ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ



Ибо как раз философу свойственно испытывать такое изумление. Оно и есть начало философии.

Платон, диалог «Теэтет», 155

На страницах всей этой книги мы говорили об этике в стоическом ее понимании. Этика — одна из классических ветвей философии наряду с эстетикой (учением о красоте и искусстве), эпистемологией (учением о знании), логикой (учением о природе разума и мышления) и метафизикой (учением о природе мира).

Разумеется, стоики были не единственными, кто занимался изучением этики, причем древние греки и римляне вкладывали в это понятие несколько иное значение, чем мы сегодня. Современная этика в первую очередь определяет «правильное» и «неправильное» с морально-­нравственной точки зрения. А античные философы рассматривали этику гораздо шире, для них она была исследованием того, как жить счастливо — и это считалось наиважнейшим стремлением человека. Но счастливая жизнь (или эвдемония) может быть разной в зависимости от того, какой концепции счастья придерживается человек. На этом месте учения основных эллинистических философских школ расходились. Я считаю, что вам было бы полезно познакомиться с альтернативными воззрениями этих школ. Как и автор книги «Путеводитель по хорошей жизни» Билл Ирвин, я убежден: какую бы философскую сис­тему вы ни избрали в качестве ориентира, важно, чтобы вы выработали собственную жизненную философию — желательно, опираясь на проверенную веками мудрость античных мыслителей. (Хотя, конечно, существуют и плохие «философии», которые не способствуют процветанию ни самого человека, ни человечества.) Не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, будто я говорю: «Либо стоицизм, либо ничего». Но у стоицизма есть несколько замечательных альтернатив, которые могут оказаться близкими лично вам. Сразу предупреждаю, что не буду обсуждать здесь разнообразные восточные философские сис­темы, такие как буддизм, даосизм, конфуцианство и тому подобное. Я недостаточно глубоко знаком с ними, и к тому же о них уже написана масса превосходных книг. Давайте лучше посмотрим на то, что родилось в западной традиции в эллинистический период до возникновения христианства. На рисунке, который вы видите, изображено упрощенное генеалогическое древо1 основных эллинистических школ, которые были либо сосредоточены на достижении эвдемонической жизни, либо могут значительно помочь нам в этом.

Как видите, все началось с Сократа2. На основе различных интерпретаций его учения возникло три школы: Академия Платона, Киренская школа Аристиппа и кинизм Антисфена. Из платоновской Академии выросла перипатетическая школа Аристотеля. Киренская школа привела к возникновению эпикуреизма, а кинизм дал рождение стоицизму, хотя фактические отношения между всеми этими школами не ограничивались линейным происхождением. Они влияли друг на друга на протяжении нескольких веков. Давайте коротко рассмотрим каждую из них — кто знает, может быть, в глубине души вы вовсе не стоик, а киник, перипатетик или, упаси Зевс, эпикуреец!

Сократизм. Об учении Сократа нам известно в основном (но не только) из ранних Платоновских диалогов, таких как «Лахет», «Хармид», «Протагор» и других. Этот философ был основоположником этического рационализма и считал мудрость «высшей добродетелью», поскольку это единственное человеческое качество, которое благотворно при любых обстоятельствах и помогает нам правильно использовать остальные качества. Для Сократа изучение собственной жизни есть моральный императив, и разум служит для этого главным инструментом. Согласно Сократу, эвдемония — это правильная в этическом отношении жизнь, а зло есть результат невежества или отсутствия мудрости — amathia (другими словами, никто целенаправленно не хочет делать злые дела).

Платонизм (Академия). В своих поздних диалогах Платон поддерживал ключевые положения учения Сократа (в частности, то, что эвдемоническая жизнь основана на добродетели), однако добавил ряд метафизических концепций и ввел свою знаменитую теорию идей, где отождествлял идею всеобщего блага с абстрактным божественным разумом, или Богом. Индивидуальное счастье он подчинял общественным нуждам, точнее, нуждам идеального государства, которое должно быть разделено на три сословия (подобно тому, как человеческая душа разделена на три части — разумную, страстную и вожделенную) и во главе которого должны стоять философы (как и у человека, разумная часть управляет страстной и вожделенной).

Аристотелизм (Ликей, перипатетическая школа). Для Аристотеля смысл жизни также заключался в достижении эвдемонии через практику добродетелей (философ выделял двенадцать добродетелей). По мнению Аристотеля, у всего в мире есть свое предназначение: человеческое состоит в применение разума, следовательно, это и есть способ достижения эвдемонии. Но для эвдемонической жизни нам также нужны и внешние блага, такие как благоприятная семейная и социальная среда, образование, здоровье, богатство и даже красивая внешность. Таким образом, способность к эвдемонии зависит не только от человека, но и от удачного стечения жизненных обстоятельств.

Киренская школа. Аристипп из Кирены был первым учеником Сократа, который стал брать деньги за обучение. Согласно его философии, главная цель жизни — не долгосрочное счастье, а переживание (телесных) наслаждений «здесь и сейчас». И добродетель необходима человеку только как средство для получения наслаждений. Однако не следует считать, будто киренаизм — это только «секс, наркотики и рок-н-ролл». Скорее, его следует рассматривать как форму просвещенного гедонизма. Аристипп говорил: «Я обладаю, но не мной обладают» — и считал самоконтроль важным качеством для сохранения жизнерадостности в любых ситуациях.

Эпикурейство (Сад). Эпикур также учил, что целью жизни должно быть стремление к удовольствию, в первую очередь через избавление от страданий. Но эпикурейский гедонизм был гораздо сложнее киренского (несмотря на это, первые христиане очерняли его, видимо, стремясь устранить угрозу со стороны конкурирующего учения). Например, Эпикур ставил интеллектуальные удовольствия выше телесных и рассматривал счастье не как совокупность случайных, хотя и частых наслаждений, а как устойчивое состояние на протяжении всей жизни. Эпикурейский путь — это освобождение от предрассудков (особенно религиозного характера), контроль над своими желаниями, скромный образ жизни и культивирование дружбы. Но самое главное, эпикурейцы призывали к неучастию в общественной и политической жизни, поскольку они приносят больше страданий, чем удовольствия.

Кинизм. Основатель школы киников Антисфен Афинский утверждал, что добродетель, понимаемая как практическая мудрость, не только необходимое, но и достаточное условие для достижения эвдемонической жизни. Вот почему киники довели до крайности сократовский идеал неприхотливого образа жизни. Самый знаменитый киник, Диоген Синопский, жил на улице в бочке, просил подаяние и демонстративно пренебрегал всеми социальными условностями. Многие стоики восхищались киниками, а наш учитель Эпиктет посвятил 22-ю главу своих «Бесед» восхвалению кинизма. «Если вы не можете быть киником, по крайней мере будьте стоиком», — сказал он.

Стоицизм. Основатель стоицизма Зенон Китийский первоначально учился философии у киника Кратета, ученика Диогена Синопского. Как вы уже знаете, стоицизм нашел золотую середину между аристотелизмом и кинизмом, но решительно отвергал эпикурейство. Стоики соглашались с киниками в том, что добродетель есть необходимое и достаточное условие для счастья, но, как и перипатетики, признавали приемлемым интерес (правда, умеренный) к внешним благам. Стоики рассматривали блага как предпочтительные или непредпочтительные безразличные вещи, к которым следует стремиться — или избегать, если это стремление угрожает цельности личности.

Все эти красивые ответвления от сократовского «ствола» получили собственное концептуальное развитие: платоновская (или аристотелевская) ветвь двинулась по пути сократовского эвдемонизма, где платонисты избрали мистическое направление (теория идей, идеальное государство), а перипатетики — более прагматичное (внешние блага как условие для достижения эвдемонии). Киренская (и эпикурейская) ветвь отказалась от традиционного значения добродетели и сосредоточилась на дихотомии удовольствия и страданий. Разница между их философией заключается в том, что киренаики ставили во главу угла телесные удовольствия, а эпикурейцы — интеллектуальные наслаждения и удовольствие от жизни в целом. (Отзвуки их философии можно найти в современной утилитаристской этике Джона Стюарта Милля.) Наконец, киническая / стоическая ветвь сохранила верность сократическому главенству добродетели, но киники сфокусировались на аскетическом образе жизни, а стоики научились примирять добродетельную жизнь с внешними благами. Обе эти школы оказали значительное влияние на развитие христианской философии.

БЛАГОДАРНОСТИ

Эта книга — результат моего духовного, философского и интеллектуального путешествия, которое началось много лет назад. Я следовал по непростому, извилистому пути и, кстати, до сих пор не уверен, что прибыл в пункт назначения. Многие люди прямо или косвенно внесли вклад в это путешествие, и я хочу искренне поблагодарить каждого из них. Первое «спасибо» скажу Энрике Кьяромонте, моей школьной учительнице философии: она привила мне интерес к этому предмету. Однако для того, чтобы интерес превратился в любовь, а затем — в страсть, понадобилось четверть века. Благодарю Мелиссу Бреннеман: в свое время она поддержала меня, когда я принял безумное решение погубить свою профессио­нальную карьеру и стать философом. Коринна Колаторе с самого начала моего путешествия к стоицизму была рядом со мной и смиренно терпела мои ежедневные практики. Мои коллеги из Городского колледжа Нью-Йорка поддержали мой довольно своеобразный подход к преподаванию этой дисциплины. Ну а благодаря многим людям, стоящим за Стоической неделей и STOICON, которые помогали мне на протяжении всего пути, я открыл для себя стоицизм. Спасибо моему другу, стоику и буддисту Грегу Лопесу, который многое рассказал мне об Эпиктете, Марке Аврелии и Сенеке. Благодарю Тиссу Такаги, моего литературного агента: с первого дня она воодушевилась моим проектом и до самого конца моей работы над книгой грамотно руководила процессом. Что бы я делал без Ти Джея Келлехера, моего редактора в издательстве Basic Books: каждый раз он не перестает поражать меня своим профессионализмом. Наконец, отдельное спасибо Синди Бак, которая предельно внимательно отредактировала мой текст.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 1. Древний, но поразительно современный путь

  1. «И вот здесь есть опасность…»: «Беседы Эпиктета», II.12. Полный текст «Бесед Эпиктета» на английском языке можно найти на сайте: http://classics.mit.edu/Epictetus/discourses.html; более короткое «Краткое руководство к нравственной жизни» (Энхиридион) Эпиктета, написанное в 135 году, в переводе на английский язык Элизабет Картер: http://classics.mit.edu/Epictetus/epicench.html. [Все цитаты приводятся по русскоязычному изданию «Беседы Эпиктета», издательство «Ладомир», 1997 год, перевод с древнегреческого Г. А. Тароняна. — Прим. пер.]
  2. «Смерть — неизбежная необходимость…»: «Беседы Эпиктета», I.27.
  3. «Каждый день мы умираем…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письмо XXIV (Seneca, Complete Works, Delphi Classics, 2014, 19). [Все цитаты приводятся по изданию Сенека «Нравственные письма к Луцилию», издательство «Азбука-Классика», перевод С. А. Ошерова. — Прим. пер.]
  4. «Человек, не знающий, как достойно умереть…»: Сенека, трактат «О спокойствии духа» (Seneca, "On Tranquility of Mind", 11).
  5. Стоическую неделю…: Больше информации о Стоической неделе (проходящей под лозунгом «Проживите неделю как философ-стоик») можно получить на сайте http://modernstoicism.com/. Там же можно узнать о ежегодной конференции STOICON, также посвященной вопросам стоицизма: http://modernstoicism.com/stoicon-media/.
  6. «Ни один другой человек — даже сам Фрейд…»: Цитата взята из статьи: Robert Epstein, "The Prince of Reason," Psychology Today, 1 января 2001 года.
  7. «философские предпосылки когнитивной терапии…»: Аарон Бек, А. Раш, Брайн Шоу и Гари Эмери «Когнитивная терапия депрессии» (Aaron T. Beck, A. John Rush, Brian F. Shaw, and Gary Emery, Cognitive Therapy of Depression, New York: Guilford Press, 1987, 8).
  8. Проводили слишком строгую дихотомию…: William Irvine, A Guide to the Good Life (New York: Oxford University Press, 2008).
  9. Хотя, на мой взгляд, это знание лишний раз доказывает необходимость…: Например, ученые-когнитивисты неоднократно демонстрировали, насколько плохо люди справляются с оценкой вероятностей, — факт, который хорошо известен и в полной мере эксплуатируется индустрией азартных игр и лотерей. Но люди не считают этот человеческий недостаток причиной отказаться от статистики. Напротив, именно такие статистические исследования могут, по крайней мере частично, защитить людей от распространенных (и порой разорительных!) ошибок в численных рассуждениях.
  10. «Все, кто до нас занимались тем же…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письмо XXXIII (Seneca, Complete Works, Delphi Classics, 2014, 11).
  11. Одному из самых знаменитых в Риме преподавателей — Гаю Музонию Руфу…: До нас дошло мало сочинений этого философа-стоика. Сочинения Руфа вышли в замечательном английском переводе Синтии Кинг под редакцией Уильяма Ирвина (Cynthia King, Musonius Rufus: Lectures and Sayings, ed. by William B. Irvine).
  12. Марк Аврелий является, пожалуй, самым знаменитым стоиком в истории…: Сборник «Размышления» Марка Аврелия — это личный философский дневник императора. Изначально он не предназначался для обнародования, но сегодня это одна из самых популярных книг в мире. Как и «Беседы Эпиктета», этот труд выдержал огромное количество переизданий. Полная версия «Размышлений» Марка Аврелия, написанных в 167 году, в переводе на английский язык Джорджа Лонга, доступна в интернете: http://classics.mit.edu/Antoninus/meditations.html.

Глава 2. Путешествие к стоицизму: дорожная карта

  1. Финикийский купец по имени Зенон родом из Кития: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», книга VII.1 (Diogenes Laertius, Lives of the Eminent Philosophers, VII.12; https://en.wikisource.org/wiki/Lives_of_the_Eminent_Philosophers). [Все цитаты приводятся по изданию Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», издательство «Мысль», Москва, 1986 год, перевод М. Л. Гаспарова. — Прим. пер.]
  2. Хрисипп был бегуном на длинные дистанции…: Занятия спортом и физическим трудом были не чужды античным философам. Например, Клеанф, второй по счету глава Стои, был кулачным бойцом, а по ночам подрабатывал тем, что разносил по дворам воду для поливки садов.
  3. «Не будь Хрисиппа…»: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», книга VII.5.
  4. До 155 года до нашей эры, когда произошло очень важное для античной философии событие…: Читайте: David Sedley, "The School, from Zeno to Arius Didymus," in The Cambridge Companion to the Stoics, edited by Brad Inwood (Cambridge: Cambridge University Press, 2003).
  5. Есть три вопроса…: «Беседы Эпиктета», III.2.
  6. Рис. 2.1: В этой диаграмме я отразил свою собственную интерпретацию комментариев Дональда Робертсона (Donald Robertson, Stoicism and the Art of Happiness: Ancient Tips for ModernChallenges, Teach Yourself, 2013). А он, в свою очередь, опирался на научную работу Пьерра Адо «Внутренняя цитадель: Размышления Марка Аврелия» (Pierre Hadot, The Inner Citadel: The Meditations of Marcus Aurelius, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998).

Глава 3. Одни вещи зависят от нас, другие нет

  1. «И сказали они…»: Solomon ibn Gabirol, A Choice of Pearls (New York: Bloch Publishing Co., 1925), chap. 17, verse 2.
  2. «К чему печалиться…»: Шантидева «Путь Бодхисаттвы» (Shantideva, The Way of the Bodhisattva, Boulder, CO: Shambhala Publications, 2008), глава 6, стих 10.
  3. «Из существующих вещей…»: «Энхиридион»Эпиктета, I.1.
  4. «Но это как нечто такое…»: «Беседы Эпиктета», II.5, I.1.
  5. «Само же поражение мишени есть только предмет выбора…»: Марк Туллий Цицерон «О пределах блага и зла». Книга III.22 (Cicero, De Finibus Bonorum et Malorum, III.22, in Complete Works of Cicero, Delphi Ancient Classics, 2014). [Цитата приводится по изданию Марк Туллий Цицерон «О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков», Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 2000 год, перевод с латинского Н. А. Федорова. — Прим. пер.]
  6. «Ему сообщают: "Тебя судят в сенате"…»: «Беседы Эпиктета», I.1.
  7. Каково же упражнение на деле против этого?..: «Беседы Эпиктета», III.24.

Глава 4. Жить согласно с природой

  1. «Это не просто…»: «Беседы Эпиктета», II.9.
  2. Мы — не единственные животные…: Франс де Вааль «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов» (Frans de Waal, Primates and Philosophers: How Morality Evolved, Princeton, NJ: Princeton University Press, 2009).
  3. Не имеем кости в пенисе…: Об этой и других особенностях человеческой репродуктивной сис­темы читайте в статье: Robert D. Martin, "The Evolution of Human Reproduction: A Primatological Perspective," American Journal of Physical Anthropology 134, no. S45 (2007): 59–84.
  4. Что такое язык…: Об уникальности человеческого языка и связанных с этим вопросах читайте в статье: Chet C. Sherwood, Francys Subiaul, and Tadeusz W. Zawidzki, "A Natural History of the Human Mind: Tracing Evolutionary Changes in Brain and Cognition," Journal of Anatomy 212 (2008): 426–454.
  5. Что же это за общие черты?..: Полный список универсальных черт, присущих всем человеческим культурам (который, разумеется, всегда остается предметом споров и уточнений), можно найти в книге: Donald Brown, Human Universals (Philadelphia: Temple University Press, 1991).
  6. «Ведь что такое человек?..»: «Беседы Эпиктета», II.9.
  7. Я заметил, что в каждой этической теории…: Дэвид Юм «Трактат о человеческой природе» (David Hume, A Treatise of Human Nature (London: John Noon, 1739, 335). [Цитата приводится по изданию Дэвид Юм «Трактат о человеческой природе», издательство «Канон», 1995 год, перевод С. Церетели. — Прим. пер.]
  8. Этика имеет корни…: Даже сегодня большинство людей думают, что источник морали — Бог. Но это предположение — которое, разумеется, отличается от вопроса о существовании Бога (или богов), — было решительно отвергнуто 2400 лет назад Сократом, оказавшим большое влияние на стоиков. Более подробно об этом можно прочитать в 18-й главе моей книги «Ответы по Аристотелю: Как наука и философия могут привести нас к более осмысленной жизни» (Answersfor Aristotle: How Science and Philosophy Can Lead Us to a More Meaningful Life, New York: Basic Books, 2013).
  9. Они совершают так называемую категориальную ошибку…: Понятие категориальной ошибки проще всего объяснить на классическом примере из курса введения в философию. На первый взгляд может показаться, что вопрос «Какого цвета треугольники?» с подвохом. Но на самом деле спрашивающий совершает ошибку, применяя категорию цвета к геометрической фигуре. К треугольникам можно применить такие категории, как величина углов, размер сторон и так далее, но не цвет — хотя, конечно, конкретный треугольник может иметь определенный цвет. Если вы зададите такой вопрос неподготовленному человеку, то сможете поставить его на несколько секунд в тупик, пока он не осознает подвох.
  10. Мы действительно могли унаследовать врожденный моральный инстинкт…: Концепция морального инстинкта доступно объясняется в статье: Stephen Pinker, "The Moral Instinct," New York Times Magazine, 13 января 2008 года.
  11. По мере вступления в сознательный возраст…: Это изменение в сознании и психологии ребенка в 5–7-летнем (или в 6–8-летнем) возрасте, замеченное еще античными людьми, в настоящее время подтверждено убедительными доказательствами из области психологии и нейробиологии. Подробности можно узнать, например, в книге: Arnold J. Sameroff and Marshall M. Haith, The Five to Seven Year Shift: The Age of Reason and Responsibility (Chicago: University of Chicago Press, 1996).
  12. «И вообще он [Зевс] устроил…»: «Беседы Эпиктета», I.19.
  13. Мы как бы стоим в центре…: Фрагменты сочинений Гиерокла сохранены в антологии Стобея (Ethical Fragments of Hierocles, Preserved by Stobaeus, translated by Thomas Taylor, 1822). Также смотрите фрагмент «Как мы должны вести себя по отношению к родным».
  14. «Я гражданин Вселенной»…: «Беседы Эпиктета», I.9.

Глава 5. Игра в мяч с Сократом

  1. «[Сократ] словно в мяч играл…»: «Беседы Эпиктета», II.5.
  2. Греко-римский футбол…: Сохранилось множество свидетельств того, что среди древних греков и римлян была популярна своеобразная разновидность футбола, хотя правила той игры до нас не дошли. В Нацио­нальном археологическом музее Афин можно увидеть мраморный барельеф, на котором изображены ребенок и взрослый, удерживающий на ноге мяч. Римляне называли его «фолис» — он был очень похож на современный футбольный мяч, и его так же накачивали воздухом. Кроме того, римский юрист Ульпиан рассказывает о судебном прецеденте, убийстве. Пострадавший брился, когда в окно цирюльни залетел и угодил ему в голову мяч, сшитый из кожи и набитый конским волосом (то есть тоже похожий на современный спортивный снаряд). См.: «Дигесты», ІХ, 2, 11, пр. 1.
  3. Сделать препятствие путем…: «Все это может помешать какому-либо делу, но не изменить настроения и стремления, благодаря способности души к преодолению препятствия и претворению противодействия в нечто более предпочтительное. Поэтому то, что было препоной для данного действия, может стать средством для другого, а то, что стояло на пути, само укажет путь». Марк Аврелий «Размышления», книга V.20. [Все цитаты приводятся по изданию Марк Аврелий «Размышления», перевод С. Роговина. — Прим. пер.]
  4. «Откуда я знаю…»: «Беседы Эпиктета», II.5.
  5. «Перестал есть животных…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», письмо CVIII, 22.
  6. «Из всего обилия удовольствий…»: Музоний Руф «Лекции о питании» (Musonius Rufus, "The Lecture About Food," Lectures, part B, 3, 7, 8, in Musonius Rufus, Lectures and Sayings, translated by Cynthia King, CreateSpace, 2011).
  7. Присутствует ошибка в рассуждении…: Многие так называемые неформальные логические ошибки не всегда являются ошибками. Зачастую они представляют собой простые эвристики — кратчайшие пути, позволяющие мгновенно понять и оценить ситуацию или составить предварительное суждение. Изобличение логических ошибок — распространенная практика при обсуждении псевдонаучных утверждений, о чем мы с моими коллегами говорим в статье: Maarten Boudry, Fabio Paglieri, and Massimo Pigliucci, "The Fake, the Flimsy, and the Fallacious: Demarcating Arguments in Real Life," Argumentation 29 (2015): 431–456.
  8. Ресторан Eleven Madison Park…: Я упомянул именно этот ресторан из-за статьи, которую написал в The New York Times его бывший официант Эдвард Фрейм Edward Frame, "Dinner and Deception," New York Times, 22 августа 2015 года). Фрейм знакомит читателей с «закулисьем» своего заведения, делится своими взглядами на культуру обслуживания, рассказывает о злоупотреблениях со стороны посетителей и так далее. Я очень сомневаюсь в том, что другие рестораны кардинально отличаются от Eleven Madison Park.
  9. «Если вам приходится жить во дворце…»: Марк Аврелий, «Размышления». Книга V.16.
  10. Диоген не только проповедовал столь радикальные принципы…: О жизни и приключениях Диогена Синопского мы знаем во многом благодаря Диогену Лаэртскому, описавшему их в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
  11. «Есть большая разница между радостью и болью…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письмо LXVI, 18.
  12. Концепцию лексикографических предпочтений…: Я должен поблагодарить одного из читателей моего блога howtobeastoic.org, известного мне под ником timbartik. Он подсказал мне, как использовать концепцию лексикографического упорядочивания в качестве наглядной модели для демонстрации различий между добродетелями и предпочтительными безразличными вещами.
  13. К которым стандартная экономическая теория попросту неприменима…: Многие философы косвенным образом используют концепцию лексикографического упорядочивания, когда пытаются доказать, что конкретное благо не должно подлежать обмену. Смотрите, например: Michael J. Sandel, What Money Can't Buy: The Moral Limits of Markets (New York: Farrar, Straus & Giroux, 2012); Debra Satz, Why Some Things Should Not Be for Sale: The Moral Limits of Markets (New York: Oxford University Press, 2010).

Глава 6. Бог или атомы?

  1. «А кто тот приспособивший меч к ножнам и ножны к мечу?…»: «Беседы Эпиктета», I.6.
  2. Знаменитым Фомой Аквинским: Фома Аквинский «Сумма теологии» (1273 год), часть 3, вопрос 2.
  3. Если во время прогулки по сельской местности…: Уильям Пейли, «Естественная теология или свидетельства существования Бога и Его атрибутов, собранных из явлений природы», глава 1 (William Paley, Natural Theology: or, Evidence of the Existence and Attributes of the Deity, Collected from the Appearance of Nature, London: J. Faulder, 1802).
  4. «Когда мы видим дом…»: Дэвид Юм «Диалоги о естественной религии» (1779 год), часть II (в переводе С. И. Церетели) (David Hume, Dialogues Concerning Natural Religion, 1779).
  5. «Я не вижу столь же явно…»: Чарльз Дарвин, 1903 год. (Charles Darwin, More Letters of Charles Darwin, edited by Francis Darwin and A. C. Seward, New York: D. Appleton and Co., 1903, 252. Смотрите также: Sara Joan Miles, "Charles Darwin and Asa Gray Discuss Teleology and Design," Perspectives on Science and Christian Faith 53 (сентябрь 2001 года): 196–201, http://goo.gl/kbdNR5.
  6. «Рабское ты существо…»: «Беседы Эпиктета, I.12. Позиция, очень близкая к взглядам Эпиктета, была недавно сформулирована и подтверждена современными аргументами философом Тимом Малганом в книге «Предназначение Вселенной» (Tim Mulgan, Purpose in the Universe: The Moral and Metaphysical Case for Ananthropocentric Purposivism, New York: Oxford University Press, 2015).
  7. «А ты — как имеющее главное значение…»: «Беседы Эпиктета», II.8.
  8. Или панентеизм…: Между пантеизмом и панентеизмом есть тонкое, но важное различие: в первом случае Бог отождествляется с Природой (миром); во втором — Бог присутствует в Природе, но не растворен в ней, то есть Бог и Природа — разные сущности. С одной стороны, стоики взаимозаменяемо использовали термины «Бог» (или «Зевс», но не в олимпийской версии) и «Природа». Но они также считали, что Вселенная состоит из материи, которая частично (все живые существа, включая человека) подчинена рацио­нальному принципу — Логосу. Таким образом, их метафизика включала элементы пантеизма и панентеизма, но для нашего разговора это не имеет значения.
  9. Относительно богов…: «Беседы Эпиктета», I.12.
  10. «От тебя не сокрыты Все движенья мои»…: Гомер «Илиада», X.279.
  11. «Что истинно, то мое»…: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», I.12.11.
  12. «Богам я обязан…»: Марк Аврелий, «Размышления», книга I.17.
  13. «Все следует делать…»: Марк Аврелий, «Размышления», книга II.11
  14. «Ты взошел на корабль…: Марк Аврелий, «Размышления», книга III.3.
  15. «Или роковая необходимость…: Марк Аврелий «Размышления», книга XII.14.
  16. Еще до ажиотажа вокруг Нового атеизма…: Мой, скажем так, более мудрый взгляд на Новый атеизм представлен в статье: "New Atheism and the Scientistic Turn in the Atheism Movement," Midwest Studies in Philosophy 37, no. 1 (2015): 142–153; http://philpapers.org/rec/PIGNAA.
  17. Когда я жил в Теннесси…: Чтобы получить представление о моих дебатах, смотрите, например: «Др. Массимо Пильюччи против Кента Говинда [креациониста]», опубликовано 7 марта 2012 года, https://goo.gl/0ab5OX; «Уильям Лейн Крейг [теолог] против Массимо Пильюччи», опубликовано 9 декабря 2012 года, https://goo.gl/D4T7h7; «Дебаты о сотворении и эволюции: Др. Дуэйн Гиш [креационист] против Др. Массимо Пильюччи, 20 мая 1999 года, часть 1", опубликовано 6 апреля 2013 года, https://goo.gl/txfKjG.
  18. «Много еще есть в философии вещей…»: Марк Туллий Цицерон «О природе богов» (Cicero, The Nature of the Gods, in Complete Works of Cicero, Delphi Ancient Classics, 2014). [Цитата приводится по изданию Марк Туллий Цицерон «О природе богов», «Философские трактаты», Москва, издательство «Наука», 1985 год, перевод с латинского М. И. Рижского. — Прим. пер.]

Глава 7. Все упирается в личность (и добродетель)

  1. «Когда Веспасиан повелел ему…»: «Беседы Эпиктета», I.2.
  2. Сократ считал мудрость «высшей добродетелью»…: Подробно со взглядами Сократа на мудрость как высшую добродетель можно ознакомиться в диалоге Платона «Евтидем». В моем блоге я опубликовал комментарии к этому диалогу с точки зрения стоицизма: "Why Plato's Euthydemus Is Relevant to Stoics," How to Be a Stoic, 20 августа 2015 года, https://goo.gl/9K3t2a.
  3. Нам нужна мудрость…: Античные люди выделяли два типа мудрости: sophia — способность понимать природу мира (слово «философия» означает «любовь» (philo) к «мудрости» (sophia)) и phronesis — практическую мудрость, способность принимать правильные решения в жизни, а это является одной из четырех стоических добродетелей. Отсутствие мудрости sophia, как вы узнаете из следующей главы, обозначается словом amathia. Отсутствие мудрости приводит к серьезным моральным ошибкам независимо от уровня интеллекта и образования. Другими словами, умный и образованный человек необязательно мудр.
  4. Команда ученых, состоящая из Кэтрин Далсгаард…: Результаты их исследования представлены в статье: Katherine Dahlsgaard, Christopher Peterson, and Martin E. P. Seligman, "Shared Virtue: The Convergence of Valued Human Strengths Across Culture and History," Review of General Psychology 9 (2005): 203–213.
  5. Набор из шести универсальных или «основных» добродетелей: Там же, таблица 1.
  6. «Пифагорейцы советовали…»: Марк Аврелий, «Размышления». Книга XI.27.
  7. «Скинь тогу с широкой пурпурной полосой…: «Беседы Эпиктета», I.29.
  8. «Что ты человек…»: «Беседы Эпиктета», II.3.
  9. Чтобы у кормчего произошло кораблекрушение…: «Беседы Эпиктета», IV.3.

Глава 8. Ключевое слово

  1. На Олимпе готовит нам многое Зевс…: Еврипид «Медея». [Цитата приводится по изданию Еврипид «Медея», Москва, издательства «Наука», «Ладомир», 1999 год, перевод И. Анненского. — Прим. пер.]
  2. «И вот какое оправдание…»: «Беседы Эпиктета», I.26.
  3. «И в чем причина того…»: «Беседы Эпиктета», I.28.
  4. Во время войны Эрнст Юнгер…: Я благодарю мою подругу Эми Валладарес, которая показала мне это интервью и перевела этот фрагмент на английский язык. Полное интервью Ханны Арендт на немецком языке "Hannah Arendt im Gespräch mit Joachim Fest (1964)" доступно в интернете: https://goo.gl/JOeyJC (размещено 8 августа 2014 года). Стенограмма интервью на английском опубликована в книге: Hannah Arendt: The Last Interview and Other Conversations (New York: Melville House, 2013).
  5. «Из этих двух — мудрости и невежества»: Платон «Евтидем», 281d.
  6. Профессор философии Шервуд Белангия глубоко исследовал эту тему…: Смотрите статью:Sherwood Belangia, "Ignorance vs. Stupidity," Shared Ignorance, 8 сентября 2014 года, https://goo.gl/vmI0hg.
  7. Алкивиадом, афинским полководцем и политическим деятелем…: Алкивиад — чрезвычайно интересная историческая личность, о котором — удивительно! — не написано ни одной книги и не сняты фильмы. Напрасно: ведь он участвовал в Пелопоннесской войне сначала на стороне родных Афин, однако затем впал в немилость и, опасаясь за свою жизнь, перешел на сторону вражеской Спарты. Благодаря ценным советам Алкивиада Спарта одержала несколько сокрушительных побед, которые едва не привели Афины к поражению в войне. Но в Спарте у полководца появились могущественные враги, и он бежал в Персию, которая была заклятым врагом греческих городов-государств. В конце концов Алкивиад вернулся в Афины, где стал главнокомандующим афинской армией и флотом. После череды побед он разработал план вторжения на Сицилию — катастрофически непродуманный. Провал этого вторжения сегодня считается главной причиной окончательного поражения Афин в Пелопонесской войне. А ведь все могло обернуться иначе, если бы Алкивиад сам возглавил эту экспедицию, как и планировалось изначально. Разочарованные афиняне отправили полководца в изгнание, а на его место назначили неопытного Никия. Алкивиад бежал во Фригию, чтобы найти убежище у персидского правителя, и предположительно был убит спартанцами в горах Фригии.
  8. Но если ты колеблешься…: Платон, «Алкивиад I». [Цитата приводится по изданию «Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы», издательство «Мысль», пере­вод диалога С. Я. Шейнман-Топштейн. — Прим. пер.]
  9. «A-gnoia означает буквально…»: Belangia, "Ignorance vs. Stupidity", https://woodybelangia.com/2014/09/08/
    ignorance-vs-stupidity/.
  10. «Не есть психическое расстройство…»: Glenn Hughes, "Voegelin's Use of Musil's Concept of Intelligent Stupidity in Hitler and the Germans" (Eric Voegelin Institute, 2007).
  11. «И вижу я, свершить какое зло должна…»: Еврипид, «Медея», 1078.
  12. «Потому что именно это, удовлетворить свой гнев…»: «Беседы Эпиктета», I.28.
  13. Всякая ошибка содержит противоречие…: «Беседы Эпиктета», Ibid., II.26.
  14. Как метко заметил писатель Майкл Шермер…: Michael Shermer, Why People Believe Weird Things (San Francisco: W. H. Freeman, 1997).
  15. Один из лучших способов побудить студентов: Guzzetti, Tonja E. Snyder, Gene V. Glass, and Warren S. Gamas, "Promoting Conceptual Change in Science: A Comparative Meta-analysis of Instructional Interventions from Reading Education and Science Education," Reading Research Quarterly 28 (1993): 116–159.
  16. «Такой-то выбранил тебя…»: «Беседы Эпиктета», IV.5.

Глава 9. Важность достойных образцов для подражания

  1. Оптимистам…: Stephen Palmer, "The Stockdale Paradox: The Right Way to Leverage Hope," http://stephendpalmer.com/stockdale-paradox-hope/.
  2. Стокдейл стал сотрудником Гуверовского института…: Два эссе Стокдейла о стоицизме можно прочитать в интернете: "The Stoic Warrior Triad: Tranquility, Fearlessness, and Freedom," лекция от 18 апреля 1995 года, http://goo.gl/dszFyQ; и "Master of My Fate: A Stoic Philosopher in a Hanoi Prison," дата не указана, http://goo.gl/jrooWm.
  3. «После катапультирования…»: VADM James B. Stockdale, "Stockdale on Stoicism II: Master of My Fate," 5, https://www.usna.edu/Ethics/_files/documents/Stoicism2.pdf.
  4. «К нам подбежал человек…»: VADM James B. Stockdale, "Stockdale on Stoicism I: The Stoic Warrior's Triad," 16, https://www.usna.edu/Ethics/_files/documents/stoicism1.pdf.
  5. «Болезнь является препятствием для тела…»: «Энхиридион» Эпиктета, 9.
  6. «Так если кто-то…»: «Беседы Эпиктета», IV.7.
  7. «Неподверженность страстям, свободу, невозмутимость»…: «Беседы Эпиктета», III.15.
  8. Современную биологию и психологию развития…: Смотрите книгу Массимо Пильюччи: Massimo Pigliucci, Phenotypic Plasticity: Beyond Nature and Nurture (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001).
  9. «Что ты скажешь мне, Сократ…»: Глубокий и убедительный анализ этой дискуссии читайте в статье: Hugh Mercer Cutler, "Can Virtue Be Taught?" Humanitas 7, no. 1 (1994), http://www.nhinet.org/humsub/curtl7–1.pdf.
  10. Теория Кольберга подвергается критике в различных аспектах…: Читайте книгу: Lawrence Kohlberg, Charles Levine, and Alexandra Hewer, Moral Stages: A Current Formulation and a Response to Critics (Basel: Karger Publishing, 1983).
  11. Для человека важным аспектом его среды является культура…: Pigliucci, Phenotypic Plasticity, 253–262.
  12. «Теперь тебе не удастся возразить мне…»: Сенека «О стойкости мудреца». Цитата приводится по изданию Луций Анней Сенека «О стойкости мудреца», Санкт-Петербург, издательство «Алетейя», 2001 год, перевод с латинского Т. Ю. Бородай. — Прим. пер.]
  13. Марк Катон, также известный как Катон Младший…: Замечательное изложение биографии Катона читайте в книге: Rob Goodman and Jimmy Soni, Rome's Last Citizen: The Life and Legacy of Cato, Mortal Enemy of Caesar (New York: St. Martin's Press/Thomas Dunne Books, 2012).
  14. Он обнажил меч…: Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Катон». [Цитата приводится по изданию Плутарх «Сравнительные жизнеописания», Москва, издательство «Наука», 1994 год, перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания С. С. Аверинцева — Прим. пер.]
  15. «А как же насчет обычной жизни…»: Massimo Pigliucci, "On Death and Stoicism," IN SIGHT series, Aeon, https://aeon.co/videos/how-the-stoic-embrace-of-death-can-help-us-get-a-grip-on-life.

Глава 10. Ограниченные физические возможности и психические заболевания

  1. Фундаментальный академический труд о современном стоицизме…: Lawrence Becker, A New Stoicism (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997).
  2. Горячо обсуждали на протяжении нескольких месяцев…: О собраниях клуба стоиков в Нью-Йорке можно узнать на ресурсе Meetup: http://www.meetup.com/New-York-City-Stoics/.
  3. Познакомил меня с Ларри…: Одним из итогов нашей встречи с Ларри Беккером стало то, что я взял у него интервью о различных аспектах теории и практики стоицизма. Впоследствии оно было размещено четырьмя частями 22, 24, 29 и 31 марта 2016 года на веб-сайте How to Be a Stoic: https://goo.gl/cfPGgL; https://goo.gl/FyFZT8; https://goo.gl/hKgW1w; https://goo.gl/Gcc6La.
  4. Ларри говорит в видеообращении…: Видеообращение Ларри Беккера к съезду некоммерческой организации Post-Polio Health International под названием «Развитие личной философии в отношении ограниченных физических возможностей» размещено на сайте организации: http://www.polioplace.org/personal-philosophy-disability.
  5. Как установила современная когнитивная наука…: О так называемом «потребительском параличе» в условиях слишком большого выбора читайте, например, в статьях: Hazel Rose Markus and Barry Schwartz, "Does Choice Mean Freedom and Well-being?" Journal of Consumer Research 37 (2010): 344–355; Tina Harrison, Kathryn Waite, and Phil White, "Analysis by Paralysis: The Pension Purchase Decision Process," International Journal of Bank Marketing 24 (2006): 5–23; Graeme Drummond, "Consumer Confusion: Reduction Strategies in Higher Education," International Journal of Educational Management 18 (2006): 317–323.
  6. «Проявляй терпение и терпимость»…: Эпиктет, Авл Геллий «Аттические ночи», xii.19.
  7. Эндрю Оверби…: Смотрите публикацию: Andrew Overby, "How Stoicism Helped Me Overcome Depression," Stoicism Today, от 19 сентября 2015 года, http://goo.gl/sIGWuR.
  8. Мы не можем полностью поставить себя на место другого человека…: Вопрос «Каково быть [другим человеком]» является неразрешимой философской проблемой. Смотрите классическое эссе Томаса Нагеля «Каково быть летучей мышью?» (Thomas Nagel, "What Is It Like to Be a Bat?" Philosophical Review 83, no. 4 (октябрь 1974 года): 435–450, http://goo.gl/PjZSeM.
  9. «Искусство жизни…»: Марк Аврелий «Размышления», книга VII.61.
  10. «Одним из самых интересных изменений…»: William Irvine, A Guide to the Good Life: The Ancient Art of Stoic Joy (New York: Oxford University Press, 2008), 254.
  11. «Стань перед камнем и поноси его…»: «Беседы Эпиктета», I.25.
  12. Статья, на которую я опираюсь, была опубликована анонимно…: Читайте статью: "Stoicism as a Means to Cope with Autism," Stoicism Today, 26 апреля 2015 года, http://goo.gl/YOQBfM. К сожалению, формат этой книги не позволяет мне рассказать о других замечательных примерах применения стоицизма для преодоления сложных жизненных проблем, а это наглядно продемонстрировало бы практическую силу стоической философии. Смотрите, например: Leonidas Konstantakos, "On Epictetus and Post-Traumatic Stress," Stoicism Today, 30 января 2016 года, http://goo.gl/0xXDrl; Chris Peden, "Autism and Stoicism I," Stoicism Today, 25 апреля 2015 года, http://goo.gl/0gXOyV (автор статьи — родитель двух детей-аутистов); и очень трогательную статью: Marco Bronx, "In Praise of Chronic Pain: A Stoic Meditation," Stoicism Today, 30 июля 2016 года, https://goo.gl/F5zOi2.
  13. «И сообщество наше подобно своду…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», письмо XCV.53.
  14. «Я не знаю, что мне удастся…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», письмо XXV.2.

Глава 11. О смерти и самоубийстве

  1. Они осознавали существование смерти…: Похожее спокойное отношение к смерти встречается и в других философских учениях, таких как эпикурейство (непосредственный оппонент стоицизма) и буддизм (восточный собрат стоицизма).
  2. «Право же, для чего родятся колосья?..»: «Беседы Эпиктета», II.6.
  3. «Так думаешь ли ты о том…»: «Беседы Эпиктета», III.26.
  4. Монтень…: Одно из классических эссе Мишеля де Монтеня называется «О том, что философствовать — это значит учиться умирать» (это эссе входит в книгу «Опыты», название которой на французском языке — Les Essais — дало название целому жанру — эссе). Начало этого сочинения весьма красноречиво: «Цицерон говорит, что философствовать — это не что иное, как приуготовлять себя к смерти».
  5. «Стало быть, самое ужасное из зол…»: Эпикур, «Письмо к Менекею», http://www.epicurus.net/en/menoeceus.html. [Цитата приводится по изданию Тит Лукреций Кар «О природе вещей», Москва, 1983 год, перевод М. Л. Гаспарова. — Прим. пер.]
  6. «Так что же, если я заболею?..»: «Беседы Эпиктета», III.26.
  7. «Что ты имеешь в виду…»: «Беседы Эпиктета», IV.7.
  8. Я не собираюсь здесь вдаваться в объяснения…: Если вам интересна моя точка зрения по этим вопросам, читайте мою статью: Massimo Pigliucci, "Mind Uploading: A Philosophical Counter-analysis," in Intelligence Unbound: The Future of Uploaded and Machine Minds, ed. by Russell Blackford and Damien Broderick (Hoboken, NJ: Wiley, 2014).
  9. «Нет, но я хотел бы еще быть на празднестве…»: «Беседы Эпиктета», IV.1.
  10. На уик-энд 23–24 июля 2016 года…: Читайте статью: Julie Watson, "Terminally Ill Woman Holds Party Before Ending Her Life," Associated Press, 11 августа 2016 г., http://goo.gl/jqOr2A.
  11. «Если это для тебя нецелесообразно…»: «Беседы Эпиктета», II.1.
  12. «Открытая дверь» была его любимой метафорой…: Истолкование этой метафоры Эпиктета как ссылки на само­убийство было общепризнанным в античных философских кругах. Читайте, например, статью: W. O. Stephens, "Epictetus on Fearing Death: Bugbear and Open Door Policy," Ancient Philosophy 34 (2014): 365–391.
  13. «Дыму наделали в жилище?..»: «Беседы Эпиктета», I.25.
  14. «Ведь ноге быть по природе…»: «Беседы Эпиктета», II.5.
  15. Сенеки, довольно спорной личности…: Две сравнительно недавно вышедшие биографии Сенеки представляют два несколько разнящихся взгляда на его моральный облик и верность собственным философским принципам; см.: James Romm, Dying Every Day: Seneca at the Court of Nero (New York: Alfred A. Knopf, 2014); Emily Wilson, The Greatest Empire: A Life of Seneca (New York: Oxford University Press, 2014).
  16. «Вот нечто подобное…»: «Беседы Эпиктета», II.15.
  17. «Останьтесь, не уходите безрассудно»: «Беседы Эпиктета», I.9.

Глава 12. Как справиться с гневом, беспокойством и одиночеством

  1. Аристофан в своей пьесе «Облака» высмеял Сократа…: Платон не оценил насмехательства Аристофана над его учителем. В своем диалоге «Федон» он даже частично возложил на драматурга вину за то, что впоследствии афинский суд приговорил Сократа к смертной казни. Это обвинение сомнительно, но не так уж необоснованно, как считают современные исследователи.
  2. Вот и у меня был железный светильник…: «Беседы Эпиктета», I.18 и I.29.
  3. Но наш мудрец не согласен с суждением вора…: Вот ирония судьбы: Лукиан Самосатский рассказывает нам, что после смерти Эпиктета один из его друзей продал светильник, принадлежавший философу, за солидную сумму 3000 драхм. Я уверен, что философ не одобрил бы этот поступок.
  4. Как показывают современные психологические исследования…: Американская психологическая ассоциация написала полезную статью об управлении гневом с точки зрения современной психологии: American Psychological Association, "Controlling Anger Before It Controls You," http://www.apa.org/topics/anger/control.aspx.
  5. «Так этого разбойника…»: «Беседы Эпиктета», I.18.
  6. Подходов к перевоспитанию преступников: О трех примерах сис­тем тюремного заключения, соответствующих некоторым стоическим принципам, смотрите: "Inside Norway's Progressive Prison System," CNN, 3 августа 2011 года, http://edition.cnn.com/2011/WORLD/europe/08/02/vbs.norwegian.prisons/; "Progressive Prison Keeps Door Open," This Is Finland, http://finland.fi/life-society/progressive-prison-keeps-doors-open/; Nicholas Turner and Jeremy Travis,"What We Learned from German Prisons," New York Times, 6 августа 2015 года.
  7. Рекомендации по управлению гневом и фрустрацией…: APA, "Controlling Anger Before It Controls You."
  8. «Когда я вижу беспокоящегося человека…»: «Беседы Эпиктета», II.13.
  9. В море случаются вещи и похуже…: Надеюсь, вы слышали эту песню. Если же нет, посмотрите видеоролик «Монти Пайтон: всегда смотри на светлую сторону жизни»: https://youtu.be/jHPOzQzk9Qo (загружено 28 июля 2006 года).
  10. «Но мы о бренном теле беспокоимся…»: «Беседы Эпиктета», II.13.
  11. В наши дни СМИ пестрят заголовками…: Здесь упомянуты статьи: Rebecca Harris, "The Loneliness Epidemic: We're More Connected Than Ever — But Are We Feeling More Alone?" The Independent, 30 марта 2015 г.; Vanessa Barford, "Is Modern Life Making Us Lonely?" BBC News Magazine, 8 апреля 2013 г.; Janice Shaw Crouse, "The Loneliness of American Society," The American Spectator, 18 мая 2014 года. Быстрый поиск в Google даст вам ссылки на огромное количество других статей.
  12. В своей статье, опубликованной в журнале Journal of Advanced Nursing…: Colin Killeen, "Loneliness: An Epidemic in Modern Society," Journal of Advanced Nursing 28 (1998): 762–770.
  13. «Чувство одиночества является неотъемлемой особенностью…»: Там же, 762.
  14. «Одиночество есть некое состояние беспомощного…»: «Беседы Эпиктета», III.13.

Глава 13. О любви и дружбе

  1. «Я, — сказал тот, — так несчастен с детишками…»: Эта и другие цитаты касательно беседы Эпиктета с несчастным отцом взяты из сочинения «Беседы Эпиктета», I.11.
  2. «Но написать и прочитать обо всем этом…»: «Беседы Эпиктета», IV.5.
  3. «Так вот, мы видим, что плотник…»: «Беседы Эпиктета», II.14 и I.29.
  4. Сторге означает любовь, которую мы не выбираем…: Вкладываемый в понятие сторге смысл неизбежности объясняет, почему это слово, отчасти контринтуитивно, использовалось для обозначения чувств, в которых у нас нет выбора. Таких, например, как «любовь» к тирану.
  5. В самом деле, где в ином месте дружба…: «Беседы Эпиктета», II.22.

Глава 14. Практические духовные упражнения

  1. Другие авторы стоической литературы: Среди полезных книг о стоицизме практической направленности стоит упомянуть вот эти две: William B. Irvine, A Guide to the Good Life: The Ancient Art of Stoic Joy (New York: Oxford University Press, 2008); Donald Robertson, Stoicism and the Art of Happiness: Ancient Tips for Modern Challenges (Teach Yourself, 2013).
  2. Я тщательно изучил «Энхиридион»…: Я хочу поблагодарить моего друга и партнера во многих делах, а также современного стоика Грега Лопеса, который любезно помог мне в составлении этого перечня духовных упражнений.
  3. Прежде всего вы должны понять…: Мы с Грегом Лопесом дополнили этот набор стоических духовных упражнений, опираясь на советы, которые Марк Аврелий дал в своем дневнике «Размышления». Полный комплекс из 24 упражнений смотрите на моем сайте How to Be a Stoic в разделе Collections: https://howtobeastoic.wordpress.com/collections/.
  4. В современной экономической теории…: Как было сказано в 5-й главе, некоторые философы прибегают к концепции лексикографического упорядочивания для объяснения того, почему некоторые блага не подлежат обмену; смотрите: Sandel, What Money Can't Buy, and Satz, Why Some Things Should Not Be for Sale.
  5. «Так вот старайся говорить…»: «Энхиридион» Эпиктета, I.5.
  6. «Агенты не должны пытаться делать что-либо…»: Lawrence C. Becker, A New Stoicism (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997), 42.
  7. «В каждом из предметов…»: «Энхиридион» Эпиктета, III.
  8. «Всякий раз, когда ты собираешься…»: «Энхиридион» Эпиктета, IV.
  9. «Помни, что в каждой случайности…»: «Энхиридион» Эпиктета, X.
  10. «Проявляй терпение и терпимость»..: «Беседы Эпиктета», IV.8.
  11. «Помни, что обижает не тот…»: «Энхиридион» Эпиктета, XX.
  12. «И если тебе предстоит нечто приятное или трудное…»: «Энхиридион» Эпиктета, LI.
  13. «Замысел природы можно постичь…»: «Энхиридион» Эпиктета, XXVI.
  14. «По большей части храни молчание…»: «Энхиридион» Эпиктета, XXXIII.2.
  15. «Пиры с людьми посторонними…»: «Энхиридион» Эпиктета, XXXIII.6.
  16. Если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе…»: «Энхиридион» Эпиктета, XXXIII.9.
  17. В нескольких социальных сетях…: Например, на Twitter, https://twitter.com/mpigliucci.
  18. Веду два блога…: Один из них посвящен общим философским темам — platofootnote.org; другой стоицизму — howtobeastoic.org.
  19. «В беседах не упоминай часто…»: «Энхиридион» Эпиктета, XXXIII.14.
  20. «Некто моется быстро?..»: «Энхиридион» Эпиктета, XLV.
  21. «Сну не дай низойти на свои усталые очи…»: «Беседы Эпиктета», III.10, из так называемых «Золотых стихов», приписываемых Пифагору.
  22. «Каждое за день свершенное дело пока не рассмотришь…»: «Беседы Эпиктета», III.10.
  23. Её [душу] нужно каждый день призывать к ответу…: Сенека «О гневе», книга III.36. [Цитата приводится по изданию Луций Анней Сенека «Философские трактаты» Санкт-Петербург, издательство «Алетейя», 2001 год, перевод с латинского Т. Ю. Бородай. — Прим. пер.]

Приложение. Эллинистические школы практической философии

  1. Упрощенное генеалогическое древо… Эта схема взята из книги: John-Stewart Gordon, "Modern Morality and Ancient Ethics," Internet Encyclopedia of Philosophy, http://www.iep.utm.edu/anci-mod/(на 27 мая 2016 года).
  2. Все началось с Сократа…: Именно поэтому вся история западной философии делится на периоды до и после Сократа.

 

[1] Перевод М. Лозинского.

[2] Франкл В. Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере. — М:. Альпина нон-фикшн, 2017.

[3] Борей — северный ветер, Зефир — западный ветер, а Эол — повелитель ветров. — Прим. пер.

 

Переводчик Ирина Евстигнеева

Редактор Елена Аверина

Руководитель проекта А. Тарасова

Арт-директор Ю. Буга

Корректоры Е. Сметанникова, Е. Аксёнова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Иллюстрация на обложке The Granger Collection / Alamy Stock Photo

 

© Massimo Pigliucci , 2017

This edition published by arrangement with The Science Factory, Louisa Pritchard Associates and The Van Lear Agency LLC.

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2018

© Электронное издание. ООО «Альпина Диджитал», 2018

 

Пильюччи М.

Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь / Массимо Пильюччи; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018.

 

ISBN 978-5-9614-5108-5


[1] Перевод М. Лозинского.

 

[2] «И вот здесь есть опасность…»: «Беседы Эпиктета», II.12. Полный текст «Бесед Эпиктета» на английском языке можно найти на сайте: http://classics.mit.edu/Epictetus/discourses.html; более короткое «Краткое руководство к нравственной жизни» (Энхиридион) Эпиктета, написанное в 135 году, в переводе на английский язык Элизабет Картер: http://classics.mit.edu/Epictetus/epicench.html. [Все цитаты приводятся по русскоязычному изданию «Беседы Эпиктета», издательство «Ладомир», 1997 год, перевод с древнегреческого Г. А. Тароняна. – Прим. пер .]

 

[3] «Смерть – неизбежная необходимость…»: «Беседы Эпиктета», I.27.

 

[4] «Каждый день мы умираем…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письмо XXIV (Seneca, Complete Works, Delphi Classics, 2014, 19). [Все цитаты приводятся по изданию Сенека «Нравственные письма к Луцилию», издательство «Азбука-Классика», перевод С. А. Ошерова. – Прим. пер .]

 

[5] «Человек, не знающий, как достойно умереть…»: Сенека, трактат «О спокойствии духа» (Seneca, "On Tranquility of Mind", 11).

 

[6] Стоическую неделю…: Больше информации о Стоической неделе (проходящей под лозунгом «Проживите неделю как философ-стоик») можно получить на сайте http://modernstoicism.com/. Там же можно узнать о ежегодной конференции STOICON, также посвященной вопросам стоицизма: http://modernstoicism.com/stoicon-media/.

 

[7] «Ни один другой человек – даже сам Фрейд…»: Цитата взята из статьи: Robert Epstein, "The Prince of Reason," Psychology Today, 1 января 2001 года.

 

[8] Франкл В. Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере. – М:. Альпина нон-фикшн, 2017.

 

[9] «философские предпосылки когнитивной терапии…»: Аарон Бек, А. Раш, Брайн Шоу и Гари Эмери «Когнитивная терапия депрессии» (Aaron T. Beck, A. John Rush, Brian F. Shaw, and Gary Emery, Cognitive Therapy of Depression, New York: Guilford Press, 1987, 8).

 

[10] Проводили слишком строгую дихотомию…: William Irvine, A Guide to the Good Life (New York: Oxford University Press, 2008).

 

[11] Хотя, на мой взгляд, это знание лишний раз доказывает необходимость…: Например, ученые-когнитивисты неоднократно демонстрировали, насколько плохо люди справляются с оценкой вероятностей, – факт, который хорошо известен и в полной мере эксплуатируется индустрией азартных игр и лотерей. Но люди не считают этот человеческий недостаток причиной отказаться от статистики. Напротив, именно такие статистические исследования могут, по крайней мере частично, защитить людей от распространенных (и порой разорительных!) ошибок в численных рассуждениях.

 

[12] «Все, кто до нас занимались тем же…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письмо XXXIII (Seneca, Complete Works, Delphi Classics, 2014, 11).

 

[13] Одному из самых знаменитых в Риме преподавателей – Гаю Музонию Руфу…: До нас дошло мало сочинений этого философа-стоика. Сочинения Руфа вышли в замечательном английском переводе Синтии Кинг под редакцией Уильяма Ирвина (Cynthia King, Musonius Rufus: Lectures and Sayings, ed. by William B. Irvine).

 

[14] Марк Аврелий является, пожалуй, самым знаменитым стоиком в истории…: Сборник «Размышления» Марка Аврелия – это личный философский дневник императора. Изначально он не предназначался для обнародования, но сегодня это одна из самых популярных книг в мире. Как и «Беседы Эпиктета», этот труд выдержал огромное количество переизданий. Полная версия «Размышлений» Марка Аврелия, написанных в 167 году, в переводе на английский язык Джорджа Лонга, доступна в интернете: http://classics.mit.edu/Antoninus/meditations.html.

 

[15] Финикийский купец по имени Зенон родом из Кития: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», книга VII.1 (Diogenes Laertius, Lives of the Eminent Philosophers, VII.12; https://en.wikisource.org/wiki/Lives_of_the_Eminent_Philosophers). [Все цитаты приводятся по изданию Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», издательство «Мысль», Москва, 1986 год, перевод М. Л. Гаспарова. – Прим. пер. ]

 

[16] Хрисипп был бегуном на длинные дистанции…: Занятия спортом и физическим трудом были не чужды античным философам. Например, Клеанф, второй по счету глава Стои, был кулачным бойцом, а по ночам подрабатывал тем, что разносил по дворам воду для поливки садов.

 

[17] «Не будь Хрисиппа…»: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», книга VII.5.

 

[18] До 155 года до нашей эры, когда произошло очень важное для античной философии событие…: Читайте: David Sedley, "The School, from Zeno to Arius Didymus," in The Cambridge Companion to the Stoics, edited by Brad Inwood (Cambridge: Cambridge University Press, 2003).

 

[19] Есть три вопроса…: «Беседы Эпиктета», III.2.

 

[20] Рис. 2.1: В этой диаграмме я отразил свою собственную интерпретацию комментариев Дональда Робертсона (Donald Robertson, Stoicism and the Art of Happiness: Ancient Tips for Modern Challenges, Teach Yourself, 2013). А он, в свою очередь, опирался на научную работу Пьерра Адо «Внутренняя цитадель: Размышления Марка Аврелия» (Pierre Hadot, The Inner Citadel: The Meditations of Marcus Aurelius, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998).

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!