

 

Пураны относятся к ведическим писаниям

Однако мы должны иметь в виду, что в наши дни никто не в состоянии в полной мере постичь все то, чему учат авторитетные ведические писания, так как смысл их очень сложен для понимания, и даже мудрецы, разъясняющие Веды в своих комментариях, могут расходиться друг с другом во мнениях по какому-либо вопросу.

Поэтому уместно воспользоваться советом обратить наше внимание на шабдапраману Итихас и Пуран, которые, по сути, не отличны от Вед, и предельно ясно разъясняют их. Поскольку благодаря Итихасам и Пуранам можно выявить смысл тех ведических текстов, которые не самоочевидны, Итихасы и Пураны отнесены к числу авторитетных источников знания нашего времени.

Текст 12.2

В "Махабхарате" (Ади-парва, 1.267) и "Ману-самхите" утверждается: “Без изучения Итихас и Пуран знание Вед не считается полным”. В другом месте сказано: “Слово "пурана" происходит от слова "пурана" (завершенность, дополнение)”. Неприемлемо дополнять Веды тем, что Ведами не является, так же как неприемлемо запаивать оловом брешь в сломанном золотом браслете.

Текст 12.4

Тождество Вед с Итихасами и Пуранами, ввиду того, что Итихасы и Пураны являются апаурушеей, подобно "Риг-веде" и другим Ведам, подразумевается, в частности, в следующей выдержке из "Мадхйандина-шрути": “Итак, дыхание Верховного Живого Существа это "Риг-веда", "Йаджур-веда", "Сама-веда", "Атхарвангираса-веда", Итихасы и Пураны” ("Брхад-аранйака-упанишад", 2.4.10).

Текст 13.1

Поэтому в Прабхаса-кханде "Сканда-пураны" утверждается: “В давние времена Брахма, прародитель полубогов, совершал суровые покаяния. Вследствие этого проявились Веды с шестью приложениями (ведангами), пословным делением (пада) и текстами для облегчения их запоминания (крама). Затем появилась единая Пурана, вбирающая в себя все писания. Пурана неизменна и благоприятна; она состоит из вечного звука и содержит миллиард стихов. Она изошла из уст Господа Брахмы. Послушайте же описание ее разделов: Первой идет "Брахма-пурана"

Текст 13.2

Упомянутая здесь цифра, один миллиард, относится к числу стихов, известных на планете Брахмы. В третьей песне "Шримад-Бхагаватам" есть фрагмент, подобный приведенной выше цитате из "Сканда-пураны". Он начинается со слов: “Из уст Брахмы, начиная с лица, обращенного вперед, одна за другой вышли четыре Веды: "Риг", "Йаджур", "Сама" и "Атхарва"” (Бхаг., 3.12.37). В этом же фрагменте текста мы находим следующее утверждение: “Затем Брахма, которому ведомо прошлое, настоящее и будущее, сотворил всеми своими устами пятую Веду Пураны и исторические хроники” (Бхаг., 3.12.39). Употребленное здесь слово "веда" относится также к Пуранам и Итихасам.

Текст 13.3

Мы находим подобные утверждения, констатирующие, что Пурана является "пятой Ведой" и в других местах: “Итихасы и Пураны называют пятой Ведой” (Бхаг., 1.4.20). “Он учил Ведам, включая пятую из них, "Махабхарату"” ("Махабхарата", Мокша-дхарма, 340.21).

Если бы Итихасы и Пураны не были ведическими произведениями, то в утверждениях, подобных процитированным выше, их не стали бы называть "пятой Ведой", поскольку, считая предметы, мы всегда подразумеваем, что они принадлежат к одной категории.

Текст 13.4

Более того, в "Бхавишйа-пуране" утверждается: “Веда, написанная Кршной [Дваипайаной Вйасой], является пятой Ведой и известна как "Махабхарата"”. А в "Чхандогйа-упанишаде" из раздела Каутхумийа "Сама-веды" сказано: "Господин, я изучил "Риг-веду", "Йаджур-веду", "Сама-веду", четвертую из Вед, или "Атхарву-Веду", а также Итихасы и Пураны, которые являются пятой Ведой”. И так далее.

Текст 13.5

Так опровергается возражение, отрицающее авторитетность Итихас и Пуран в том виде, в каком мы их знаем, и основывающееся на предположении, что Итихасы и Пураны, упомянутые в цитате о “дыхании Верховного Живого Существа” из "Брихад-аранйака-упанишады", не более чем отдельные части четырех Вед. Это же подтверждается цитатой, начинающейся словами: “Первой идет "Брахма-пурана"

Текст 14.1

Эти слова, произнесенные Сутой Госвами в "Вайу-пуране" (60.1618, 21-22), объясняют, почему Итихасы и Пураны считаются пятой Ведой:

“Затем Личность Бога [Шрила Вйасадева] уполномочил меня быть рассказчиком Итихас и Пуран. Вначале была единая Веда, "Йаджур-Веда". Вйасадева разделил ее на четыре части, в которых обозначались ритуальные обязанности жрецов четырех видов и на основании которых он установил правила проведения жертвоприношений. Обязанности жреца по имени адхварйу были определены в йаджурмантрах, жреца по имени хота в рг-мантрах, жреца по имени удгата в самамантрах, а жреца по имени брахма в атхарва-мантрах. О лучший из брахманов, обладая глубоким пониманием Пуран, Вйасадева вкратце изложил их суть в акхйанах, упакхйанах и гатхах. Все, что осталось [после раздела Веды на четыре части], считается "Йаджур-ведой". Таково заключение по поводу богооткровенных писаний”.

Текст 14.2

Мы также видим, что Итихасы и Пураны декламируются при проведении брахма-йаджны, как явствует из данного предписания: [Цитируемые тексты включают в себя] Брахманы, Итихасы и Пураны” ("Тайттирийа-Аранйака", 2.9). Это не было бы возможным в том случае, если бы Итихасы и Пураны не являлись ведическими произведениями.

В "Матсйа-пуране" (53.8) Верховный Господь говорит: “О лучший среди брахманов, предвидя, что с течением времени Пуранами начнут пренебрегать, каждую эпоху я прихожу как Вйаса и даю их краткое изложение”. На основании вышесказанного можно понять, что имеет ввиду Господь: “Я перелагаю уже существующую Пурану с целью ее более легкого восприятия”.

Текст 14.3

Сразу же после этого говорится: “В каждую Двапара-йугу я разделяю Пурану на восемнадцать книг, содержащих в общей сложности четыреста тысяч стихов, и в такой форме они распространяются на этой земной планете. Но даже сегодня на планетах полубогов Пурана состоит из миллиарда стихов. Суть этой изначальной Пураны содержится в сокращенной версии из четырехсот тысяч стихов” ("Матсйа-пурана", 53.9-11).

Текст 14.4 Поскольку, как уже говорилось: “Все, что осталось, считается "Йаджур-ведой"”, эти четыреста тысяч стихов являются не чем-то вновь сочиненным, а наиболее полезными выдержками из оригинального текста, подобранными в виде сжатого изложения для этого мира смертных.

Текст 15.1 Та же картина, описывающая Пураны в их неразрывной связи с Ведами, представлена в "Вайавийа-самхите" (1.1.37-38) из "Шива-пураны": “Великий учитель, сжав четыре Веды, поделил их на четыре части. Поскольку он разделил Веды на части, его зовут Веда-вйаса. Он также кратко изложил суть Пураны в четырехстах тысячах стихах, хотя на планетах полубогов Пурана и по сей день состоит из одного миллиарда стихов”.

В завершение можно отметить, что слово "санкшиптам" ("была сжата") подразумевает, что это было сделано "Им" [Вйасадевой].

Текст 15.2

Пураны, такие как "Сканда" и "Агни", названы именами тех, чьими устами они были поведаны, как например "Катха-упанишад" названа по имени мудреца Катхи, составившего её. Или же оно определяется установленным порядком возникновения Пуран. Поэтому, когда мы слышим о том, что Пураны не вечны, это относится лишь к их видимому проявлению и уходу.

Таким образом [в текстах 13-15.2] мы доказали, что Итихасы и Пураны являются ведическими произведениями.

Текст 15.3

Сута Госвами и другие мудрецы, обрели привилегию рассказывать Итихасы и Пураны благодаря повторению имени Шри Кршны. Это повторение является спелым плодом лианы всего ведического шрути. Как говорится в Прабхасакханде ["Сканда-пураны"]: “Имя Кршны – сладчайшее из сладкого, наиблагоприятнейшее из благоприятного. Оно является самым зрелым плодом на лиане всего ведического шрути. По сути своей, оно чисто и всецело духовно. О лучший из династии Бхргу, любой человек, который хотя бы раз произнесет это имя – неважно, с верой или с пренебрежением, – достигнет освобождения”.

Текст 15.4

В "Вишну-дхарме" также имеется подобное утверждение: “Того, кто произносит два слога «ха» «ри», считают изучившим "Риг-веду", "Йаджурведу", "Сама-веду" и "Атхарва-веду"". В "Вишну-пуране" утверждается, что Итихасы и Пураны делают смысл Вед явным. "Под видом сочинения "Махабхараты" Шрила Вйаса раскрыл смысл Вед. Нет сомнений в том, что Пураны дают прочное обоснование Ведам”.

Пураны особенно важны в связи с тем, что их составил Вйаса (тексты 15.516.2)

Текст 15.5

Хотя понятно, что Итихасы и Пураны лишь две шастры из множества видов шастр, разъясняющих смысл Вед, все же им отводится особое место по причине особого положения их автора. Как утверждается в "Падма-пуране": “Даже Брахма и другие полубоги не знают всего того, что знает Дваипайана Вйаса. Он знает все, что известно другим, но вместе с тем ему ведомо то, что никто иной постичь не в состоянии”.

Текст 16.1

В "Сканда-пуране" говорится: “Остальные же довольствуются обрывками идей, которые они сумели ухватить в бескрайних просторах ума Вйасадевы. (почерпнутых ими из бескрайнего неба ума Вьясадевы) Они пользуются заимствованными идеями, подобно людям, собирающим вещи, которые другие разрешают выносить из дома за ненадобностью”. В том же ключе выдержано и утверждение Парашары Муни из "Шри Вишну-пураны" (3.4.2.-5): “Затем, в двадцать восьмом цикле из четырех йуг при жизни нынешнего Ману, мой сын Вйаса, великий учитель, поделил единую Веду, состоящую из четырех разделов, на четыре отдельные книги. В точности так же как он, гениальный автор Вед, разделил их совокупный текст на несколько книг, так в прошлом поступали и другие Вйасы, включая меня самого. О лучший из брахманов, ты можешь понять, что в каждом цикле из четырех йуг новый Вйаса делит Веды на части. Но знай, что Кршна Дваипайана Вйаса это сам Верховный Господь Нарайана. Кто же еще из живущих на этой земле, о Маитрейа, смог бы стать создателем "Махабхараты"?

Текст 16.2

В "Сканда-пуране" мы читаем: “Знание изначально нисходит в этот мир от Господа Нарайаны. В Крта-йугу оно оставалось неизменным. В Трета-йугу оно слегка исказилось, а в Двапара-йугу его смысл был утерян окончательно. Когда по проклятию Гаутамы Риши знание постепенно обратилось в невежество, сбитые с толку полубоги во главе с Брахмой и Рудрой отправились за защитой к Нарайане, тому, кто дает самое надежное прибежище. Выслушав просьбу полубогов, Верховная Личность Бога, величайший из мистиков, низошел на землю как сын Парашары и Сатйавати. В этом воплощении Господь Хари лично возродил забытые Веды”.

Комментарий:

Кришна Дваипайана Вйаса – особая личность, поскольку Он – Сам Верховный Господь.

 

Пураны важнее чем Веды

 

Текст 16.3

В контексте вышесказанного, слово "Веда" также подразумевает Пураны и Итихасы.

Таким образом, мы установили, что лучший путь к совершенству это изучение Итихас и Пуран. Более того, в Ведах есть подтверждение того, что из этих двух, важнее Пураны. Как утверждается в "Нарадийа-пуране": “О прекрасноликая, я считаю послание Пуран даже более возвышенным, чем послание Вед. Нет никаких сомнений в том, что Пураны дают серьезное обоснование всех ведических истин.

Любому, кто выказывает пренебрежение Пуранам, придется родиться в следующей жизни животным. Даже если он способен хорошо контролировать себя и умиротворен, ничего хорошего его не ждет”.

Текст 17.1

Также и в Прабхаса-кханде "Сканда-пураны" (3.121-124) мы находим следующее утверждение: “О лучшие из брахманов, я считаю содержимое Пуран таким же незыблемым как сами Веды. Вне всяких сомнений то, что в Пуранах дается серьезное обоснование всех ведических истин. Когда-то, очень давно, Веды испугались: “Эти люди, необученные должным образом слушать, извратят наше содержание”. Но в это время, чтобы незыблемо утвердить Веды, появились Итихасы и Пураны. То, чего не обнаружить в Ведах, о брахманы, можно найти в смрити, а то, чего нет ни в Ведах, ни в смрити, ясно описано в Пуранах. О брахманы, тот, кто изучил четыре Веды вместе с их приложениями и Упанишадами, но не знает Пуран, не может считаться по-настоящему ученым человеком”.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!