ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: А. РАИНАХ




 


получить доступ к сфере чистого опыта трансцендентально-фено­менологического субъекта.

Впоследствии А. Шюцем (1899-1959) была осуществлена наи­более полная адаптация феноменологии к постижению социального мира. Следуя задачам социологии как «искусства жить вместе», А. Шюц сосредоточил внимание на исследовании именно естественной уста­новки сознания. Главным объектом внимания феноменологии соци­ального мира становится тем самым уже не чистое сознание транс­цендентального субъекта, а повседневное сознание человека в его естественной установке.

Приложение феноменологических идей к исследованию соци­альной сферы позволило сделать важные выводы, особенно в рамках коммуникативной методологической стратегии. Социальный мир принципиально отличается от мира физических, материальных объек­тов — «вещей». Мир природы не создается человеком и не «нуждает­ся» в нем для своего бытия. Социальный мир, напротив, создается человеком и существует постольку, поскольку существуют сами люди — действующие субъекты этого феномена — носители, интер­претаторы и творцы социального смысла. Конструируемый челове­ком социальный мир воспринимается им при этом как независимая от него реальность. Эта реальность, объективированная в виде семиоти­ческой, знаковой системы (текстов), и определяет, в конечном счете, варианты социально-значимых поведенческих реакций человека как коммуникативных актов. Действительно, такое социально-согласован­ное поведение людей предстает как поведение коммуникативное, и представляет собой взаимодействие между социальными субъектами в соответствии со смыслом социально признанных текстов.

Адольф Раинах (1883-1917) получил образование на юриди­ческом и философском факультетах Мюнхенского и Берлинского университетов. Защитил докторскую диссертацию по уголовному праву «О понятии причинности в действующем уголовном праве» (1904). С 1908 г. являлся приват-доцентом в Геттингене, где в то время преподавал Э. Гуссерль. Раинах вел семинары по философии права, в частности, семинар под названием «Философия гражданского права». Одной из наиболее значимых работ ученого является исследование под названием «Априорные основания гражданского права» (1913). В ней Раинах применил классический феноменологический метод как к познанию права, так и к пониманию аксиом права граж­данского.

445


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX BFif^

Идея априорного права

Как феноменолог, Раинах поставил задачу найти в праве те эле­менты, которые непосредственно выражают его идею, понятую фе­номенологически. Позитивное право, отмечал ученый, часто рассмат­ривают как право изменчивое, в котором нет ничего постоянного. «Все законы и понятия права суть творения факторов, порождающих право... нет никакого смысла говорить о каком-то бытии их, которое было бы независимо от позитивного права», — так с его точки зрения рассуждают релятивисты.

Раинах с таким пониманием права категорически не согласен. Опираясь на феноменологическую методологию, он видит свою цель в том, чтобы показать, что те образования, которые общепринято называть специфически правовыми, обладают бытием так же, как, например, числа, деревья или дома; «что это бытие независимо от того, постигается ли оно людьми или нет, что оно, в частности, незави­симо от какого бы то ни было позитивного права».36

Ученый полагал, что не только ложно, но и бессмысленно считать правовые образования творениями позитивного права, так же бес­смысленно, как, например, «называть основание немецкого государ­ства... творением правовой науки». По Райнаху, позитивное право не производит правовые понятия, а «преднаходит» их.

Ход его мысли таков. Деревья могут цвести, а могут и не цвести, дом может быть выкрашен в какой-либо цвет, а может и не быть выкрашен. Эти признаки относятся к отдельным деревьям и домам, и мы не имеем право распространять их на все то, что есть дерево или дом. Но помимо них есть и такие признаки, которые являются сущностыми и всеобщими.

Точно так же обстоит дело и в праве. Но здесь мы имеем дело не с внешним миром, противостоящим нам, а с тем, в котором мы сами являемся участниками. Раинах отмечает, что, используя опре­деленную технику углубления в сущность такого рода образований (осуществляя феноменологическую редукцию), можно усмотреть те законы, которые значимы для этих образований и коренятся в их сущности. Это то, что необходимым образом присуще праву и не может, например, в каком-нибудь частном случае, не быть ему при­суще. Такие общезначимые правовые образования Раинах называл

36 Раинах А. Априорные основания гражданского права //Собр. соч. М., 2001. С. 156. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.

446


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!