Глава 2. Философия культуры в системе наук о культуре



1     Лееч-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994. С. 16.

2     Там же.

* Там же. С. 17.

4    Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. С. 32.

5     Лееи-Стросс К. Первобытное мышление. С. 17.

6 ГеллнерЭ . Нации и национализм. М., 1911. С. 37—38.

7 Там же. С. 38.

8 Там же.

9 Культурология. XX век. Антология М.,1995. С. 302.

10 О национальной культуре более подробно см. главу 17 наст. изд.

\390\

Глава 3. «Открытие культуры» — начало и исток философского знания о ней

1      Введение в культурологию М.,1995. С. 6.

2       ХайдеггерМ. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 72.

3     Ионин Л. Социология культуры. М., 1996. С. 24.

4 От философии культуры к философии жизни. Сборник статей.СПБ., 2001. С. 11.

5     Там же.

6     Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник статей. Саратов, 1988. С. 25.

7     Цит. по: Гарэн . Э. Проблемы Итальянского Возрождения. М., 1986. С. 45.

8    Там же.

9     Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1986. С. 306.

'О Там же.

11     Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. С. 136—137.

12            Так же комментирует смысл концепции Пико и Э. Кассирер: «Становится очевидным, что для описания отношения между Богом и человеком, человеком и миром уже недостаточно ни понятия творения, ни понятия эманации. Идея творения в ее обычном смысле предполагает, что всему сотворенному даруется определенное некими границами бытие, но одновременно предписывается круг возможностей его воления и осуществления. Человек же разрывает этот круг: его деятельность не просто диктуется действительностью его существования, но включает в себя всегда новые, принципиально запредельные любым границам возможности. В этом тайна человеческой природы...» (Кассирер Э. Избранное: индивид и космос. М.; СПБ., 2000. С. 97)

13 Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. С. 122.

14     Бицилли Л.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПБ., 1996. С. 149.

ls Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. С. 134.

16      Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. С. 181.

17     ХейзингаИ . Осень Средневековья. М., 1988. С. 5.

18 Зеньковский ВЛ. История русской философии. Т. 1. 4.1. Л., 1991. С. 195.

19 Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990, С. 143.

20 Там же.

21  Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. Т. 2. Избранные статьи. М., 1993. С. 218-219.

га Там же. С. 219.

23БердяевН.Смысл истории. С. 108.

24     Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. T.I. M., С. 422—423.

25 Манн Т. Собрание сочинений. Т. 10. М., 1961. С. 311. 2вТамже.С.311-312.

27 Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 156.

28     Там же.

\391\

ЧАСТЬ II. ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 4. «Классическая модель» культуры

1  Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. С. 56.

2 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. С. 358-359.

3 Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994. С. 17-18.

* Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. С. 202. ЬАсхусВ.Ф . Избранные философские произведения. Т. 1.М.. 1971. С. 217.

в Трельч Э, Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. С. 84. 'Там же. С. 22. 8 Там же. С. 99.

д КонрадН.И. Залад и Восток. М., 1972. С. 220. ю Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B . C . Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии//Фило-софия в современную эпоху: философия и наука. М., 1973. С. 36. 11 Вицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. С. 153. !2 См. на эту тему: Богуславский В.М. Монтень и философия культу-ры//История философии и вопросы культуры. М., 1975. 13 Боткин ЛМ. Ренессанс и утопия//Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976. На эту же тему см.: Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

Глава 5. Просветительская философия культуры

1 Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004. С. 9.

а Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших

дней. Т. 3: Новое время (от Леонардо до Канта). СПБ., 1996. С. 456.

3 Там же. С. 554.

4 Там же.

5 Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С. 391. Французский лингвист Э.Бенвенист полагает, что, слово «цивилизация» берет свое начало от «civilite» (благовоспитанность) и буквально означает воспитанное, развитое, облагороженное общество (в противоположность варварству). «Между первобытным варварством и современной жизнью человека в обществе, — пишет он, — повсюду в мире обнаружились ступени постепенного перехода, открылся медленный и непрерывный процесс воспитания и облагораживания, чего статическое понятие civilite (благовоспитанность) уже не могло больше выражать и что нужно было определить словом civilisation, передающим одновременно и смысл, и непрерывность процесса. Это было и оптимистическим, порывающим с теологией пониманием его эволюции, которое начинало утверждаться, иногда без ведома тех, кто его оровозглашал, и несмотря на то, что некоторые, прежде всего Мирабо, считали еще религию главным фактором «цивилизации» (Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С. 391).

6 Реале Д., Антисери Д. Западная философия... С. 459. ' Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. 1. С. 17-18.

8 Гольбах П. Избранные произведения. Т. 2. М., 1963. С. 337-338.

9 Там же. С. 60.

\392\

10 Там же. С. 337. " Там же. С. 60.

12 Кассирер Э. Философия просвещения. С. 62.

13 Маркс К.. Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2. С. 14.

14 Кассирер Э. Философия Просвещения. С. 155

15 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. С. 37. ^ГердерИТ. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 8. "Там же. С. 230. 'я Там же. С. 111.

19 Хоркхаймер М.,Адорно Т£. Диалектика Просвещения. М.; СПБ., 1998. С. 16.

20 Гадаме.р Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 93.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!