Глава 8. Философия культуры абсолютного идеализма (Г.В.Ф. Гегель)



I Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. С. 155.

' Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 51.

* Там же. С. 54. 'Там же. С. 56.

''Гегель Г.В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 232. В более раннем издании «Философии права» (М.; Л., 1934) слово «образование» переводилось как «культура». 'Там же. С. 83.

7 Там же. С. 232.

8 Там же.

'Там же. С. 228. 10 Там же.

II  Там же. С. 231. 12 Там же. С. 233.

18 Там же. С. 236-237.

м Там же. С. 237.

|( Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1956. С. 310.

16 Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 279.

17 Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 166-167. "Маркс К.. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 159.

15 Там же.

w Там же.

" Там же. С. 166.

S ! Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 167.

в Там же.

Глава 9. Историко-материалистическая философия культуры (К. Маркс)

1 Маркс К., Энгельс Ф, Собр. соч. Т. 3. С. 16.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. 1. С. 46.

* Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. С. 80-81. 'Там же. С. 81.

5 Там же. С. 43.

6 Там же. С. 44.

7 Там же. С. 81.

8 Там же. С. 45-46. "Там же. С. 46.

0 Там же.

'Тамже. С. 82.

" Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. 1. С. 476.

* Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 19. С. 15. •Там же. С. 13.

Там же. С. 15.

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. 1. С. 483-484

Там же. С. 476. "Там же. С. 386. ' Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. 2. С. 221.

\396\

Глава 10. Позитивистская философия культуры

1 Бен там И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998. С. 9.

*    Цит. по: Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С.163-164.

а Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 11. Ч. 2. Л., 1991.

С. 6.

' Там же. С. 5.

Глава 11. Постклассическая (современная) философия как философия кризиса европейской культуры

1 Попытка более или менее четко прочертить границу между классической и современной философией была предпринята М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьевым и B.C. Швыревым в совместно написанной ими статье «Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии». Но и они были вынуждены признать, что «общее отношение между классической и современной буржуазной философией оказывается достаточно сложным и причудливым» (см.: Философия в современном мире. Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии, М., 1972. С. 30).

I Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. С. 13.

3 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 414.

* Мамардашвили M .К., Соловьев Э.Ю., Швырев B . C . Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии//Фило-софия в современном мире. Философия и наука. С. 30.

s Там же. С. 31.

" Губман Б. Современная философия культуры. М., 2005. С. 9. ' «Правда, - как пишет автор вводной статьи к собранию сочинений Вильгельма Дильтея Н.С. Плотников, - сам термин "философия жизни" возникает в немецкой философской традиции раньше — во второй половине XVIII века как синоним "жизненной мудрости", "жизненной философии". В немецком романтизме (например, у Фр. Шлегеля) он приобретает статус философского термина, характеризующего отрицание теоретического разума и философской систематики. Широкое распространение этот термин получает лишь на рубеже XIX - XX веков и опять-таки в Германии (ни французская, ни английская философская традиция не используют понятия "philosophic de la vie" или "philosophu of life"), причем не как самоназвание определенных позиций, а как дескриптивная характеристика течений, использующих понятия "жизнь" и "переживание" в качестве философских лозунгов» (Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея//Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. М., 2000. С. 16).

" Риккерт Г. Философия жизни//Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 210.

"lu Сартр ЖЛ. Экзистенциализм - это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989. С. 333.

II Там же. С. 335.

'" ХайдеггерМ. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 197. "Ницше Ф. Избранные произведения в 3 т. Т. 3. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. С. 197.

\397\

11 Там же. С, 9-10.

15 Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПБ., 2000. С. 9.

"Там же. С. 10.

17 Лио/пар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М,, 1998. С. 10.

Глава 12. Судьба европейской культуры в «трагической философии» Ф. Ницше

I  Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 762-763. ! Манн Т. Собр. соч. Т. 10. С. 347.

j Там же. С. 359.

* Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 1. С. 94.

s Там же. С. 96.

'Там же. Т. 2. С. 732.

' Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994. С. 46.

8 Там же. С. 47.

9"Там же. С. 50.

10 Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 175.

11 II Там же. С, 179.

12" Ницше Ф, Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.,

1994. С. 37.

13 Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 526.

14 Там  же. С. 412.

15 ''Тамже. С. 426.

16 Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования.

М., 2004. С. 583.

17" Делез Ж. Ницше и философия. М., 2003. С. 280.

Глава 13. Культура в системе «наук о духе* (Вильгельм Дильтей)

1 Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея//Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. Т.1. Введение в в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. М., 2000. С. 19.

2 Там же. С, 271.

3 "Там же. С. 285.

4 'Там же. С. 303.

5"Там же. С. 527.

6 На эту тему более подробно см. вышеназванную статью Н.С. Плотникова. (Там же. С. 185-187)

7Дильтей В. Собр. соч. Т. 4. Герменевтика и теория литературы. М., 2001. С. 238.

 8 Там же.

 9 Там же. С. 252.

10 Там же. С. 253.

11 Там же.

12 Там же. С. 237.

13 Там же. С. 239.

14Там же. С. 240.

15 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997. С. 398.

\398\

Глава 14. Аксиологическая философия культуры (неокантианство Баденской школы: B.  Виндельбанд , Г. Риккерт)

1 См.: Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм//Культурологи я XX век. Антология. М., 1995.

2 ' Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПБ., 1997. С. 258.

3I Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 45.  

4'Там же. С. 49.

5 'Там же. С. 52.

6 Там же. С. 54-55.

7 'Там же. С. 55.

8 Там же. С. 55-56.

9 Там же. С. 89.

10 Там же. С. 96.

11 Риккерт Г. О понятии философии//Риккерт Генрих. Науки о

природе и науки о культуре. С. 29.

Глава 15$. Европейская культура перед лицом западной цивилизации (О. Шпенглер)

1 Шпенглер О, Пессимизм ли это?//Шпенглер О. Пессимизм? М., 2003. С. П.

2 См.: Свасьян К. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу //Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М., 1993.

3. 'Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1 С. 183-184.

4* Там же. С. 185.

 5 Там же. С. 131.

6'Там же. С. 144.

7 'Там же. С. 147.

8 "Там же. С. 151.

9' Шпенглер О. Пессимизм? С. 20-21.

10'" См.: Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.

11 " Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Гештальт и действительность.

C.   163-164.

12 "Там же, С. 187.

 13 Там же. С. 170.

14 II Там же. С. 178-179.

15  ''Там же. С. 179.

16 "Там же. С. 182.

17"Там же. С. 176.

18  Там же. С. 638.

19 Там же. С. 526

20 Там же. С. 527.

21 Там же. С. 529.

" Там же.

22 Там же. С. 531-532.

 21 Там же. С. 535.\399\

25 Там же. С. 541.

26 Там же.

27 Шпенглер О. Прусская идея и социализм//Шпенглер О. Пессимизм? С. 156.

 28Там же.

29"Там же. С. 174.

30 юТамже. С. 182.

 31 Там же. С. 256. •

32"Там же. С. 255.

33"Там же. С. 224.

35" Там же. "Там же. С. 247.

 36"Там же. С. 249.

37"Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. С. 120.

Глава 16. Символическая философия культуры (Э. Кассирер)

1 Особо выделю работы К.А. Свасьяна «Проблема символа в современной философии» (Ереван, 1980) и «Философия символических форм Кассирера. Критический анализ» (Ереван, 1989), а также монографию А. А. Кравченко «Логика гуманитарных наук Э. Кассирера. Кассирер и Гете» (М., 1999).

2 Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1.Язык. М.;СПБ. 2002. С. 15.

3 Там же. С. 16-17.

4 Там же.

5 Там же. С. 17.

" Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 471. 'Тамже. С. 472. "Там же. С. 473. 'Там же. С. 476.

10 Там же. С. 504.

11 Там же. С. 180-181. 11 Там же. С. 181.

Глава 17. От критики культуры к ее отрицанию

1    Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск, 2001. С. 126.

2 Сафрански Р. Хайдеггер. М., 2002. С. 261.

3       Исследования по феноменологии и философской герменевтике. С. 129.

' Там же. 5 Там же. С. 131. 'Там же. С. 132.

' См.: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997. Полагаю, в этой книге содержится лучшее в нашей литературе изложение герменевтической философии Хайдег-гера. й Там же. С. 375.

\400\

ЧАСТЬ III. РОССИЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 18. Культура как деятельность (из истории отечественной культурологии)

1 Маркарян Э.С. Исходные посылки культуры как специфического способа человеческой деятельности//Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980.

2  Батищев Г.С. Методологические аспекты формирования целостной личности//Доклады Академии пед. наук РСФСР. 1962. № 2. С. 23-24.

3 Батищев Г.С. Противоречие как категория человеческой логики. М., 1969. С. 15.

4 Там же.

5 Там же.

6 Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип//Проблема человека в современной философии. М., 1969. С. 89.

7 Маркарян Э.С. Исходные посылки культуры как специфического способа человеческой деятельности. С. 32.

9 Там же. С. 33.

8 Там же. С. 34-35.

10 Злобим Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. С. 35.

11 Там же. С. 28.

12 Межуев В.М. О понятии «культура». М., 1968. С. 7.

13 Там же. С. 8.

14 Там же.

15 Там же.

 16 Там же.

17 Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. С. 37.

18 Там же. С. 44.

19 Маркарян Э.С. Выступление на Круглом столе журнала «История СССР» «Предмет и метод истории культуры «//История СССР. 1979. Ne 6.

20Там же. С. 35.

21 Там же. С. 106.

22 Давидович В.Е., Жданов ЮА. Сущность культуры. Ростов, 1979. С. 85.

23 Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления//Философские науки. 1974. № 2. С. 27-28.

21 Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. С. 175.

 и Яковлев БД. Духовная культура развитого социализма: к методологии исследования. Л., 1981. С. 26.

24 Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972. С. 22.

87 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. СПБ., 2000. С. 44. 28 Там же. С. 46. 21 Там же. С. 53.

30 ЛифшицМ . А. В мире эстетики. М., 1985. С. 104. "Там же. С. 130.

12 Там же. С. 131.

\401\

3< Там же. С. 136.

" Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. С. 55.

м Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 19. С. 15.

s" Там же. С. 13.

"Там же. С. 15.

'"Там же. Т. 19. С. 38.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!