ФЕНОМЕНОЛОГО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ



Общая характеристика методологических основ

Философия экзистенциализма возникла в начале XX в. в Рос­сии (Н. Бердяев, Л. Шестов). Свое наибольшее развитие она полу­чила в середине XX в. в трудах таких мыслителей, как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Э. Левинас, X. Аренд и др.

Это направление в философии отличалось своей неоднородно­стью. Тем не менее, все экзистенциалисты критически относились к классической философии. Они упрекали классический рационализм в отрыве от живого конкретного опыта человеческого существования в мире. Экзистенция — существование — становится центральной категорией философии. Человек — это и есть экзистенция. Внут­реннее устройство человеческого существа, его специфическая харак­теристика как экзистенции состоит в том, что оно есть «нехватка», «неполное», «незавершенное» существование, понимающее и истол­ковывающее мир и самого себя. Экзистенция — постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопре­деление человеком самого себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем. Причем экзистенция как подлинная реальность есть мир значений.

Экзистенциальные явления — это явления жизненного ряда (вера, надежда, боль, страдание, нужда, заботы и тревоги, любовь,

455


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX века

страсть, болезнь и т. д.), которые противопоставляются явлениям познавательного ряда. Экзистенциалисты развивали идею онтологи­ческой самостоятельности, устойчивости и конститутивности явлений жизни и их несводимость к познанию.

В экзистенциализме классической методологии рационального познания мира в его объективности противопоставляется методоло­гическая программа описания и анализа экзистенциальных струк­тур повседневного опыта человека в его полноте, конкретности, уникальности и изменчивости, т. е. в реальной полноте непосред­ственных контактов человека с миром, на уровне нерасчлененной совокупности его интеллектуально-духовных, нравственных и эмо­ционально-волевых личностных структур.37

Разрабатывая свою методологическую программу, экзистенциа­листы опирались на гуссерлевский метод интенционального (фе­номенологического) анализа жизни сознания и гуссерлевскую идею жизненного мира. Задача заключалась в описании фактической жизни субъективности, в описании структур, содержаний, механизмов и режимов работы индивидуального сознания, непосредственно впле­тенного в многообразные формы человеческого самоосуществления в мире, в выявлении онтологических структур экзистенции, прояв­ляющей себя в различных человеческих состояниях, переживаниях, действиях и объективирующихся (кристаллизующихся) в мире.

Рефлексивная деятельность человека с позиций данного под­хода производна и укоренена в иррефлексивном опыте — конечном и конкретном, осуществляющемся здесь и теперь. Субъект-объект­ному отношению как принципу рационалистического мышления экзистенциалистский анализ опыта экзистенции противопоставляет идею целостности и неразложимости непосредственного пережи­вания человеком своей ситуации в мире. Это переживание (понима­ние), будучи исходной единицей экзистенциально-феноменологиче­ского описания бытийных отношений человека с миром, полагается и исследуется в качестве онтологического основания, онтологической структуры мира.

Выявляя и описывая механизмы конституирования фундамен­тальных структур повседневного опыта, фундаментальных жизне-значимых смыслов опыта человека, экзистенциализм показывает, что

37 Тузова Т. М. Экзистенциализм // Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 1212.

456


ФЕНОМЕНОЛОГО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

Глава»


1


непосредственное «открытие мира», первоначальное его «означи­вание» есть способ, которым человек открывает самого себя как «бытие-в-мире» (экзистенцию).

Субъект включен в мир посредством тела. Но феноменологи­ческое тело — это не анатомическое тело. К человеческому телу принадлежит все, связывающее человека с миром, и чему он может дать наименование. Мир предстает как комплекс значений, име­ющих отношение к моему телу, — мыслям, воле, действиям, бес­сознательному.

Отвергая как субъективистские представления о мире в содер­жании сознания, так и объективистские представления о мире-в-себе, феноменология исходит из положения о том, что объект не может быть отделен от воспринимающего его субъекта. Реальность мира рассматривается в качестве реальности, проявляющейся по отноше­нию к субъекту, данной субъекту как «феномен», в смысле самопро­являющегося бытия, бытия-в-себе-для-нас. Для феноменологии по­знание — это «встреча» субъекта-сознания и жизненного значения, как присутствие этого субъекта в подлинной реальности благодаря направленности на нее. Значение — есть проявление самого бытия через активность субъекта. Поэтому мир, с точки зрения феномено­логии, которую отличает радикальный гуманизм, — принципиально человеческий, т. е. «теплый», а не «холодный» мир вещей в себе.38

Считается, что именно в экзистенциальной феноменологии интерсубъективная модель правопонимания нашла достаточно полное выражение. Ее наиболее яркие представители в Европе — М. Мюллер, Э. Фехнер, В. Майхоффер. Источник экзистенциально-должного или справедливого права здесь ищется в до-рефлексивных структурах сознания, а их проецирование на общественные отноше­ния выступает своеобразным аналогом естественного права (правда, не имеющего ничего общего с классическим естественным правом).

Метод экзистенциально-феноменологического осмысления и отыскания права заключается в интуитивном воспроизведении его основания для принятия правового решения. Акцент делается на отрицании принципиальных различий между «истинными решениями» законодателя и обычного гражданина. И те, и другие определяются структурами человеческого сознания, обусловленными рамками ^кизненного мира. В этом случае нормы, установленные законодателем,

38 Максимов С. И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. ларьков, 2002.С. 122-123.

457


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА

не остаются «мертвыми», а «оживают» в судебно-административных решениях и правоотношениях.

В рамках экзистенциально-феноменологической онтологии справедливость в качестве основания права рассматривается как форма человеческого сосуществования, способ совместного бытия человека с другими людьми. «Справедливость, понимаемая как чело­веческая готовность действовать в соответствии с требованиями прав и обязанностей, является способом сосуществования, способом бытия вместе с другими в мире», — писал В. Луйжпен.39

Справедливость обосновывается интерсубъективно, как способ бытия человека в качестве «бытия-для-другого». Основанием бытия права выступает «правовой человек», которым является любой ин­дивид в его реальной жизни. Поэтому право предстает как аспект общего жизненного потока, когда человеческое существование рас­сматривается с точки зрения его ограничения другим человеческим существованием. Подлинное человеческое существование невозможно без правовых ограничений и без соответствующих прав.

При этом высший критерий справедливости экзистенциалисты усматривают в экзистенции как самореализации свободы. Поэтому борьба человека за свои права — это его борьба за свою экзистен­цию, а борьба за экзистенцию — это борьба за права.

Представитель экзистенциальной философии права М. Мюллер, исходя из того, что бытие-в-праве принадлежит к способу человеческо­го бытия с другими, считает, что человек не вступает в правовые отно­шения благодаря законам. Он всегда в праве, и право неотъемлемо от человека и его природы. «Естественность» такого права заключается в том, что человек не устанавливает его, а уже «пребывает в праве», ибо только в коммуникации с другими человек способен быть самим собой и осуществлять себя. Поэтому права и обязанности с самого начала при­сутствуют в экзистенции, а не привносятся в уже реализованное бытие. В любой общности партнеров у ее членов уже существуют обязанно­сти и, соответственно, права. Основное право индивида — возможность рассматриваться в качестве личности, т. е. в своей «самости».40

В экзистенциализме проблема бытия права как онтологической ос­новы правовых текстов выносится на уровень природы человека, его под­линного бытия. Задачей же позитивного права следует считать обеспече­ние реализации заложенных в природе человеческого духа потенций.

"Цит. по: Там же. С. 123. 40 Цит. по: Там же. С. 124.

458


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!