METHODOLOGICAL ASPECTS of the STUDENT's TRAINING PEDAGOGICAL University PERCEPTION AND ANALYSIS of the PHYSICAL CHARACTERISTICS of the VOICE
Okuneva P. E.,
Nizhny Novgorod state pedagogical University of Kozma Minin;
Podzorova T. I.,
Nizhny Novgorod state pedagogical University of Kozma Minin
Annotation. This article discusses the methodological aspects of teaching a student of pedagogical University perception and analysis of the physical characteristics of the voice within the discipline "Solo singing". The most important vocal and technical skills which formation is obligatory for long-term successful activity as the teacher are defined. A number of methodological recommendations for the development of vocal voice capabilities in the classroom "Solo singing" are presented.
Keyword. Teacher-musician, perception, voice characteristics, solo singing, vocal and technical skills, vocal technique.
Термин «восприятие» берет свои корни от латинского слова perceptio и обозначает процесс познания окружающего мира, дающий возможность сформировать субъективную картину мира у отдельного индивидуума. Этот процесс тесно связан с осознанием и осмыслением человеком предметов окружающего мира через органы чувств. [4,с.6 (гл.3)]
Музыкальное восприятие – еще более сложный процесс, основой которого является возможность человека слышать и переживать содержание музыкального произведения с художественно-эстетической точки зрения. Развитие музыкального восприятия – важный аспект обучения студента-музыканта, ведущий к формированию у студента способности слушать и сопереживать чувствам, выраженным композитором в музыкальном произведении. Таким образом студент-педагог оказывается включенным в активный процесс невербального сотворчества, а это в свою очередь способствует рождению понимания выразительных приемов, которые используют композитор и исполнитель для достижения такого эффекта воздействия на слушателя.
|
|
М. Ш. Бонфельд пишет: «Понимание музыки непременно сочетается с ощущением непосредственного, целостного приобщения к музыке. В то же время, все, что связано с правополушарной сферой понимания - с наслаждением - напрямую зависит от вовлеченности в творческий процесс. А потому - понимание, на любой его стадии, это не только восприятие, но и творчество». [1, c. 39-40] [2, с.55-66]
На занятиях сольным пением помимо восприятия вокальной музыки разных стилей, эпох и жанров студент-педагог должен научиться слышать и анализировать физические характеристики голоса, ведь исполнение вокальных произведений невозможно без совершенствования вокально-технических навыков, основанных на законах академического пения, в результате изучения которых он осваивает навыки построения певческого диапазона, формирования звуков в соответствии с индивидуальными особенностями вокального аппарата, как своими, так и ученика-вокалиста в будущей педагогической практике. Студенту-педагогу важно знать, слышать и уметь анализировать качество звучания ученика-вокалиста по физическим характеристикам голоса, а это прежде всего: спектральная насыщенность звука; «высокая» вокальная позиция голоса; плавность голосоведения на регистровых переходах; свободное либо напряженное, зажатое звучание; звонкость («полётность») голоса; певческая округлость гласных; качество певческого вибрато. Также педагогу-музыканту важно обращать внимание на такие характеристики, как чистота интонирования, широта певческого диапазона и уметь определять его точное высотное расположение у конкретного ученика-вокалиста. По мере наработки этих навыков студент получает и знания, позволяющие эти навыки правильно развивать без риска для здоровья голосового аппарата.
|
|
Поскольку в будущей деятельности студенту-музыканту предстоит работа в основном с детскими голосами, то на первый план выходят характеристики, тесно связанные с развитием голосового аппарата ребенка и возрастными изменениями детского организма в целом. Поэтому приоритетными задачами для студента-педагога являются :
- формирование вокально-технических навыков (формирование грудобрюшного дыхания, естественность вокального звукообразования, правильность артикуляции);
- усовершенствование качественного звучания голоса (постепенное выявление тембра голоса, наработка звуковысотного диапазона, чистота интонирования и четкость дикции при «высокой» вокальной позиции, подвижность голоса);
|
|
- выполнение вышестоящих задач в свою очередь невозможно без планомерного развития музыкального слуха и, как отдельной его стороны, слуха «вокального», благодаря этому вырабатывается и синхронность координации слуха с голосом во время исполнения вокального произведения.
В работе с взрослыми и детскими голосами существует множество вокальных методик, которые представляют собой накопленный поколениями вокальный опыт, опробованный в своей деятельности признанными мастерами вокальной педагогики. Общеизвестно, что обучение, базирующееся только на одном методе, является малоэффективным, поэтому педагог должен быть знаком с разными методиками преподавания вокала и применять наиболее универсальные из них на практике. Таковыми являются: 1) «концентрический»* метод, предложенный основоположником русской классической вокальной школы М.И. Глинкой (*термин «концентрический» впервые предложен Н.И. Компанейским, опубликовавшим в 1903г. «Упражнения М.И. Глинки для усовершенствования голоса») ;
2) вокальная методика В.В. Емельянова; 3) метод показа и подражания; и др.
|
|
Основные положения педагогического метода М.И. Глинки состоят в следующем:
- применительно к детям с обычными (не поставленными) голосами начинать работу с голосообразования в натуральных регистрах, близких к обычной речи, особенно на начальном этапе занятий сольным пением;
- пение плавное, без лишнего придыхания;
- во время пропевания гласных, должна звучать чистая фонема, например «А», без ненужных призвуков «ха-ха», сбивающих правильную вокальную позицию;
- естественность звукообразования при умеренном открывании рта (в противном случае возможны различные зажимы и ненужная форсировка голоса, не сопутствующие здоровью голосового аппарата) и без излишнего напряжения мускулатуры лица;
- пение «средним» тоном (педагог обязан следить за тем, чтобы «форте» и «пиано» применялись исключительно при решении исполнительских задач, ученик не должен злоупотреблять ими, сила голоса должна обязательно соответствовать силам и возрасту ученика, в ином случае это опять же может сопутствовать чрезмерному напряжению голосового аппарата, нарушающему тембровые качества голоса);
- педагог должен следить за точностью попадания в ноту в момент атаки звука, без ненужных «подьездов»;
- обязательное построение распевающих упражнений «от простого к сложному», таким же образом, идет работа и с вокализами;
- не допускать усталости голоса, так как кроме вреда это ничему не способствует.
Методику В.В. Емельянова называют также «фонопедической», и она направлена на сохранение здоровья голосового аппарата и гармоничного психологического состояния. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю. Дети учатся понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать. Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики по системе В.В. Емельянова:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- работа с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Эти упражнения не только развивают вокальный аппарат, но и способствуют укреплению здоровья ребенка. Затем используется целый комплекс интонационно–фонетических упражнений, которые направлены на преодоление дефектов речи, выравнивание гласных и согласных звуков.
Метод показа и подражания известен еще с XVI-XVII вв., в то время этот метод был часто применяем благодаря большой однородности голосов ученика и педагога. В наше время, когда голос педагога обладает отличными данными от специфики звучания детского голоса, этот метод имеет частое практическое применение на первых порах обучения и должен быть направлен лишь на показ сущности вокального приема, а далее ученик своими силами должен найти внутренние возможности для выполнения вокальных задач.
В заключение можно утверждать, что, несмотря на отсутствие у студентов педагогического ВУЗа специального вокального образования, при планомерном изучении основ вокально-педагогического процесса и методик, на которых основывается развитие вокальных возможностей голоса, возможна выработка вокально-технических навыков с последующим грамотным применением полученных знаний в будущей педагогической деятельности, сохраняя здоровье голосового аппарата как педагога, так и ученика.
Список литературы:
1.Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. М., 1991.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебное пособие. М.: «Планета музыки», 2015.
4.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.М.: «Прометей»,1992.
5.Федорович Е.Н. Основы музыкальной психологии. Литагент «Директмедиа», Москва,2014г. ISBN 978-5-4458-8381-4.
6.Черняк Т.М., Сизова О.А. К вопросу о принципах проектирования музыкального репертуара в условиях дополнительного образования В сборнике: Инновационная деятельность в образовании Сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. 2018. С. 130-132.
ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ: ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Петрова Н.С., Коротеева О.Д., Чумакова Л.А.
ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»
Аннотация: В статье рассматриваются особенности и признаки декоративной живописи. Декоративная живопись является интересным видом изобразительного искусства, так как художник от начала до конца сам продумывает сюжет, композицию и детали. То есть он может фантазировать, придумать что-то новое. Именно поэтому в настоящее время декоративная живопись активно применяется в различных сферах жизнедеятельности людей.
Ключевые слова: декоративная живопись, композиция, изобразительное искусство, цвет, колорит, орнаментация, предметы.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!