СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА



Глава 6

Юридический язык, по учению представителей скандинавского правового реализма, построен на психических механизмах вооб­ражения. В воображении (психическом мире человека) под влиянием установлений закона возникают представления о правах и обязан­ностях, которые будто бы абсолютным образом определены нормами права. Право, согласно такому подходу, налицо тогда, когда имеют место те или иные предусмотренные законом факты.

Именно поэтому, поясняет Оливекрона, субъективные права как фиктивная власть с легкостью приписываются детям и душевно­больным, которые абсолютно не способны пользоваться этой властью (правами). Точно так же права приписываются фиктивным образо­ваниям, например, юридическим лицам. Оливекрона пишет: «Мно­жественность теорий, возникающих в юриспруденции при попыт­ках объяснить сущность этих "юридических лиц", поразительна. Все они вызваны верой в реальность прав и обязанностей. С момента осознания того, что права и обязанности — это воображаемая власть и воображаемые оковы, вся схоластика может быть отставлена в сто­рону. Если власть или оковы фиктивны, они, без сомнения, могут приписываться фиктивному лицу так же, как и реальному, именно это и происходит в юриспруденции» (р. 101).

Юридическая техника, по мысли ученого, служит установле­нию через закон прав и обязанностей, направленных на создание воображаемых оков и власти в идеальном мире права. Это формаль­ные установления, но они имеют и практическое значение, посколь­ку одновременно являются правилами поведения для частных лиц, судов и представителей исполнительной власти. Суть техники в том, что с ее помощью права и обязанности включаются между относя­щимися к делу фактами (например, дача займа) и действиями судьи. Иными словами, юридическая техника опосредует юридическую Деятельность.

Право и сила. Оливекрона исходил из невозможности проти­вопоставления силы и права. Если право представляет собой только психологическую связь независимых императивов с субъектом, а в Действительности нет никаких реальных прав и обязанностей, то все, ito люди называют правом, неизбежно должно быть организован-иои силой (р. 123). Право, применяемое в жизни, включает опреде­ленного рода силу. Она концентрируется в государстве. Законода­тельство имеет целью вызвать определенное поведение людей. Но

441


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX BElfA

необходимым средством для достижения этой цели является создание норм о применении силы государственными служащими.

Оливекрона приходит к выводу, что право в основном состоит из норм о силе, которые содержат образцы поведения для приме­нения силы. Организованная сила — действительное основание общества и права (на этом основании Оливекрона вынужден фактиче­ски отказывать в правовом качестве нормам международного права).

Но непосредственный эффект применения силы состоит не только в том, что таким образом реализуются санкции правовых норм. Существование организованной силы, подчеркивает Оливек­рона, оказывает постоянное давление на сознание членов общества. «Общее осознание того факта, что непреодолимая сила системати­чески и сознательно применяется в соответствии с законом, оказы­вает огромное воздействие на все наше поведение в жизни. Она фор­мирует один из базовых элементов, на которых основано наше существование. Каждый отдельный индивид должен брать в расчет постоянное применение силы, которая совершенно не зависит от его собственных желаний, так же как он должен брать в расчет клима­тические условия страны или средства к существованию, которые она предлагает. Совершенно игнорировать закон — а закон был бы только пустыми словами, если бы сила не применялась в соответ­ствии с его нормами, — было бы так же глупо, как одеваться в районе Стокгольма в стиле народностей островов Тихого океана» (р. 141-142). Это постоянное давление на миллионы и миллионы людей, держа­щее их поведение в определенных границах, Оливекрона считает бесконечно более важным для общества, чем непосредственный эффект от применения санкций.

При этом ученый убежден, что именно страх перед возмож­ным наказанием оказывает доминирующее воздействие на наше поведение, даже не будучи непосредственно ощущаемым субъектами. Человек, который бахвалится своим бесстрашием перед карательным законом, все равно, утверждал ученый, испытывает бессознательный страх перед возможным наказанием.

В то же время Оливекрона признавал и воздействие морали на восприятие права и его реализацию. «Независимые моральные импе­ративы» и ценностные представления могут перевесить стремление не подчиниться закону. Для того чтобы право оказывало моральный эффект, необходимо, по мнению ученого, соблюдать ряд условии. «Первое требование заключается в том, чтобы нормы казались

442


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!