ГЛАВА 9 ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА



I. Общая характеристика методологических основ

Идеи правовой феноменологии нашли свое дальнейшее разви­тие в герменевтической философии и теории права.

Греческое слово «герменевтика» может быть переведено как толко­вание, интерпретация. Это общее название направления в философии

44 Коссио К. Эгологическая теория права и юридическое понятие свободы // Антология мировой правовой мысли. Т. 3. С. 736-737.

45 Там же. С. 737.

461


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА

и гуманитарных науках, в рамках которого понимание рассматри­вается как условие осмысления социального бытия. Задача гер­меневтики — доводить (тексты) до понимания.

Современные науковедческие подходы связывают с герменев­тикой как вопросы методологические (видят в ней методологию гу­манитарных наук), так и философию в собственном смысле (М. Хай-деггер, Г. Г. Гадамер, П. Рикер).

В рамках понимающей социологии интерпретация рассмат­ривается в качестве основы социального бытия. Повседневный (жиз­ненный) мир представляется как интерсубъективный мир культуры, смысловой универсум, который мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Иными словами, мы имеем дело не с миром самим по себе, а с интер­претированным миром, и необходимо понимать, как мы осущест­вляем интерпретацию, как мы можем понимать и сам мир, и друг друга в этом мире. С позиций герменевтики человек есть существо интерпретирующее.

Юридическая герменевтика прошла в своем развитии несколь­ко этапов. Первый этап был связан с формированием теории толко­вания, и особую роль здесь сыграли уже средневековые глоссаторы. Второй этап связан с феноменологической философией. Например, М. Хайдеггер (1889-1976) разрабатывал герменевтическую фено­менологию, основываясь на утверждении, что понимание состав­ляет бытийную структуру человеческого существования и является первоначальной формой человеческой жизни. Г. Г. Гадамер (1900-2002) сумел показать роль традиции и языка как предпосылок пони­мания.

Основную особенность понимания часто видят в том, что оно активно, т. е. не тождественно непосредственному отражению. Челове­ческому «я» свойственно привносить в рационально-логические мо­дели исследуемых предметов свои собственные, сугубо индивидуальные штрихи и акценты. В результате на предмет познания накладывается печать не только интеллекта, но и эмоций, интуиции, социального опы­та, всей личности субъекта, стремящегося к пониманию. Поэтому по­нимание любого фрагмента сущего и должного всегда имеет личност-но-экзистенциальный характер, «поскольку понять — значит установить связь между чужим и своим, включить то, что являлось до определенного момента внешним, в систему своих личностных смыс­лов, ценностных координат и собственного экзистенциального опыта.

462


ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

менно это отличает философское понимание от научного позна­ния...».46

В научной литературе подчеркивается обусловленность пони­мания не только психологическими способностями индивида, но и его включенностью в различные коммуникативные системы человеческой жизнедеятельности. «Понимание развивается в про­цессах общения, ассимиляции культурно-исторического наследия, взаимодействия различных культур. Исходные донаучные виды по­нимания — освоение и понимание языка, понимание других людей (в сопереживании, диалоге), понимание социальных норм, знаков, символов, ценностей — складываются в непосредственном жизненном процессе и не опираются на явные правила и нормы».47

Понимание и интерпретация «...затрагивают... всеобщую соот­несенность людей друг с другом и с миром. В немецком языке это слово означает среди прочего "иметь относительно чего-либо согла­сие". Таким образом, возможность понимания — основополагающая способность человека, которая обеспечивает его совместную жизнь с другими людьми путем взаимного разговора...».48 Другими слова­ми, понимание есть необходимый элемент коммуникации. И если знание представляет собой тот или иной текст, то понимание связано с рассмотрением (интерпретацией) текста в рамках определенного коммуникативного контекста.

Любой человек формирует свое понимание социальной дей­ствительности на основе определенного предварительного мнения, предпонимания, которое вырастает из его повседневного опыта, воспитания, окружающей среды.

С проблемой понимания и предпонимания связано понятие «герменевтического круга». Его смысл можно пояснить на примере предложения как наименьшей единицы текста. Чтобы понять значение предложения, необходимо знать значения отдельных слов, из которых оно состоит. С другой стороны, значение отдельных слов зависит, очевидно, от целого предложения. Возникает противоречие: знание Целого предполагает знание частей, а знание частей, в свою очередь, требует знания целого. Данное противоречие разрешается в процессе ^е более глубокого понимания. Чтобы понять слова предложения,

46 Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000. С. 234-235.

47 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 493.

48 Марков Б. В. Знаки бытия. СПб., 2001. С. 124.

463


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕ1СА

мы должны начать с предварительного интуитивного понимания целого, т. е. с предпонимания. Опираясь на него, выясняют значе­ние частей и на этой основе достигают более точного и полного пони­мания целого. В .дальнейшем эта процедура кругового характера по­вторяется, способствуя тем самым расширению горизонта нашего понимания.

Согласно Гадамеру, совокупность пред-рассудков и пред-суж­дений, обусловленных традицией, составляет «горизонт понима­ния». При этом близость смысла, вложенного в текст автором, и смысла, вложенного интерпретатором, определяется слиянием двух «горизонтов» понимания. «Чем ближе по своей социокультурной почве две позиции, тем шире "общий горизонт" и адекватнее пони­мание. Однако выйти из круга понимания все же невозможно: ин­терпретатор и интерпретируемый текст — не два изолированных

мира, а суть одно: "Всякое понимание есть в конечном счете само­понимание"».49

Гадамер утверждал, что в философии нет критериев достовер­ности, какие достигаются в науке «с ее поступательным движением, основанным на применении методов и их проверке». Зато в филосо­фии есть масштаб. «...Такой масштаб, безусловно, не свод правил, применение которых можно проконтролировать; это, скорее, уме­ние, которое обязано подтверждать себя... Герменевтика — это прак­тика... Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваи­вать произносимое им — вот в чем душа герменевтики».50

Герменевтический подход не ограничивается общением с тек­стами, а относится ко всему тому, о чем можно договариваться. Га­дамер писал: «Любой опыт осуществляется так, что в постоянном коммуникативном обмене наше познание мира непрестанно скла­дывается. Опыт как таковой — это всегда "познание познанного"... Познаваемый в коммуникативном опыте мир... передается нам как постоянно открытая бесконечности задача. Никогда он, этот мир, не бывает первозданным миром первого дня. Повсюду, где мир испы-туется нами, где происходит преодоление чуждости, где совершается

49 Овчинников А. И. Правовое мышление: теоретико-правовой анализ. Рос­тов н/Д, 2003. С. 254.

50 Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 7-8. 464


ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

Глава 9

усвоение, усмотрение, постижение, где устраняется незнание и не­знакомство, повсюду совершается герменевтический процесс соби­рания мира в слово и в общее сознание. И даже монологический язык современной науки обретает общественную реальность лишь

таким путем».5'

Развивая эти мысли, немецкий философ Ю. Хабермас отмечал,

что в прагматической и герменевтической философии «место оди­ноко стоящего субъекта, который направляется к предметам и в реф­лексии делает предметом самого себя, заступает не только идея по­знания, опосредованного языковым выражением и соотнесенного с действием, но совокупная взаимосвязь повседневной практики и повседневных коммуникаций, в которую встроены интерсубъектив­ные в своих истоках и в то же время достигаемые в сотрудничестве познавательные результаты. Тематизируется ли эта взаимосвязь как форма жизни или жизненный мир, как практика или опосредован­ное языком межличностное общение, как языковая игра или диалог, как культурный фон, традиция или история деяний, решающим яв­ляется то обстоятельство, что все эти основанные на здравом смысле понятия приобретают тот ранг, который до сих пор был характерен для фундаментальных понятий эпистемологии».52

Герменевтическое правопонимание имеет свои особенности. А. И. Овчинников видит их в том, что «...герменевтическое право-понимание, преодолевая крайности номинализма и реализма в осмы­слении социальной жизни, полагает, что основу здорового правопо­рядка составляет не принудительный момент (давление целого над частями) и не рационально-логический (механическое составление из эгоистического частного), а герменевтический: целое определя­ется частным, а частное — целым (целое понимается из частей, ча­сти из целого). Правопорядок — особый порядок человеческого об-Щения, интерсубъективного взаимодействия, в который вступают "признающие" друг друга в качестве ценностей субъекты, желающие соизмерять свое существование с другими людьми. Так как обще­ние (коммуникация) возможно лишь там, где имеется нечто общее — общие ценности (иначе невозможно взаимопроникновение индиви­дуальностей, взаимопонимание), каждый правопорядок целиком за­висит от общепринятых в нем ценностных порядков, а следовательно,

51 Там же. С. 14-15.

52 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.,

2000. С. 19

465


Раздел У

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ву.щ

от национальной культуры».53 Таким образом, и в данном варианте

правопонимания право также ориентировано на интегральную це­лостность.

А. Кауфман

Тенденцию к теоретико-правовой интеграции выражал профессор уголовного права, уголовного процесса и философии права Мюн­хенского университета Артур Кауфман (1923-2001) в концепции «третьего пути».54 Этот путь он характеризовал как путь «между» или даже «по ту сторону» естественного права и позитивизма. То есть это не путь противопоставления классических вариантов право-понимания по дихотомической модели «или — или», а путь синтеза.

В своих многочисленных работах Кауфман рассматривает гер­меневтику не как метод, а прежде всего как трансцендентальную философию, поскольку она обеспечивает саму возможность пони­мания смысла как такового (что, впрочем, не исключает герменевти­ческой интерпретации юридического метода). Понимание того, что есть «физика», «религия» или «хозяйство», по мнению Кауфмана, обусловлено теми же трансцендентальными условиями, что и пони­мание права. Однако подобная универсальность герменевтики, по мнению немецкого правоведа, не должна абсолютизироваться и не должна противопоставляться другим теориям, таким как аналити­ческая теория или теория аргументации, наоборот, герменевтика обусловливает необходимость этих теорий, их взаимодополняемость.

В теории Кауфмана герменевтика направлена лишь против объективистской теории познания. Поэтому она заменяет классическую субъект-объектную схему (где познающий познает действительность в ее чистой объективности, как «отражение» предмета в сознании без примеси элемента субъективного) на феномен понимания.

Понимание, полагает Кауфман, всегда субъективно и объективно одновременно. Понимание в бытии сознания дано не пассивно, а активно, оно играет в процессе правопонимания активно-форми­рующую роль. Это означает, что право не субстанционально, а от­носительно. Право всегда есть некие отношения, оно указывает на

53 Овчинников А. И. Правовое мышление... С. 266-267.

54 Kaufmann A. Rechtsphilosophie. 2 Auflage. Miinchen, 1997.

466


д 9______________________________ПРАВОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

связь людей друг с другом и окружающими их вещами. В этой пара­дигме право представляет собой «открытую систему», систему «интер­субъективности», в отличие от «закрытых систем» юснатурализма

и позитивизма.

Правовые отношения между людьми невозможны вне языка. Именно поэтому все интегративные варианты правопонимания рас­сматривают проблему языка как одну из центральных. На практи­ческом уровне язык обеспечивает коммуникацию между людьми. Это прекрасно понимал Кауфман. «В начале было слово», — напо­минал он. Поэтому язык — это и есть человеческое в человеке. Право же— посредник между двумя мирами: миром повседневности и миром официально установленных норм должного.

Через осуществление права происходит согласование должного и бытия, иначе говоря, право есть соответствие между должным и бытием (сущим).

Осуществление правосудия также есть коммуникативный процесс между судьей и участниками процесса, который определяется не только представлениями подсудимого, потерпевшего и свидетелей, но и соответствием горизонтов понимания участников процесса и

судьи.

Отрицая субъект-объектную схему, Кауфман приходит к выводу, что не только понимание, но и само право одновременно и объективно, и субъективно. Это означает, что право в отличие от закона не может быть сведено ни к установлению (к «параграфам», — как это делает позитивизм), ни к состоянию (к «природе», — о чем говорит юснату-рализм). Право есть акт, соединяющий субъектов и объекты по отноше­нию друг к другу, и оно не может быть понято как отдельные компонен­ты (субъекты или объекты). Право процессуально. Оно существует, проявляется, объективируется через поведение или даже в поведении, но это поведение всегда сущностно обосновано (т. е. не случайно).

Право, по мысли Кауфмана, имеет дело не с ноуменальным че­ловеком, а с персоной, т. е. с субъектом отношений, при помощи которых люди соотносятся друг с другом и с вещами. Персона есть отношение, точнее, структурное единство между относящимся и соотносимым, «субъект» и «объект» нормативного дискурса в од-^ом. Любой порядок основан на подобных отношениях и именно через них легитимируется право.

Мыслитель находит важные точки соприкосновения и с теорией Рационального дискурса Юргена Хабермаса (р. 1929). Хабермас

467


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕК^

приложил немалые усилия для того, чтобы сделать коммуникативную стратегию познания социального мира доминирующей в современ­ной гуманитаристике. При этом речь опять-таки шла не о тотальном отрицании иных подходов, а об их уточнении и дополнении. Хабермас например, соглашается с Марксом относительно того, что труд яв­ляется одним из основных факторов антропогенеза, но полагает что Маркс преувеличил его значение. По мнению Хабермаса, труд и его порождение — инструментальный разум — лишь одно из изме­рений человеческой жизни. Фактически же именно язык и коммуни­кация являются средствами, окончательно выделившими человека из животного мира, а абсолютизация труда завела Маркса, по мысли Хабермаса, в ловушку «экономического сверхдетерминизма».

В своей «Теории коммуникативного действия» Хабермас, в част­ности, защищает идею, в соответствии с которой современное право нуждается в моральном обосновании справедливости норм на прак­тике, поэтому право нельзя представлять в виде полностью рацио­нализированного феномена. Но насколько моральное суждение может быть рационально обосновано? Хабермас полагает, что с пост-мета­физической точки зрения нельзя считать, что философия может пред­ставить неоспоримые и рационально обоснованные моральные нормы. Философские исследования в лучшем случае могут лишь обозначить условия для тех процессов, в рамках которых нормы могут быть легитимированы людьми, исходя из их жизненного мира. Поэтому принцип дискурсивной этики (имеющей самое не­посредственное отношение к праву) гласит: «Только те нормы могут претендовать на общезначимость, которые легитимируются или могут быть легитимированы всеми участниками практического дискурса, которым адресуется норма».

Таким образом, Хабермас и Кауфман солидарны в том, что совре­менное право позиционировано между системой и жизненным ми­ром, между фактичностью и значимостью, что не исключает ни его рациональности, ни его моральной обоснованности (легитимности).

468


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!