Примерные программы выпускного экзамена
Бакланова Н. Этюд G-dur
Комаровский А. Концертино
Левицкий И. Украинская рапсодия
Кюи Ц. «Ориенталь»
Гершвин Дж. «Хлопай в такт»
Лемуан Г. Этюд C-dur
Мач Ц. Концертино
Прокофьев С. Пушкинский вальс №2
Лопе С. «Эль-Вито»
Михайличенко Г. «Выйду ль я на реченьку»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 8 ЛЕТ
Общие требования
Класс (подготовительный)
Выявление и развитие музыкальных (творческих) способностей учащегося. Формирование основ музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Освоение навыков игры на инструменте в доступных, эффективных и интересных для ребенка формах :
- приобщение ученика к музыке, пробуждение и развитие устойчивого интереса к творчеству;
- формирование основ музыкальной культуры учащегося как части общей культуры;
- слушание и восприятие характера музыкальных произведений, формирование образно-художественного мышления;
- ознакомление ученика с элементами нотной грамоты через слуховое и ритмическое восприятие;
- грамотная постановка исполнительского аппарата начальной стадии обучения;
- формирование навыков учебной деятельности и подготовка ребёнка к обучению в музыкальной школе.
1-й класс *
Воспитание музыкальных, творческих способностей учащегося.
Начальный этап формирования исполнительского аппарата, овладение начинающим домристом основными навыками игры на инструменте:
|
|
- определение характера музыки после прослушивания;
- тактирование под музыку;
- осознание и усвоение признаков песни, марша, танца;
- обсуждение с учеником его музыкальных впечатлений, рисунков, движений;
- ознакомление с устройством инструмента;
- формирование правильной посадки. Удержание инструмента в устойчивом положении, при необходимости использование различных приспособлений: поролоновой прокладки, нестандартного (невысокого) стульчика, подставки под правую ногу и т.п.;
- формирование исполнительских навыков без инструмента (подготовительные упражнения);
- постановка правой и левой руки;
- использование медиатора для звукоизвлечения;
- ознакомление с основными приёмами звукоизвлечения в пределах 1-й позиции: при помощи большого пальца правой руки (pizz icato), медиатором (ударом и щипком) вниз;
- освоение простейших одноголосных пьес, народных мелодий, песен, танцев, попевок, детских песенок;
- воспитание чувства ансамблевого исполнительства. Игра в сопровождении фортепиано или другого музыкального инструмента.
Изучение основ музыкальной грамоты:
- расположение и запись нот на нотном стане от «соль» малой октавы до «соль» второй октавы;
|
|
- длительности нот от целой до восьмой включительно;
- музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4;
- понятия про такт, затакт, сильную и слабую доли;
- понятия про метр и ритм;
- знаки альтерации;
- увеличение длительности звучания: нота (половинная, четвертная) с точкой;
- динамические оттенки p , f.
Ориентировочный годовой план
Пьесы на открытых струнах;
6-8 упражнений развитие основных приёмов звукоизвлечения;
6-8 обработок (мелодий) народных песен и танцев;
4-6 разнохарактерных пьес;
несколько произведений для чтения с листа.
Контрольные мероприятия
Прослушивание (декабрь) – две-три разнохарактерные пьесы.
Открытый академический концерт (март) – две разнохарактерные пьесы.
Итоговый академический концерт (май) – три разнохарактерные пьесы или две пьесы и этюд.
Технические требования
Гаммы (звукоряды) в пределах первой позиции. Упражнения, простые ритмические группировки в доступных темпах, в тональностях с минимальным количеством знаков альтерации на развитие основных приёмов звукоизвлечения.
Примерные программы итогового академического концерта
Моцарт В.А. Аллегретто
|
|
Карасёва А. «Горошина»
Александров А. «Прогоним курицу»
Лысенко Н. «Лисичка»
Попатенко Т. «Лиса по лесу ходила»
Римский-Корсаков Н. «Во поле берёза стояла»
Й класс
Развитие музыкальных способностей учащегося.
Совершенствование навыков игры на инструменте:
- воспитание у ученика интонационного мышления; попытки подбора на слух отдельных интонаций песни, марша, танца, знакомых мелодий;
- понятие о музыкальной фразе, предложении, развитии мелодии;
- корректировка посадки ученика, удержания инструмента, постановки рук;
- взаимодействие элементов исполнительского аппарата ученика, развитие координации движений;
- подчиненность игровых движений слуховому контролю ученика;
- развитие подвижности всех пальцев левой руки;
- освоение основных приёмов звукоизвлечения в пределах 1-й позиции, медиатором (ударом и щипком) вниз, в разные стороны, ритмизованное тремолирование отдельных звуков;
- понятие аппликатуры;
- изучение штрихов: staccato, spiccato, legato, non legato;
- исполнение отдельных интервалов с использованием открытых струн;
- ознакомление с историей домры, её местом в обществе на протяжении столетий;
|
|
- первичные навыки по уходу за инструментом.
Изучение основ музыкальной грамоты:
- длительности нот, пауз до шестнадцатой включительно;
- музыкальные размеры 3/8, 6/8;
- увеличение длительности: нота (пауза) с точкой, лига, фермата;
- динамические оттенки mp, mf , crescendo, diminuendo.
- интервал, лига, акцент, реприза, вольта;
- музыкальные термины: Andante, Moderato, Allegretto, ritenuto, a tempo;
Ориентировочный годовой план
4-6 упражнений (этюдов) на развитие разных видов техники;
6-8 обработок (мелодий) народных песен и танцев;
4-6 разнохарактерных пьес;
несколько произведений для чтения с листа.
Контрольные мероприятия
Академический концерт (ноябрь) – две-три разнохарактерные пьесы.
Открытый академический концерт (март) – две разнохарактерные пьесы.
Итоговый академический концерт (май) – три разнохарактерные пьесы или две пьесы и этюд.
Технические требования
Гаммы в тональностях до 2 ключевых знаков в пределах 1-3 позиций. Этюды в тональностях с минимальным количеством знаков альтерации на развитие основных приёмов звукоизвлечения.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!