СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА
Глава 6
после его смерти. Главный их них — «Понятие обязательства в римском праве» (в 2 т., 1927-1941).
Наиболее выдающимися учениками и последователями Хегер-стрема были шведы Вильгельм Лундштет (Лундстет) (1882-1955), Карл Оливекрона (1897-1980), датчанин Альф Росс (1899-1979). Благодаря их усилиям после войны скандинавский правовой реализм, дополненный нормативизмом Г. Кельзена и логикой Л. Витгенштей-на, превратился в официальную доктрину скандинавских юристов. Основополагающие идеи упсальской школы правового реализма сохраняют свое значение не только для Скандинавии, но и далеко за
ее пределами.
Оригинальное мировоззрение Хегерстрема сформировалось в критическом противоборстве почти со всеми основными европейскими философскими системами, прежде всего с идеализмом, субъективизмом и метафизическими спекуляциями.
По мнению Хегерстрема и его последователей, необходимо разрушить искажающее влияние метафизики на научное мышление в целом, и на правовое мышление в частности, для того чтобы подготовить почву для научного понимания права и правовой науки. Метафизика есть просто игра словами. Это означает, что некоторые слова и выражения обычно употребляют, как будто бы они имеют реальное значение, хотя это не так. Все метафизические понятия, утверждает Хегерстрем, — это поддельные понятия.
В литературе высказывается точка зрения, согласно которой философия Хегерстрема раскрывает его правопонимание в терминах натуралистического подхода к праву и правовому знанию. В этом критики видят ключ к пониманию «реализма» права. Действительно, с точки зрения Росса и Хегерстрема, «все науки непременно основываются на каких-то фактах, и все научные утверждения о реальности... подлежат экспериментальной проверке».33
|
|
В центре философии Хегерстрема — вопрос о реальности и вопрос о знании. Своеобразное решение этих проблем также находится в основании скандинавского правового реализма. Философия реальности и знания, разработанная шведским ученым, исходит из того, что существует только один мир во времени и пространстве, который может быть известен посредством опыта. Тем самым отвергается мета-физика в смысле возможности существования во времени
33 Bjarup J. The Philosophy of Scandinavian Legal Realism // Ratio Juris. 2005. Vol. 18.№ 1.Р. 1-2.
433
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX мка
и пространстве помимо физического, природного мира, также мира сверхприродного (метафизического).
Хегерстрем полагал, что реальность интеллигибельна, но не в смысле идеалистической метафизики, как спиритуалистическая реальность, а в смысле реалистической метафизики, как материальная реальность, состоящая из вещей и их принадлежностей (акциденций), а также причинных отношений между ними. Хегерстрем называл свою философию «рациональным натурализмом» в противовес «рациональному идеализму».34
|
|
Такая позиция должна была привести к пересмотру всех традиционных юридических понятий. Действительно, право интерпретировалось шведским мыслителем как моральная идея, которую необходимо отличать от действительности, имеющей фактический характер. Поскольку идея права есть моральная идея, она не подразумевает под собой ничего реального. Это всего лишь представление о должном, некий идеал, которому ничто не соответствует в действительности. Действительностью могут обладать только факты окружающего мира. К фактам социальной действительности (реальности) Хегерстрем относил, в частности, поведение людей. Факты же сознания, эмоции, психические переживания, ценности — к сфере нереального. То, что традиционно понимается под правом — некая внешняя обязывающая норма, — представляет собой, по Хегерстрему, лишь особое внутреннее чувство принуждения к правомерному поведению, которое, как правило, исполняется автоматически, без необходимости задействовать внешнее принуждение.
К. Оливекрона
Идеи Хегерстрема развивал его последователь, шведский правовед Карл Оливекрона (1897-1980) в своем труде «Право как факт» (1939).
Методологические основы правового учения. Анализируя классические позитивистские концепции правопонимания, Оливекрона отмечал, что они связаны прежде всего с представлениями о праве как нормах, ограничивающих членов общества. «Ограничивающая
м Ibid. Р. з.
434
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!