Западня из данных о похищениях



 

Сегодня мы располагаем сотнями хорошо документированных отчётов о предполагаемых похищениях, т.е. о случаях, когда очевидец под гипнозом вспоминал, как во время близкого контакта его насильно уводили внутрь НЛО. Обычно свидетель воспроизводит одну из уже описанных нами стандартных сцен: медицинское обследование, введение в тело различных инструментов, нередко сопровождаемое нанесением травмы и болью. Часто проводятся обследования гинекологического характера, одно из которых, особенно далеко зашедшее, — удаление зародыша у молодой женщины — подробно описано Баддом Хопкинсом, который пришёл к выводу, что некая внеземная цивилизация пытается с помощью биоинженерии обогатить свой генетический фонд или же сохранить своё будущее.

В качестве доказательства реальности подобных встреч некоторые специалисты представляют шрамы на теле свидетелей или провалы в их памяти, охватывающие время означенных событий, которые восстанавливаются только под гипнозом. Наиболее ярким из таких случаев по-прежнему остаётся уже не раз упоминавшееся нами похищение Бетти и Барни Хилл в 1961 г.

Данные о похищениях действительно представляют большой интерес. Нередко сообщения о них в литературе по НЛО (например, в книгах Прерванное путешествие Джона Фуллера и Незваные гости Бадда Хопкинса) подаются в качестве основного аргумента в пользу внеземной гипотезы. По мнению этих авторов, похищения объясняют пока неясные мотивы появления у нас НЛО: им нужны отдельные человеческие индивиды как образцы для изучения нашей цивилизации, которое проводится не только в чисто исследовательских целях, но и для скрещивания с нами в надежде обогатить себя новым генетическим материалом для своего собственного выживания.

Параллель между этими современными представлениями и средневековыми легендами близка как никогда: точно такие же мысли высказывались в позапрошлом веке относительно интимных отношений с эльфами! Как мы уже видели, волшебные сказки переполнены историями о кражах детей, о подменышах и о похищениях мужчин и женщин с целью породнения с джентри и воспроизведения потомства. Даже шрамы кое о чём напоминают. Бадд Хопкинс и многие другие уфологи тщательно изучают очевидцев НЛО, имеющих необъяснимые шрамы или следы, которые могут указывать на то, что их владельцы стали жертвами похищения (сами жертвы о них ничего не помнят). В средние века священники и инквизиторы точно так же обследовали тела людей, подозревавшихся в участии в шабаше ведьм. Шрам или какой-нибудь другой след становились доказательством сверхъестественного контакта. В подобных поисках власти не останавливались ни перед чем и добивались своего: у любого человека всегда найдётся какой-нибудь маленький шрам, происхождение которого забыто или вообще неведомо. Многие так называемые «ведьмы» подвергались пыткам и умирали на костре.

Что же всё это означает? Забудем, что в большинстве случаев гипноз проводился (причём весьма посредственно) практиками, не имеющими специального образования, и даже просто любителями. Не будем обращать внимания и на основные заданные вопросы, предвзятые ответы, чрезвычайную «внушаемость» очевидцев, подвергавшихся подобным ненаучным экспериментам. Скептики и развенчатели могут насладиться этими очевидными промахами, и на сей раз я с ними согласен. Но забудем на минуту эти проблемы и примем все факты за чистую монету. Получим ли мы что-нибудь, наводящее нас на мысль о контакте с высокоразвитыми пришельцами с других планет? Мой ответ — категорическое нет. Я уже задавал вопрос: что это за космические пилоты, которые до сих пор пользуются картами для навигационных целей?

Теперь я спрашиваю: что это за медики, которые наносят травму пациенту с единственной целью получить немного крови или несколько эмбриональных клеток? Сегодня любой врач может взять кубический сантиметр крови, не оставив ни шрама, ни какого-либо другого следа. Исследовав кровь, мы можем даже узнать, был ли у пациента сиамский котёнок в шестилетнем возрасте! Молекулярная биология, которая ещё делает свои первые шаги как наука, уже способна дать значительный объём информации на основе минимального количества человеческих клеток, а оплодотворение in vitro уже достигло такого уровня, что так называемые генетические эксперименты, проводимые на борту НЛО, кажутся абсурдными и нелепыми. Уфонавтам следовало бы снова походить на лекции в медицинский институт!

При наличии эффективных парализующих устройств для них было бы детской забавой совершить рейд в банк крови любой современной клиники, если бы они действительно выполняли инопланетную научную миссию. Они могли бы найти там и замороженные эмбрионы на различных стадиях развития. И, наконец, что они за психологи, если любой гипнотизёр-любитель способен заставить очевидца вспомнить обо всех деталях похищения, которые предполагалось вычеркнуть из его сознания? Сегодня мы располагаем препаратами, позволяющими вызвать полную утрату избранных участков памяти. Разве высокоинтеллектуальные инопланетяне не могут поступать также?

На мой взгляд, встреча, о которой вспоминают очевидцы, если она действительно имела место, должна рассматриваться, прежде всего, в символическом плане. Она ничего не говорит нам о внеземном происхождении этих существ. А мысль, будто они проводят эти эксперименты для «улучшения своей расы», является не чем иным, как дополнительным аспектом абсурдного характера всего феномена в целом.

Появляясь в нашем вооружённом до зубов мире, НЛО становятся материальной опорой нашим собственным мечтам. А мы делаем всё остальное. Наш мозг возводит из символов лестницу к мрачным небесам, где парят странные машины, и мы встречаемся с ними на полпути к неведомому, так как смутно ощущаем, что их решительное и волнующее приключение тесно связано с нами. Однако внеземная гипотеза недостаточно хороша, поскольку она недостаточно необычна для объяснения фактов.

 

Глава 10. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Контакт или контроль?

 

За 40 лет накопилось огромное количество данных, свидетельствующих о влиянии феномена НЛО на наше общество. Достаточно посмотреть вокруг и проанализировать изменения, происходящие в человеческой мифологии. Достаточно понаблюдать, до какой степени тема контакта с внеземной жизнью стала модной. Сегодня её можно встретить и в аргументах учёных, и в заявлениях гадалок. С одной стороны, радиоастрономы внушают мысль, что мы слушаем звёзды в надежде уловить в галактическом шуме шёпот новорождённых сообществ или мудрые предупреждения давно исчезнувших культур. И даже астроном Карл Саган, давний противник НЛО, недавно опубликовал роман под названием Contact («Контакт»). А, с другой стороны, газета цитирует Джинн Диксон (получившую титул «лучшего медиума США»), которая предсказывает неминуемое изменение нашего понимания НЛО. «Это будет большим благом для человечества», — говорит она.

В интервью, данном в мае 1974 г., Джинн Диксон утверждала, будто НЛО пилотируются женщинами, прибывшими с ещё не открытой планеты, расположенной за Юпитером: «Пилоты НЛО интересуются нами, но избегают вступать в контакт, поскольку в настоящее время мы ещё не готовы интеллектуально».

Общество жаждет контактов с высшим разумом, который взял бы под крылышко нашу несчастную, утомлённую и беспокойную планету. Я думаю, мы вполне созрели, чтобы попасть в западню, возможно, добрую и щедрую, но западню. И, когда мы говорим о появлениях НЛО как о визитах из космоса, мы, я полагаю, воспринимаем этот феномен не на том уровне. Мы имеем дело не с накатывающимися волнами визитов из космоса. Мы имеем дело с системой контроля.

Простой пример такой системы — термостаты, на протяжении всего года регулирующие температуру в помещении. Летом термостат следит за повышением температуры до определённой точки, затем включает систему охлаждения. Зимой же, когда начинает холодать и температура опускается ниже определённого порога, включается другой механизм — отопление, которое и нагревает дом. Наивный наблюдатель мог бы попытаться объяснить всё это, исходя из представлений, будто тепло — «благо», а холод — «вред». Он был бы прав только наполовину. Другой наивный наблюдатель, из конкурирующей школы, мог бы утверждать, что тепло — «зло». Но и он оказался бы прав лишь наполовину. Для целостного понимания явления нужно постигнуть само понятие контроля и быть готовым к тому, что оба противоположных принципа необходимы для его функционирования.

На мои взгляд, существует система духовного контроля человеческого сознания, и такие паранормальные явления, как НЛО, суть её проявления. Я не могу сказать, является ли этот контроль естественным и спонтанным, объясним ли он в рамках генетики, социальной психологии и обычных явлений или же он искусственный по своей природе и находится в руках какой-то сверхчеловеческой воли. Очень может быть, что он целиком обусловлен законами, к которым мы пока ещё даже не подступились.

Я пришёл к этой мысли, поскольку в каждом случае проявления феномена НЛО, который мне удалось глубоко изучить, я нашёл столько же рационального, сколько и абсурдного, столько же, если так можно выразиться, дружественного, сколько и враждебного. Поэтому я и говорю: мы работаем не на том уровне. А ведь именно так поступают все «уфологи» и все скептики, твёрдо уверенные в своей способности надёжно объяснить факты. Этим они напоминают поклонников мисс Диксон, верящих в явление амазонок с Юпитера!

Между тем добраться до сути любой системы контроля вполне возможно. Даже ребёнок, если он достаточно смышлён и смел, может, взобравшись на стул, изменить регулировку термостата, вызвав определённую реакцию. (Правда, реакцией могут стать и звонкие отцовские шлепки, но дорога к высшему знанию полна всяких неожиданностей.) Наверняка можно добраться и до контроля феномена НЛО, забыть о духах, о шутках и историях, связанных с внеземными контактами, и сосредоточиться на настоящей науке. Но надо быть очень смышлёным, а также и очень смелым.

 

Программа подкрепления

 

Психолог Б.Ф.Скиннер показал, в каких условиях организм, реагируя на внешнее раздражение, учится новому поведению. Мы знаем также, при каких условиях такое обучение становится необратимым. Эти условия очень похожи на схему, которой с давних пор придерживается феномен НЛО: значительная активность с последующими периодами спокойствия, создающими впечатление полного его исчезновения. Пытается ли феномен обучить нас чему-то? При каждой новой волне наблюдений социальное воздействие становится более значимым. Растёт число людей, заворожённых космосом и новыми границами самопознания. Появляется всё больше книг и статей, ориентирующих нашу культуру на новый образ человека.

Скиннер полвека работал над изучением поведения и механизмов его изменения. В экспериментах учёного, вызвавших горячие дискуссии, акцент делался на наблюдениях за крысами, голубями и другими животными в ситуациях подкрепления навыков. (Я благодарен г-ну Фреду Бэкмену из Чикагского университета и профессору Дугласу Прайс-Уильямсу из Калифорнийского университета, подсказавшим мне, что эти исследования могут быть интересными при обсуждении человеческих реакций на НЛО.)

«Использование программ подкрепления быстро распространяется... Техника, основанная на этих программах, была применена к большому числу видов. Удивительные результаты были получёны, в частности, при применении комплексных программ к таким различным живым существам, как голуби, мыши, крысы, собаки, кошки и обезьяны. На человеческом уровне анализ программ оказался полезным при изучении поведения психически больных людей и при подготовке разного рода методик обучения для здоровых... Возможны и другие многообещающие сферы применения для решения проблемы контроля человеческого поведения, в частности, в праве и пенологии, религии, промышленности, а также в коммерции

Этот фрагмент взят из довольно специальной книги Patterns of Reinforcement («Схемы подкрепления»), написанной Чарлзом Фёрстером и Б.Ф.Скиннером, работы которых финансировались Бюро военно-морских исследований.

Хотя сами эксперименты были довольно сложными, результаты Фёрстера и Скиннера можно резюмировать в нескольких фразах. Глубоких изменений в поведении животных (и человека) можно добиться избирательным подкреплением некоторых действий, например давая пищу голубю лишь тогда, когда он нажмёт на определённый рычаг. Однако одни подкрепления более эффективны, чем другие. Если тренировка слишком однообразна и монотонна, обучаемый останавливается в своём развитии и даже возвращается на более низкую стадию. Наилучшая программа подкрепления комбинирует периодичность и непредсказуемость. В этих условиях обучение идёт медленно, но непрерывно и приводит к высшему уровню адаптации. И он уже необратим. Интересно отметить, что схема волн НЛО имеет такую же структуру, как и программа подкрепления.

В своём архиве я нашёл статью из одной американской газеты, предлагающую комментарий по поводу нереальности НЛО: «Они не нападают на нас. Они не влияют на нашу повседневную жизнь. Они не помогают нам решать различные проблемы. Они не принесли нам ничего ощутимого. Конечно, то здесь, то там они заставляют людей переживать, но бури и смерчи делают то же самое. Как социальный фактор этот феномен не имеет никаких последствий». Журналист, написавший эту статью, разумеется, отчасти прав. Но он забыл одну вещь: человеческой жизнью правит не череда упражнений, направленных на разрешение тех или иных проблем, а воображение и миф, которые подчиняются строгим законам, а те, в свою очередь, управляются системами контроля. Если НЛО действуют на мифологическом и духовном уровне, то их деятельность невозможно обнаружить обычными методами.

Если феномен НЛО действует так же, как программа подкрепления Скиннера, по методу наименьшего затухания, то обучение займёт много времени, но уже никогда не забудется. И может так статься, что мы никогда не встретимся с нашими учителями.

Как проверить, действительно ли всё обстоит таким образом? Мы постоянно должны выявлять первичные эффекты. Мы должны продолжать изучение следов посадок, опрашивать очевидцев и «похищенных», вводить в компьютеры все детали наблюдений и вглядываться в небеса оптическими и радиотелескопами. Но эта деятельность окажется абсолютно бесполезной, если она не будет сочетаться с изучением вторичного влияния — изменения нашего видения мира, происходящего под воздействием этого феномена. Феномен, который сам себя отрицает, который уничтожает все доказательства своего существования, нельзя обуздать грубой технической силой. Если логика феномена НЛО — это металогика, то бесполезно, отдавшись без остатка религиозному чувству, собираться вокруг чайной ложки, погнутой медиумом, и ждать в темноте космических посланий. Будут приведены в негодность и другие кухонные принадлежности, и, конечно, космические послания не заставят себя ждать! Но всякое ожидание наивысшей мудрости останется тщетным, так как послания окажутся бессвязными и умышленно ложными.

Если феномен хочет заставить нас отклониться от пути обучения, то у него нет другого выбора, кроме как вводить нас в заблуждение. Когда Скиннер создаёт машину, кормящую крысу только при нажатии ею на нужный рычаг, он точно также сбивает её с толку. Но, если крыса не будет нажимать на нужный рычаг, дело кончится тем, что ею овладеет острое чувство голода. Человек испытывает чувство голода по отношению к знаниям и силе, и, если за НЛО стоит какая-то форма разума, она должна учитывать это. Мы склонны забывать, что у нас тоже нет выбора: в конечном счёте, мы должны изучать НЛО, а это изучение, в свою очередь, неизбежно внесёт свой вклад в подкрепление.

Такая цивилизация, как наша, ориентированная на технический прогресс, не может позволить себе долго игнорировать появление в небе объектов, бросающих вызов её законам физики и достижениям ракетно-космических программ. Пройдёт несколько лет, и индустриально развитые страны нацелят на эту тему, открыто или тайно, лучших своих физиков, специалистов по разведке и информатике. Как я уже говорил в начале книги, оборонный проект «Звёздные войны» выдвигает изучение НЛО на первый план. Но учёные, скорее всего, будут вхолостую «гонять» свои знания, поскольку феномен выходит за рамки всех известных категорий. НЛО нельзя изучать с помощью обычной исследовательской техники, если они сами являются целенаправленным средством изменения человеческих представлений. И нам остаётся только отслеживать их воздействие на людей и надеяться, что рано или поздно мы отыщем принцип, объясняющий их поведение.

Какая переменная может регулироваться такой системой контроля? Термостаты контролируют температуру; гироскопы — направление полёта ракет. Что же может контролировать паранормальный феномен? На мой взгляд, человеческую веру, которую он контролирует и обусловливает.

 

Миф и цивилизация

 

Согласно моей гипотезе, существует определённый уровень контроля общества, регулирующий человеческое развитие, и феномен НЛО должен рассматриваться именно в этом плане. Что это может объяснить? Это, безусловно, объяснило бы, почему нет явного контакта: прямой контакт мог бы помешать подлинному обучению. Это также объяснило бы некоторые заявления уфонавтов: «в нас надо верить, но не слишком»; «вы будете благоразумно молчать о происшедшем этой ночью». Это объяснило бы абсурдность множества случаев, когда реакция на феномен отражается скорее на уровне несловесного восприятия, чем в «логической» форме. Это объяснило бы, почему многие свидетели не способны подыскать слова для описания увиденного. Это, наконец, объяснило бы интимный и генетический аспекты, закрепляющие сигнал путём кодирования его самыми сильными эмоциями, на которые только способны мужчины и женщины в нарушение человеческих табу.

К такой же мысли пришли и советские писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие в своей замечательной повести «За миллиард лет до конца света». Столкнувшись с серией таинственных совпадений и нелепых посланий, группа учёных пришла к следующему выводу:

«По-видимому, сами того не подозревая, мы наступили на мозоль некоей сверхцивилизации, и эта сверхцивилизация, по-видимому, поставила своей целью регулировать отныне наш прогресс по своему усмотрению...»

Но другой учёный, персонаж той же повести, высказал иную догадку:

«Вечеровский вводит понятие Гомеостатического Мироздания... “Мироздание сохраняет свою структуру” — это была его основная аксиома.»

Когда я говорю о системе духовного контроля, я не имею в виду какую-то сверхцивилизацию, заключившую нас в космические застенки под зорким наблюдением созданий, которых мы могли бы назвать ангелами или демонами. Я хочу сказать, что мифология определяет некий уровень нашей социальной реальности, неподвластный обыкновенным политическим и интеллектуальным тенденциям. На этом уровне структуры времени растянуты, а эволюция — медленна. Средства массовой информации, роль которых сводится к тому, чтобы за доли секунды резюмировать сенсационные новости (чем скандальнее, тем лучше), совершенно не обращают внимания на этот сигнал. Общество, неспособное сосредоточить своё внимание больше чем на несколько минут (интервал между двумя телерекламами), не может постичь события, которые начались до рождения моего дедушки и закончатся после смерти моего внука. Но такие долгосрочные изменения существуют. Они властвуют над судьбами цивилизаций. Мифы задают сюжеты, которые должны хорошенько обдумать интеллектуалы, политики и учёные. Мифы управляются символами, а язык, облекающий эти символы в формы, представляет собой некую законченную систему. Эта система — металогика, а не метафизика. Она не нарушает никаких законов, поскольку сама является субстанцией, творящей законы.

Такая гипотеза не объясняет, как НЛО появляются перед нами, но она, по крайней мере, подтверждает идею: они одновременно являются и материальными объектами (факт, который с давних пор мне кажется неопровержимым), и психическим механизмом, точные свойства которого ещё предстоит определить. НЛО вызывают глубокую эмоциональную реакцию у очевидца, но логический ход всякого расследования крайне затруднён, если вообще не исключён, из-за окружающих феномен кажущихся нарушений закона причинности и созданной вокруг него социальной обстановки. Учёные настроены опрашивать очевидцев, видевших приземление объектов, но сами очевидцы вовсе не желают с ними разговаривать. А если свидетель предлагает в качестве «доказательства» несколько лепёшек, выданных инопланетянами, или бессмысленные послания, или историю интимных связей с космическим существом, то это совершенно обескураживает исследователя-рационалиста. Абсурдные обстоятельства множества подобных историй делают маловероятным серьёзное изучение, а это укрепляет роль слухов как некоего запретного фольклора, богатого новыми образами.

 

Будущие формы религии

 

За многие годы исследований в области паранормального можно наслушаться множества историй. Раньше я публиковал только те, которые сам мог проверить или же чувствовал, что они соответствуют основным критериям надёжности. Однако, помимо этих случаев, определённую роль в разгадывании мифа играют и некоторые устойчивые слухи. Это истории контактов между людьми и пришельцами, живущими среди нас. Некоторые описания исключительно подробны, и иногда их авторами выступают учёные. Говорят, что иногда вовлечённые в это люди даже исчезли. Существует целый спектр подобных случаев: от похищений до близких контактов, не говоря уже об описаниях гуманоидов и рассказах, будто «пришельцы» находятся среди нас. Я провёл многие часы с Бетти и Барни Хилл, и мне удалось обсудить их похищение с д-ром Саймоном. Я подолгу беседовал и с другими похищенными, например с Трэвисом Уолтоном и Хербом Ширмером. Кроме того, я изучал рассказы людей, утверждавших, будто они обладают паранормальными способностями и поддерживают контакт с НЛО.

Меня интересует не достоверность подобных контактов, а факт существования ныне буквально в каждой стране субкультуры, основанной на идее, что человечеству предначертан высший удел. В отдалённых городках Калифорнии живут люди, которые совершенно отстранились от городской жизни (где, кстати, часто занимали ответственные посты и получали хорошую зарплату), после того как получили из космоса послания, рекомендовавшие им поступить таким образом. Большинство из них — это люди средних лет, имеющие семью и постоянную работу. Их можно было бы считать совершенно обыкновенными, если бы их жизнь не изменилась благодаря подлинным, по их мнению, инопланетным контактам. Они ждут. И любопытно — в нашем современном мире они кажутся абсолютно счастливыми. Мы могли бы посчитать их жертвами урбанизации, нашедшими психологический комфорт в уединённой жизни маленьких городков. Но возникает вопрос, не являются ли они предвестниками нового духовного движения. Не катимся ли мы, как предупреждал Эме Мишель, к новой эре иррационального?

Вот один из многих примеров: я знаю в Калифорнии одного человека, который вместе с семьёй покинул Лос-Анджелес, после того как получил послание, пришедшее к нему, как он считает, с другой планеты. В этом послании ему было приказано удалиться в изолированное место и жить там в полууединении, «найдя таким образом спокойный уголок в мире, где грядут серьёзные беспорядки». Теперь он живёт с женой в маленькой горной деревеньке, без телевизора, жадно читает и ждёт следующих указаний. Он принадлежит к самым счастливым старикам, которых я когда-либо встречал в Соединённых Штатах — стране, где таких можно найти немного. В данном случае это не бегство от действительности, а будущая форма религии, новое духовное движение, отвечающее давлению и мифам нашего времени.

Зачем углубляться в это? Да затем, что летающие тарелки, реальны они или нет, вносят новый элемент в наше неспокойное будущее. Было бы слишком оптимистично предсказывать, что они уменьшат грозящие нам опасности. Но, по крайней мере, интересно задаться вопросом, что произойдёт с нашей цивилизацией, если следующим этапом развития этого феномена станет массовое изменение отношения людей к паранормальным способностям и внеземной жизни.

 

Миф о спасении

 

В Сан-Франциско большой праздник: тысячи молодых людей собрались в огромном зале, привлечённые в северную Калифорнию разношерстными медиумами и контркультурой. Кругом полно лавчонок, где продаются экологически чистые продукты, кристаллы, космические назидания, курсы йоги и медитации. Пёстрая толпа прохаживается по коридорам и заполняет конференц-залы. Здесь присутствует и «Община единой всемирной семьи», содержащая ресторан в Беркли, управляемый Алланом Мессией. Сам он одет в безупречную красную униформу и рекламирует своё «Вечное Евангелие», продиктованное ему летающими тарелками. Согласно этому «Евангелию», Земля внутри пустая и там живут пилоты тарелок.

— Вы действительно в это верите? — спросил его один из моих друзей.

— Конечно, — ответил Аллан. — Если бы вы собирались создать планету, разве вы стали бы попусту тратить всю эту добрую землю?

Я участвовал в заседании «круглого стола» с д-ром Андриа Пухаричем, Артуром Янгом, математиком Чарлзом Мьюзесом (Янг и Мьюзес — авторы замечательной книги Consciousness and Reality, «Сознание и реальность») и военным инженером Томом Бирденом. Пухарич описал свои последние эксперименты с Ури Геллером. Затем рассказал аудитории, как на его магнитофон поступают послания от таинственного космического источника, но плёнки регулярно исчезают, хотя он всячески пытается помешать этому. Теперь он абсолютно убеждён, что им и Ури руководит источник высочайшей мудрости и что у человечества есть единственный выход — вручить свою судьбу в «их» руки.

Слово предоставляется следующему оратору. Человечество, говорит он, на грани катастрофы, на краю пропасти. Как преодолеть её? Над пропастью появляется летающая тарелка — наша единственная надежда. «Куда вас доставить?», — любезно спрашивает пилот.

Эта тема очень распространена в рамках движения Нью Эйдж. В 1987 г. она также прозвучала на празднике, посвящённом «гармоничному объединению».

Вновь спасение, нисходящее с неба. Не следует ли нам навести кое-какие справки об этом отзывчивом незнакомце, прежде чем вскарабкаться на его корабль? Не следует ли убедиться в наличии реальной пропасти, если таковая вообще существует, и выяснить, не можем ли мы построить мост своими собственными силами и преодолеть эту пропасть своими собственными средствами?

Когда нас просят отложить в сторону наше рациональное мышление, забыть наши «устаревшие» критические способности, выбросить за борт всякий контроль, вот тогда и наступает момент собрать все данные и поразмыслить, уединившись в спокойном тихом местечке. Я очень опасаюсь, что проблема не будет серьёзно исследована учёными, пока не накалит в обществе страсти. Тогда подход будет классическим: миллионы долларов, выделенные консультантам и исследовательским институтам, тысячи анкет, специалисты в поле, увешанные стеклянными бутылочками, социологи, заполняющие свои корреляционные таблицы, медики, прикрепляющие электроды к фермерским лбам. И всё это будет лишь небольшой заминкой на пути обучения, новым условным рефлексам.

И всё-таки что-то угнетает меня: мне бы хотелось перестать вести себя как та крыса, которая нажимает на рычаг, даже если мне придётся отказаться от кусочка сыра и некоторое время поголодать. Мне бы хотелось выбраться из лабиринта условного рефлекса и посмотреть, как этот лабиринт функционирует. Я спрашиваю себя, что я тогда смогу обнаружить. Может быть, ужасное сверхчеловеческое чудовище, один вид которого может свести с ума? А может, торжественное собрание мудрецов? Или приводящую в отчаяние простоту часового механизма, слепо работающего без присмотра?

 

Заключение

ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

 

В первой части этой книги я попытался, насколько было возможно, полно и тщательно представить исторический материал, указывающий путь к современному феномену НЛО и к вере в контакт с космосом.

Во второй части мы имели дело с сообщениями о похищениях в разных странах и в разные эпохи, а также с психическим и духовным компонентами случаев контакта.

В третьей части мы обсуждали аргументы в пользу нового активного исследования, чётко осознавая факторы, препятствующие этому: тройной камуфляж, политические мотивации. Мы отдаём себе отчёт в том, что речь идёт об истинно новом феномене огромного значения. НЛО — это реальные физические объекты, однако совсем не обязательно инопланетные космические корабли. По правде говоря, внеземная гипотеза недостаточно необычна для объяснения фактов. И я буду несказанно разочарован, если НЛО окажутся не чем иным, как посланцами других планет.

 

Чем ещё они могут быть?

 

Если НЛО — не космические корабли, чем ещё они могут быть? Какое исследование может одновременно учесть их физические свойства, влияние на общество, внешний вид их обитателей и кажущиеся абсурдными элементы их поведения? Как мы можем объяснить, почему феномен, хорошо знакомый сельским жителям, избегает открытого контакта, выбирая для своих посланий форму причудливых похищений и провоцируя довольно странные инциденты? После неоднократного анализа этих сил вырисовывается представление, идущее дальше идеи о простых технических аппаратах, построенных высокоразвитыми цивилизациями с других планет.

Я считаю, что феномен НЛО — это, скорее, указание на существование других измерений вне пространства-времени; может быть, НЛО прилетают не из Вселенной — нашего Универсума, — а из окружающего нас Мультиверсума, но мы упрямо продолжаем отрицать эту смущающую нас реальность несмотря на доказательства, накопленные за долгие времена. Подобная гипотеза необходима для одновременного объяснения нынешних случаев и хроник Магонии — «похищений» и психического компонента.

Как мне представляется, вокруг нас существует мир, выходящий за пределы пространства и времени. К этому выводу пришли и другие исследователи. Некоторые, правда, потом, глубоко отчаявшись, отказались от него. Их новое настроение прекрасно резюмировал в начале века Шарль Фор в своей Livre des damnes («Книга проклятых»): «Мы являемся чьей-то собственностью».

Такие знатоки проблемы НЛО, как Сальваторе Фрейкседо в Латинской Америке, Джон Кил в Соединённых Штатах и Эме Мишель во Франции, полагают, что мы бессильны перед лицом непостижимых и абсурдных возможностей неведомого разума, способного представать то в облике марсианина, то первобытного бога, то Пресвятой Девы, то в виде целого флота воздушных кораблей. Но, несмотря на это, у меня всё же ещё теплится надежда, что пытливый человеческий ум окажется, в конце концов, в состоянии понять ту грандиозную реальность, которую представляет собой этот феномен. Но только при условии продолжения кропотливого изучения каждого странного случая, каждой причудливой схемы.

Мир, о котором я говорю, подчиняя себе измерения, прекрасно может уживаться в обычном пространстве. Однако его проявления не могут быть простыми космическими кораблями с гайками и болтами. НЛО представляют собой физические проявления, которые невозможно понять вне их психической и символической реальности. Мы наблюдаем не нашествие существ, прибывших из далёкого космоса, а некую духовную систему, воздействующую на людей и использующую людей.

Чтобы очертить адекватные рамки исследования, полезно поразмыслить над вариантами современной картины мира, когда видимые чудеса могли бы происходить, не нарушая законов физики, а психические феномены были бы скорее правилом, чем исключением. В пределах такой картины НЛО могли бы являться и с Земли, не будучи изобретением человека, и из другой галактики, не будучи космическими кораблями.

Многие теоретики, более квалифицированные, чем я, уже трудятся над разработкой подобных альтернативных моделей. Для объяснения поведения элементарных частиц и образования Вселенной они размышляют над «суперструнами» и над многомерными мирами вне привычной нам структуры пространства-времени.

В своей книге Beyond Einstein («После Эйнштейна») д-р Мичио Таку и Дженнифер Трейнер отмечают, что даже в рамках современной физики для обоснования теории Большого Взрыва необходимы пять измерений. Ещё в 1919 г., когда Альберт Эйнштейн анализировал следствия, вытекающие из общей теории относительности, он получил письмо от математика Франца Калуца, предложившего пятимерную теорию поля. Через несколько недель Эйнштейн написал ему: «Формальная целостность вашей теории поразительна». Другие учёные тоже занимались этой проблемой.

Куда же подевалось пятое измерение? В 1926 г. шведский математик Оскар Клейн объяснил, почему кажется, будто мир имеет только четыре измерения, а не пять. Согласно его идее, пятое измерение свернулось в ничтожно малый круг, недоступный для наблюдений. Клейн даже утверждал, что его размеры соответствуют планковской длине, т.е. в 100 миллиардов миллиардов раз меньше атомного ядра. Но эта элегантная теория породила больше вопросов, чем решила, и была заброшена.

В 1957 г. Хью Эверетт и Джон Уилер из Принстонского университета предложили «многомировую интерпретацию» квантовой механики. В рамках этой концепции Вселенная непрерывно разветвляется на альтернативные реальности.

В последние годы появились новые, более плодотворные идеи. Возможно, существует гораздо большее число измерений. Самые интересные результаты вытекают из теории «суперструн», появившейся в 70-е гг. Многие физики-теоретики, работающие сегодня в этой области, полагают, что Вселенная родилась из неустойчивого десятимерного ядра. По мнению Таку и Трейнера, «шесть измерений свернулись, оставив нетронутой нашу четырёхмерную Вселенную». Эти новые идеи, возможно, будут оспорены, а возможно, развиты и усовершенствованы. И такие паранормальные феномены, как НЛО, могут дать ценный материал для этого фундаментального спора.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!