THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN VHUTEMAS - AS A BASIS FOR FORMING A PROJECT CULTURE OF FUTURE DESIGNERS



 

Molkova Elizaveta Jurevna, Aboimova Irina Sergeevna

Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin

Annotation: t his article talks about the importance of educational experience, creative resources and heritage of the past in the field of design education. The methods of teaching and the organization of the educational process in the first school of design VHUTEMAS are considered. A cardinal review of the entire system of traditional ideas about the development of society and the role of design education in it (goals, means, ways of organizing the educational process) is proposed, taking into account the relationship between innovative and mimetic design.

Keywords: VHUTEMAS, design education, project culture, design.

В современных условиях общественной жизни значимую роль занимает система образования, а именно повышение качества подготовки квалифицированного специалиста. В постоянно обновляющемся мире технологий и новых открытий дизайн глубоко проникает во все сферы жизнедеятельности общества. Например, в сельскохозяйственное и промышленное производство, отдых, спорт, быт, торговлю, сферу обслуживания, общественную жизнь и т. д. Дизайн, появляясь в жизни человека, улучшает комфортные условия проживания, повышает работоспособность и умственное развитие, позволяет взаимодействовать с другими личностями на особом уровне. Именно поэтому, если в будущем человечество хочет тесно сосуществовать с дизайном, улучшать и развивать его социокультурную природу, необходимо уже сейчас приступить к обновлению и улучшению дизайн-образования.

Основная идея дизайн-образования – это формирование эстетических чувств и оригинального мышления обучающегося, создание условий для саморазвития человека в современной художественной жизни. В таком образовании поставлена конкретная задача развития и воспитания всесторонне и гармонично развитого творческого индивидуума, который будет мотивирован на самообразование.

Необходимо внести изменения в профессиональную подготовку таких специалистов, как архитекторы, дизайнеры, реставраторы и др. обновленными методами и нестандартными подходами. Понятие «проектная культура» обозначает взаимодействие утилитарной и духовной культуры, способ взаимосвязи человека и техники. Проектирование – это универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношении тип деятельности человека, направленный на создание реальных объектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами [1].

Подтверждение значимости проектной культуры как уникального явления в педагогике отражено в научных работах, которые посвящены изучению теории и практике использования метода проектов (Д. Дьюи, Е.Г. Кагаров, Л.Э. Левин, А.П. Пинкевич,      Е.В. Ткаченко и др.). Теория педагогического проектирования была раскрыта в работах     В.С. Безруковой, Ю.В. Громыко, О.С. Орлова и др. Современными концепциями проектного обучения занимались: П.Р. Атутов, В.В. Гузеев, О.А. Кожина, В.Т. Шимко, и др.

В образовании, направленном на человека, раскрытие его творческих сил, способностей и, прежде всего, личностных качеств, детерминирует кардинальный пересмотр дидактических основ обучения по формированию проектной культуры, проектирование инновационного педагогического процесса, согласно логике новых стратегических целей. Комплексный подход к осознанию педагогического опыта, к соединению его с идеями передовой науки побуждает к изучению качества образования в первой школе дизайна ВХУТЕМАСе. В условиях современного мира необходимо учитывать имеющиеся творческие ресурсы и наследие прошлого. Исходные методы закладывались путем приобретения опыта именно в таких профессиональных учреждениях дизайн-образования, которые возникли и работали с начала XX века в России и за рубежом.

В 1917 году в России произошло преобразование художественной системы обучения. В городах по всей России создавались образовательные учреждения нового типа – «Свободные государственные художественные мастерские» (СГХМ). Концепция этих учебных заведений состояла в переходе от академических методов обучения к новой системе организации индивидуальных мастерских. Первая школа дизайна в России – ВХУТЕМАС была открыта всего столетие назад. Это учреждение готовило художников-ремесленников, профессионалов высокого уровня. В начале ХХ века одними из самых главных направлений в формировании дизайна были движения ВХУТЕМАС (Россия) и БАУХАУЗ (Германия), давшие толчок своими концепциями многим школам в мировом и отечественном дизайне [5].

Главная задача руководства ВХУТЕМАСа была поиск и применение новых «объективных методов» преподавания, которые объединяли бы методы обучения художественным дисциплинам на различных факультетах. В дальнейшем, именно это стало спецификой данного образовательного учреждения. В структуре образования первой советской школы дизайна числилось 8 факультетов: факультет живописи, архитектуры, скульптуры, металлообрабатывания, деревообделывания, текстиля, керамики, полиграфии; и 4 направления: графический, плоскостно–цветовой, объемно–пространственный, пространственный [5].

Прежде чем студенты ВХУТЕМАСа начинали свое обучение на специализированных факультетах, они проходил пропедевтическое обучение, находясь в течение двух лет на «Основном отделении». За два года обучающиеся получали знания в сфере художественной культуры, проходили изучение основных элементов и средств художественного формообразования (цвет, пространство, объем, поверхность, и т.п.), а также методы композиционного творчества (пропорция, ритм, контраст, динамика и т.д.).

На курсах пропедевтики учащиеся получали определенные вводные знания по своему профилю, что уже на ранних этапах предоставляло возможность формирования у будущих дизайнеров проектной культуры. Основная цель данной школы дизайна – это изучение строения конструкции. Учащиеся работали не только с различными материалами, но и изучали элементы построения форм, например, объем, линии, плоскости, которые отвечают за построение конструкции. А. Родченко, В. Татлин и Э. Лисицкий преподавали на факультетах по обработке металла и дерева, где их главнейшими принципами были: рациональное задействование пространства, многофункциональность и мобильность изделий. Такие дисциплины как: «Графика», «Цвет», «Объем» и «Пространство» изучались студентами всех специализаций. С помощью организации этих дисциплин на начальном этапе обучения закладывался единый фундамент художественных средств формообразования для всех обучающихся школы ВХУТЕМАС [2].

В учебном заведении ВХУТЕМАС существовало 2 направления: «Конструкция» и «Композиция». Курс «Конструкция» – конструирование вещи, объекта строился на постепенном усложнении темы и конструкции, от вещей, несущих одно функциональное значение, до многофункциональных предметов со сложной конструкцией. Курс «Композиция» давал возможность учащимся ознакомиться с технологиями обработки поверхностей, изучить правила и навыки художественно-декоративного решения изделий.

Основным и самым важным художественным материалом архитектуры, по мнению работников советской школы дизайна, считалось – пространство, а главное средство художественной выразительности – конструкция. Н. Ладовский, работая во ВХУТЕМАСе, впервые ввел макетный метод проектирования. Он утверждал, что каждый будущий архитектор должен владеть сначала навыками объемно-пространственной композиции, а уже затем создавать эскизы на бумаге [2]. Все это в дальнейшем становилось средством построения конструкции, через которую выражалась художественная идея дизайнерского проекта. Многие из их принципов стали впоследствии каноническими для дизайна вообще.

Цель ВХУТЕМАСа была подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности. Он объединил архитекторов и художников различных творческих направлений, став крупнейшим художественным центром страны [6, С. 30]. Отличительной чертой творческой направленности и методов обучения было, прежде всего, взаимодействие различных видов искусств, характерных для комплексного художественно-технического учебного заведения. ВХУТЕМАС, как учебное заведение, дал оригинальные, не имевшие аналогов, модели комплексных художественно – технических вузов. Эти вузы возникли и функционировали в период формирования нового стиля современной архитектуры и становления нового вида проектно – художественной деятельности – дизайна.

Согласно утверждению О.И. Генисаретского: «Проектная культура в сегодняшнем ее понимании - это и реальность проектируемой среды обитания, и концепция, определяющая направленность проектных усилий, и система ценностей, идеал, питающий самосознание дизайнерского сообщества, его творческий жест в отношении к жизни» [3, С. 3-7]. Поэтому совершенствование проектной культуры, повышение навыков проектного воображения должно опираться на инновационный дизайн и на миметический дизайн, то есть сохранение или реставрацию приобретенного опыта в культуре. Только путем наращивания педагогического опыта в дизайне в можно обеспечить ценностную эффективность проектных начинаний и потенциала дизайна в целом [6, С. 75-77].

В наше время кризис в методологии подготовки нужных обществу специалистов привлек к пересмотру образования на фундаментальных подходах к воспроизводству специалиста как субъекта культуры. Поэтому идет активный поиск и моделирование нового образца культуры, которая способна преобразовывать различные знания и навыки в формы деятельности, ставшие реальностью бытия. Каждый индивидуум постоянно, не замечая того, ставит и решает он различные проектные задачи. Проектирование, таким образом, становится естественной чертой нашего сознания, распространяясь почти на все сферы человеческого существования. Поэтому создание учебных программ и методик, позволяющих реализовать требование формирования проектной культуры у студентов, становится актуальной задачей в рамках преподавания по направлению «дизайн».

Таким образом, в 20-е годы прошлого столетия возник уникальный опыт становления дизайна в условиях нового общества. С самого начала он был авангардным в различных отношениях, что до сих пор привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных экспертов. Этот педагогический опыт дал толчок в развитии дизайна и его проектной культуры. В первой школе дизайна применялись инновационные методы преподавания и организации учебного процесса, некоторые из них используются и в настоящее время.

Все это говорит о том, что педагогический опыт, наработанный методом «проб и ошибок» важен для развития проектной культуры, так как после школы ВХУТЕМАС в России начали открываться школы дизайна с улучшенной базой дизайн-образования. А к началу XXI века, спустя столетие, современное общество имеет определенные вариативные системы обучения при подготовке профессионалов в области дизайна. Конечно, сейчас методы преподавания и организации учебного процесса в дизайн-образовании изменились, однако требуется корректировка ценностных ориентаций для обеспечения его качества.

 

Список литературы

1. Абоимова И.С. Методологические основы дизайн-образования // Приволжский научный журнал. 2009. № 2 (10). С. 201-207.

2. Адаскина Н.Л. Вхутемас–Вхутеин: Москва. 1920–1930. Энциклопедия русского авангарда. [Электронный ресурс]. URL: http://rusavangard.ru/online/history/vkhutemas-vkhutein (дата обращения: 05.10.2018).

3. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна. М., 2003.

4. Гончарова Е.В. Инновации и проблемы дизайн-образования в контексте общекультурных ценностей // Дизайн. Реклама Омский научный вестник, 2013. №1 (115). С. 223-225.

5. Лазарева А.И. ВХУТЕМАС и Баухауз // Архитектура и строительство России. 1996. №3. С.

6. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. Екатеринбург: Аква-пресс, 2004. 240 с.

 

СОВРЕМЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И МАТЕРИАЛЫ, В ПРОЕКТИРОВАНИИ ДИЗАЙН–ЦЕНТРА

Молькова Е.Ю.

ФГБОУ ВО "НГПУ им.К. Минина"

Аннотация. В данной статье идет речь о значимости архитектурной формы дизайн-центра. Описываются конкретные конструкции, материалы и их применение в строительстве. А так же перечисляются современные внутренние и внешние отделочные материалы.

Ключевые слова. Дизайн-центр, архитектура, отделочные материалы, строительство


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!