ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: А. РАИНАХ
Раинах обращает внимание на то, что в отношении этих специфических предметов «значимы определенные непосредственно усматриваемые законы»: например, требование, направленное на определенный результат, становится недействительным в тот момент, когда этот результат достигнут. С точки зрения феноменологии это не есть положение, которое можно извлечь на основании всех опытно наблюдаемых случаев, но это «закон, который всеобщим и необходимым образом укоренен в сущности требования как такового. Это априорное положение в смысле Канта», которое в то же время является положением синтетическим (с. 162).
Требования и обязательства (права и обязанности) могут, согласно Райнаху, порождаться не только обещаниями, но и поступками. Например, отнятие какой-либо вещи, которая принадлежит другому, порождает, согласно сущностному (эйдетическому) закону, обязательство (обязанность) и требование (правомочие) возврата этой вещи.
Такие сущностные (априорные, эйдетические) закономерности существуют, по Райнаху, как в сфере позитивного права, так и вне его. Например, А дает обещание В прогуляться с ним и В принимает это обещание. Возникает соответствующее обязательство А и требование В (с. 163-164).
Раинах все время настаивает на том, что эти требования и обязательства нельзя рассматривать как некие психические явления. «Нет ничего более достоверного как то, что я могу чувствовать себя обязанным, хотя в действительности нет никакого обязательства, и то, что я вполне могу иметь требование, не ощущая себя в то же время правомерным в каждый момент того периода времени, пока я имею это требование. Здесь... становится совершенно ясно, насколько беспомощна любая теория, которая пытается рассматривать требование и обязательство как нечто психическое» (с. 164).
|
|
Из феноменологического анализа требования (субъективного права) и обязательства (правовой обязанности) «всеобщим и необходимым образом» выводилось обязательное наличие носителя этих требований и обязательств. И точно так же необходимо требуется содержание, к которому они относятся.
Раинах убежден, что и животные могут быть носителями переживаний, но они никогда не могут быть носителями требований или обязательств. В качестве носителей предполагаются лица, но не каждый субъект является лицом.
Подобную феноменологическую логику Раинах объясняет тем, что любое обязательство заключается в будущем действии его носителя,
449
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВЕКА
независимо от того, заключается ли оно в деянии, недеянии или претерпевании. Везде только наши собственные действия составляют содержание наших обязательств. Между требованиями и обязательствами существует определенная корреляция, закономерная связь которой Раинах также придает аксиоматический (по сути, эйдетический) смысл.
|
|
Такой же смысл он придает наличию достаточного основания из которого вытекают требования и обязательства. Если требование возникает или теряет силу, то это должно происходить из чего-то. В нашем случае — это обещание. Но что представляет собой обещание? Для рассмотрения этого феномена Раинах обращается к понятию социального акта.
Социальные акты
Из многочисленных переживаний, присущих человеку. Раинах выделяет те, в которых человеческое «Я» обнаруживается в качестве деятельного. Если у нас есть желание или намерение, и мы несем его в себе, то в этом случае мы имеем дело со спонтанными актами. «Спонтанность должна обозначать при этом внутреннее деяние субъекта». Такие переживания нельзя отождествлять с интенцио-нальностью. Интенциональность сопрягается с чем-то предметным. Но спонтанные акты наряду со своей интенциональностью обнаруживают еще и свою спонтанность, т. е. «Я» в них выступает как феноменальный зачинщик этого акта. Примерами таких спонтанных актов будут являться принятие решения, предпочтение чего-либо, прощение, похвала, порицание, утверждение, вопрошание, распоряжение и т. д.
|
|
В этом смысле отдание распоряжения — спонтанный акт, поскольку представляет собой деяние субъекта. Но в отличие от других спонтанных актов здесь предполагается наличие второго субъекта, к которому и относится акт, осуществляемый первым субъектом. Помимо этого такой акт не только предполагает другого субъекта, но и обращается к нему (т. е. имеет коммуникативную природу). Распоряжение в своем обращении к другому «объявляется», оно «проникает» в другого, для него существенна направленность на то, чтобы ему внял другой. «Мы никогда не станем считать распоряжение отданным, если мы определенно знаем, что субъект, к которому мы
450
Мы поможем в написании ваших работ! |