ЧАСТЬ II ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ РОССИИ



Раздел VI

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусское духовное наследие относится к исторической эпохе Средневековья и охватывает по крайней мере семь столетий письменно-книжной культуры — с Х по XVII в. «...Эпоха Древней Руси, — отмечают современные исследователи, — является осново­полагающей, определяющей, системообразующей для последующего развития отечественной государственности и культуры. Она есть фундамент нашего существования — подобно античной первооснове европейской цивилизации»,' Таким фундаментальным, культурооб-разующим фактором стало Крещение Руси в конце Х в. Во многом благодаря апостольской миссии славянских первоучителей Мефодия и Кирилла, создавших азбуку и положивших начало перевода Биб­лии на общепонятный славянский язык, христианство получило рас­пространение во всем контексте древнерусской культуры, В совре­менной литературе в связи с этим отмечается, что «под влиянием кирилло-мефодиевской традиции складывается развитая метасистема духовной культуры, охватившая южных и восточных славян и близкие

' Громов М. Н., Милыюв В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 45.

500


Введение

им народы на основе одной православной религии, одной христиани­зированной книжности, одного церковно-славянского языка в рамках той общности, которая атрибутируется... как Slavia orthodoxa в отли­чие от Slavia romana (принявших католицизм части южных и всех западных славян)».2

Благодаря христианизации древнерусское мышление оказалось включенным в широкий контекст восточно-христианской мысли, что, с одной стороны, определило особенности русской философ-ско-правовой традиции и ее отличие от западной, а с другой — созда­ло возможности диалога с философией христианского Запада. Эти особенности, обусловленные восточно-христианским стилем мыш­ления, нашли свое выражение уже у первого русского мыслителя митрополита Илариона (XI в.), в частности, при обсуждении им проблемы соотношения права и нравственности, которая станет впо­следствии одной из традиционных тем русской философии права.

Русь получила также возможность приобщиться к уже христиа­низированному наследию античной культуры, главная роль в сохра­нении которого принадлежала Византии. Трансляция в культуру Древней Руси христианизированных идей эллинской цивилизации осуществлялась во многом благодаря назначавшимся из Византии для руководства русской Церковью митрополитам. Один из них — современник Владимира Мономаха митрополит Никифор (XII в.) — знакомит древнерусскую культуру с основными положениями фи­лософии Платона, переосмысленными, однако, в рамках христиан­ского мировоззрения.

Для всех мыслителей Средневековой Руси был характерен тео-Центристский, точнее говоря, — христоцентристский, тип мышле­ния, в котором собственно социально-политические и правовые идеи не имели доминирующего значения, входя лишь составной частью в более широкую мировоззренческую перспективу.

Несмотря на то, что создатель теории «Третьего Рима» Филофей (XVI в.) осмыслял уже новые, по сравнению с предшествующим перио­дом, социально-политические реалии, ему был свойствен тот же об-Щий для всех мыслителей Средневековья тип мышления, что и позво­ляет рассматривать философско-правовую мысль Средневековой Руси как целостный духовный феномен. Именно в XV-XVI вв. она пережи­вет свой расцвет, после которого, начиная со второй половины XVII в., происходит секуляризация средневекового типа мышления.

2 Там же. С. 103-104.

501


Раздел VI ______ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ средневековая

Выбор мыслителей, идеи которых получили развернутое обсуж­дение в данном разделе, объясняется рядом причин. Во-первых, их мировоззрение являлось выражением восточно-христианской филосо­фии (иначе называемой восточной патристикой), определившей, как уже отмечалось, особенности русской философской и философско-правовой традиций. В числе таких особенностей уже в этот период можно выделить историософичность, представление о нравственных условиях рационального познания, стремление к нравственно-религиозному оправданию права, представление о власти как о форме религиозного, по своей сути, служения в «симфоническом» взаимодействии с Церковью и др. Во-вторых, высказанные ими идеи получили преемственное развитие в политико-правовой мысли «Золотого» и «Серебряного» веков русской культуры. Наконец, в-третьих, не замыкаясь в узкий «провинциализм» сиюминутных поли­тических дискуссий (термин представителя западничества П. Я. Чаа­даева), они стремились вести диалог с западной культурой (хотя и ограниченный, как правило, ее критикой), что также можно отнести к традиционным чертам русского философско-правового мышления.

ГЛАВА 1. ИЛАРИОН

Иларион— киевский митрополит (1051-1054), поставленный собором русских епископов по настоянию князя Ярослава Мудрого. До своего посвящения в сан митрополита был священником в церкви Святых Апостолов в селе Берестово под Киевом, куда любил приез­жать Ярослав и участвовать в богослужении. Возможно, Иларион при­надлежал к числу тех книжников, которых, по свидетельству лето­писи, собирал вокруг себя Ярослав, поручая им переводить греческие книги на славянский язык, и благодаря этому «посеял он книжные слова в сердца верующих людей».3 Известно также участие Илариона в составлении церковного устава князя Ярослава. В «Повести вре­менных лет» об Иларионе сообщается, что был он «муж благочести­вый, книжный и постник». Согласно летописной легенде именно Ила­рион «выкопал пещерку малую», на месте которой был основан

3 Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси (далее — БЛДР). Т. 1. СПб., 2000. С. 195. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.

502


Глава!


ИЛАРИОН



 


поселившимся там впоследствии преподобным Антонием первый на Руси Киево-Печерский монастырь (с. 197-199).

Илариону приписываются несколько произведений, наиболее значимое из которых — «Слово о законе и благодати»,4 было напи­сано между 1037 и 1050гг. Обсуждаемая Иларионом преемствен­ность и вместе с тем противоположность закона и благодати — тема, формулировка которой дана апостолом и евангелистом Иоанном:

«закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанн. 1, 17). Обличение «ветхости» Моисеева закона в со­поставлении с благодатью Христа — также одна из главных тем Посланий апостола Павла. На основе этих источников Иларион и строит свое «повествование о законе, данном Моисеем, и о благода­ти и истине, явленной Христом, и о том, чего достиг закон, и чего — благодать». «Слово» состоит из двух частей: собственно из рассужде­ния о законе и благодати и «Похвального слова князю Владимиру», которое, очевидно, была написано Иларионом с целью содейство­вать канонизации князя — крестителя Руси.

Время правления Ярослава Мудрого представляет собой один из наиболее интересных периодов в истории древнерусской культу­ры, когда появились первые плоды христианского просвещения Руси:

при Ярославе, как свидетельствует летописец, «стала вера христи­анская плодиться и расширяться» (с. 195). О том же пишет и Илари­он, обращаясь к Владимиру: «Семена веры, тобою посеянные, не иссушены зноем неверия, но орошенные дождем Божия поспешения, принесли многообильные плоды». В оценке митрополита, время Ярослава — это время «возрастающего христианства».


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!