ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: А. РАИНАХ




1


Такое различение «виртуального» и «актуального» в правовом учении Райнаха интересно и в рамках современной теории права.

Мыслитель подчеркивал также, что социальные акты не могут быть первичными источниками правомочности, так как эти акты сами предполагают соответствующую правомочность. Такой первичный источник правомочности Раинах видел в лице. Только лицо может обещать, налагать обязательства, принимать обязательства и т. д. Существенно здесь то, что осуществление таких актов лицом вызы­вает непосредственно правовые последствия, т. е. возникают тре­бования, обязательства и т. п. В этом «обнаруживается правомоч­ность, которая не может быть выведена из чего-то еще, но имеет свой первичный исток в лице как таковом». Ученый говорит о фунда­ментальной правомочности лица. Такая правомочность не может быть передана другому лицу. Поскольку она коренится в лице как таковом, она неотъемлема от него. «Она образует то предельное осно­вание, которое вообще только и делает возможным установление социально-правовых отношений» (с. 253).

Право и закон

Раинах подвергает феноменологическому анализу понятие нормы и устанавливает его многозначность. Он различает переживание уста­новления; акт установления; положение, которое выражает установ­ление (объективация установления); содержание установления (ин­терпретация установления) и последствия установления. Нормы выражаются в актах позитивного права.

Ученый выделяет также необходимые атрибуты правовых актов:

это логическая правильность актов, их обоснованность и действен­ность. Действенность актов определяется наличием власти, позво­ляющей вызывать посредством установлений правовые последствия в Других лицах. Она предполагает наличие актов подчинения согласно максиме: должно делать так, как будет установлено.

Эта предпосылка права, однако, не затрагивает, по мысли уче-иого, априорные взаимосвязи. Речь должна идти не о противоречиях между априорным учением о праве и позитивным правом, но лишь 00 отклонениях установлений долженствования от законов бытия. «Ьсли рассматривать права в отношении, с одной стороны, априорных ^Щностных законов и, с другой стороны, в отношении действенных

453


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX века

положений, выражающих установления, то это отношение весьма различно и в определенном смысле противоположно. Поскольку в некоторых социальных актах необходимо коренятся определенные права, постольку значимо... положение, выражающее установление которое "воспроизводит" это положение дел. Поскольку, с другой стороны, некоторое положение, выражающее установление, дейст­венно, существует полагаемое им право. На известный вопрос о первично­сти или вторичности "субъективных прав" можно, следовательно, ответить различным образом, в зависимости от того, подразумевается ли при этом их отношение к правовым сущностным утверждениям или к правовым установлениям. Априори необходимое в определенных обстоятельствах существование субъективных прав придает истин­ность соответствующим утверждениям. Действенность полагающих их установлений необходимым образом допускает существование субъективных прав» (с. 293).

Пример отклонения позитивного права от априорных сущност-ных законов Раинах видит в конструкции юридического лица. Сущ-ностный закон состоит в том, что лишь лицо может быть обла­дателем прав и обязанностей. Но действенное установление никогда не может породить тот факт, что нечто есть лицо. «...Там, где дейст­вующее... право признает права и долг учреждений или даже опреде­ленных имущественных масс... речь может идти только о фикциях, в силу которых такой предмет может рассматриваться "как будто бы" он был лицом» (с. 312).

По мысли Райнаха, сущностные взаимосвязи могут рассматри­ваться сами по себе, независимо от их реализации. Но там, где все это существует, они срастаются с остальным бытием естественного мира, с совокупной жизнью осуществляющих эти акты лиц, с их чувствами и желаниями, их стремлениями и волей, их ожиданиями и опасениями и т. д. «Как можно объяснить то, что для тех, кто едва ли знаком с позитивным правом, "само собой понятны" многие уста­новления»? Объяснение заключается в том, что «речь здесь идет об априорных взаимосвязях, которые, — как показал уже Платон, •— не могут быть ни познаны "снаружи", ни навсегда покинуть сознание, интуитивное, непосредственно очевидное постижение которых всегда уже обеспечено, как только субъект обдумает их» (с. 315-316).

Раинах проводил различие между феноменологией права и естественным правом. Естественное право, по его мнению, оши­бается в двух пунктах: в рассмотрении позитивного права и в проекте

454


1


^д,д g ____ФЕНОМЕНОЛОГО-ЗКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

материального и все же безусловного и общезначимого права. Апри­орное учение о праве, подчеркивает Раинах, не имеет к этому пред­ставлению о праве никакого отношения. В его учении речь идет не об измышляемых «высших» правах, а о «простых законах бытия» (с. 320). В то же время стремление естественно-правовой школы най­ти ту сферу, которая обладала бы «вечной истиной» и не зависела бы от изменений позитивного права, признавалось Райнахом правомер­ным и соответствующим феноменологическому духу.

ГЛАВА 8


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!