THE ROLE OF CERAMIC TOYS IN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN



Shirmanov а V.V., Abdullina M.A.

Annotation: the article presents the meaning, features of the creation and transformation of traditional ceramic toys in additional education, as well as the impact and impact of clay modeling on the psychological state of the child, improving fine hand motor skills, the development of creative thinking and the child’s personality.

Keywords: clay, clay toy, ceramic toy, painting, additional education, children, image, form.

В XXI веке каждый день происходит изменения не только в техническом прогрессе, но и в высоких информационных технологиях. Чаще всего человек забывает о том, что любая современная технология основывается в первую очередь на творчестве и индивидуальности. Зачастую и дети пользуются «новинками цивилизации», что, чаще всего, негативно сказывается на их фантазии, способности мыслить и провоцирует агрессию, поэтому современным детям рекомендуют заниматься лепкой керамических игрушек, поскольку такое занятие развивает умственные способности детей, расширяет их художественный и культурныйкругозор, формирует нравственные представления и содействует формированию творческого отношения к окружающему миру, приобщает к народному искусству, выработанному столетиями, прививает любовь к родному краю.

Керамическая игрушка способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры, поскольку каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Эту проблему затрагивают в своих трудах Уткин П. И. и Королева Н. С.[7, с. 30].

Проблему использования народной игрушки в воспитании детей нашли свое отражение в трудах психологов и педагогов А.Ф. Каптерева, Е.М. Водовозовой, В.В. Сухомлинского, Е.А. Флериной, А.А. Усовой. Народное декоративно-прикладное искусство заключается в обобщенном отражении жизни. Содержание игрушки отнюдь не исчерпывается сюжетом, поскольку оно символично, аллегорично, сказочно и становится понятным во всей многогранности не сразу, поэтому некоторые люди находят игрушку в некоторой степени примитивной и аляповатой[1, с. 17], хотя она имеет очень древнюю историю.

При раскопках древних городов и захоронений археологи постоянно находят керамические изделия – это в основном посуда, но часто встречаются и игрушки. Изначально фигурки из глины служили оберегами. Их наделяли магическими свойствами. Подобные фигурки обнаружены в разных уголках земли. .Л.А Динцес полагал, что игрушка в глубокой древности не была забавой для ребенка, а воплощала в себе языческие верования, поэтому и появились такие олицетворения, что природа – богиня, кони и олени- великое Светило, а женская фигура – мать. Народ верил в эти представления, полагая что в них отражается добро и зло, а также одушевление сил природы, которые должны были привнести в семью достаток, счастье и благополучие.

Примерно в 18-19 в. на территории России сформировались многие центры по производству керамики. Некоторые известны, в основном, как центры по созданию керамических игрушек. Всем знакомы такие промыслы: Дымково, Абашево, Каргополь, Филимоново, Жбанниково, Балхары. Создается игрушка народными мастерами, не всегда имеющими профессиональное образование. Часто мастерство обработки глины и создание конкретных образов передается от «отца к сыну». Поэтому керамическая игрушка «носит исключительно характер традиционного коллективного творчества»[3, с. 7].

Российская народная глиняная игрушка имеет мифологическое и фольклорно-музыкальное значения. Свистульки и грематушки (погремушки) относятся к звуковым игрушкам. Изначально свистульки применялись при совершении различных обрядов (например, обряд по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска), а позже и при проведении праздников, народных гуляний, как языческих так и христианских. Игрушка – свистулька всегда пользовалась и продолжает пользоваться большой популярностью. В каждом промысле свистулька своя. Например, в Филимоновской игрушке свистулька выглядит в виде уточки, которую держит в руках барышня. Абашевские: корова, олень, собака – свистульки, как самостоятельное произведение. Также отдельно стоящая игрушка – свистулька, опирающаяся на три точки - создается в с. Жбанниково.

В глиняной игрушке существуют сказочные, символичные и аллегоричные сюжеты. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально. Технология же изготовления глиняных игрушек во всех промыслах очень схожа. Игрушки из глины всегда лепятся вручную. На первом этапе работы подготавливается глина (красная, серая, белая относящаяся к низкотемпературным массам), ее смешивают с просеянным песком и заливают водой. Глина впитывает воду, набухает, далее глину проминают и она готова к лепке фигурок. Игрушки делают небольших размеров, поэтому в основном лепятся они цельными. Сначала из куска глины создается основа, а детали делают двумя способами: вытягиваются из куска глины (основы) или лепятся отдельно и затем присоединяются к основе. Игрушки могутпредставлять собой отдельные фигурки или многофигурные композиции.

Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью.Роспись игрушек в разных центрах-промыслах происходит по-разному. Широко известные Дымковские игрушки: индюки, кони, барыни, бараны, многофигурные композиции сначала окрашиваются в белый цвет полностью. Для побелки в прежние времена игрушку окунали в раствор мела на молоке. Сейчас обеливание производят темперныхми белилами. Затем изделие расписываются акриловыми красками яркими орнаментальными элементами, отображающими землю, воду, посевы, пашни, солнце и др. По краске украшают позолотой – наклеивают кусочки сусального золота или потали[2, с. 50].

Филимоновская игрушка отличается и росписью и формой. Все образы животных и людей вытянутые, имеют длинные шеи и тонкие ноги. Расписываются они яркими, горизонтально расположенными, цветными линиями различной толщины. Чаще всего используемые цвета: желтый – символизирующий солнце, зеленый – молодость и красный – символ земли и огня.

Абашевская игрушки - свистульки, нередко принимают фантастический сказочный облик. Роспись происходит яркими эмалевыми красками разных цветовых сочетаний, а рога иногда покрываются серебряной или золотой краской.

В Жбанниковской игрушке в старину расписывали масляными красками, в современном производстве мастера пользуются темперой. Нередко изделие полностью покрывают одним темным цветом, символизирующим плодородие. Используют также серебристый оттенок для окрашивания некоторых деталей. Характерный растительный орнамент пятнами наносится при помощи кусочка поролона.

В Балхарах созданием посуды, игрушек, свистулек, сюжетных композиций занимаются исключительно женщины, так повелось с давних времен. В отличие от других керамических игрушек орнаментальную роспись производят цветными глинами: красной и белой. Красным цветом выполняются основные линии, а белым – тонкий узор в виде решеток и волнистых линий.

Каргопольскаяя игрушка запоминается сказочными персонажами: Полканом – это полуконь-получеловек с красивой бородой, в эполетах и с орденами, птицей Сирин и двуглавым конем.

Когда для декорирования игрушки используются ангобы (цветные глины), то такая роспись производится по сырому изделию. Ангобами бывают натурального происхождения и искусственного. Натуральные ангобы используются с древних времен, так как это глины естесственного происхождения разных цветов и оттенков: белые, кремовые, желтые, красные, коричневые, коричнево-вишневые. А искусственные ангобы – смесь глины в жидком состоянии с цветными пигментами. В декорировании игрушки также используются налепы и гравировка. Полностью высохшая работа ставится в специальную печь, где она и обжигается. Именно после первого обжига, во время которого глина приобретает твердость, глиняная игрушка становится керамической игрушкой. Роспись темперой, акрилом, гуашью или глазурями происходит только после утильного (первого) обжига.

Цвет в росписи является очень условным, т.е. мастер не стремится передать реальное изображение персонажа. «Таким образом, и появляются животные самых разнообразных неестественных красок. Художник создает изделие с целью эмоционального воздействия цвета на человека, потому что цвет может быть как теплым и холодным, так и мягким, резким. Цвет в игрушке является важным средством для эмоционального воздействия на зрителя, будь то ребенок или взрослый человек»[3, с.12].

В росписи используется орнамент или отдельные его элементы. Являясь самой распространенной формой декоративно-прикладного искусства, орнамент сопровождал человека на всех этапах его развития. Орнамент не только оформляет поверхность, акцентируя внимание на той или иной детали, но и обогащает художественно-образный строй произведения декоративно-прикладного искусства[4, с. 28].

Несомненно, в керамической игрушке заложена практическая, утилитарная сторона – игровая функция, а также многофункциональность. Образ народной игрушки сложен и многозначен. Благодаря обобщенности и условности пластического языка, цветового решения, мастер добивается от своего творения предельной выразительности[1, с. 28].

В систематизированном и поэтапном процессе дополнительного образования детей, одним из средств эстетического воспитания является знакомство обучающихся с декоративно-прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и малой декоративной пластикой, к которой относится и глиняная игрушка.

Дополнительное образование детей ставит своей целью вырастить из каждого ребенка всесторонне развитую личность; сформировать и раскрыть творческие способности детей, воспитать патриотизм, любовь к труду; привить культуру общения. Через занятия с детьми декоративно-прикладным искусством появляются реальные возможности решать еще и психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе, а также приобщать их к народному искусству, развивая абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Особое место в развитии ребенка занимает лепка из глины. Обучения детей искусству лепки из глины путем создания объемного изображения - глиняной игрушки, способствует формированию разностороннего развития личности, приобщение к общечеловеческой культуре, способствует зрительному восприятию, памяти образного мышления, совершенствует мелкую моторику рук, координацию, развитию творческого мышления и индивидуальности ребенка.                            

На таких занятиях у ребенка есть возможность моделировать окружающий его мир и выражать свое представление о нем в пространственно-пластических образах. В процессе обучения учащимся представляются конкретные образцы керамической игрушки, что повышает у воспитанников интерес к работе, они могут прослеживать связь декоративно-прикладного искусства с жизнью. Отличительные черты глиняной игрушки – ее простота и обобщенность формы декорированной росписью. Обучение по лепкеи росписи глиняной игрушки позволяет охватывать разный возраст обучающихся, начиная с совсем малых лет и до выпускников школ, что очень актуально для учреждений дополнительного образования. На занятиях по созданию глиняной игрушки могут обучаться и дети с особыми возможностями здоровья. Ребенок, постепенно осваивая этапы лепки и декорирования, может создавать образы животного и человека, ориентируясь на образцы известных промыслов, а также придумывать свои авторские произведения.

Для сохранения и роста привлекательности для детей художественной деятельности педагог дополнительного образования может использовать эффект новизны, открывая ученикам взгляд с другой стороны на окружающий мир и давно знакомые предметы, увидеть необычное в обычном[4, с.7].

Основными формами работы с воспитанниками являются: индивидуальная и групповая. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий[5, с.67].

Для приобщения детей к национальной культуре, что стало актуально на сегодняшний день, необходимо с самого раннего детства знакомить детей с основными видами искусства, в частности с декоративно-прикладным. Развитие творчества и детской одаренности средствами декоративно-прикладного искусства формирует у детей национальное самосознание. Глиняная игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства создания игрушки, передавая в народе представления о жизни, труде, красоте. В связи с этим открывается непреходящая ценность художественного мышления наших предков, народная эстетика.

Развитие творческой личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование помогает обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Список литературы:

1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке / Г.М. Блинов. – М.: Детская литература, 1977. – 190 с.

2. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Художник РСФСР, 1988. – 346 с.

3. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Искусство, 1975. – 148 с.

4. Горичева В. С, Нагибина М. И.Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина/ В. С. Горичева, М. И. Нагибина. – М.: Академия Развития, Академия И К°, 1998. – 192 с.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2007.– 368 с.

6. Светлова Л.П. Азбука орнамента/ Л.П.Светлова. – М.: Гном, 2001. – 126 с.

7. УткинП.И. Народныехудожественныепромыслы/ П.И. Уткин, Н.С. Королёва. – М.: Высшая школа, 1992. – 160 с.

 

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЛЕДЖА

 

Пискунов П.В., Саранцева С.Н., Арифулина Р.У.

ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы антитеррористической защищенности образовательных организаций. Проанализирована тенденция совершения террористических актов в России. Исследованы нормативные акты, обеспечивающие безопасность обучающихся в процессе образовательной деятельности. Рассмотрены основные формы и методы реализации безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций.

Ключевые слова: антитеррористическая защищенность, образовательная организация, противодействие терроризму, профилактические мероприятия.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!