СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА



Оливекрона признавал также, что с точки зрения психологии эффективными делает законы определенная форма. Поэтому форму ученый считал существенным элементом законодательства. Но какой она должна быть и насколько строго должна соблюдаться — зави­сит исключительно от социокультурных условий жизни общества.

Ученый допускал возможность возникновения права и через правовой обычай. В таком случае будет иметь место включение новых «независимых императивов» в существующую систему, что всегда предполагает наличие «практического эффекта» от такого включения. В качестве примера ученый приводит английское общее

право.

«Независимые императивы» могут возникать и под влиянием работ по юриспруденции (доктрина как источник права). Все это должно подтвердить, по мысли шведского правоведа, ошибочность «этатистской» концепции права (р. 73-74).

Идея субъективных прав. Оливекрона, как уже было отмечено, отрицал реальное, объективное существование норм, прав и обязан­ностей. «Обязанность не имеет места в мире действительности, — утверждал ученый, — она существует только в воображении людей. То, что реально существует, есть только определенное чувство долга, с которым связана идея воображаемой границы» (р. 75).

При этом Оливекрона признавал, что обязанности, зафиксиро­ванные, например, в законе, являются эффективным средством влия­ния на поведение людей. Аналогичные выводы делались и по отно­шению к субъективным правам. По мысли правоведа, они не являются предметами внешнего мира и существуют только в качестве понятий в человеческих мыслях.

Но как тогда субъективное право соотносится с фактами? Оли­векрона видел два пути решения этой проблемы. Первый заключа­ется в том, чтобы показать, что субъективное право существует только в воображении людей, т. е. что оно включено в мир времени и прост­ранства в качестве представлений, содержащихся в человеческих мыслях. Другой путь — доказать, что воображаемые права соответ­ствуют фактам внешнего мира.

Для шведского ученого последний вариант неприемлем. Оли-векрона убежден, что «...невозможно найти факты, соответствующие идее субъективного права. Субъективное право уклоняется от любой попытки сковать его и поместить среди явлений социальной жизни.

439


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА

Хотя и связанное с фактами, — например, в момент возникновения и нарушения, — субъективное право по своей сути представляет нечто отличное от всех фактов. То, что реально присутствует в су­дебной тяжбе, есть правовое название (титул), но не право. В нашем представлении субъективное право мыслится как нечто, создаваемое названием» (р. 88-89).

По мысли Оливекроны, сущность представлений о субъективном праве заключается во власти. Наличие правовой власти означает например, что собственник может делать с вещью все, что захочет кредитор может потребовать сумму долга от должника и т. д.

Но и эта власть не существует в реальном мире. Это вообража­емая власть. «Власть» — пустое слово, за которым ничего не стоит. Зато идея обладания властью способна вызвать воодушевление, т. е. чувство действенности и силы. «Это чувство придает видимость материальности идее и поэтому поддерживает иллюзию присутствия реальной власти» (р. 90).

Между тем юридический закон направлен не на описание мира, а на определение поведения людей. Для этих целей нет необходимо­сти в соответствии используемых представлений объективной ре­альности. Но идея образца (правила) поведения должна возникать в мыслях тех, к кому она обращена, она должна побуждать их сле­довать ему. По мысли Оливекроны, этого легко достигнуть при по­мощи представлений о праве.

Итак, ученый утверждал, что власть, которую подразумевает субъективное право, в действительности не существует. Но, анали­зируя далее слово «власть», ученый пришел к выводу, что власть — это власть делать что-то. «Власть» соответствует воображаемому действию. «Если это действие ясно представляют, правило действи­тельно устанавливается через провозглашение субъективного права. Образец поведения заключен в идее действия, или действий, кото­рые носитель субъективного права озвучивает, для того чтобы реа­лизовать свое право. Выражение "субъективное право", с другой сто­роны, выполняет здесь функцию императивного выражения. Его значение таково: лицо в данном случае может поступать так-то, в его действия нельзя вмешиваться, другие лица не могут произво­дить те же действия с той же вещью без его согласия, его требованиям в том или ином отношении следует подчиняться и т. д.» (р. 96).

При этом Оливекрона подчеркивает стимулирующую функцию субъективного права, т. е. то, что Л. И. Петражицкий в свое время выражал в понятии правого атрибутива.

440


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!