Кое-кто говорит, что Маулид в исламскую культуру внесли тюрки. Действительно ли это так? Праздновали ли Маулид казахи?



 

Нельзя категорично утверждать о том, что в исламской культуре праздник Маулид был введен тюрками.

Двустишье о почитаемом всем человечеством (с.а.в.) было написано его сподвижником, поэтом по имени Хасаном ибн Сабитом еще при жизни Пророка Мухаммеда (с.а.в.) Если бы чтение Маулида – сказания в стихах – противоречило бы основам религии, тогда Посланник Всевышнего (с.а.в.) запрещал бы писать о себе стихи. Что же касается истории праздника Маулид, то необходимо сказать о том, что по инициативе одного из сельжукских амиров Музаферудина Кокбори данный праздник стал официальным, всенародным праздником.

Музаферудин Кокбори был выходцем из племени Ербиль Селжукских тюрков. Он принадлежал знатному семейству Байтик и был бием племени Ербиль. Кроме того, он был зятем султана Айубидского государства Салахаддина. М.Кокбори был искренне верующим мусульманином, он очень любил Посланника Аллаха (с.а.в.). Во времена правления М.Кокбори впервые в истории государственного управления тюрков имя Посланника Всевышнего (с.а.в.) было признано государственным символом.

Празднованию праздника Маулид уделялось особое внимание во времена Османской империи. В течение шести веков Османское государство, являющееся религиозным государством воспринимала праздник Маулид как символ особого почитания Пророка (с.а.в.). Из исторических данных нам известен о том, что день рождения Пророка (с.а.в.) особо праздновался в мечети Султана Ахмета в Стамбуле падишахом, шейхисламом, визирями, амирами, известными учеными и людьми благородного, знатного происхождения, а также народными массами. То есть, одним словом, во времена Османской империи праздник Маулид был возведен в ранг государственного праздника.

Когда мы были детьми, каждый год в месяц рабигул-аууаль в старой мечети нашей деревни собирались местные старцы и читали «Маулид». Когда я повзрослел, то понял, что старцы исполняли песню, исполняемую во время праздника «Маулид» - произведение Шади Жангирулы «Сияри-Наби». Исходя из того, что песню, исполняемую во время праздника «Маулит» написал и наши предки, можно говорить о том, что данный праздник отмечается в казахской степи испоконь веков.

 

М.Исахан

 

 

Правильно ли утверждать, что «казахская культура – традиционное религиозное познание казахского народа»? Можно ли рассматривать культуру и религиозное познание как единое целое?

По сравнению с религией понятие «культура» более обширное, так как оно охватывает многие отрасли духовной и материальной культуры. С этой точки зрения религия рассматривается как составная часть духовной культуры.

В свою очередь и «религия» понятие широкое. Потому что религия является не только системой веры, религия – это моральные нормы, образ жизни, этика взаимоотношений, система духовных правил отделяющих добро от зла, дозволенное от запретного. То есть религия – феномен духовной культуры, одна из ее основ, она намного богаче, важнее и влиятельнее любого другого общественного феномена. В связи с этим религия служит основой духовных факторов, составляющих культуру всех обществ.

Следует рассматривать с этой позиции и традиционное религиозное верование казахского народа. Основы веры каждой религии являются общими для всех принявших ее народов. А религиозное познание формируется согласно жизненному опыту народа, особенностям мировоззрения и мировосприятия и традиционным ценностям. В этих особенностях могут быть отражены и формы быта народа до принятия данной религии. Со времен распространения ислама в казахской степи, формировавшееся на протяжении веков, развивающееся в русле данной религии, традиционное религиозное познание казахского народа стало основой нашей духовной культуры. Поэтому все отрасли нашей духовной культуры – система мышления, обычаи, традиции, искусство (искусство слова, музыкальное искусство) непосредственно развивались, укреплялись и питались с помощью традиционного религиозного познания.

То есть, связь религиозного познания и культуры имеет обоюдное воздействие: религиозное познание внедряясь в культуру в качестве ее составляющего элемента и впитывает в себя все ее особенности. В итоге выступает решающим фактором влияния на культуру способствующим дальнейшему развитию культуры и национального миропознания. Поэтому необходимо оценивать взаимосвязь культуры и традиционного религиозного познания через призму времени.

А.Абдирасилкызы

 

Сведения об авторах

 

 

Абдирасилкызы Айнур – советник Председателя Агентства Республики Казахстан по делам религий, кандидат филологических наук, магистр по арабской литературе (корановедению), востоковед, тюрколог.

 

Адильбаев Алау Шайкимович – доцент Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак», заведующий кафедры «Религиоведение», исламовед-теолог, доктор PhD, член Совета ученых при Духовном управлении мусульман Казахстана.

 

Мукан Исахан – докторант Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак», правовед, специалист по шариату.

 



ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!